Врубель, Михаил Александрович

Материал из «Знание.Вики»
Михаил Врубель
М. А. Врубель за работой. Фотография 1898 года
М. А. Врубель за работой. Фотография 1898 года
Дата рождения 5 (17) марта 1856
Место рождения Омск
Дата смерти 1 (14) апреля 1910
Место смерти Санкт-Петербург
Подданство  Российская империя
Жанр портрет
Учёба Императорская Академия художеств
Стиль символизм
Награды

Вторая серебряная медаль Академии художеств (1883)

Золотая медаль Парижской всемирной выставки (1900)
Звания академик ИАХ (1905)
Автограф Автограф

Михаил Александрович Врубель (5 [17] марта 1856, Омск — 1 [14] апреля 1910, Санкт-Петербург) — русский художник, чье самобытное творчество, близкое к стилю живописи «модерн», сочетало в себе яркую декоративность формы с драматичным, трагичным содержанием, визуальную роскошь — с мрачными, тревожными настроениями картин и рисунков[1].

Биография

Детство и юность

Михаил Врубель появился на свет 5 (17) марта 1856 года в Омске в семье офицера польского происхождения Александра Михайловича Врубеля и его супруги Анны Григорьевны, урождённой Басаргиной. Мальчик родился болезненным и только к трём годам начал ходить. После смерти матери от чахотки в 1859 году Михаил обрёл настоящего ангела-хранителя во второй жене отца, Елизавете Христиановне Вессель. Она приняла искреннее и деятельное участие в воспитании пасынка. Режим, диета, развивающие игры самым благотворным образом сказались на здоровье ребёнка[2].

Семейство Врубелей в 1863 году. Слева — Елизавета Христиановна Вессель-Врубель

С детства Михаил Врубель проявлял разносторонние художественные таланты, артистические способности, интерес к изучению иностранных языков и философии. В связи с переводами по службе отца семья Врубелей часто переезжала, и жила то в Саратове, то в Петербурге, то в Одессе. Это никак не отражалось на успеваемости будущего художника: учился он легко, на голову выше одноклассников, читал в оригинале античных классиков, увлекался историей и театром, рисовал маслом, штудировал Канта[2].

Осенью 1874 года по окончании с отличием гимназии в Одессе Михаил поступил на юридический факультет Петербургского университета. Богемная столичная жизнь захлестнула юношу: несмотря на большие способности, учёбу он фактически забросил, и в итоге, проучившись шесть лет, вышел из университета, не защитив дипломной работы. Тогда интересы Врубеля лежали в других плоскостях: он пробовал себя в книжной иллюстрации, глубоко погружался в философию Иммануила Канта, водил знакомство с композитором М. П. Мусоргским, путешествовал по Европе, вёл манерную жизнь денди[2].

Вскоре Врубель решил, что лучше всего его способности раскроются в художественном творчестве. Осенью 1880 года он поступил вольнослушателем в Императорскую академию художеств, в мастерскую к выдающемуся педагогу П. П. Чистякову. Постепенно новая жизнь полностью поглотила Врубеля. Он играючи овладел тайнами академического рисунка: любые компоновки, группировки, ракурсы, линии и фигуры не представляли для него труда. Его рисунки по виртуозности исполнения сравнивали с рисунками автора «Явления Христа народу» А. А. Иванова — эталонного академического живописца[2].

В 1883 году Врубель получил серебряную медаль академии за картину с библейским сюжетом «Обручение Марии с Иосифом», но прервал обучение, получив выгодное предложение на роспись иконостаса Кирилловской церкви, одной из древнейших в Киеве. Работа никому пока не известного художника должна была соседствовать с фресками XII века, вознаграждение выглядело привлекательно, и Врубель незамедлительно согласился[2].

Творчество

Творчество Врубеля можно разделить на три этапа: киевский (1883—1890), «демонический» (1890—1902) и трагический (1903—1906). Для каждого из них характерна внезапность смены[2].

Иконописец и реставратор

В университетские годы будущий художник подрабатывал гувернерством и репетиторством. Так он попал в семью сахарозаводчиков Папмелей: стал репетитором их сына, с которым вместе учился[3].

