Передвижники

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886 год). Сидят (слева направо): С. Н. Аммосов, А. А. Киселёв, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, А. Д. Литовченко, И. М. Прянишников, К. В. Лемох, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, П. А. Ивачёв (заведующий передвижной выставкой), Н. Е. Маковский. Стоят (слева направо): Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Е. Е. Волков, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н. А. Ярошенко, П. А. Брюллов, А. К. Беггров.

Передви́жники — товарищество передвижных художественных выставок (кратко Передви́жники) — объединение российских художников, возникшее в последней трети XIX века и просуществовавшее до 1923 года. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, до 1890-х годов целенаправленно противопоставляли себя академистам. Утверждали, что вдохновляются народничеством. Организуя передвижные выставки, передвижники вели активную просветительскую деятельность и обеспечивали сбыт своих произведений; экономическая жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах[1].

История

Иван Крамской

В начале 60-х годов XIX века Российская империя вступила в эпоху Великих реформ Александра II. Крестьянской реформой было отменено крепостное право, проведены Земская и Судебная реформы, Реформа городского самоуправления, Военная реформа. Осуществлялась модернизация всех сфер жизни государства и общества; строилась новая Россия — успешнее той, что потерпела поражение в Крымской войне. Составной частью реформ в области образования было и реформирование Императорской Академии художеств. В 1859 году был принят новый устав Академии, которым вводился целый ряд прогрессивных изменений в её работу. Тем не менее консервативные подходы в формах проведения конкурса на большую золотую медаль привели к конфликту: 9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание — написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати». Именно они организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» позже, в 1870 году некоторые её члены вошли в «Товарищество передвижных художественных выставок». Артель была первой попыткой образования в России независимого объединения художников. Опыт Артели учитывался при создании Товарищества[1].

Так началась эпоха «передвижничества» в русской живописи ХІХ века. Возглавил движение И. Крамской. Собравшиеся вокруг него художники в открытую заявили, что не принимают академизм, а стремятся изображать реальную жизнь. Покинувшие Академию бунтари объединились, жили и работали сообща, одной артелью. Для того, чтобы популяризовать свое творчество, художники организовывали выставки, которые колесили по всей стране. Всего было организовано 48 выставок в столице и в Петербурге, а следом за ними и в других губернских городах, среди которых: Казань, Орел, Одесса, Харьков, Киев и др.[2]

Товарищество объединяло близких духом художников, для которых были характерны идейные искания, поиск смысла жизни и творчества. Целью их творчества было служение людям, народу. Они были уверены, что судьба народа, его проблемы, историческая роль должны стать центральной составляющей всего искусства. Поэтому появляются картины, изображающие общественную жизнь. С полотен «передвижников» перед взором их современников предстала та сторона жизни общества, которую не принято было изображать на картинах. Пороки общественной жизни стали темами их картин[2].

Передвижники своими картинами говорили о необходимости социальных сдвигов в стране, верили в возможность перемен, затем, разуверившись в их возможности, стали изображать социальные трагедии, людей страдающих и людей думающих. Творчество этих мастеров объединило в себе поиски духовного идеала, переживания, веру в силу народа[2].

На полотнах нашли отражение:

  • сатирическое обличение действительности («Анкор, ещё анкор» Федотова),
  • негодующее отрицание существующего положения вещей («Крестный ход в Курской губернии» Репина),
  • искреннее сочувствие («Тройка» Перова)[2].

Чтобы воплотить свои философские воззрения в жизнь, передвижники постоянно искали новые типажи и характеры. В это время появляется социальный (исторический) портрет, героями которого становятся крестьяне, разночинцы-интеллигенты, борцы за свободу народа, первые пролетарии[2].

Художественные принципы

Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Ведущим стилем в искусстве передвижников был реализм. Я. А. Тугендхольд отмечал, что «…в основе „идейной“ и „гражданской“ живописи наших передвижников лежали чисто-русские и глубокие причины: „болезнь совести“, психология кающегося барства… „передвижничество“ на долгое время застраховало нас от последующих художественных открытий „аморального“ запада!» (под «открытиями запада» он имел ввиду импрессионистов и их последователей)[3].

Вдохновленные идеями демократии о всеобщей свободе и благополучии, передвижники мечтали об искусстве во имя служения народу, его просвещения и развития. Эти стремления были выражены и в уставе товарищества[4].

