Шаляпин, Фёдор Иванович

Материал из «Знание.Вики»
Фёдор Шаляпин
Фёдор Шаляпин в 1938 году
Фёдор Шаляпин в 1938 году
Полное имя Фёдор Иванович Шаляпин
Дата рождения 1 (13) февраля 1873(1873-02-13)
Место рождения Дом Лисицына-Емелина, Казань, Российская империя
Дата смерти 12 апреля 1938(1938-04-12) (65 лет)
Место смерти Париж, Третья Французская республика
Профессии певец, актёр
Певческий голос Бас
Жанры Опера
Коллективы Частная опера Зимина
Большой театр
Мариинский театр
Метрополитен Опера
Награды
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Фёдор Ива́нович Шаля́пин (1 [13] февраля 1873, Казань, Российская империя12 апреля 1938, Париж, Франция) — российский оперный и камерный певец, певческий голос — высокий бас. В разные периоды карьеры он солировал в Большом и Мариинском театрах, также выступал в Метрополитен Опера. Первый человек, получивший звание народного артиста Республики в 1918 году (лишён в 1927 году, звание восстановлено в 1991 году). В разные годы помимо вокала занимался изобразительными искусствами (живопись, графика, скульптура), а также снимался в кино.

Биография

Фёдор Иванович Шаляпин родился 1 [13] февраля 1873 года в Казани. Семья жила в Суконной слободе и мальчика отдали на обучение в частную начальную школу Ведерниковой; однако, за поцелуи с одноклассницей, он был из школы исключён. Тогда отец устроил сына в приходское училище, но в скором времени тот поступил в ремесленное училище в Арске. Долго проучиться ему не удалось, так как учение давалось Шаляпину плохо, да и к тому времени мать мальчика заболела и он был вынужден вернуться в Суконную слободу. 12-летний Фёдор был отдан отцом «в ученье»: мальчик трудился подмастерьем у токаря, сапожника и резчика по дереву, а в 1887 году, когда Шаляпин выучился грамоте, отец пристроил его на должность писаря в городскую управу, где и сам работал. с жалованием 10 рублей в месяц[1][2][3][4][5].

В свободное от работы время Фёдор пел в архиерейском хоре, куда его привёл сосед семьи Щербинин, занимавший должность церковного регента. Поначалу он выступал бесплатно, но через несколько месяцев стал получать 1,5 рубля жалованья в месяц. Вдобавок Щербинин обучил мальчика нотной грамоте. В 1889 году Шаляпин поступил в драматическую труппу Серебрякова, где сначала выступал на роли статиста. Актёрский дебют Фёдора Шаляпина случился 17 [29] марта 1890 года, когда тот исполнил партию Зарецкого в опере Петра Чайковского «Евгений Онегин» на сцене Казанского общества любителей искусства. Уже к концу того же, 1890 года отец Шаляпина потерял работу в управе, а новую найти не смог, так что семья решила переезжать в Астрахань. Фёдор с решением родителей не согласился, тем более, что те не поддерживали его увлечение театром, а отец часто бил парня; так что почти сразу после переезда тот отправился в Уфу, где поступил в хор труппы Семёнова-Самарского[1][2][3][4][5].

Достаточно скоро 17-летнему Фёдору Шаляпину предоставилась возможность показать себя в качестве солиста: действующий солист заболел и Фёдор предложил себя на замену, спев ведущую партию в опере «Галька» Станислава Монюшко. Впоследствии ему давали небольшие оперные партии. Шаляпин выступал в Уфе, пока в город не приехала труппа бродячего театра Дергача из Малороссии. Он отказался от тогда же предложенного ему места в уфимской управе и отправился в странствие вместе с труппой. Фёдор Шаляпин гастролировал по обширной территории, меняя труппы, бывал в Поволжье, на Урале, в Средней Азии, Украине и Закавказье. В 1892 году странствия привели его в Тифлис, где после того как очередная труппа разорилась он устроился работать писарем в управление Закавказской железной дороги, голодал. Ему удалось договориться с казанской антрепризой Перовского, он даже получил подъёмные и должен уже был выехать из города, но узнал, что в Тифлисе даёт уроки вокала известный оперный тенор Дмитрий Усатов и решил попробовать обучатсья у него[1][2][3][4][5].