У Папмелей он [Врубель] жил, как родной: зимою ездил с ними в оперу, летом переселялся со всеми на дачу в Петергоф. Папмели ни в чем себе не отказывали, и все у них было не похоже на строгий и скромный уклад в семье самого Врубеля; дом был полной чашей, даже в излишне буквальном смыслеАлександр Иванов, художник

Пророк Моисей. 1884. Масло. Деталь росписи хора Кирилловской церкви в Киеве
Богоматерь с Младенцем. 1885. Цинк, масло, золочение. Деталь росписи Кирилловской церкви в Киеве

Осенью 1883 года Павел Чистяков порекомендовал Врубеля историку искусства Адриану Прахову — он искал художника для реставрации старинной Кирилловской церкви в Киеве. После окончания учебного года Врубель переехал в Киев. Он создавал эскизы для реставрации старых фресок, сам расписывал стены церкви и даже написал четыре иконы[3].

В 1885 году художник уехал в Италию — знакомиться с византийской и позднеримской живописью. В Равенне и Венеции он изучал средневековые витражи и мозаики в итальянских церквях. Во время путешествия Михаил Врубель много работал: делал эскизы, рисовал акварели, за одну ночь создал стофигурную композицию «Орфей в аду». В Венеции Врубель познакомился с Дмитрием Менделеевым, который был женат на ученице Павла Чистякова. Ученый посоветовал художнику писать иконы не на холсте, а на цинковых пластинах, чтобы уберечь их от влаги. За следующие полтора месяца Врубель создал три такие иконы — «Святой Кирилл», «Святой Афанасий» и «Христос Спаситель»[3].

После возвращения из Италии Врубель ненадолго съездил в Одессу, а потом вновь перебрался в Киев. Он писал картины на заказ, участвовал в реставрации Владимирского собора, давал уроки рисования. Тогда же появились первые наброски, связанные с его будущей легендарной темой Демона[3].

«Демон»

В 1889 переехал в столицу, был вхож в амбрамцевский кружок Саввы Мамонтова, участвовал в художественном оформлении спектакля Николая Римского-Корсакова, иллюстрирует произведения Михаила Лермонтова, проектирует фасад дома Мамонтова. Тогда, в Москве, «Демон» постепенно становится основной темой творчества Михаила Александровича[4]. «Я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а „демоническое“ — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами», — написал в 1890 году в письме сестре 34-летний Михаил Врубель, еще не подозревая, что эта работа навсегда изменит не только историю живописи, но и всю его жизнь. «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый», — это уже из письма к отцу. К этому моменту он вместе с Репиным, Шишкиным, Айвазовским и еще 14 лучшими художниками страны уже получил заказ от издателя Петра Кончаловского на иллюстрации к юбилейному двухтомнику Михаила Лермонтова. «Демона» он выбрал сам и не ограничился только иллюстрациями. За «Демоном сидящим», которого он описывает в письмах родным, последуют «Демон летящий» и «Демон поверженный»[5].

Демон летящий. 1899. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Иллюстрировать поэму о любви падшего ангела и смертной девушки, выполненную в лучших традициях Байрона и Гете и над которой сам Лермонтов работал десять лет, Врубель решил из-за главного героя. Он более чем соответствовал художественным пристрастиям художника, который со скепсисом относился к реалистическому искусству и особенно — к деятельности своих современников передвижников, вдохновлявшихся народничеством. Демон, за романтизм, индивидуализм и подчеркнутую «несовременность» которого в 1860-е критиковали наконец опубликованную поэму Лермонтова, был для Врубеля, большого ценителя Ницше, идеальным альтер эго[5].

И если Лермонтову за «Демона» досталось уже посмертно, то Врубеля реалисты имели возможность ругать вполне прижизненно — Максим Горький писал, например, что признает за художником «уменье владеть кистью и красками и еще большее умение портить хорошие сюжеты» (надо сказать, довольно безобидный по тем временам отклик)[5].

В 1899 году Врубель, находившийся под влиянием Ф. Ницше, нашел новый образ для творческого воплощения — образ Пророка. Пророк призван жечь сердца людей. Поэтому он всегда антагонистичен, беспощаден и бескомпромиссен. Этим он близок Демону[6].

Демон сидящий.1890. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Врубель объяснял своим близким, что в поверженном Демоне он желает выразить многое сильное, даже возвышенное в человеке, в том числе чувственность, страсть к красоте, изощренности, что люди считают долгом повергать из-за христианских толстовских идей», — пишет Е. И. Ге, сестра Забелы. У художника заработок неопределенный, в зависимости от заказов или покупки картин, и Врубель, как утверждали родственники, видевшие его в сентябре и октябре 1901 г., был грустным и озабоченным[6].

Е. И. Ге также отмечала: «Может быть, это было беспокойство о судьбе семьи или начало болезни. Но работал он усиленно, все увеличивая число часов в мастерской. В мастерской он повесил громадную электрическую лам>почку и работал при свете». Врубель никогда еще не работал с такой одержимостью: по двенадцать часов в сутки без отдыха. «Демон» целиком забирал, поглощал его. «Демон поверженный» возникает из картины «Утро». Демон рождается из женской фигуры «Просыпающаяся земля»[6].

