Абрамцевский художественный кружок
Абра́мцевский худо́жественный кружо́к — неформальное объединение русской творческой интеллигенции, преимущественно московской. Действовал в 1870—1890 годах в усадьбе Абрамцево под эгидой мецената Саввы Мамонтова.
История
Начало кружку было положено в 1872 году в Риме, где известный меценат и общественный деятель Савва Мамонтов познакомился с работавшими там русскими художниками и деятелями искусства: художником Василием Поленовым, скульптором Марком Антокольским и историком искусства Адрианом Праховым. По возвращении в Россию, Мамонтов пригласил художников в Москву написав Поленову:
Вы, серьёзно говоря, не сделаете ошибки, если целым кружком поселитесь в Москве на некоторый срок для работы». Основатели кружка воспринимали объединение как своеобразную семью, членов которой связывало стремление к творческой гармонии. Подобное тяготение к спаянности было одной из примет времени: в конце XIX века в России появились «Среда» Телешова, «Шмаровинские среды», Московское товарищество художников, многочисленные «субботы»[1]
С 1874 года художники стали собираться в московском доме Мамонтова на Садовой-Спасской улице и в его усадьбе Абрамцево[2][3]. В начале 1880 года круг гостей Мамонтова расширился, в усадьбу приезжают известные художники того времени: Валентин Серов, Константин и Сергей Коровины, Илья Репин, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Михаил Врубель, Елена Поленова, Михаил Нестеров, Мария Якунчикова, Василий Суриков, Исаак Левитан, Илья Остроухов[2][3].
Абрамцево стало местом, куда приезжали не только художники, там бывали оперный певец Фёдор Шаляпин и известный театральный режиссёр Константин Станиславский[2][3], юрист Анатолий Кони, актриса Малого театра Гликерия Федотова, коллекционер Павел Третьяков, сказитель былин Василий Щеголенков, архитекторы Виктор Гартман и Иван Ропет. Абрамцевские гости участвовали в домашних спектаклях, рисовали, сочиняли, музицировали. Михаил Нестеров, впервые появившись в мамонтовской усадьбе, выразил свои впечатления фразами: «Все пишут, играют, поют. Все артисты или друзья артистов»[4]. В кружке фактически формировался новый тип «ренессансного человека», творческие способности которого «доходили до универсальности». Между собой кружковцы полушутя называли своё содружество каморрой — они даже поставили одноимённый любительский спектакль; в ходу была абрамцевская версия неаполитанской песни с текстом: «А у нас в каморре — разные таланты. Есть концессионеры, есть и музыканты». Все значимые события из истории объединения фиксировались в «Летописи сельца Абрамцева»[4].
Усадьба Абрамцево, по выражению Ильи Репина, стала для художников «самой лучшей на свете дачей». Здесь они жили в летние месяцы вместе со своими семьями, размещаясь в главном усадебном доме, в летних деревянных строениях и флигелях, возведённых Мамонтовым. Участники Абрамцевского художественного кружка провозгласили культ красоты, смело обращались к традициям народного искусства в поисках новых стилевых решений. Здесь было создано немало шедевров русского искусства. Знаменитый портрет дочери Мамонтова Веры «Девочка с персиками» 1887 года написан Серовым в столовой абрамцевского дома. Васнецов работал над сказочными полотнами «Алёнушка» 1881 года и «Богатыри» 1898 года. Репин там работал над картиной «Проводы новобранца» 1879 года. Нестеров собирал этюды для «Видение отроку Варфоломею» 1890 года. Пейзажи окрестностей усадьбы запечатлены в полотнах Василия Поленова, Ильи Остроухова, Исаака Левитана, Михаила Нестерова. Работы, созданные художниками в Абрамцево, обогатили русскую живопись глубоким проникновением в поэтику русской старины, превосходными образцами национального лирического пейзажа[2][3].
