В штыки! Ура! Ура!

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
The Attack by Vereshchagin (1887-1895, GIM).jpg
Василий Верещагин
В штыки! Ура! Ура! 1887–1895
Холст, Масло. 200 × 150 см
Государственный Исторический музей, Москва

«В штыки! Ура! Ура!» — картина Василия Верещагина, написанная в 1887—1895 годах из серии художника Наполеон I в России. Другое название картины: «Атака»[1].

Инвентарный номер картины: И I 5670, номер Государственного Исторического музея: 68257/1367; она находится в Экспозиции музея Отечественной войны 1812 года[2].

Цикл работ «Наполеон I в России»

Василий Васильевич Верещагин — русский живописец, писатель, один из самых известных баталистов второй половины XIX века. Известный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства» Александр Бенуа о нём писал:[3]

«Василий Верещагин заставил волноваться и горячиться до одурения не только Петербург и Москву, но и Берлин, Париж, Лондон и Америку».

Цикл работ Василия Верещагина «Наполеон I в России»[4] включает 20 картин, а также этюды, рисунки и незаконченные композиции. Сам Верещагин делил её на две части: первая (17 картин), с подзаголовком «Наполеон I в России», изображала основные эпизоды кампании, от Бородина до зимнего перехода французов; вторая (3 картины), называемая «Старый партизан», рассказывала о партизанской войне.

Событие в основе картины

Момент, изображенный на этой данной картине, относится к тому времени, когда Отечественная война была близка к окончанию. Наполеон уходил из России, русские войска преследовали его по пятам. Победа при Тарутине 6 октября и Мало-Ярославце 12 октября 1812 года подняли дух русской армии, а главное — они привели к цели, которой добивался Кутузов: французы вынуждены были отступать по Смоленской дороге, то есть по тому пути, каким они пришли в Москву. Смоленский тракт был совершенно опустошен, и двигаться по нему — значило обречь себя на голодовку за полной невозможностью обеспечить армию провиантом[5].

Выхода у Наполеона не было, и он со своей армией направился к Смоленску через Вязьму, испытывая постоянное беспокойство со стороны русских. За французами следовал авангард русской армии под начальством генерала Милорадовича; тыл французов также терпел урон от набегов казаков атамана Платова, а с флангов на него нападали партизанские отряды Давыдова, Сеславина и Фигнера[5].

28 октября французы вступили в Смоленск и 31 числа направились дальше по дороге к Красному. На этом переходе и разыгрался тот эпизод, к которому Верещагин приурочил свою картину «В штыки! Ура! Ура!». На полотне запечатлён момент, когда русский полк стоял в засаде среди густого леса, в глубоком снегу, ожидая неприятеля. Когда донесли, что французы двигаются по большой дороге, воодушевление охватило всех — от начальника до последнего рядового, и горя страстным желанием победить, с громовым криком: «В штыки! Ура! Ура!» — русские воины бросились на неприятеля со всей стремительностью, какую допускали сугробы снега, в которых они утопали по колена. Французы, воспользовавшись темнотою ночи, пробились в Красное, потеряв при этом около двух тысяч человек убитыми и ранеными, одно знамя и семнадцать орудий[5].

Примечания

Ссылки

Картина в Государственном историческом музее