Жанры и темы живописи у художников-передвижников

Бытовой жанр

Он стал тем инструментом, с помощью которого передвижники пытались изменить жизнь простых людей к лучшему. С 50-х годов начинают появляться большие эпические полотна, на которых изображались многофигурные сцены. Это «Бурлаки» — у И.Репина, «Чтение положения» — у Г. Мясоедова, «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» — у В. Максимова, «Встреча иконы» — у К. Савицкого, «Толкучий рынок» — у В. Маковского, «Жертвенный котел» и «Праздник водосвятия» — у И. Прянишникова. Живописные эпопеи с изображением народных масс стали воплощением глубокого убеждения многих передвижников в том, что они творят свои произведения не ради одного искусства, а преследуют более высокие духовные цели. Они показывают народ не в семейном быту, а выводят его на улицы, демонстрируя его общественные отношения и постепенно подготавливая почву для его дальнейшего объединения. Самыми выдающимися живописцами бытового жанра стали И. Репин, В. Маковский и Н. Ярошенко[2].

  • темы суда и справедливости («Крах суда», «Осужденный», «Оправданная»),
  • политической борьбы («Ожидание», «Узник», «Арест нигилистов»),
  • комических и лирических ситуаций («Объяснение», «В передней»),
  • городскую тематику («Крах банка», «Оправданная», «На бульваре», «Не пущу!») развивал В. Маковский. Изображали представителей простых слоев городского общества Н. Ярошенко «Невский проспект ночью», «Кочегар», «Дьякон» и Н. Богданов «Гаваньский чиновник», «За кипятком», «Возвращение с похорон»[2].

Портреты современников

Целую галерею образов интеллигентов-народников создали Н. Ярошенко и И. Репин. У Ярошенко появляется и образ бунтаря-революционера («Заключенный», «Студент», «У Литовского замка»), и молодой просвещенной девушки («Курсистка»). У Репина этой же тематике посвящены «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Не ждали»[2].

Крестьянская тематика передвижников

Ей целиком и полностью посвятил свое творчество В. Максимов («Семейный раздел», «Больной муж»). Есть она и у И. Крамского («Крестьянин с уздечкой», «Полесовщик»). Наряду с этими образами у Крамского появляется целый ряд портретов, на которых он передавал типичные черты людей своей эпохи. И он сам в «Автопортрете», и Л.Толстой, Н.Некрасов смотрят вокруг и ищут ответы на волнующие всю передовую интеллигенцию вопросы[2].

Современные вопросы передвижнической живописи

И. Крамской, «Христос в пустыне»

Ответом стала картина «Христос в пустыне». В ней нет ничего идеально-божественного. Христос сидит в пустыне и размышляет о том, о чём и разночинцы в 70-х гг. ХIХ века: какой путь выбрать в жизни, благополучного бытия и спокойного отрешения от действительности или отстаивания своих идеалов и справедливости. Картина Крамского стала для многих символом бескорыстного самоотрешённого служения народу[2].

Религиозная тема

Он представлена и у Н.Ге. Узнали о нём после того, как из-под его пера появилась «Тайная вечеря». Своим творчеством Н. Ге продолжил традиции А. Иванова, шедевр которого «Явление Христа народу» стал самым знаковым полотном своего времени. Н. Ге искренне верит в существование Христа, а потому и отказывается от шаблона при его изображении. И сам Христос наделен обычными человеческими чертами (похож на Герцена), и вся обстановка, в которой проходила тайная вечеря, максимально приближена к реальным условиям Древней Иудеи. Два противоположных мировосприятия, идейное противоборство воплощены в образах Христа и Иуды. Таким образом, картина «Тайная вечеря», выйдя из евангельского сюжета, расширила его рамки и раскрыла ответы на самые актуальные вопросы современности. Заметив все это, Крамской старается посвятить Н. Ге в начинания и цели артельщиков. И художник становится в один ряд с деятельными и энергичными передвижниками[2].

Поскольку в 60-70 гг. — период активного развития и становления исторической науки, то и общество интересуется её наработками. В это время активно читают опубликованные документы, обсуждают их и спорят. Творческие люди пытаются переосмыслить многие исторические события, пересмотреть их сквозь призму демократических взглядов и отразить в своих произведениях. У Н. Ге появляется «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», у Н. Репина — «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный», у В. Сурикова — «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»[2].