Несмотря на бедную, истрёпанную одежду Шаляпину удалось впечатлить певца своим голосом и тот согласился обучать Фёдора бесплатно, а также предложил помочь устроиться материально. Обучался Шаляпин у Усатова год, за это время педагог ввёл молодого певца в круг тифлисской интелигенции, обучил юношу манерам. При этом Усатов понял, что партии баритона не вполне подходят голосу Шаляпина и попробовал давать ему басовые партии. Шаляпин стал выступать на музыкальных вечерах, а когда Усатов стал режиссёром Тифлисского театра, 19-летний Фёдор был приглашён им в труппу с меcячным окладом в 150 рублей. Но Шаляпин мечтал о большем и, заручившись рекомендациями в 1893 году он отправился в Москву[1][4][5].

По пути артист проиграл почти все деньги и, вдобавок к этому, в Москве его встретила высокая конкуренция — необходимо было ждать начала следующего сезона. Но средств на это не было и он устроился в очередную антрепризу, которая привела его в Санкт-Петербург, в Панаевский театр. Там Шаляпин познакомился с Василием Андреевым, руководившим ансамблем народных инструментов и активно пропагандировавшим возрождение русской культуры. Андреев стал использовать певца для исполнения русских народных песен. В 1895 году Шаляпин стал довольно известен и его пригласили выступать в Мариинский театр, предложив месячный оклад в 200 рублей в первый год, 250 — во второй и 300 в третий, но с условием проведения трёх полных дебютных спектаклей в качестве испытания. Контракт был подписан Шаляпиным в его 22-й день рождения. В качестве дебюта Шаляпин спел партию Мефистофеля из оперы Фауст; выступления прошли относительно удачно и он был зачислен в труппу[1][4][5].

Ты подумай, я, подзаборный Федя, и вдруг стал артистом императорских театров!

Шаляпин в письме П. Коршу
Шаляпин в роли Ивана Грозного в постановке Римского-Корсакова «Псковитянка» в 1896 году

Первое время Шаляпину приходилось подстраиваться под репертуар Мариинского театра: он был недостаточно известен, чтобы ставить в программу произведения больше подходящие для его голоса, да и к тому же в Мариинке уже было помимо него девять артистов басового и баритонного голоса, в отличие от молодого дебютанта считавшиеся «примами». Впоследствие Шаляпин негативно отзывался о своём пребывании в этом театре: ему не понравилось, что управляли труппой не талантливые артисты, а чиновники, а первые находились в подчинённом положении. Тем не менее, в этот период он завёл немало друзей как в труппе Мариинки, так и в Александринском театре, которые делились с молодым певцом секретами сценического мастерства[1][4][5].

Летом 1896 года в Нижнем Новгороде Саввой Мамонтовым была организована Всероссийская промышленная выставка и Шаляпин получил приглашение выступать в анрепризе на мероприятии. Мамонтов оценил талант молодого певца и подобрал репертуар специально под его голос. И хотя сама антреприза прогорела, Шаляпин запомнился публике и его стали приглашать с выступлениями. За лето он спел больше, чем за театральный сезон в Мариинке. Савва Мамонтов с окончанием лета загорелся идеей создания своего частного театра и пригласил Шаляпина даже выплатив за того неустойку в 3600 рублей, предусмотренную контрактом певца с Мариинским театром. Мамонтов дал Шаляпину максимально широкие полномочия и вообще не стеснял новый коллектив в финансах, так что в скором времени в Москве сформировался «Круг Мамонтова», ориентировавшийся на творчество «Могучей Кучки». В скором времени по рекомендации Шаляпина дирижёром в коллектив пришёл Сергей Рахманинов[1][2][3][4][5].

Под патронажем Мамонтова Шаляпин получил полную творческую свободу: он по собственному желанию мог отойти от принятых канонов, если считал, что так постановка будет лучше. И такой подход приносил плоды: коллектив «Мамонтовской оперы» стал самым популярным в Москве. Критики отмечали талант Шаляпина, например, Иван Сусанин в его исполнении в опере «Жизнь за царя» был не горделивым аристократом в крестьянском полушубке, как в других театрах, а настоящим крестьянином. Декорации для постановок создавали великие русские живописцы Василий Поленов, Виктор и Апполинарий Васнецовы, Исаак Левитан, Константин Коровин, Михаил Врубель и Виктор Васнецов. Но неожиданно в 1898 году финансовая империя Саввы Мамонтова раззорилась, а сам он попал в Таганскую тюрьму. Позднее Мамонтова оправдали и он был отпущен, но банкротство более не позволяло содержать театр[1][2][3][4][5].

