Верещагин, Василий Васильевич
Василий Васильевич Верещагин | |
---|---|
| |
Дата рождения | 14 (26) октября 1842 |
Место рождения |
Череповец, Новгородская губерния Российская империя |
Дата смерти | 31 марта (13 апреля) 1904 (61 год) |
Место смерти |
Порт-Артур, Квантунская область, Российская империя |
Страна | Российская империя |
Жанры | батальный |
Награды |
Васи́лий Васи́льевич Вереща́гин (14 (26) октября 1842, Череповец — 31 марта (13 апреля) 1904, Порт-Артур) — русский живописец, писатель, один из наиболее известных баталистов второй половины XIX века.
С 1858 года занимался в Рисовальной школе императорского общества поощрения художеств (ОПХ). Совершил путешествие по Кавказу и Дунаю в 1863 — 1865 годы. В 1867 — 1870 годах находился в Туркестане. В 1867 — 1868 годах принимал участие в военных действиях русских войск). Посетил также Индию в 1874 — 1876 годах и в 1882 — 1883 годы, Балканы, во время русско-турецкий войны 1877 — 1878 годы, (находился в действующей армии), Сирию и Палестину в 1883 — 1884 годах, Русский Север в 1887 — 1888 годах и 1894 году, Филиппины, Кубу и США в 1901 — 1902 годах, Японию в 1903 году[1].
Результатом каждой из его поездок были серии работ (пейзажных, батальных, жанровых, этнографических, портретных). В 1901 был выдвинут на соискание первой Нобелевской премии мира. После объявления русско-японской войны в 1904 — 1905 годы уехал в действующую армию на Дальний Восток. Погиб при взрыве на броненосце «Петропавловск» близ Порт-Артура. Награждён офицерским Георгиевским крестом четвёртой степени в 1868 году[1].
Биография
Родился в Череповце Новгородской губернии, в семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. По традиции, молодому человеку из дворянской среды, получившему домашнее воспитание, следовало избрать военную или дипломатическую карьеру, и потому родители, несмотря на явную склонность мальчика к искусству, определили его сначала в Александровский кадетский, а затем в Морской корпус в Санкт-Петербурге. И всё же это не помешало юноше одновременно посещать рисовальные классы при ОПХ, а по окончании корпуса, в 1860 году, поступить в Академию Художеств, где он учился вначале у Алексея Тарасовича Маркова, затем у Александра Егоровича Бейдемана.[2]
В 1850 году вместе с братом Николаем был определён в Александровский кадетский корпус для малолетних. Затем поступает учиться в Морской кадетский корпус. По окончанию кадетского корпуса Верещагин выходит в отставку и поступает в петербургскую Академию художеств. Обучение которой проходит в период с 1860 по 1863 году Алексея Тарасовича Маркова, Фёдора Антоновича Моллера и Александра Егоровича Бейдемана. Оставляя Академию, уезжает на Кавказ, где проводит около года. Затем в Париж, там в 1864-1865 годах, учился и работал под руководством Жерома[1].
В марте 1865 года Верещагин возвращается на Кавказ, где продолжает писать с натуры.
В 1867 году принимает приглашение от Туркестанского генерал-губернатора генерала Константина Петровича Кауфмана состоять при нём художником.
В 1869 году Верещагин организовывает в столице «туркестанскую выставку», где выставлены его работы написанные в Самарканде, Туркестане и Ташкенте, после её окончания он вновь отправляется в Туркестанский регион, теперь через Сибирь.
На этот раз художник совершил путешествие по Семиречью и Западному Китаю. Среди произведений Верещагина, посвящённых Семиречью и Киргизии — Богатый киргизский охотник с соколом, виды гор близ станицы Лепсинской, долины реки Чу, озера Иссык-Куль, снежных вершин Киргизского хребта, Нарына на Тянь-Шане. Пять этюдов Верещагин создал в горах близ Иссык-Куля, ярчайшее из них — «Проход Барскаун». Он делал зарисовки в Боомском ущелье, побывал на озере Алаколь, поднимался на высокие перевалы хребтов Алатау[2].