Патетикой, трагичностью веет от этих полотен. А в картинах В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин» освещены героические события в русской истории. Полотна эти свидетельствуют о силе характера, мужестве и отваге русских людей[2].

Историческая и сказочная тема в творчестве передвижников

В. Васнецов, «Богатыри»

Ей посвящал свои работы В. Васнецов. Его «Аленушка» и «Богатыри» не столько передают сказочные сюжеты, сколько являются картинами-символами. В эмоциональном единстве пребывает с природой юная Аленушка — символ девичьей чистоты и нежности, а три русских богатыря воплотили в себе силу и величие всего русского народа. Многие из передвижников стали знаковыми личностями для всей истории русской живописи. В. Перов, И. Крамской, Н. Ге, В. Верещагин, В. Васнецов, А. Саврасов, Ф. Васильев, И.Шишкин, И. Айвазовский, А. Куинджи, И. Репин, В. Серов, И. Левитан, В. Суриков. Эти великие живописцы громко заявили о своем таланте. Человек с его глубоким духовным миром, творческим восприятием жизни, пребывающий в активном поиске смыслы жизни стал центральной темой полотен художников-передвижников[2].

Пейзаж у передвижников

Айвазовский, «Море»

Новое дыхание в их творчестве обрела и пейзажная живопись. Пейзажи стали задушевно-интимными, словно природа отражала внутренний мир самих авторов, влюбленных в родную землю. У И. Левитана природа изображена сквозь призму настроения человека. Эмоциональный мир человека изменчив, а поэтому пейзажи Левитана расплывчаты, не имеют четких граней, форма и цвет передаются обобщенно. Его работы называют пейзажами настроения, ведь в них заметно незримое присутствие человека, его мысли и настроения: «Март» и «Золотая осень». Пейзажи А. Куинджи, наоборот, сказочны. Они поражают своей необыкновенной красотой, встретить какую в реальной жизни очень трудно. Именно такие моменты ловил и фиксировал на своих полотнах художник. Его картины легки, наполнены светом, яркостью красок и ясностью, а линии на них — четкие. Куинджи называли мастером света, так удачно у него получалось обычную, знакомую, родную природу посредством светотени сделать волшебной. Творческое наследие передвижников-пейзажистов во всем его разнообразии трудно переоценить. На протяжении столетий остаются шедеврами:

  • море Айвазовского,
  • лес Шишкина,
  • лунная ночь Куинджи
Шишкин, «Лес»
  • весенняя надежда, принесенная грачами Саврасова.

Глубоко, упорно добивался он совершенства в решении своих живописных задач. Здесь он был чувствителен к малейшим погрешностям, даже мнимым, и неутомим в своей энергии глубочайших исканий иллюзии, как уже сказано. Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи — художник света.Илья Репин

Нельзя не отметить, что социальные картины передвижников воспринимались интеллигенцией как драма народа, вызывали то чувство вины перед народом, которое было так характерно для образованных людей того времени[2].

Поиск новых тем, новых возможностей, новых трактовок, характерный для передвижников, отражение идеалов интеллигенции не мог не оказать большого влияния на умы и настроения современников. В то же время нельзя не отметить огромный вклад передвижников в развитие реалистической живописи в России[2].

Расцвет деятельности Товарищества

Расцвет деятельности Товарищества передвижников пришёлся на 1870—1880-е годы. В состав передвижников в разное время входили

Известные произведения, впервые показанные на передвижных выставках[5].

Имя художника Известные произведения, впервые показанные на передвижных выставках[6]
И. Е. Репин
В. И. Суриков
Г. Г. Мясоедов
Н. Н. Дубовской
В. Е. Маковский
И. М. Прянишников
А. К. Саврасов
И. И. Шишкин
В. М. Максимов
К. А. Савицкий
A. M. Васнецов
В. М. Васнецов
А. И. Куинджи
П. И. Келин
В. Д. Поленов
Н. А. Ярошенко
Р. С. Левицкий
И. И. Левитан
В. А. Серов
А. М. Корин
А. Е. Архипов
В. А. Суренянц
В. К. Бялыницкий-Бируля
А. В. Моравов
И. Н. Крамской
Н. П. Богданов-Бельский
В. Г. Перов
Д. А. Колупаев

Списки и каталоги

Данная таблица содержит список художников, чьи работы были представлены на выставках «Товарищества передвижных художественных выставок», проходивших во многих городах Российской империи с 1871 по 1917 год. Две последние выставки 47-я и 48-я прошли в Советской России в 1922 и 1923 годах соответственно. В верхней строке таблицы указан порядковый номер выставки, ниже последние две цифры года её открытия.

