Апофеоз войны

Страница-перенаправление

Перенаправление на:

«Апофео́з войны́» — картина русского художника-баталиста Василия Верещагина, написанная в середине XIX века. Картина, выполненная маслом на холсте, изображает груду черепов у стен города в Средней Азии. Она

Apotheosis.jpg
Василий Верещагин
Апофеоз войны. 1871
Апотеоза войны
Холст, Масло. 127 × 197 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

считается частью «Туркестанской серии» Верещагина. В настоящее время картина экспонируется в Третьяковской галерее в Москве[1].

Описание

«Апофеоз» изображает груду человеческих черепов на выжженной земле — последствия битвы или осады. Стая падальщиков копошится в куче костей: одни птицы уже опустились на землю, другие подлетают или сидят на близлежащих деревьях. Блёклая желтоватая земля, поросшая травой, перекликается с грязновато-белым цветом частично обесцвеченных черепов. Тень от кучи и чёрные провалы глазниц и челюстей придают картине глубину, подчёркивая масштаб этого мрачного нагромождения.

Горная гряда рассекает полотно пополам, отделяя бескрайние степные просторы от пустого неба. В правой части картины виднеется Самарканд с разрушенными крепостными стенами — отсылка к осаде города летом 1868 года, когда русский гарнизон отразил нападение бухарцев[2][3]. На раме Верещагин сделал надпись о посвящении своей работы «всем великим завоевателям, прошлым, настоящим и будущим»[2].

История

Василий Верещагин написал картину «Апофеоз войны» в Мюнхене в 1871 году. Она входила в цикл из 13 полотен, созданных под впечатлением от участия художника в походах Российской императорской армии в Среднюю Азию. Будучи профессиональным художником-баталистом, Верещагин запечатлел сражения русских войск с армиями Хивинского и Кокандского ханств на территории будущего Русского Туркестана[2].

Верещагин выставлял свои работы на различных площадках в 1870-х и 1880-х годах. Если его традиционные полотна принимали благосклонно, то две картины из Туркестанской серии вызвали немалые споры[2]. «Апофеоз войны» и «Забытый» сочли ярко выраженными антивоенными произведениями, которые представляют российскую армию в невыгодном свете. Российское правительство запретило показ этих двух работ на верещагинских выставках внутри страны. Художник столкнулся со схожей реакцией и в Германии, особенно когда фельдмаршал Хельмут фон Мольтке-старший увидел «Апофеоз». Широко известен случай[4], когда картина привела Мольтке в замешательство и испуг. Фельдмаршал приказал не допускать к ней германских солдат. Военный министр Австро-Венгрии поддержал этот запрет и ввел аналогичный[2].

Верещагина не беспокоили подобные ограничения, в отличие от нараставших в России обвинений в клевете на отечественную армию. В ответ художник сжёг три своих менее известных полотна[2]. Несмотря на споры вокруг части его работ, Верещагин продолжал писать баталии и их последствия вплоть до своей гибели в Русско-японской войне[5].

Известный русский художественный критик Владимир Васильевич Стасов писал об «Апофеозе войны»: «Здесь дело не только в том, с каким именно мастерством Верещагин написал своими кистями сухую пожжённую степь и среди неё пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими ещё уцелевший, может быть, кусочек мясца. Нет! Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуальность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества»[2].

Примечания