Суриков, Василий Иванович

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Василий Иванович Суриков
Портрет
Дата рождения 12 (24) января 1848
Место рождения Красноярск, Российская империя
Дата смерти 6 (19) марта 1916
Место смерти Москва, Российская империя
Подданство Российская империя
Жанр историческая сцена, портрет
Учёба Императорская Академия художеств (1875)
Звания

академик ИАХ (1895)

действительный член ИАХ (1893)

Василий Иванович Суриков — (12 (24) января 1848, Красноярск, Енисейская губерния — 6 (19) марта 1916, Москва) — русский живописец, мастер масштабных исторических полотен, академик и действительный член Императорской Академии художеств.

Биография

Василий Суриков родился в январе 1848 года в Красноярске, его предки в XVI веке пришли в Сибирь с Дона с атаманом Ермаком. Он гордился своим происхождением, говорил: «Со всех сторон я природный казак… Мое казачество более чем 200-летнее». Рисовать начал рано, сперва «на стульях сафьяновых рисовал — пачкал», а в возрасте шести лет скопировал с гравюры изображение Петра Великого. Его мундир юный художник раскрасил синькой, а отвороты — брусникой[1].

В 1858 году Василий Суриков поступил в уездное училище, где познакомился со своим первым учителем рисования Николаем Гребневым. После окончания училища продолжать свое обучение он не мог — после смерти отца у семьи не хватало денег. Юноша устроился канцелярским писцом в Енисейское общее губернское управление, об этом времени он вспоминал: «Очень я по искусству тосковал». Помог случай: его рисунки увидел енисейский губернатор Павел Замятин, он захотел поддержать юношу. Замятин нашел ему мецената — золотопромышленника Петра Кузнецова, который оплатил обучение Сурикова в Академии художеств[1].

В середине декабря 1868 года Суриков отправился из Красноярска в Санкт-Петербург. Он ехал с обозом Кузнецова, поэтому дорога заняла два месяца. Будущий художник был не готов поступать в Академию, поэтому несколько месяцев занимался в школе Общества поощрения художников. В августе 1869 года его приняли в Академию вольнослушателем, а через год зачислили в класс к Павлу Чистякову. В Академии Сурикова прозвали «композитором»: в своих работах он считал главным композицию. За годы обучения Суриков получил несколько денежных премий и четыре серебряные медали[1].

Первой его самостоятельной работой в академии стала картина «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» — позже ее приобрел для своей коллекции меценат Кузнецов. Полотно «Милосердный самаритянин» Суриков написал в подарок Кузнецову — за эту работу ему присудили Малую золотую медаль. В ноябре 1875 года Василий Суриков окончил Академию художеств и получил звание классного художника первой степени[1].

Начало творческого пути

Окончательно же определились основы мировосприятия Сурикова, его художественные устремления, когда он, окончив Академию художеств с золотой медалью, переехал в 1878 году в Москву. Здесь, попав в атмосферу всеобщего увлечения отечественной историей, вопрошая, по его воспоминаниям, даже старые московские стены («вы видели, вы слышали!»), художник приступил к созданию своих главных работ, первой из которых стала показанная на IX передвижной выставке картина «Утро стрелецкой казни» (1881). В ней уже в полную меру проявилось уникальное дарование Сурикова — художника «шекспировских» страстей, живописца-симфониста, способного воплотить на холсте не только облик, но и самый дух, «основные энергии» исторических событий[2].

Первой большой работой художника Сурикова по завершении обучения стала не картина, а фрески в храме Христа Спасителя. Это же позволило ему найти свое место в географическом смысле — Суриков остался в Москве, этот город был ему по-настоящему близок, здесь написаны самые знаменитые картины художника. Здесь он нашел свою единственную любовь: жена Елизавета Шаре. Преждевременная смерть жены стала для Сурикова настоящей трагедией, два года он не брал в руки кисть, и лишь в поездка в родной Красноярск подарила утраченное вдохновение[3].

Большое влияние на творчество Сурикова оказала музыка — как в прямом, так и в переносном смысле. Еще в Академии ему дали очень музыкальное прозвище — «композитор», за мастерские композиции картин. Суриков очень любил оперу, играл на гитаре. Среди немногочисленных портретов, созданных художником — портреты его друга и учителя музыки, гитариста Федора Пелецкого[3].

Вернувшись в Москву, Суриков продолжал активно работать. В 1881 году он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. В рамках сотрудничества с «передвижниками» Суриков демонстрировал на выставках Товарищества свои знаменитые картины, в частности полотно «Меншиков в Березове», которое приобрел Павел Третьяков для своей коллекции. На вырученные деньги Суриков наконец-то посетил Европу, побывал в музеях Италии и Франции, Германии и Австрии[3].