Имена членов-учредителей Товарищества выделены жирным курсивом, действительных членов — прямым жирным шрифтом, а имена экспонентов выставок даны обычным шрифтом. За основу взят список, приведённый на сайте "ARTinvestment.RU"[7].

Список художников и работ «Товарищества передвижных художественных выставок»

Каталоги выставок

Примечания

  1. 1,0 1,1 Николай Троицкий. Культура: Искусство. Дата обращения: 23 апреля 2023.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 2,14 2,15 Русские художники-передвижники 19 века — произведения и жанры. Культура здесь и сейчас. Дата обращения: 23 апреля 2023.
  3. Тугенхольд Я. Французское искусство и его представители (сборник статей). — СПб.: Просвещение, 1911. — С. 10.
  4. Русские художники-передвижники: в чем была идея движения. Кириллица. Дата обращения: 23 апреля 2023.
  5. Список передвижных выставок Товарищества. ТПХВ.РУ. Дата обращения: 23 апреля 2023.
  6. На передвижных выставках показывались лишь те произведения, которые ранее нигде не экспонировались.
  7. Товарищество передвижных художественных выставок // ARTinvestment.RU
  8. «Иван Грозный» (статуя) (Москва)
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 Значение первой выставки Товарищества
  10. Пейзаж; «Вяз» (Москва)
  11. «Осей»; «Речной вид» (Москва)
  12. «Вечер после дождя», «Запрудок», 4 этюда
  13. «Иконописец»
  14. «Подёнщицы (на чугунно-литейном заводе)», «Обратный»
  15. «Ночь»
  16. «Сумерки», «Восход луны»
  17. «В родном гнезде»
  18. «В вагоне»
  19. «Осень»
  20. «"Олаф" и "Африка"» (первые суда прошедшие канал в Неву), «Трепор» (отлив), «Трепор», «Трепор» (вооружение), «Трепор» (канал в шлюзах), «Трепор» (английский пароход), «Витре» (Бретань - рынок), «Витре» (улица) [1]
  21. «Севастополь. Графская пристань», «Схевенинген» (Голландия), «Биржевый день», «К погибающим» [2]
  22. «Приезд Германского императора Вильгельма II в г. Ревель (1890 г.)», «Рыбный канал в Дордрехте» (Голландия) [3]
  23. «Императорская ферма в Гатчине», «Предместье г. Гапсля»
  24. «Восход солнца»
  25. «За расчётом», «За чтением»
  26. «Подруги», «За чтением»
  27. «За кипятком», «С прошением»
  28. «Тайная молитва» [4], «Бесприютные», «На досуге» [5]
  29. «Устный счёт»
  30. «Утро после бури» (рис.), «Ловля осетров на Дону», «Аю-даг», «В Крыму» (рис.), «Вид г. Арнгейма в Голландии», «Вид г. Одессы»; «С. Мало», «Венеция», «Могила Шатобриана», «Гавань Скевенинген в С. Мало» (Москва) [6]
  31. «Зажигают», «Трепор» (нагорный вид), «Трепор» (утро), «Замок Её графа Парижского», «Лиль-Адам» (осень) [7]
  32. «Моя Радищевская усадьба», «Пожар на пароходе», «Клипер "Разбойник"» («Vive la France, vive la Russie!») [8]
  33. «Монако (ночь)», «Вель (Нормандия, утро)», «Вечер в Гавре»
  34. «Константинополь — приход парохода»
  35. «В лесной глуши», «Сирота», «Головка»
  36. «Свадьба в Малороссии» (понедельник, молодые у помещика)
  37. «Мать и дочь», «Портрет А. А. Бродского», «Портрет г. Т.», «Портрет А. К. Мартыновой с дочерью», «Сирень в цвету», 2 этюда [9]
  38. «Ах как жарко!», «На свидании», «Большой фонтан (Одесса)», «Портрет Х.» [10]
  39. «Нищий у дверей богача», «Итальянский пастух»
  40. «Монах», «Цветочница-итальянка» [11] (варинт «Девочка итальянка»), «Пифферари», «Задумалась», «Проснулись» [12] (В каталоге, по-видимому, допущена систематическая ошибка в инциалах - Н. К. Бронников)