Шаляпин и Максим Горький в 1901 году

После распада «Круга Мамонтова» Шаляпин получил предложение перейти в Большой театр, которое тот принял. Дебют состоялся 12 [24] сентября 1899 года и вызвал фурор как в самом театре, так и в газетах: артиста вызывали не менее 30 раз и подарили ему пять лавровых и цветочных венков, а также один серебряный, вынесенный на щите с надписями «Великому артисту», «Гордости и славе русской оперы», «Шире дорогу певцу-художнику» и подобными. Это выступление ознаменовало становление звезды мирового масштаба: в следующие 15 лет Шаляпин неоднократно гастролировал по всему миру, выступал в Риме, Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Берлине и других городах, в том числе в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Попутно он пел и записывал на граммофон русские народные песни и снимался в зарождавшемся кинематографе. Разбогатев, он не сторонился и благотворительности, организовав, например, помощь семьям рабочих, пострадавших при революционных событиях 1905—1907 годов[1][2][3][4].

С началом Первой мировой войны Фёдор Шаляпин на свои средства открыл два лазарета для раненых солдат. Несмотря на то, что состояние певца было довольно велико, будучи вложенным преимущественно в акции российских предприятий после революции оно сильно уменьшилось. При этом саму революцию артист воспринял спокойно: он близко дружил с Максимом Горьким, а тот был в фаворе у новой власти. В 1917 году Шаляпин был выбран в дирекции и Большого, и Мариинского театров. С 1918 года он также руководил в Мариинском театре художественной частью и в том же году первым получил звание Народного артиста РСФСР. В 1922 году, разочаровавшись в идеалах революции Шаляпин с семьёй на пароходе «Обербургомистр Хакен», позднее вошедшем в историю как «философский пароход», выехал с семьёй на гастроли в Европу. Несмотря на то, что он сам рассматривал отъезд как временный и до конца жизни не принял никакого другого гражданства, на родину Шаляпин больше не вернулся[1][2][3][4].

В Европе семья Шаляпиных приобрела доходный дом в Париже, на верхнем этаже которого они жили сами с видом на Эйфелеву башню. Также они купили поместье на юге Франции. Дела у артиста шли хорошо: он выступал в Европе и ездил с гастролями по свету, хотя финансовый кризис конца 1920-х годов снова чуть не оставил его без средств к существованию. Продолжал он и заниматься благотворительностью, что сыграло с ним злую шутку: в 1927 году парижская газета «Возрождение» опубликовала благодарность Шаляпину за передачу 5000 франков в пользу детей эмигрантов, статья была замечена в СССР и Фёдора Шаляпина лишили звания Народного артиста[4].

К середине 1930-х годов здоровье артиста стало ухудшаться: помимо диабета, обнаруженного у Шаляпина ещё до революции, он страдал ревматизмом и заболеваниями дыхательных путей. При этом певец продолжал выступать: в 1936 году в ходе дальневосточного турне он дал 57 концертов в Китае, Маньчжоу-го и Японии, но по возвращении у него был диагностирован лейкоз. 12 апреля 1938 года Фёдор Шаляпин скончался в своём доме в Париже, в присутствии второй жены. Его похоронили в Париже, но в 1988 году сын артиста добился перезахоронения отца на Новодевичьем кладбище в Москве[1][2][3][4].

Личная жизнь

Отец певца — Иван Яковлевич Шаляпин — происходил из крестьян Вятской губернии. После крестьянской реформы Александра II он перебрался в Казань и, будучи грамотным, устроился на должность писаря в городскую управу. В конце 1890 года он потерял работу и семья Шаляпиных переехала в Астрахань[4][5].

