Мамонтов, Савва Иванович

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Савва Мамонтов
Портрет С. И. Мамонтова. 1896 Холст, масло, автор — Андерс ЦорнПортрет С. И. Мамонтова. 1896
Холст, масло, автор — Андерс Цорн
Дата рождения 2 (14) октября 1841(1841-10-14)
Место рождения Ялуторовск, Ялуторовский уезд, Тобольская губерния, Российская империя (ныне Тюменская область)
Дата смерти 6 апреля 1918(1918-04-06) (76 лет)
Место смерти Абрамцево, Дмитровский уезд, Московская губерния[1], РСФСР
Гражданство  Российская империя
 РСФСР
Род деятельности Предприниматель, меценат, коллекционер искусства
Награды и премии

Орден Святого Владимира 4-й степени

Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Сáвва Ивáнович Мáмонтов (2 [14] октября 1841, город Ялуторовск, Тобольской губернии[2] — 6 апреля 1918, Абрамцево, Дмитровский уезд, Московской губернии[3]) — крупный промышленник, меценат, основатель первой «Русской частной оперы», владелец усадьбы Абрамцево, которая была крупнейшим художественным центром Москвы на рубеже XIXXX веков. Современники называли Мамонтова Савва Великолепный.

Семья Мамонтовых

Отец Саввы, Иван Фёдорович Мамонтов, был крупным акционером, основал Закаспийское торговое общество, приобрел акции Московско-Курской железной дороги, участвовал в строительстве Московско-Ярославской железной дороги.

Мать, Мария Тихоновна Лахтина, умерла, когда Савве было 11 лет.

Семья Мамонтовых жила богато: арендовала роскошный особняк, устраивала приёмы, балы.

Из шестерых детей Мамонтовых непоседливый Савва, третий по старшинству, учился не в полную силу. В августе 1854 года он вместе с двоюродными братьями был зачислен в Институт Корпуса горных инженеров, но успехами в учёбе не отличался. В 1861 году поступил в Императорский Санкт-Петербургский университет, впоследствии перевелся в Москву. Юристом он не стал, зато любил театральные студии и политические кружки. Летом 1862 года отец отправил сына в Баку, так как Савву подозревали в революционной деятельности.

В конце 1863 года вернулся в Москву, но вскоре отправился в Милан, чтобы поправить здоровье. Там Мамонтов начал брать уроки оперного вокала, репетировал басовые партии в миланском театре — правда, на профессиональной сцене так ни разу и не выступил. Кроме того Савва Иванович лепил скульптуры, писал стихи, либретто к оперным постановкам[3].

В 1872 году, после смерти отца, по рекомендации Фёдора Васильевича Чижова Савва занял пост директора общества Московско-Ярославской железной дороги.

Усадьба Абрамцево

В Италии Савва Мамонтов познакомился с 17- летней Елизаветой Григорьевной Сапожниковой, дочерью известных текстильных фабрикантов. Они обвенчались 24 апреля 1865 года в церкви Преподобного Сергия Радонежского в усадьбе Мамонтовых в Кирееве по Николаевской железной дороге (сейчас это район Химок). А спустя пять лет купили Абрамцево — подмосковное имение писателя-славянофила Сергея Аксакова.

Девочка с персиками. Портрет В. С. Мамонтовой

У Мамонтовых было пятеро детей: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера, Александра. Все они получили хорошее образование. Сергей получил образование в Николаевском военном училище, Андрей — в Училище живописи, ваяния и зодчества, Всеволод — в Московском университете. У всех детей было блестящее домашнее образование: каждый знал несколько языков, они много читали, музицировали, рисовали, писали стихи, упражнялись в гимнастике, фехтовании[4].

Абрамцево стало местом паломничества художников. В имении регулярно гостили Илья Репин, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Василий Поленов, Василий Суриков, Михаил Нестеров, Константин Коровин, Михаил Врубель, Валентин Серов.

В 1887 году в усадьбе Абрамцево Валентин Серов на картине «Девочка с персиками» изобразил дочь Саввы Мамонтова Веру, которой на тот момент было 11 лет.

Автор подарил работу Елизавете Мамонтовой и картина довольно долго находилась в имении. Сейчас там размещена её копия[5].

Меценатство

Усадьба Абрамцево стала центром культурной жизни России в конце ХlХ века. Здесь собирался «мамонтовский кружок», куда входили известные русские художники, театральные режиссёры, музыканты, скульпторы и архитекторы. При поддержке Саввы Мамонтова были созданы мастерские, где художники возрождали забытые традиции народных промыслов и ремесел. В 1885 году на свои средства меценат организовал на сцене театра Солодовникова первую в России частную оперу. Этот театр вошел в историю как «Мамонтовская опера». Дирижёром в театре служил Сергей Рахманинов. Над декорациями и костюмами для театра работали лучшие художники: Врубель, Поленов, Васнецов, Коровин[3].