По-прежнему это — «дух, соединяющий мужской и женский облик». Снова Демон возникает на фоне гор с лиловым отливом, только тело его изломано и исковеркано, а на лице — маска ужаса. Левая рука у женской фигуры в картине «Утро» готова подняться вверх, как во время пробуждения, у «Демона» она словно раздроблена и запрокинута назад. Разломанное, исковерканное тело, ужас на лице — все это говорит о душевном и физическом надломе самого художника. Врубель долго «нащупывал» своего «Демона». О переменах в поведении М. А. Врубеля писала и Е. И. Ге: «Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и не сомневались постоянно все таки, так как в речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку», — писала Забела Римскому. И в самом деле, Врубель, подобно Ницше, тоскует по сильной творческой личности, разделяет его ненависть к мещанской морали. Творческий деятель, по определению Ф. Ницше, это человек, который «сам завоевывает себе свою культуру и принуждает богов вступить с ним в союз…»[6].

Ф. А. Усольцев свидетельствует: «Часто приходилось слышать, что творчество Врубеля — больное творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так же могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Творчество было в основе, в самой сущности его психической личности, и, дойдя до самого конца, болезнь разрушила его самого. С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления — эстетические — погибают первыми, они у него погибли последними, так как были первыми. Это был настоящий творец-художник, он знал природу, понимал ее краски и умел их передать, но он не был рабом ее, а скорее соперником»[6].

Демон поверженный. 1902. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Трагический период

В 1901 году Врубель сделал первые эскизы к картине «Демон поверженный». Несмотря на тяжелое состояние художника, его слава росла. Надежда писала сестре, что «у него масса работы, все от него требуют эскизов, советов, приглашают на выставку, выбирают членом в разные общества, только денег мало платят, а слава его в Москве растет». В декабре 1901 года работа над «Демоном поверженным» была закончена. В начале следующего года работу привезли в Санкт-Петербург на выставку, организованную объединением «Мир искусства». Но Врубель не мог «отпустить» свою работу[7].

Портрет Брюсова. 1906. Бумага, уголь, сангина, белила. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Каждое утро, до двенадцати, публика могла видеть, как Врубель „дописывал“ свою картину. В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее» — так художник и товарищ Врубеля Александр Бенуа в 1901 году описывает работу своего друга над последним «Демоном» — «Поверженным». Вскоре Врубель, до этого долго страдавший головными болями и маниями, будет госпитализирован. Врач клиники Московского университета Марина Цубина пишет: «При поступлении в клинику крайне возбужден, мания величия, считает себя императором, требует только шампанское, склеивает из бумаги платки. Считает, что из платков покажется Борис и Глеб. Эротичен. Беспокоен». Знаменитый психиатр и невропатолог Владимир Бехтерев поставит диагноз — «неизлечимый прогрессивный паралич» («третичный сифилис»)[5].

Приступы мании Врубеля, которые в последние годы жизни становились все продолжительнее и продолжительнее, в истории остались в несколько романтизированном виде. С одной стороны, помог сам художник, который всю жизнь вспоминал, как рисовал первые эскизы для «Демона» поверх «Распятия»: «За свои 48 лет я полностью потерял образ честной личности, особенно в портретах, а приобрел образ злого духа», — написал он на обороте портрета одного из своих врачей — психиатра Федора Усольцева (он помимо Врубеля лечил еще одного великого модерниста русской живописи Виктора Борисова-Мусатова)[5].

В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники, но вскоре его ждал новый удар — смерть маленького сына. Художник пытался поддержать жену, но его состояние быстро ухудшилось, и он сам попросил отвезти его в больницу. После неудачного лечения в Риге 9 июля 1904 года Врубеля перевели на реабилитацию в клинику Федора Усольцева в Петровском парке, где художник неожиданно пошел на поправку. Через полгода он вернулся к работе, начал писать «Шестикрылого серафима», но в начале 1906 года у Врубеля резко ухудшилось зрение. Врачи подтвердили прогрессивный паралич и атрофию зрительного нерва[7].

В ноябре 1905 года в клинику приехал Николай Рябушинский — издатель журнала «Золотое руно». В редакции планировали создать галерею современных писателей и заказали портрет Валерия Брюсова Врубелю. Рябушинский сразу заплатил аванс 300 рублей — большую по тем временам сумму, которой хватило бы на два месяца пребывания в клинике Усольцева[7].

