Москвин, Иван Михайлович

Материал из «Знание.Вики»
Иван Москвин
Портрет
Дата рождения 6 (18) июня 1874
Место рождения Москва, Российская империя
Место смерти Москва, СССР
Профессия актёр, театральный режиссёр, чтец
Годы активности 1895—1946
Театр Театр Корша,
Ярославский театр,
МХАТ имени М. Горького
Награды

Ива́н Миха́йлович Москви́н (6 (18) июня 1874, Москва16 февраля 1946, там же) — русский и советский актёр, театральный режиссёр, мастер художественного слова. Народный артист СССР (1936).

Одни из основателей Московского Художественного театра и его директор с 1943 по 1946 год[1]. Депутат Верховного Совета СССР первого созыва[2]. Дважды кавалер ордена Ленина и лауреат двух Сталинских премий первой степени (1943, 1946).

Биография

Происхождение

Родился 6 [18] июня 1874 в Москве в семье часовщика Михаила Алексеевича и его жены Дарьи Павловны Москвиных. Был старшим братом народного артиста СССР Михаила Москвина. Впоследствии взявшего себе сценический псевдоним «Тарханов», чтобы не жить в тени старшего брата, который быстро стал знаменитым актёром[3][4].

Творчество

Иван Москвин в начале XX века

С детства Иван был увлечён театром и с четырнадцати лет участвовал в домашних спектаклях. В 1890 году Москвин окончил Московское городское училище и через три года поступил в в драматический класс Музыкально-драматического училища при Московском филармоническом обществе, где занимался под руководством Владимира Немировича-Данченко. Среди ролей на выпускных экзаменах были ждущий смерти доктор Ранк из «Кукольного дома» по пьесе Генрика Ибсена и дурашливый паренек из Замоскворечья Елеся в комедии «Не было ни гроша, да вдруг алтын» Александра Островского[1].

В 1896 году по окончании училища Москвин был приглашён играть небольшие роли в гастрольной поездке с заслуженной артисткой Императорских театров Гликерией Федотовой. В сентябре 1896 года вступил в антрепризу 3инаиды Малиновской в Ярославле, где за один сезон сыграл семьдесят семь ролей на сцене Ярославского театра, большей частью водевильных и комических, в том числе учителя Медведенко в «Чайке»[1]. [[[Файл:Moskvin, Stanislavsky, Chaliapin, Kachaloc, Sorine 1923.jpg|мини|Фотография-портрет Арнольда Генте группы русских художников: актёра Ивана Москвина, актёра и театрального режиссера Константина Станиславского, оперного певца Фёдора Шаляпина, актера Василия Качалова и художника Савелия Сорина]] В сезоне 1897—1898 годов служил в Театре Корша в Москве. Играл в фарсах, водевилях, современных комедиях, а также в классических постановках. Среди ролей были Бобчинский в «Ревизоре», Загорецкий в «Горе от ума», Милонов в «Лесе». В 1898 году Владимир Немирович-Данченко пригласил его в только что организованный Московский Художественный театр, где он играл главную роль в спектакле «Царь Фёдор Иоаннович», которым 14 октября 1898 года и открылся новый театр[1][5]. Органическое понимание исторического характера, глубинная сердечность сочетались у Москвина с новизной актёрской техники, с точностью „зерна“ и задачи роли, с возбудимостью аффективных чувств, с даром коротких мазков, создававших подвижность и взволнованную вибрацию. Премьера „Царя Федора Иоанновича“ сделала Москвина знаменитым. Эту роль он сыграл около шестисот раз на протяжении сорока пяти лет[1]. Из за этого Константин Станиславский в шутку называл его «кормильцем театра»[6].

Среди лучших ролей Москвина, помимо царя Фёдора был Лука в спектакле «На дне», Епиходов в «Вишнёвом саде», Загорецкий в «Горе от ума», Голутвин в «На всякого мудреца довольно простоты», Снегирёв в «Братьях Карамазовых» и Фёдор Протасов в «Живом трупе», Прокофий Пазухин в спектакле «Смерть Пазухина» и Фома Опискин в «Селе Степанчиково». Москвин привносил в театр природное знание национальных типов и их резких крайностей; он подчас изумлял своими героями и всегда умел засвидетельствовать их достоверность. Обладая огромным запасом жизненных впечатлений, он был свободен в сценическом претворении их — трагикомическом, юмористическом, трагедийном и проникновенно психологичном. Он равно разгадывал души униженных и оскорбленных и души унижающих и оскорбляющих; заставлял волноваться не только внутренней жизнью царя Федора с его стремлением «всех согласить, все сгладить», вернуть миру гармонию, но и внутренней жизнью глупого конторщика Епиходова и паяца-властолюбца Опискина. Как артист Москвин жил неистребимым любопытством к людям и ощущением их ценности, этими чертами он наделил странника Луку в «На дне» и за свое понимание спорил с Максимом Горьким. Взятое из гущи жизни обретало у него театральную увлекательность: знаток быта, он сгущал его и сообщал ему масштабность; владея всем богатством русских интонаций, он строил характер, играя речевыми изгибами, переменами звуковой окраски и темпа[1][5].