В то время в Западном Китае войска богдыхана усмиряли дунган (китайских мусульман), поднявших знамя восстания в провинции Шэньси ещё семь лет назад. Чуть позже дунганский мятеж охватил и Кульджинский край. На улицах Новой Кульджи (Хуэй-Юань-Чэн) и Чугучака лежали горы пепла и груды человеческих костей. Верещагин с горечью рисовал развалины местных городов. Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара — Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей.
В художественном отношении впечатления Верещагина от личного участия в этой обороне и других военных операциях в ходе завоевания Туркестана, а также от второго его путешествия туда в 1869 году, дали ему материал для таких ярких картин, как «Пусть войдут», «Вошли», «Окружили», «Преследуют», «Напали врасплох» и других, вошедших в состав громадной «Туркестанской серии», выполненной художником в Мюнхене в 1871—1874 годах и имевшей колоссальный успех в Европе и России.[3]
В 1871 году Верещагин переехал в Мюнхен и начал работать над картинами по восточным сюжетам. В это же время началась его совместная жизнь с первой супругой Елизаветой Фишер. Из-за скептического отношения Верещагина к церковным обрядам брак их долгое время был гражданским, и лишь в 1883 году они, наконец, обвенчались в Вологде[4].
В 1873 туркестанская серия была закончена, и Верещагин организовал первую персональную выставку своих работ в Лондоне. В каталоге была пометка: эти картины не продаются. Несмотря на шумный успех в Великобритании, Верещагин не собирался продавать свои картины за рубежом. И вскоре перевез полотна в Санкт-Петербург, чтобы показать их соотечественникам. Выставка прошла с большим успехом, и была омрачена только негативным отзывом императора Александра II о картинах «Забытый», «Окружили — преследуют» и «У крепостной стены. Вошли!». Импульсивный художник был настолько угнетен этим откликом на свои работы, что вырезал холсты из рам, увез домой и сжег. Друзья Верещагина и поклонники его творчества, в числе которых были знаменитый критик Владимир Васильевич Стасов, коллекционер Петр Михайлович Третьяков были шокированы этим поступком и очень жалели об уничтоженных полотнах. Вскоре после выставки вся коллекция туркестанских картин была куплена Петром Михайловичем Третьяковым и Дмитрием Петровичем Боткиным за 92 тысячи рублей. Верещагин остался доволен тем, что все картины остались в России в одной коллекции. После продажи картин Верещагин с женой уехали в Индию, где пробыли до 1876 года. Результатом путешествий стал индийский цикл картин («Жемчужная мечеть» в Агре", «Воин-всадник в Джайпуре», «Гималаи вечером» и др.)[4]
После возвращения Верещагин поселился в пригороде Парижа Мезон-Лаффите, но пробыл там недолго. В 1977 году началась русско-турецкая война, и художник отправился на Балканы, чтобы принять участие в военных действиях и создать новую серию картин о войне[4].
Свою грандиозную эпопею о войне художник писал в основном в течение трех лет, в 1879-1881 годах, отдельные полотна были созданы и позднее. Он работал одержимо в своей парижской мастерской, никого не принимая, не отвлекаясь от своей главной задачи. Основные работы написаны Верещагиным на основе непосредственных наблюдений, многочисленных этюдов и зарисовок с натуры.
Балканская серия строится в соответствии с хронологией самой войны сообразно с тем, где и когда оказывался художник в ходе продвижения войск. Открывается она двумя картинами — «Пикет на Дунае» и «Шпион»,- отображающими события начального этапа войны. Затем идут три произведения, связанные с трагическим третьим штурмом Плевны: «Под Плевной», «Перед атакой. Под Плевной», «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной». Тяжелые бои под Телишем, неисчислимые жертвы русской армии и изуверская жестокость врага нашли отражение в картинах «Победители» и «Побежденные. Панихида».
Зимний период войны, наиболее трудный, завершившийся победой под Шипкой, получил выражение в десяти полотнах, основные из которых следующие: «Пленные», «Турецкий госпиталь в Плевне», триптих «На Шипке все спокойно!» и «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой»[5].