  41. «Улица в Сполетто», «Старик (щедрая милостыня)», «Женская головка», «Чучарка с тамбурином» [13]
  42. «Старик»
  43. «Утро в Гурзуфе», «Перед грозой»
  44. «Уборка сена миром», «Тенистая дорожка», «Запружоная речка»
  45. «Надвигает»
  46. «Печальная перспектива»
  47. «Пряха»
  48. «Пейзаж»
  49. «Днепр перед бурей», «Северная ночь»
  50. «Тайга», «Утро в Уральских горах», «Весенняя тишь»
  51. «Кавказ», «Эльбрус перед восходом солнца»; Кавказские этюды: «Казбек», «Эльбрус - с Бермамута», «Гора Балык-Баши под Эльбрусом», «Терек», «Елизаветинская гора в Кисловодске», «Красные скалы в Кисловодске», «Гора Бургустан» [14]
  52. «На ярмарку»
  53. «После засухи», «Начало зимы», «К весне», «Лесной ручей», «Аллея», «Лесная речка», «Болото», «Поле», «Лес», «Тихая речка» [15]
  54. «Полдень в лесу», «На берегу р. Волхова», «Поляна», «Рассвет», «Пруд (перед дождём)», «Молодая роща» [16]
  55. «Юга (мгла)», «Тундры», «Белая ночь»
  56. «Туманное утро», «Долина»
  57. «Осень»
  58. «Кладбище»
  59. «Грёзы»
  60. Портрет Т. П. Костомаровой, Портрет И.С. Тургенева, «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», Портрет г. Шифа Алексея в Петергофе; Портреты г-на Шпорера, Н. Костомарова (Москва) [17]
  61. «Совесть (Иуда)», «Портрет гр. М. Л. Толстой», «Бюст гр. Л. Н. Толстого» [18]
  62. «Молитва», «Раздача обеда»
  63. «На Оке»
  64. «Вид деревни в Нормандии», «Внутренность собора в Диеппе», «Голова старика в шлеме» (этюд), «Во Франции» (акварель); «Часть портала в Шартрском соборе во Франции» (акварель), «Вид в Пиренеях» (рис.); «Из окрестностей Парижа», «Кожевня в Шартре», «Этюд средневекового воина» (Москва) [19]
  65. «Море»
  66. «Зимний вечер», «Пруд», «Летний день»
  67. «Степь», «Хутор»
  68. «Первый снег», «Овцы», «Вечер», Этюд, «Тихий день»
  69. «Под Эльбрусом», «Утро в горах», «Зима»
  70. «Пашня», «На взморье», «Зимний вечер», «Венеция», «Прибой», «Буря», «Луг», «Жатва», «Осенний вечер», «Лаго-Маджиоре», «Isolla Bella», 8 этюдов из Палермо, 4 этюда с оз. Камо [20]
  71. «На этюде», «Наступление ночи», «Осень в Крыму», «Прибой у Севастополя», «Пасмурный день», «Вечер», «Начало бури» [21]
  72. «Лунная ночь» (мол в Ялте), «Сумерки» (Норвегия), «Поздняя ночь» (над Ялтой), «В Малороссии», «Первый снег», 2 этюда [22]
  73. «Просители»
  74. «Лиза» (из повести И. С. Тургенева "Дорянское гнездо")
  75. «Ростов на Дону», «Вечер», «На ночёвке»
  76. «Волостной суд»
  77. «Обратные переселенцы»
  78. «Летняя ночь», «Осень»; «Песчаная отмель» (Москва)
  79. «По грибы» (статуя)
  80. «На плоскогорье»
  81. «За хворостом», «Большая дорога», «Соперницы»
  82. «Углекопы - смена», «Голова шахтёра»
  83. «Малороссийское село», «Вид от усадьбы», «Дача в лесу», «Окно в лесу», «Под тучкой», «В осени», «Овражек» [23]
  84. «К вечеру», «Водопад в Массандре», «Весенний разлив», «Сенокос», «Речка Похра», «Деревушка», «Прудик», «Серенький день» [24]
  85. «Под Казбеком», «Старый Сурамский перевал», «У мельницы», «В затишье»
  86. «Не снежных вершинах», «Поповский дом в деревне», «По лесистому берегу», «Под вечным снегом», «Зимний вечер», «Горная речка» [25]
  87. «Полдень. Вид Киева из сада г. Муравьёва»; «Пашня» (Москва)
  88. «Монах-портной» (акварель)
  89. Татьяна («Евгений Онегин»)
  90. «Женщина-врач», «У волкового окошка»