Врубель приступил к работе. Брюсов вспоминал:[7]

Вот отворилась дверь, и вошел Врубель. Вошел неверной, тяжелой походкой, как бы волоча ноги. Правду сказать, я ужаснулся, увидя Врубеля. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо; глаза — как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший! <…> В жизни во всех движениях Врубеля было заметно явное расстройство. Но едва рука Врубеля брала уголь или карандаш, она приобретала необыкновенную уверенность и твердость. Линии, проводимые им, были безошибочны. Творческая сила пережила в нем все. Человек умирал, разрушался — мастер продолжал жить.

Однако завершить работу Врубель не успел. 12 февраля он написал жене, что не может читать и рисовать, а через несколько дней полностью ослеп.

Личная жизнь

М. А. Врубель и Н. И. Забела. Фотография 1896 года

В молодости Врубель вёл достаточно беспорядочную жизнь: устраивал кутежи, сорил деньгами, волочился за женщинами, однако в более зрелом возрасте сильно переменился в лучшую сторону, остепенился. В январе 1896 года, приехав в Петербург на премьеру оперы «Грензель и Гретель», 40-летний художник увидел на репетиции 28-летнюю певицу Н. И. Забелу и влюбился в неё сразу и бесповоротно. Буквально через несколько дней Надежда Ивановна ответила согласием на его предложение, и 28 июля 1896 года пара обвенчалась[2].

Художник очень любил свою жену и часто её рисовал. Именно стилизованный образ Надежды Ивановны он увековечил в знаменитой картине «Царевна-Лебедь». Увы, семейное счастье супругов было недолгим. Единственный их сын Савва, появившийся на свет в 1901 году, умер в полтора года, что стало огромным потрясением для родителей. Вскоре Надежде Ивановне пришлось взвалить на свои плечи заботу о заболевшем муже. На фоне этих несчастий женщина едва не потеряла голос, артистические гонорары становились всё более скудными, но до конца жизни художника она не оставила его, исправно оплачивая счета за услуги докторов и сиделок. Умерла Надежда Ивановна Забела-Врубель в 1913 году от туберкулёза, в возрасте всего 45 лет[2].

Смерть художника

Похороны М. Врубеля, 3 апреля 1910 года

В последние годы жизни Врубель полностью утратил интерес к жизни. Его апатия переходила в затяжную депрессию и сопровождалась галлюцинациями. Он мечтал умереть. В одну из морозных февральских ночей 1910 года он открыл окно в палате клиники и стоял под ним, совершенно сознательно простудившись. Очень быстро простуда переросла в чахотку, и 1 (14) апреля 1910 года Михаил Александрович Врубель скончался[2].

Художника, чья популярность на момент смерти достигла пика, похоронили на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге при большом стечении народа. Среди прочих присутствовали многие видные члены Императорской академии художеств, действительным членом которой Врубеля избрали в 1905 году. Короткую и яркую надгробную речь произнёс поэт А. А. Блок — по его мнению, ушедший мастер был способен видеть иные миры, недоступные большинству смертных[2].

Значение творчества Михаила Врубеля

Врубель в 1898 году

За время своей творческой деятельности художник испытал весь спектр оценок своих произведений — от «презренного декадента» до «последнего гения ренессанса», от едких насмешек до громкой вспышки славы. В своих лучших полотнах Врубель превосходит и символизм, и модернизм — самые модные направления начала XX века, трактуя бытие в своей неповторимой манере единства мира человека и мира природы. Стиль картин Врубеля, поначалу казавшийся большинству критиков и зрителей дерзким и вызывающим, вскоре завоевал всеобщее признание и вдохновил молодых художников на новые поиски и эксперименты[2].

Михаил Врубель жил, как рисовал: стремительно, ярко, «крупными мазками», интригуя «зрителей» и вызывая у них ощущение надвигающейся катастрофы. Он наносил себе увечья, чтобы приглушить боль безответной любви, крепко пил, был всегда на мели. Он постоянно пикировал. Он разгуливал по Киеву в коротких панталонах и чулках. Он громогласно заявлял, что Репин не умеет рисовать. Окружающие давно привыкли к его причудам. Когда Врубелем начало овладевать безумие — не творческое, а то, что требует вмешательства докторов — не все заметили в нем перемену[1].