В 1896 году Фёдор Шаляпин познакомился в антрепризе Мамонтова в Нижнем Новгороде с 22-летней итальянской балериной Иоле Ло-Прести, с 16 лет выступавшей под девичьей фамилией матери Торнаги. Шаляпин не знал итальянского, а Торнаги — русского и первое время молодые люди изъяснялись жестами. Во время одной из репетиций, Шаляпин признался девушке в любви, изменив текст арии князя Гремина в опере «Евгений Онегин». Свадьба состоялась в 1898 году в маленькой сельской церкви без гостей и положенного по традиции пышного застолья. У пары было пять детей и ради них Иола неоднократно прощала мужу измены, случавшиеся во время гастролей[1].

В 1906 году Шаляпин, будучи в браке познакомился с 24-летней вдовой владельца пивоваренных заводов Эдуарда Петцольда[6] — Марией. У той было двое детей от первого брака, а с Шаляпиным у них родилось три дочери. Отношения свои они оформили только в 1927 году и оставались в браке до самой смерти артиста[1].

Память

Памятники артисту установлены в Казани, Москве, Уфе, Кирове, Плёсе[7]; закладной камень памятника в 2022 году был установлен в Санкт-Петербурге[8], а на бывшем здании Дворянского собрания Уфы установлена мемориальная доска, посвящённая артисту[9]. Также в ознаменование вклада Шаляпина в развитие индустрии граммофонной записи, ему посвящена звезда на Аллее Славы в Голивуде[1], по этой же причине он внесён в зал славы журнала Gramophone[10].

Шаляпину посвящено 6 музеев в России:

  • Дом-музей Ф. И. Шаляпина, филиал Театрального музея, Санкт-Петербург.
  • Дом-музей Ф. И. Шаляпина в Москве.
  • Дом-музей Шаляпина в Кисловодске.
  • Музей А. М. Горького и Ф. И. Шаляпина в Казани.
  • Музей Ф. И. Шаляпина в Нижнем Новгороде.
  • Уфимское отделение Межрегионального Шаляпинского центра[11].

Именем Шаляпина названы 17 улиц, в том числе в Алма-Ате, Харькове и Рудном Костанайской области, 2 переулка и деревня в Ивановской области[12]. В СССР его именем назвали турбоход и речной теплоход. Также его имя носят Международный оперный фестиваль в Казани[13], фестиваль оперного искусства в Уфе[14], детская школа искусств в родном селе родителей певца Вожгалы и музыкальный театр в Санкт-Петербурге[15].

Киновоплощения

Литература

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 «Занавес дрогнул, и я обомлел»: биография легендарного Федора Шаляпина. РЕН-тв (13 февраля 2023). Дата обращения: 9 сентября 2023.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Федор Шаляпин. Культура.рф. Дата обращения: 9 сентября 2023.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Биография Федора Шаляпина. РИА Новости (29 февраля 2020). Дата обращения: 9 сентября 2023.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 Олтаржевский Г. Великий голос России. Известия (13 февраля 2018). Дата обращения: 9 сентября 2023.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 5,8 ЭСБЕ, 1908, с. 118.
  6. Эдуард Петцольд. Или Артур Петцольд?
  7. В Плёсе открыли памятник Федору Шаляпину. ТАСС (14 сентября 2020). Дата обращения: 10 сентября 2023.
  8. Седов Д. Под знаменем Шаляпина. Где появится памятник известному певцу? // Санкт-Петербургские ведомости. — 2022. — 28 сентября.
  9. Фёдор Шаляпин: Успех в Уфе окончательно укрепил моё решение посвятить себя театру. Башинформ (3 марта 2020). Дата обращения: 10 сентября 2023.
  10. Gramophone Hall of Fame (англ.). Gramophone. Дата обращения: 10 сентября 2023.
  11. В Уфе открыли экспозиционный зал Уфимского отделения межрегионального Шаляпинского центра. Уфа-сити. Дата обращения: 10 сентября 2023.
  12. Федеральная информационная адресная система. ФИАС. Дата обращения: 10 сентября 2023. Архивировано 21 апреля 2015 года.
  13. Международный оперный фестиваль имени Фёдора Ивановича Шаляпина (недоступная ссылка). kazan-opera.ru. Дата обращения: 10 сентября 2023. Архивировано 14 мая 2017 года.
  14. Шаляпинские вечера в Уфе. bashopera.ru. Дата обращения: 10 сентября 2023.
  15. «Мюзик-Холл» переименован в Музыкальный театр имени Шаляпина. ClassicalMusicNews.Ru (10 марта 2023). Дата обращения: 10 сентября 2023.

Ссылки