  91. «Колдунья (Бронзовый век)», «Идеалист»
  92. «Перед аукционом»
  93. «Опять провалился», «Головка»
  94. «В летние сумерки» (в подмосковной деревне), «Сюрприз»
  95. «Осенью»
  96. «Кашевар»
  97. «Перед наказанием» [26] (В каталоге опечатка - С. И. Коровин
  98. «Отдули», «Стоянка»
  99. «Весна»
  100. «Прощание», «В люди»
  101. «После базара»
  102. «На тяге», «Майская ночь», Этюд с натуры, Портрет графа Ф. П. Литке, Портрет Ф. А. Васильева, Портрет художника М.К. Клодта, Портрет М.М. Антокольского, «Аллея» (все СПб.) [27]
  103. «Портрет гр. Д. А. Толстого», «Портрет П. В. Ор.», «Портрет M-me C.», «Портрет ***», «Портрет В.М. Жемчужникова», «Портрет А. А. Кларк», «Моление Александра Невского перед битвой со шведами», «Посхимление святого Александра Невского» [28]
  104. «Портрет А. Д. Литовченко» на посмертной выставке Литовченко в рамках XIX передвижной выставки [29]
  105. «Волга у Романова-Глебска», «Счастливые годы»
  106. «Ока близ г. Алексина», «Луг», «Июльское утро»
  107. «Ремонтёр», «Полевые цветы», «Портрет Л. Рукавишниковой»
  108. «Мировой посредник», «Стадо свиней», «После обеда», Этюд (пастель), Пастель (этюд) [30]
  109. «Портрет В. М. Васнецова», «Портрет П. Е. Терещенко»
  110. «Телигульский лиман», «Девочка с гусями», «Лунная ночь», «Bon vivant»
  111. «Уничтожение Новогодского веча»
  112. «Заросший пруд», «Вечер», «В горах Крыма» [31], [32]
  113. «Тихая обитель», «Ветхий дворик», «Баргетто» (в Италии)
  114. «Март», «Золотая осень» [33], «Волга — ветрено», «Лилии (ненюфары)», «Весна», «Осень», «Вечер на Волге», «Вечер на озере» [34]
  115. «Портрет Т. Б.», «В полдень», «Пристань Сидорова» (в Ораниенбауме), «Пристань Бритнева» (в Ораниенбауме) [35]
  116. «Предместье», «В сквере»
  117. «Осень», «В Земле Войска Донского (г. Хрыцыско)», «У "постоялого" в степи» [36]
  118. «Женская головка»
  119. «Перед картиной», «Портрет Г. С.»
  120. «Портрет г-на Шохина», «Божья воля»
  121. «Сестрёнка», «Портрет В. А. Брюллова», «Лето», Этюд
  122. «Деревенская девочка», «На сене»
  123. «Боярыня Морозова»
  124. Посмертная выставка произведений члена "Товарищества" А. Д. Литовченко: «Иван Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею», 1875; «Итальянский посланник Кальвуччи срисовывает любимых соколов царя Алексея Михайловича» и 136 этюдов, эскизов и набросков для картин [37]
  125. «Вид Симонова монастыря близ Москвы»
  126. «Ранняя весна»
  127. "Точильщик", "Атаки", "Чиновник смотрит в рюмку", "Чиновник ловит мух" [38]; из них 3 последних не попали в Каталог [39]
  128. «Шинок», «Малороссы у хаты» и другие картины
  129. «Передняя консистория», «Пейзажист-любитель», «Свадебный поезд» (народный обычай в Орловской губ.), «Перед охотой», «Рыбачки», «Отдых по пути из Киева», «Портрет А.Г. Захарьина», «Под хмельком», «На баштане в Малороссии», «Полдень», «Перед грозой», «От дождя», «Портрет А. М. Жемчужникова» [40]
  130. «Иконник», «Объяснение», «Наём прислуги», «Рыбачки», «Детский хоровод», «Волы», «Полдень», «Вечер», «Помешали», «Портрет Е. С. Сорокина» [41]
  131. «Вид из Москвы у Дорогомиловского моста», «Жатва в Малороссии», «Малоросс», «Отдых на жатве», «Малороссийский рыбак», «Пейзаж в Малороссии», «Вечер в Малороссии», «Утро в Малороссии», «Пашня в Малороссии», «Улица в Каире», «Ночь в Каире» (могила калифов) [42]