После Октябрьской революции Москвин сохранил свои лучшие роли, но к ним добавились Пугачёв в «Пугачёвщине» Константина Тренева, Хлынов в «Горячем сердце», Ноздрев в «Мёртвых душах», в «Унтиловске» Леонида Леонова. В 1944 году проникновенно сыграл Фрол Федулыча в «Последней жертве» вместе с Аллой Тарасовой[1][5].

Москвин участвовал как режиссёр в постановке спектаклей, в том числе «Синяя птица», 1908; «Ревизор», 1908; «Месяц в деревне», 1909; «Смерть Пазухина», 1914; «Три толстяка» Олеши, 1930. Так же Снимался в кино. 15 ноября 1934 года был приглашён поучаствовать в первой в Советском Союзе телевизионной программе. Москвин пользовался известностью как чтец, прежде всего как исполнитель Антона Чехова[1][5].

Могила И. М. Москвина
на Новодевичьем кладбище

В 1936 году стал одним из первых актёров, удостоенных звания народный артист СССР.

В 1943 году после смерти Немировича-Данченко стал директором Московского Художественного театра и занимал этот пост до конца жизни[1][5]. В этом же году за многолетние выдающиеся достижения в области искусства и литературы был удостоен Сталинской премии первой степени[7].

В 1946 году за исполнение роли Фрола Федулыча Прибыткова в спектакле «Последняя жертва» А. Н. Островского Москвин был удостоен своей второй Сталинской премии первой степени[8].

Скончался 16 февраля 1946 года в Москве. Похоронен 19 февраля на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Семья

Иван Москвин был женат дважды:

  • Первая жена — Любовь Васильевна Гельцер (1878—1955), актриса.
    • Сын Владимир (1904—1958), актёр и педагог
    • Сын Фёдор (1906—1941), лётчик, погиб под Москвой.
  • Вторая жена — Алла Тарасова (1898—1973), актриса театра и кино, педагог

Общественная деятельность

12 декабря 1937 года Иван Москвин был избран депутатом Верховного Совета СССР первого созыва[2]

Творчество

Театральные роли

Театральные постановки

Фильмография

Награды

Звания
Премии

Память

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Иван Михайлович Москвин. Московский художественный театр. Дата обращения: 22 сентября 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 278. — 640 с.
  3. Михаил Михайлович Тарханов. Московский Художественный театр. Дата обращения: 22 сентября 2024.
  4. Волков Н. Д. Театральные вечера. — М.: Искусство, 1966. — С. 158—159. — 476 с.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Соловьёва И. Москвин, Иван Михайлович // Театральная энциклопедия (под ред. С. С. Мокульского). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 3.
  6. Иван Москвин: «Играть до дна, отдавая всё, что есть во мне». Культура (18 июня 2009). Дата обращения: 20 сентября 2024.
  7. 7,0 7,1 Постановление СНК СССР «О присуждении Сталинских премий за выдающиеся работы в области искусства и литературы за 1942 год» (опубликовано в газете «Известия» 20 марта 1943 года)
  8. 8,0 8,1 Постановление СНК СССР «О присуждении Сталинских премий за выдающиеся работы в области искусства и литературы за 1945 год» (опубликовано в газете «Правда» 27 июня 1946 года)
  9. 9,0 9,1 И. М. Москвин. Статьи и материалы. Под редакцией И. Крути. М.: Всероссийское театральное общество, 1948, 382 с.
  10. Театральная Энциклопедия. драма опера балет оперетта цирк эстрада драматург режиссёр
  11. 11,0 11,1 Большая советская энциклопедия // В 30 т. / Глав. ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 17. — С. 616
  12. Постановление СНК РСФСР от 17.03.1926 // Известия (газета). — 30 марта 1926, № 72. — с. 5.
  13. Юбилей Художественного театра // Известия (газета). — 28 октября 1923, № 247. — с. 5.
  14. Имена московских улиц: Путеводитель / под ред. Г. К. Ефремова. — Изд. 5-е, перераб. и доп. — М.: Московский рабочий, 1988. — С. 245. — 480 с. — 75 000 экз. — ISBN 5-239-00067-0.

Литература

  • Большая советская энциклопедия // В 30 т. / Глав. ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 17. — С. 616.
  • Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 278. — 640 с. — 100 000 экз.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!