В этой войне принимал участие и его младший брат — Сергей Верещагин. Он погиб, и его тело не успели вынести с поля битвы. Василий Верещагин, и сам раненый в это время, тяжело переживал смерть брата. Сложно переживала этот период вся семья Верещагиных. Родители художника почти разорились, брат-молокозаводчик Николай Верещагин терпел убытки из-за падежа скота. Да и финансовые дела Василия Верещагина были не особенно хороши. Его выставки с огромным успехом проходили во всех европейских столицах, пресса захлебывалась от хвалебных откликов[4].
На одной из выставок Верещагин познакомился с представителями американской Ассоциации художеств, которые предложили ему провести ряд выставок в США. В 1889 году он уехал в Нью-Йорк, чтобы представить свои картины заокеанской публике. Американские партнеры обещали Верещагину большие деньги, на деле же выставки и последовавший за ним аукцион не принесли художнику ощутимой выгоды. Зато в Нью-Йорке он познакомился с молодой пианисткой Лидией Васильевной Андреевской — она приехала из Москвы чтобы заниматься музыкальным сопровождением выставок Верещагина. Мгновенно вспыхнувшее чувство не угасало, и спустя некоторое время, уже после возвращения в Россию художник подал на развод с женой и начал ухаживать за Лидией Васильевной[4]. Развод в те времена был непростой процедурой, занявшей несколько лет, в течение которых у пары Верещагин — Андреевская родилась дочь Лидия.
С середины 1880 годов Верещагин остро чувствует потребность работать на родине, чаще приезжает в Россию. Особенное значение для него имеет поездка в 1888 году в Москву, Ярославль, Ростов, Кострому. Он глубоко увлечен миром национальной старины, погружен в изучение древнерусского зодчества, приступает к собиранию отечественных древностей и в течение короткого времени создает коллекцию, выдающуюся по художественному и историческому интересу. Неожиданно для современников в середине 1880-х годов он деятельно включается в архитектурную жизнь Москвы: предлагает проект фасада новых Торговых рядов на Красной площади, критически высказывается по поводу проектируемого памятника Александру II в Кремле, пишет воззвание к архитекторам, призывая их изучать старинное русское зодчество и всячески подражать ему в своих постройках[6].
В 1891 году Верещагин арендовал у общины крестьян деревни Новинки участок[7] на высоком берегу Москва-реки между подмосковными деревнями Нижние Котлы и Новинки (вблизи современной Нагатинской улицы в Москве[8] в дальнейшем оформляем застроенный участок в собственность.
На участке был построен дом в русском стиле по проекту архитектора Николая Васильевича Никитина и эскизам художника, мастерская, хозяйственные постройки[9].
В 1901 году Василий Верещагин стал одним из номинантов первой в истории Нобелевской премии мира. В связи с этим он уехал в Осло, где устроил свою выставку. Впрочем, премия досталась не ему, а швейцарцу Анри Дюрану, инициатору создания Международного Красного Креста[4].
Немецкий критик Ойген Цабель отмечает, что исключительно высокий уровень исполнения картин Верещагина, относящихся ко всем этим разделам живописи, ничуть не ниже, чем в его батальных картинах. А один из известнейших мастеров живописи XIX века Адольф Менцель, удивленный разносторонностью таланта Верещагина, воскликнул: «Der kann alles!» — «Вот этот может всё!»[10] Когда русско-японская война началась, Верещагин поехал на фронт. Он погиб 31 марта (13 апреля) 1904 года вместе с адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым, когда на мине подорвался броненосец «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура[2].
Верещагин писал
Я всю жизнь любил солнце и хотел писать солнце. И после того, как пришлось изведать войну и сказать о ней своё слово, я обрадовался, что вновь могу посвятить себя солнцу. Но фурия войны вновь и вновь преследует меня.Верещагин В. В.
Семья
- Первая жена — Элизабет Мария Фишер (Рид), в русской традиции Елизавета Кондратьевна Верещагина (1856—1941) В браке с 1871 года до 1890 года, когда состоялся разъезд супругов. Точная дата развода неизвестна, также неизвестно, был ли заключён брак по православному или любому другому обряду. Соавтор книги «Очерки путешествия в Гималаи г-на и г-жи Верещагиных». Портретов и фотографий не сохранилось[2].