  132. «Деревня в Черниговской», «Хата в Черниговской губернии» (рис.), «Хата в Киевской губернии» (рис.); «Семейная молитва» (Москва) [43]
  133. «Новоселье»
  134. «У своей полосы», «После обедни», «Северная башня в Староладожской крепости», «Любитель старины» [44]
  135. «Пережил старуху!»
  136. «Старый холостяк», «Оконченная картина»
  137. «Старинная песенка», «Папины картины»
  138. «Подруги» (из городских типов)
  139. «Сумерки», «Вспыхнуло»
  140. «Туман»
  141. «От святых мест»
  142. «Февральское утро», «Утро в Малороссии»
  143. «Чёрный собор» (восстание Соловецкого монастрыря против новопечатных книг 1666 г. 4 октября [45]
  144. «В ожидании приёма»
  145. «Патриарх Гермоген (во время заключения в Чудовом монастыре) отказывает русским изменникам и литовским людям написать грамоту об отступлении от Москвы русского ополчения» [46]
  146. «Больная мать»
  147. «После пожара», Этюд
  148. «Хуторок»
  149. «По ягоду», «Дедушка русского флота»
  150. «Утро», «Вечер», «Прибой», «Ветреный день», «Скалы Гурзуфа», «Угол двора», «Пещера Масандра», «Яйла у Гурзуфа», «Дорога на Чатырдаг», «По тропинке» [47]
  151. «Сеятель»
  152. «Встреча», «Пробный оттиск», «Закат», 2 этюда
  153. «Семья Годуновых», Этюд
  154. «Патриарх Никон перед судом 1 декабря 1666 года»
  155. «Ярослав Мудрый напутствует дочь свою Анну в замужество французскому королю Генриху I в 1050 г.», Этюд: Nature morte [48]
  156. «Борис Годунов рассматривает присланные из Англии изображения невест для его сына» [49]
  157. «Под благовест»
  158. «Парк Петра I»
  159. «Перед отъездом на родину»
  160. «Отдых»
  161. «Проводы переселенцев»
  162. «Поздняя осень»
  163. «Сиверка»
  164. «Перед дождём», «Тихий осенний день»
  165. «Любопытная»
  166. «Думы», «Думы в хате»
  167. «К родным»
  168. «К экзаменам», «В минуты досуга»
  169. «Вечер»
  170. «Охотники на привале», Портреты: А. Островского, Степанова и г-жи Тимашевой, «Рыболов»; Портреты Н. Г. Осокина и И. С. Камынина (Москва)[50]
  171. «Страда»
  172. «Вечерний звон», «Летний вечер»
  173. Эстафета (скульптура)
  174. «Запорожец на разведках», Этюд (голова старика)
  175. 10 картин - Константинополь - Архипелаг. Афины; 33 картины - Египет; 36 картин - Палестина и Сирия [51]
  176. «С обрыва», «Ранний снег», «Рубленный лес»
  177. «Среди учителей»
  178. «Гости»
  179. «Порожняки», «Погорелые»
  180. «На пароме», «Церковный староста», 3 этюда
  181. «Общий жертвенный котёл в престольный праздник»
  182. «В ожидании шафера»
  183. «У клавикордов»
  184. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.», «Портрет Н. В. Стасовой», Этюд, «Портрет А. И. Антипова» [52]
  185. «Портрет г-на Фофанова», «Портрет графа Л. Н. Толстого», «Пахарь», «Портрет г-жи Ковалевской», «Монахиня» [53]
  186. «Женский портрет»
  187. «Ожидание молодых от венца» (Новгородская губ.)
  188. «На войну»
  189. «Христова милостыня (Беглые в Сибири)»
  190. «Вид из мастерской (церковь Св. Флора и Лавра)», «Отец»
  191. «Грачи прилетели», «Дорога в лесу»; «После метели» (Москва) [54]
  192. «Озеро в горах»
  193. «В Павловском парке, близ дачи Варгуниной», «В Павловском парке осенью» [55]
  194. «Дача», «Одесский мол»
  195. «К весне», «Тополя»
  196. «Утёс на берегу Чёрного моря» (граница России и азиатской Турции), «Волы на пашне», «Лето» [56]
