Кинематограф

Материал из «Знание.Вики»
Перейти к навигации Перейти к поиску
300 px
Сеанс кинематографа. Париж, 1895 год

Кинематограф — технические средства и методы, которые используются при съёмке кино и демонстрации кинофильмов[1].

История

Немецкий физик Иоганн Генрих Шульце в первой половине XVIII века проводил эксперименты по приготовлению светящегося вещества, в результате чего смешал азотную кислоту с мелом. В азотной кислоте содержалось растворенное серебро. Учёный определил, что при попадании солнечного света на белую смесь она становится тёмной, в то время как смесь, которая не была затронута солнечными лучами, сохраняет свой прежний цвет. Впоследствии, этот эксперимент оказал влияние на то, что в будущем будет изобретена фотография.

Камера обскура и фотография послужили основой для появления киносъемочного аппарата.

28 декабря 1895 года в Париже в кафе Гранд-кафе на бульваре Капуцинов состоялся первый публичный кинопоказ. Пришедшим зрителям демонстрировали кадры с приближением поезда, и многие зрители убегали со своих мест, так как кадры были слишком реалистичны. Фильм длился примерно 50 секунд, на это было потрачено около 17 метров плёнки. Первые минифильмы носили драматический характер, съемка проходила на общем плане. Со временем длина фильма увеличилась до 15-20 минут, а камера могла вмещать 200 и 300 метров плёнки. Съемочное оборудование совершенствовалось, хронометраж фильма увеличился.

Фильмы братьев Люмьер, созданные в 1895—1905 годах, демонстрируют прием «проезд», хотя в то время он носил название «панорама». Камеру устанавливали в вагоне поезда, который въезжал в Лион и следовал на вокзал Пэраж. Была снята вертикальная панорама, когда камеру устанавливали на лифте Эйфелевой башни, откуда открывался вид на Париж. Эти кадры также были продемонстрированы 28 декабря 1895 года[2].

Операторы братьев Люмьер снимали свои материалы на оживленных улицах, потому что там постоянно происходило какое-то движение или действия. Позже братьями Люмьер был открыт «крупный план» — Луи Люмьер снимал свою племянницу и кошку, а камера была расположена максимально близко от девочки и животного и можно было разглядеть их черты лица[2].

Через несколько месяцев после первого показа в Париже, В. И. Ребриков обратился в Министерство Императорского двора в Санкт-Петербурге для того, чтобы получить разрешение осуществить киносъемку торжеств, посвященных коронации императора Николая II. А в начале мая 1896 года в открытом театре сада «Аквариум» был показан первый фильм в Российской империи[3].

Первая игровая лента называлась «Понизовая вольница» и была снята в 1908 году. Автором ленты стал фотограф Александр Дранков, который создавал кинохронику с членами императорской семьи, снимал Льва Толстого, создавал кинорекламу. Благодаря Николаю Экку у российского кинематографа появился цвет и звук. В 1931 году он снял фильм «Путёвка в жизнь», а в 1936 году — «Груню Корнакову»[4].

Еще до революции 1917 года стала развиваться российская анимация. В 1924 году вышел мультфильм «Советские игрушки» Дзиги Вертова. Мультипликацией занималась Ольга Ходатаева, Иван Иванов-Вано, сестры Брумберг[4].

Фильм «Летят журавли» Михаила Калатозова принес России победу на Каннском кинофестивале. «Война и мир» Сергея Бондарчука получила «Оскар»[4]. Сергей Бондарчук работал над фильмом шесть лет. Чтобы воссоздать атмосферу первого бала Наташи Ростовой, оператору Анатолию Петрицкому пришлось снимать фильм, встав на ролики[5].

Фильм «Москва слезам не верит» в 1980 году посмотрело около 90 миллионов человек[5].

Впервые термин «кинематограф» стал общеизвестным во французском варианте «синематограф». Так называли аппарат, который был нужен для съемки объектов в движении и для того, чтобы проецировать снимки, которые получились, на экран[1].

Примечания

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!