- Клавдия (упоминается в письмах, очевидно, умерла ребёнком)
- Вторая жена — Лидия Васильевна Андреевская . Официальный брак заключён в 1894 году, уже после рождения первых детей. Талантливая пианистка, она играла на пианино на его выставках картин (по просьбе самого Верещагина). Изображена в виде медсестры в Госпитальной серии[2].
- Лидия (1890—1896)
- Василий (1892—1981), жил в Чехии, умер бездетным
- Анна (1894—1919), в замужестве Готтвальд, покончила жизнь самоубийством
- Лидия (1898—1930). Сын — Александр Сергеевич Плевако (1930—2021), единственный внук художника. Был усыновлён Сергей Фёдорович Плевако (младшим сыном знаменитого адвоката Фёдор Николаевич Плевако)[2].
Живописные работы
Серии[2]:
- Кавказская серия (1863—1864, 1865)
- Туркестанская серия (1867—1874)
- «Варвары». Героическая поэма. В неё входят картины: «Высматривают» (1873), «Нападают врасплох» (1871), «Окружили — преследуют…» (1872) «Представляют трофеи» (1872), «Торжествуют» (1872), «Апофеоз войны» (1871)
- Индийская серия (1874—1880)
- Балканская серия (1877—1881). Включает картины: «В турецкой покойницкой» (1881)
- Трилогия казней (1884—1887)
- Палестинская серия (1883—1885)
- Русская серия (1884—1885)
- Наполеон в России (1887—1900)
- Госпитальная серия
- Японская серия (1903—1904)
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Верещагин, Василий Васильевич . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 25 июля 2023.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич . Библиотека "Старатель". Дата обращения: 16 июля 2023.
- ↑ Чернышева М. А. Новый взгляд на феномен реализма: о фотографическом проекте художника Верещагина и генерала Кауфмана. — Ab Imperio, 2015. — С. С. 379—413.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Верещагин Василий Васильевич . Энциклопедия Череповца. Дата обращения: 26 июля 2023.
- ↑ Завадская Е.В. Правда жизни – правда искусства (Балканская серия) . Дата обращения: 26 июля 2023.
- ↑ Биография Василия Верещагина. История жизни. . Дата обращения: 26 июля 2023.
- ↑ Ярославцева С. И. От Черёмушек до Зюзина. В долине котла: 4 московских района Черёмушки, Зюзино, Котловка, Академический.. — М.: Центрполиграф, 2014. — С. С. 61—63.. — 606 с. с. — ISBN ISBN 978-5-227-05122-6.
- ↑ Исторические фотографии района Нагатино-Садовники и набережной . Дата обращения: 26 июля 2023.
- ↑ В поисках дома художника Василия Верещагина - расследование . Дата обращения: 26 июля 2023.
- ↑ Реакция Властей на антимилитаризм В.В. Верещагина . Дата обращения: 25 июля 2023.
Ссылки
- В. В. Верещагин литературно-художественная картография жизни и творчества https://www.vereshchaginvv.com/ Дата обращения 26 июля 2023
- Жизнь и смерть Василия Верещагина http://veresh.ru/ Дата обращения 26 июля 2023
- Верещагин Василий Васильевич: Собрание сочинений http://az.lib.ru/w/wereshagin_w_w/ Дата обращения 26 июля 2023
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Знание.Вики:Страницы с шаблоном ФИО без ссылок
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 26 октября
- Родившиеся в 1842 году
- Родившиеся в Череповеце
- Родившиеся в Новгородской губернии
- Умершие 13 апреля
- Умершие в 1904 году
- Умершие в Порт-Артуре
- Кавалеры ордена Святого Георгия IV класса
- Музыканты по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Все статьи
- Выпускники Морского кадетского корпуса
- Участники Русско-турецкой войны (1877—1878)
- Участники Среднеазиатских походов
- Художники России XIX века
- Художники-баталисты Российской империи
- Художники-реалисты
- Художники-ориенталисты
- Мемуаристы Российской империи