Несколько лет спустя при непосредственном участии Василия Сурикова в его любимом Красноярске была открыта школа рисования. Здесь, в городе своей юности, он написал несколько работ, запечатлевших достопримечательности Красноярска и прекрасного Енисея[3].

В 1893 году труды Василия Сурикова были высоко оценены художественным сообществом — он стал действительным членом петербургской Академии художеств. В 1907 году Суриков оставил «передвижников» и вошел в ряды Союза русских художников[3].

Особенности творчества художника

Полифоническая, всегда тщательно выверенная композиция; виртуозное умение писать скопление народа, при этом каждый персонаж индивидуален; тонкое чувство цвета и продуманная колористика картин; обращение к русской истории, воссоздание исторических ситуаций[3].

Важнейшие картины

Картина «Утро стрелецкой казни»

Утро стрелецкой казни

После окончания Академии художеств Василий Суриков поселился в Москве и с восторгом гулял по его улочкам, рассматривал дома, храмы, прохожих… Во время одной из таких прогулок вблизи Кремля в его воображении внезапно так отчетливо представилась казнь стрельцов, что этот образ больше уже не мог выйти из его головы. Хотя реальные казни проходили в 1689 году, то есть за два века до этого, Суриков словно бы вместе со стрельцами переживал их. Он так погрузился в изучение истории стрельцов, что каждую ночь ему снились казни, он переживал сильный страх и с облегчением просыпался по утрам[4].

Возможно, именно эта глубина и помогла ему передать в картине столь глубокие эмоции, что зрители приходили в ужас от увиденного, хотя там не было крови или покойников. Интересно, что по совету Репина Суриков даже попытался нарисовать мелом на холсте покойника, но зашедшая в мастерскую нянька при виде такого обновления лишилась чувств. Чтобы не травмировать лишний раз зрителя, художник даже виселицы перенес с переднего плана на задний[4].

Картина Сурикова «Боярыня Морозова»

Боярыня Морозова

В 1881 году Суриков задумал более масштабную картину «Боярыня Морозова». Сюжет для нее был навеян одноименной повестью, которую некогда в детстве ему рассказывала крестная. При работе над произведением художник придумал и тщательно проработал такое количество персонажей, что холст получился почти 6 метров в длину и более 3 метров в высоту. Такое гигантское полотно и труда требовало титанического, поэтому художник не жалел времени на поиск подходящих персонажей, образов, на изучение литературы, исторических источников и подбор каждого предмета. Чтобы передать всю напряженность его работы, стоит привести пример хотя бы с санями и посохом. Хотя Суриков виртуозно изобразил сани, зная их с детства до мельчайших подробностей, на холсте никак не создавалось ощущение движения. Художнику же нужно было, чтобы сани зрительно мчались сквозь толпу без остановки. С этой целью ему пришлось не только переписывать улицу вдали, но и до мелочей проработать колею и ее расстояние до края полотна. Работа над картиной заняла у него три года. Продолжая обдумывать сюжет, Суриков все время искал какой-то недостающей до завершенности детали. Но однажды увидел на улице богомолку с посохом и кинулся за ней с красками, прося посох. Бабушка же с испугу бросила посох, думая, что на нее хочет напасть разбойник. Этот искусно вырезанный посох он вложил в руки странника с корзиной, которого, кстати, срисовывал во многом с себя[4].

Картина Сурикова «Меньшиков в Березове»

Меншиков в Берёзово

Суриков любил изучать русскую историю, размышлять о жизни людей и много наблюдал. В минуты вдохновения или грусти воображение порой уносило его к историческим темам, особенно к тематике Петра I. Так случилось и одним дождливым днем, когда ненастье заставило художника сидеть дома. Он вдруг совершенно отчетливо представил образ Меншикова в Березове и с тех пор уже не расставался с идеей запечатлеть его на холсте[4].

Стремясь подчеркнуть бесприютность, невыносимость их нынешнего существования, Суриков сознательно нарушает перспективу, укрупняет масштабы фигур, «опускает» потолок избы. Картина потрясла И. Н. Крамского: «Если ваш Меншиков встанет, он пробьет головой потолок!» Пустота и неуютность комнаты, немногие тесно составленные на полу вещи создают ощущение, что семья Меншикова находится не в жилище, а в каком-то временном пристанище, наподобие почтовой станции на бесконечно длинном тракте, где путники ожидают лошадей, чтобы продолжить свой путь. Но жизненный путь Меншикова и его старшей дочери Марии завершится в Березове[5].

