Ге, Николай Николаевич
Николай Николаевич Ге | |
---|---|
Н. А. Ярошенко. Портрет Н. Н. Ге. 1890 Русский музей, Санкт-Петербург | |
Дата рождения | 15 (27) февраля 1831 |
Место рождения | Воронеж, Российская империя |
Дата смерти | 1 (13) июня 1894 (63 года) |
Место смерти | хутор Ивановский, Борзнянский уезд, Черниговская губерния |
Подданство | Российская империя |
Жанр | историческая живопись портрет |
Учёба | Императорская Академия художеств (1857) |
Награды | Большая золотая медаль Императорской Академии художеств (1857) |
Звания | профессор ИАХ (1864) |
Никола́й Никола́евич Ге (15 [27] февраля 1831, Воронеж — 1 [13] июня 1894, хутор Ивановский, Черниговская губерния) — русский живописец, один из общепризнанных лидеров реалистической школы пореформенной эпохи, скульптор, теоретик искусства и писатель. Один из членов-учредителей Товарищества передвижников (с 1870). Профессор (1864—1890) и сверхштатный член (1872—1891) Императорской Академии художеств[1].
Биография
Николай Ге родился в 1831 году в усадьбе, неподалёку от Воронежа, в семье помещика французского происхождения. Его дед, Матвей Ге, эмигрировал из Франции в конце XVIII века. Мать Николая скончалась от холеры, когда ему было четыре месяца. Чтобы спасти детей от смертельной болезни, крепостные отнесли Николая и его братьев в город к бабушке, где эпидемия была менее сильной. Позже семья вернулась в имение. Отец Николая часто отсутствовал, поэтому воспитанием детей занималась бабушка и крепостная няня Наталья. Старшие братья Николая проявляли склонность к точным наукам, а будущий художник с ранних лет увлекался рисованием[2].
Первые уроки живописи Николай Ге получил у учителя рисования Фёдора Беляева. Сначала он осваивал акварель, а затем перешел к масляным краскам. Ге часто посещал учителя дома, где с интересом рассматривал его картины, эскизы, слепки гипсовых голов и литографии полотен других художников. Отец настоял, чтобы Николай поступил на математическое отделение университета в Киеве. После года обучения, Ге перевёлся на ту же специальность в Санкт-Петербург. Позднее он объяснил свой выбор Санкт-Петербурга следующим образом: «Я стремился из провинции сюда, чтобы увидеть этого удивительного человека — Брюллова»[3].
Учёба в академии
В Петербурге Ге поступил в университет на математический факультет, но его тянуло к искусству. Свободное время он проводил в картинных галереях и посещал университетские музыкальные концерты по воскресеньям. В 1850 году он бросил университет и поступил в Академию художеств. Во время обучения Ге писал заказные портреты чиновников и давал уроки рисования в домах столичной знати за скромное вознаграждение. Он смог купить фрак, мечтая попасть в Эрмитаж, куда без него не пускали. Несмотря на финансовые трудности, Ге часто помогал своим товарищам. Трое из них жили в его комнате, другие использовали его парадную одежду, поэтому он часто проводил вечера дома, не имея возможности выйти в свет. В 1855 году Ге представил Совету Академии полотно «Ахиллес оплакивает Патрокла» и успешно сдал экзамен на малую золотую медаль. Спустя два года, за картину «Саул у Аэндорской волшебницы», он получил большую золотую медаль и отправился в пенсионерскую поездку по Европе за счёт Академии[2].
Поездка в Европу
Сразу после окончания экзамена в Академии, Николай Ге отправился в путешествие по Европе. Он побывал в Швейцарии, Германии и Италии. С 1857 по 1863 годы, как пенсионер Императорской академии художеств, он жил в Италии. До 1860 года он работал в Риме и Фраскати, а затем — во Флоренции и Ливорно. В Риме Ге посещал картинные галереи и создавал этюды. Он написал несколько женских портретов, вид города из окна мастерской и картину «Утро», на которой поставил подпись «Подражание Брюллову». В этот период он также создал эскизы «Смерть Виргинии» и «Любовь весталки»[4].
Ге одним из первых оценил «Явление Христа народу» Александра Иванова и, вдохновившись этой работой, сам обратился к религиозным мотивам. Одним из его первых полотен на библейский сюжет стала картина «Возвращение с похорон Христа». Однако Николай столкнулся с творческим кризисом. Римские эскизы так и остались эскизами — он не смог написать те полотна, которые запланировал ранее, а работа над новым сюжетом «Смерть Ламбертации» не продвигалась дальше наброска. Художнику не удавалось создать главную картину, которую он должен был привезти из пенсионерской поездки. Техника академической живописи не устраивала Ге, он откладывал эскизы, как только видел «след Академии». В какой-то момент он на время оставил живопись и собирался вернуться в Россию с пустыми руками, без картин. Но вскоре он обратился к Евангелию[2].