Савва Иванович помог создать Музей изящных искусств (сегодня — Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина)[6].

Многим художникам Мамонтов оказывал существенную поддержку, в том числе и финансовую[7].

Промышленная империя Мамонтова

Железные дороги играли исключительную роль в российской экономике ХlХ века. В то время правительство стремилось передать дороги в частные руки. В 1869 году, после смерти отца, Савва продлил железную дорогу от Ярославля до Костромы. Русский промышленник С. И. Мамонтов в 1875 году выиграл торги и стал обладателем концессии на строительство Донецкой каменноугольной железной дороги[8]. В то время Донбасс ещё не был крупным промышленным центром. Многие сомневались в рентабельности мероприятия, называли Мамонтова авантюристом. Однако проект был успешно доведен до конца.

Картина Виктора Васнецова «Три царевны подземного царства»

Согласно справке Центрального государственного исторического архива СССР от 21 мая 1978 года С. И. Мамонтовым в 1880 году было основано «одно из древнейших железнодорожных училищ» (сегодня это Луганский колледж строительства, экономики и права)[9].

В 1880 году Савва Иванович заказал Виктору Васнецову картину «Три царевны подземного царства» для того, чтобы украсить кабинет правления нового предприятия — акционерное общество «Донецкая каменноугольная железная дорога». Васнецов написал кроме этой картины ещё «Ковер-самолет» и «Битва скифов со славянами», но Правление железной дороги сочло сюжеты недостаточно серьёзными для деловой обстановки крупной компании, и картины не приняли[10].

В 1882 году Донецкую железную дорогу довели до Мариуполя, и донецкий уголь стал поступать к морю. В 1897 году Мамонтов продлил костромскую дорогу до Архангельска. В его планах было начать строительство дороги Петербург — Вятка, а также железнодорожной ветки от Томска до Ташкента[3].

Последние годы жизни

В сентябре 1899 года Савва Мамонтов был арестован. Пока промышленника держали в заключении, его предприятия и недвижимость распродали за бесценок. Мастера культуры хлопотали за Мамонтова. Валентин Серов лично уговорил Николая II выпустить Мамонтова под домашний арест. Василий Суриков и Василий Поленов наняли для него лучшего адвоката по уголовным делам — Фёдора Плевако. Деньга на «выкуп» Мамонтова собирали и железнодорожные рабочие. Из зала суда Мамонтов вышел свободным, но разоренным. Железные дороги отошли к казне, особняк со всеми произведениями искусства был продан. Частная опера смогла просуществовать ещё два года. Магнат превратился в частное лицо.

Остаток жизни Савва Иванович провел в Абрамцеве и в небольшом домике у Бутырской заставы, где имел маленький гончарный завод, на котором иногда сам работал у станка. Скончался создатель Северной железной дороги, коллекционер, меценат и крупнейший промышленник 6 апреля 1918 года и был похоронен в своем имении[7].

Примечания

  1. Ныне Сергиево-Посадский район, Московская область.
  2. Юлия Острогожская. Савва Мамонтов. Яркая жизнь с печальным финалом одного из самых известных меценатов России. ТАСС (15 октября 2021). Дата обращения: 25 марта 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Савва Мамонтов. Культура.РФ. Дата обращения: 25 марта 2024.
  4. Елена Митрофанова. Её жизнь была прекрасным подвигом // Хотьково - Абрамцево - Культурная столица Подмосковья : сайт. — 2015. — 15 декабря.
  5. Как сложилась судьба знаменитой девочки с персиками // Культура : Газета, сайт. — 2021. — 21 сентября.
  6. Снежана Мартынова. 5 русских меценатов // Культура.РФ : сайт.
  7. 7,0 7,1 Анатолий Безнощенко. С. Мамонтов - Савва великолепный // Проза.ру : сайт. — 2018.
  8. Татьяна Третьякова. Страницы истории: Донецкая железная дорога – «железка», давшая жизнь Донбассу // Вестник Харцызска : газета, сайт. — 2018. — 21 декабря.
  9. Бугаева И.А., Иванова Т.А., Короп И.М., Москалева С.Ю., Мороз О.И., Мысник К.В., Пустовойтова О.В., Огаркова Л.П., Сытник М.В., Титаренко Н.А., Харченко Е.Н., Худякова В.К., Шийко Н.В., Шуст О.А. Не забывая прошлое, мы творим настоящее во имя будущего / Под общей редакцией Л.П.Огарковой. — Луганск, 2021. — С. 5. — 290 с.
  10. Картина в деталях: «Три царевны» Виктора Васнецова // Культура.РФ : сайт.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!