Картина Сурикова «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»

Покорение Сибири Ермаком

В 1895 году Суриков выставил на 23-й выставке передвижников грандиозное полотно «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Ее длина составила целых шесть метров, из-за чего живописцу даже пришлось переехать в более просторную квартиру. Интересно, что воссозданный в картине сюжет пришел ему в голову еще до того, как Суриков познакомился с историческими документами. Самих же воинов он прорисовывал со скрупулезностью, видя не массу людей, но характеры и судьбы[4]. Изначально оно должно было отправиться к известному коллекционеру Павлу Третьякову, который купил картину за 30 тысяч рублей. Когда же это стало известно Николаю II, император заплатил за нее гигантскую сумму в 40 тысяч рублей, так как посчитал ее достойной национального музея[4].

Картина Сурикова «Степан Разин»

Степан Разин

Еще одна известная и огромная по своим размерам картина Сурикова посвящена Степану Разину. Кропотливо трудясь над ней в течение многих лет, художник возлагал на нее большие надежды. Но вместо похвал от общественности посыпалась критика. Сурикова упрекали в бессодержательности картины, в непроработанном блеклом образе Степана Разина и многом другом. На картину не только не отреагировали должным образом, но и не купили на выставке передвижников в 1906 году в Москве. Впрочем, это во многом было связано с определенными причинами. Первой из них стало угасание интереса к живописи передвижников. Критики отмечали, что художники Товарищества себя изжили и из года в год представляют картины на одни и те же сюжеты. Такое отношение побудило Сурикова покинуть объединение и вступить в новое сообщество. Главная причина заключалась в недовольстве Сурикова собственной картиной. Когда ее разместили в выставочном зале, мастер буквально метался. Он то заставлял менять раму для этого шестиметрового полотна, то менять угол наклона, то многократно перекрашивать стены. В конце концов, он понял, что еще не до конца нашел для себя образ Разина и в последующие годы продолжил свои мучительные поиски. Лишь спустя пять лет ему удалось завершить их и воссоздать пронзительный образ донского казака, но уже не на этом холсте, а в виде карандашного рисунка. Саму же картину «Стенька Разин» он корректировал в 1910 году[4].

Картина Сурикова «Взятие снежного городка»

Взятие снежного городка

Василий Суриков родился в Красноярске и в детстве неоднократно был свидетелем такой старинной русской забавы, как взятие снежного города. Эта потеха проводилась во время масленичных гуляний и допускала участие только мужского населения. Одна команда мужчин и парней была пешей и защищала построенный из снега городок. Для этого разрешалось использовать ветки, метлы, снежки и другие предметы. Вторая же имела в своем арсенале лошадей и должна была прорваться сквозь стену. Для победы нужно было разрушить построенную стену с фигурами, после чего веселая толпа купала победителя в снегу и отправлялась праздновать. Именно этот важный момент захвата городка и запечатлел художник на своем холсте[4]. В связи со смертью жены в его жизни возник сложный период, когда нужно было себя вытаскивать из состояния грусти и тоски по любимой женщине. Помог ему в этом родной Красноярск. Долгие прогулки и наблюдение за простой жизнью народа помогло художнику постепенно вернуться к жизни. Сам же холст по достоинству оценил известный меценат Владимир фон Мекк и приобрел его за огромную по тем временам сумму в десять тысяч рублей. Позже картину представили на парижской выставке, где Суриков был награжден за нее медалью[4].

Личная жизнь

25 января 1878 года Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре (1858—1888) (в разных источниках приводятся различные написания имени — Елизавета Артуровна Шарэ).

У Сурикова и Шаре родились две дочери: Ольга (1878—1958) и Елена (1880—1963).

Художник скончался в 1916 году от болезни сердца. Василий Суриков похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище рядом с женой.

Память

Румянцевский (Соловьёвский) сад. Василеостровский район, Санкт-Петербург

Ссылки

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Василий Суриков. Культура.РФ. Дата обращения: 18 июня 2024.
  2. Василий Иванович Суриков. МБУК ДО ДХШ № 1 имени П.П. Чистякова. Дата обращения: 18 июня 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Василий Иванович Суриков. Артхив. Дата обращения: 26 июня 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 Самые известные картины художника Василия Сурикова с названиями, описаниями и фото. LERMONTOVGALLERY.RU. Дата обращения: 25 июня 2024.
  5. 10 картин Сурикова, которые нужно знать. Лаврус. Для тех кто учится и учит. Дата обращения: 26 июня 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!