Личность

Особенности личности Врубеля отмечали все знавшие его, но присущие ему черты характера и темперамент были настолько своеобразны, что подвергались переосмыслению в свете его душевной болезни. По мнению В. Домитеевой, лучший портрет Врубеля в литературе создал его друг и коллега К. Коровин[8]. Очевидцы утверждают, что находившийся в психиатрической больнице Врубель цитировал наизусть «Илиаду» по-гречески, «Гамлета» по-английски, и «Фауста» по-немецки. Прекрасное знание латинского и греческого языков, которое Врубель получил в гимназии, позволило ему в студенческие годы зарабатывать репетиторством[9].

Наследие

См. основная статья: Список картин Михаила Врубеля

Работы Врубеля находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи в Москве, Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Музее имени М. А. Врубеля в Омске, а также в Национальном музее «Киевская картинная галерея» (бывш. Киевском музее русского искусства) и Одесском художественном музее, в Национальном художественном музее Республики Беларусь в Минске. Его именем названы некоторые объекты и посвящены памятные знаки в Омске, Киеве, Воронеже, Москве, Саратове, Одессе.

Память

В 1930-х годах в Александро-Невской лавре был организован музей-некрополь, и тогда же с Новодевичьего в Александро-Невскую лавру начали переносить могилы известных людей, но этот процесс так и не завершился. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля. В 2015 году общественностью было инициировано изготовление нового памятника, однако власти Санкт-Петербурга отказали в разрешении на установку[10][11].

Интересные факты

  • Врубель был хорошим учеником, но никудышным учителем. Он искренне восхищался своим наставником в академии художеств — Павлом Чистяковым, его методами преподавания. Но научился у него только рисовать: когда Врубель пытался научить чему-то других (а он пытался, и нередко), становился беспомощным[12].
  • У Михаила Врубеля остались шрамы от неразделенной любви. Страдая от безответного чувства к жене археолога Адриана Прахова — Эмили — он резал себя ножом. Однажды Врубель пошел купаться со своим приятелем Константином Коровиным, и тот, заметив у него на груди множество больших белых шрамов, спросил, откуда они. «Не знаю, поймете ли вы, — ответил Врубель. — Я любил женщину, она меня — нет. Вернее, даже любила, но многое мешало её пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались»[12].
  • Михаила Врубеля трудно было назвать «человеком слова». Однажды Врубель должен был ехать в Италию — изучать византийское искусство в компании своего коллеги — молодого художника Самуила Гайдука. Ехали раздельно: Гайдук прибыл в Венецию в назначенное время, а Врубель, встретивший какого-то старого друга при пересадке с поезда на поезд, «немного загулял» в Вене и опоздал на два дня[12].
  • Михаил Врубель говорил на восьми языках. Никогда не упускал случая попрактиковаться, если встречал иностранца: всегда останавливался поболтать по-английски с метрдотелем московского ресторана «Эрмитаж», целыми днями говорил на французском со старым гувернером на даче Саввы Мамонтова в Абрамцеве[12].
  • Михаил Врубель совершенно не умел обращаться с деньгами[12].

Ссылки

Примечания

  1. 1,0 1,1 Андрей Зимоглядов. Михаил Александрович Врубель. Биография и информация. Arthive. Дата обращения: 8 июля 2024.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 Врубель Михаил. История. РФ. Главный исторический портал страны. Дата обращения: 8 июля 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Михаил Врубель. Культура.РФ. Дата обращения: 8 июля 2024.
  4. Врубель Михаил Александрович. ARTLOT: галерея искусств онлайн. Дата обращения: 8 июля 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Мария Бессмертная. Демон многоликий. Theblueprint.ru. Дата обращения: 8 июля 2024.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Попова, Л. В. «Демоническое» в творчестве М. А. Врубеля // Знания. Понимания. Умения. Научный потенциал: работы молодых ученых. — Москва. — № 4. — 2013. — С. 278—282
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Демоны Михаила Врубеля. Культура.РФ. Дата обращения: 8 июля 2024.
  8. Домитеева В. М. Врубель / Вера Домитеева. — М. : Молодая Гвардия, 2014. — 477, [2] с., [16] л. ил. : цв. ил. — (Жизнь замечательных людей; вып. 1658 (1458)). — 5000 экз. — ISBN 978-5-235-03676-5.
  9. Дмитриева Н. А. «Врубель»
  10. Памятник на могиле художника Михаила Врубеля. Planeta.ru. Дата обращения: 29 октября 2017
  11. Ратников А. В Петербурге не дали установить памятник на могиле Михаила Врубеля. Комсомольская правда (26 сентября 2017). Дата обращения: 29 октября 2017.
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 Штрихи к портрету: 6 историй о причудах Михаила Врубеля. Arthive. Дата обращения: 8 июля 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!