И вдруг я увидел там горе Спасителя, теряющего навсегда ученика-человека. Близ него лежал Иоанн: он все понял, но не верит возможности такого разрыва; я увидал Петра, вскочившего, потому что он тоже понял все и пришел в негодование — он горячий человек; увидел я, наконец, и Иуду: он непременно уйдет
Идея создания картины «Тайная вечеря» пришла к Николаю Ге спонтанно. Он начал работать над произведением без предварительных набросков и завершил его через две недели, отдав предпочтение реалистическому стилю. Лев Толстой отмечал, что его личное представление о последнем ужине Христа с учениками соотносится с тем, как это изображено на полотне Ге. Илья Репин также оценил творение, сказав, что «в России и всей Европе за всю историю христианского искусства не существовало равного произведения на эту тему». Вернувшись в Петербург в 1863 году, Николай Ге был удостоен звания профессора исторической живописи за свою работу над «Тайной вечерей»[2].
Дальнейшая деятельность
В 1863—1864 годах Николай Ге проживал в Москве и Санкт-Петербурге. Его творчество получило значительное признание в России. Художник был удостоен звания профессора Академии художеств, а император Александр II решил приобрести его картину «Тайная вечеря» за 10 тысяч рублей. Однако Ге не торопился возвращаться в Петербург. Его возвращение совпало с событием, получившим название «бунт 14-ти», когда 14 молодых художников выступили против существующих норм Академии, что в итоге стало толчком для формирования движения передвижников. Ге быстро сблизился с этим движением, и, являясь бывшим математиком, был назначен казначеем Передвижников. На первой из этих выставок его работа «Пётр I допрашивает царевича Алексея» понравилась многим[3][4].
В 1864 году Николай Ге отправился во Флоренцию, совершив путешествия по другим городам Италии, а также по Англии, Германии и Франции. Весной 1870 года он вернулся в Россию и поселился в Петербурге. Ге стал одним из основателей и постоянных участников Передвижников, в 1870—1873 годах занимал пост члена правления Товарищества передвижников. В 1870 году в залах Императорской Академии художеств состоялась его первая персональная выставка. В петербургский период творчество Ге было посвящено историческим темам. Он создал картины «Екатерина II у гроба Елизаветы», «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском», а также написал портреты многих выдающихся современников: Ивана Тургенева, Марка Антокольского, Николая Некрасова, Николая Костомарова и Михаила Салтыкова-Щедрина[2].
В 1871 году Николай Ге отправился в путешествие по Волге, посетив Тверь, Нижний Новгород и Саратов. В том же году стал членом Московского общества любителей художеств. В 1875 году Ге навсегда покинул Петербург, переехав на Черниговщину, где приобрёл небольшой хутор Ивановский (ныне Шевченко). Он продолжал писать картины на библейские сюжеты, портреты купцов и промышленников. За год до смерти, Ге создал собственный автопортрет, который считается одним из лучших его произведений. В 1882 году он сблизился с Львом Толстым и несколько раз посетил его имение Ясная Поляна. В 1884 году Ге написал портрет писателя[2][3].
В 1894 году художник умер внезапно: вернулся из города на хутор, почувствовал себя плохо и в тот же вечер его не стало. Его похоронили на восточной околице хутора[3].
Список картин
Семья
- Жена — Анна Петровна Забелло-Ге (1831—1891), родом из села Монастирище Нежинского уезда Черниговской губернии.
- Николай Николаевич (младший; 1857—1938), в 1895 году поселился в Алуште со своей двоюродной сестрой Зоей Григорьевной Рубан-Щуровской (1861—1942), участницей народовольческого движения.
- Пётр Николаевич (1859—1939), был женат на своей двоюродной сестре, Екатерине Ивановне Забеле, родной сестре певицы Надежды Ивановны Забелы-Врубель, ставшей женой художника М. А. Врубеля.
Память
Произведения Николая Николаевича Ге хранятся в музеях и в частных коллекциях в России и за границей: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Киевский музей русского искусства, ГМИИ имени А. С. Пушкина и Государственный Эрмитаж. Также работы мастера представлены в Национальном художественном музее Республики Беларусь, Саратовском художественном музее имени А. Н. Радищева, в Музее д’Orsay в Париж, частные коллекции К. Больмана в Женеве[4].
Примечания
- ↑ Ге Николай Николаевич . Виртуальный Русский музей. Дата обращения: 8 июля 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Николай Ге . Культура.РФ. Дата обращения: 8 июля 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Анна Вчерашняя. Николай Николаевич Ге . Arthive. Дата обращения: 9 июля 2024.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Ге Николай Николаевич . Artinvestmen. Инвестиции в искусство. Дата обращения: 9 июля 2024.
Ссылки
Ге, Николай Николаевич на Викискладе? |
- Профиль Н. Н. Ге на официальном сайте Российской академии художеств
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Страницы с шаблоном ФИО без ссылок
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 27 февраля
- Родившиеся в 1831 году
- Родившиеся в Воронеже
- Умершие 13 июня
- Умершие в 1894 году
- Умершие в Борзнянском уезде
- Художники по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи об искусстве
- Все статьи
- Выпускники Первой Киевской гимназии
- Толстовцы
- Передвижники
- Рисовальщики
- Художники России XIX века
- Исторические художники Российской империи
- Художники-портретисты Российской империи