  197. «Начало весны», «Осенний этюд», «Сирень»
  198. «У коновязи»
  199. «Летом», «По жнивью»
  200. «Мечты»
  201. Акварели: «Портрет г-жи Соколовой», «Портрет г-жи Соколовой», «Портрет К. В. Лемоха», «Портрет К. Р. Брюллова», «Портрет г-жи Кривенко» [57]
  202. «Портрет А. Ф. Маковской», «Портрет г-жи Сольской», «Портрет г-на Волкова» [58]
  203. «Гоп!.. гоп!..»
  204. «Журавли летят»
  205. «Пристань», «Тяга»
  206. «Из Римского карнавала»
  207. 2 этюда, «Портрет дочери», «Портрет Черинкова»
  208. «Взятие снежного городка» (старинная казачья игра в Сибири на масленнице) [59]
  209. 3 работы под названиями «Головка»
  210. «Мыльные пузыри», Этюд
  211. «Девочка с цветами», «В Нормандии», «Головка», «Головка»
  212. «Ночь», «Прилёт ласточек», «Хутор»
  213. «Водяные лилии», «Весна»
  214. «Неряшливая воспитанница»
  215. «Старший брат»
  216. «Мои игрушки»
  217. «Февраль»
  218. «Облачный день»
  219. «Вечер», «Сосновый лес» (рис. пером), «Лес» (гравюра на меди); «Берёзовый лес» (Москва) [60]
  220. «Сосновый лес», «Туманное утро», «Лесной уголок»
  221. «Бурелом (из Вологодских лесов)»
  222. «Лесная полянка», «К вечеру», «Морозный день», «"На Севере диком стоит одиноко..."», «Дождь» [61]
  223. «Вечерняя заря», «Дубовая роща», «Северный, еловый лес»
  224. «Уличный акробат» (статуя),«Татарин», «Штопальщик» (статуя) (все Москва) [62]
  225. «Головка девочки», «Этюд старухи»
  226. "Белая комната", "Портрет"
  227. «За чаем», "Натюрморт 1", "Натюрморт 2", "Уголок порта", "У моря", "Этюд девочки", "Портрет", "Девочка с кошкой", "Из прошлого"
  228. «На озере»
  229. «Возвращение с пастбища»
  230. «Волга в полую воду»
  231. «Сыскной приказ», «Инок-живописец»
  232. «Портрет Н. А. Депп», «В горах Кавказа», «Женский портрет», «Портрет И. Д. Стефанович», «Всюду жизнь» [63]
  233. «В тёплых краях», «Спящий ребёнок», «Проводил», «Портрет Н. Н. Ге»
  234. «Летом», «Забытый храм», «Горное озеро на Кавказе»
  235. «Молодой лесок»
  236. «Уголок в парке», «На южном берегу»
  237. «Менгли-Гирева дверь в Бахчисарайском дворце», «Из окрестностей Москвы», «В горах» [64]
  238. «В Купцове. Вид в Заразях», «За Крестовской заставой», «Близ Андроньева монастыря», «В Лефортове», «Плотина в Купцове», «Кладбище в Мазилове», «Плотина в Волынском», «Близ Марьинской слободки», «В Купцове в Заразях» (все Москва) [65]

Литература

  1. Товарищество передвижных художественных выставок, 1869—1899: Письма, документы: [В 2 кн. / Гос. Третьяков. галерея; Сост. и авт. примеч. В. В. Андреева и др. Предисл. [с. 5-48] и общ. ред. С. Н. Гольдштейн]. — М.: Искусство, 1987. — 668, [6] с.: ил., портр., факс. — 20 000 экз.
  2. Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках / Я. Д. Минченков. — 4-е изд. — Л.: Художник РСФСР, 1963. — 361 с., 56 л. ил. — 25 000 экз.
  3. Передвижники / А. К. Лебедев // Отоми — Пластырь. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — С. 377—378. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 19).
  4. Петрушевский Ф. Ф. Товарищество передвижных выставок // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1901. — Т. XXXIII. — С. 392—395.
  5. Товарищество передвижных художественных выставок // Телевизионная башня — Улан-Батор. — М. : Большая российская энциклопедия, 2016. — С. 210—211. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 32).

Фильмы

Ссылки