Творчество
В кружке изучение русской истории и культуры сочеталось со стремлением оживить традиции народного творчества. Деятельность Абрамцевского художественного кружка положила начало неорусскому стилю в архитектуре. В Абрамцево началось возрождение утраченных и забытых русских народных ремёсел: резьбы по дереву, изразцов, вышивки. Столярной мастерской, возрождавшей искусство резьбы по дереву, в 1885–1898 годах руководила Елена Поленова, затем Наталья Давыдова; в деятельности керамической мастерской, созданной в 1890 году технологом-керамистом Петром Ваулиным, важнейшую роль сыграл Врубель. В Абрамцеве в 1885 году был устроен один из первых в России музеев народного творчества. Установка кружка на эстетизацию повседневной жизни стала основой оригинального творчества членов кружка, вначале в формах неорусского стиля, позднее близкого русскому символизму и модерну. В 1900 годы кружок фактически распался; керамическая мастерская была перенесена в Москву, в ней изготовлялись декоративные изразцовые панно для гостиницы «Метрополь», Ярославского вокзала, фриз для фасада Третьяковской галереи; эта мастерская прекратила существование после смерти Мамонтова в 1918 году[2][3].
Художники устраивали экспедиции в северные русские города для изучения сохранившихся там древних памятников архитектуры, иконописи, декоративно-прикладного искусства, искали образцы народного творчества в окрестных деревнях. Одним из самых перспективных начинаний кружка стали любительские спектакли. Начиная с 1878 года, они ставились каждый сезон: зимой — в особняке на Садовой-Спасской в Москве, летом — в Абрамцево. Декорации, костюмы, афиши и сценарии к ним создавали сами художники, часто выступавшие и в качестве актёров. В любительских спектаклях участвовали также Фёдор Шаляпин и Константин Станиславский. Самой знаменитой постановкой абрамцевского кружка стала пьеса-сказка в четырёх действиях «Снегурочка» Александра Островского в 1882 году. Декорации и костюмы к сказке, созданные по эскизам Васнецова, стали новым словом в театрально-декорационном искусстве того времени. Из домашних музыкальных постановок родилась идея мамонтовской частной оперы, где в полную силу раскрылся талант Фёдора Шаляпина. Абрамцевский художественный кружок стал уникальной творческой лабораторией, где вырабатывались новые идеи и художественные формы, сыгравшие важную роль в развитии русского искусства, в частности в формировании национального варианта общеевропейского стиля модерн[2].
Примечания
- ↑ Копшицер М. Савва Мамонтов. — М.: Искусство, 1972. — 254 с
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия / Под ред. проф. Горкина А.П., М.: Росмэн; Том 1. А-Г. — 2007. — ISBN 978-5-353-02798-0
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Абрамцевский художественный кружок // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ 4,0 4,1 Музей-заповедник «Абрамцево»: Очерк-путеводитель / О. И. Арзуманова, А. Г. Кузнецова, Т. Н. Макарова, В. А. Невский. — Издание 2-е, исправленное. — М.: Изобразительное искусство, 1989. — 256 с. — ISBN 5-85200-008-6
Литература
- Абрамцевский художественный кружок // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия / Под ред. проф. Горкина А.П., М.: Росмэн; Том 1. А-Г. — 2007. — ISBN 978-5-353-02798-0
- Абрамцево. Художественный кружок / Под ред. Г. Ю. Стернина. — Л.: Художник РСФСР, 1988. — 320 с. — ISBN 5737002039.
- Арзуманова О. И., Любартович В. А., Нащокина М. В. Керамика Абрамцева в собрании Московского государственного университета инженерной экологии. — М.: Жираф, 2000. — 224 с. — ISBN 5898320172.
- Коган, Дора. Мамонтовский кружок. — М.: Изобразительное искусство, 1970. — 220 с. — 50 000 экз.
- Пастон Э. В. Абрамцево. Искусство и жизнь. — М.: Искусство, 2003. — 432 с. — ISBN 5852003093.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |