Апофеоз войны (картина)

Материал из «Знание.Вики»
Apotheosis.jpg
Василий Васильевич Верещагин
Апофеоз войны. 1871
Холст, Масло. 127 × 197 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
инв. 1992

«Апофео́з войны́» — картина Василия Васильевича Верещагина 1871 года. Авторское название — «Апотео́з войны́». Выставлена в Государственной Третьяковской галерее. Инвентарный номер — 1992[1]. На раме имеется надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».

Создание картины

Написание картины «Апофеоз войны» Василий Верещагин завершил в Мюнхене в 1871 году. Полотно входит в Туркестанскую серию, которую художник создал после участия в русской кампании в конце 1860-х годов в Средней Азии[1]. Верещагин не просто был очевидцем событий, но и героически сражался, за что был удостоен Ордена Святого Георгия IV степени[2].

Первоначально полотно называлось «Торжество Тамерлана». Существуют разные мнения, что послужило вдохновением к созданному сюжету картины[3]. Одни считают, что Верещагин хотел показать разрушающие и опустошающие походы Тамерлана. В каталоге своей персональной выставки 1876 года в Москве автор вспоминает завоевателя XIV века, чьи военные успехи сопровождали пирамиды, возведенные из черепов врага на территориях завоеванных народов. Однако различимые следы от пуль в черепах свидетельствуют, что Тамерлан к сюжету полотна отношения не имеет.

По другой версии, у художника возникла идея передать историю суда Тамерлана над неверными супругами. Согласно легенде, однажды женщины Багдада и Дамаска обратились к Тамерлану с жалобой на мужей, погрязших во грехах. Тогда он повелел каждому своему воину принести по одной голове нечестивца, которые были сложены в пирамиду.

Согласно третьей версии, Верещагин услышал историю о казни в 1857 году правителем Кашгара европейского путешественника Адольфа Шлагинтвейта, чью голову он приказал положить на вершину пирамиды из черепов других казнённых людей. Также есть предположение, что на создание картины повлияло жестокое подавление восстания уйгуров в Китае.

И всё-таки искусствоведы считают, что в большей степени на художника повлияло его опасное путешествие в Туркестан, где он состоял при туркестанском генерал-губернаторе Константине Кауфмане, и ему пришлось не только столкнуться с разрушительными последствиями войны, но и самому стать участником боёв[4].

Вернувшись из Туркестана, Василий Васильевич Верещагин переезжает в Мюнхен, где и создаёт Туркестанскую серию, в которую входит ряд картин под единым названием «Варвары», включая и «Апофеоз войны». При работе над полотном «Апофеоз войны» художник рисовал черепа в различных ракурсах, но он не учёл, что для того, чтобы пирамида была устойчивой, у черепов не должно быть нижней челюсти. Туркестанская серия включила в себя тринадцать картин, восемьдесят один этюд и сто тридцать три рисунка.

Все вошедшие в серию этюды, эскизы и картины были показаны на первой персональной выставке Верещагина в Лондоне в 1873 году, а в 1874 — в Петербурге и Москве. В настоящее время произведение находится в Государственной Третьяковской галерее[3].

Описание картины

Василий Верещагин своими картинами развенчал красивую бравурность, показав другую сторону войны. Один прусский генерал даже посоветовал российскому императору Александру II «приказать сжечь все военные картины художника, как имеющие самое пагубное влияние»[5].

В центре картины посреди выжженной земли изображена сложенная в пирамиду огромная гора из человеческих черепов. На некоторых черепах видны следы сабли и пуль, а часть из них сохранила последние эмоции людей: ужас, страдания и муки.

Выразительность полотна достигнута минимальными художественными средствами. Панорама раскалённой безжизненной пустыни с мёртвыми сухими деревьями и выгоревшей травой под ясным южным, но равнодушным небом и жёлтый колорит картины подчёркивают полное разрушение и опустошение после войны. На картине живут лишь чёрные вороны, но и они являются символом смерти. Лежащий в руинах город на заднем плане напоминает, как легко может быть уничтожен хрупкий и драгоценный цветущий мир.

На картине нет указания ни на время, ни на место событий, ни на того, кто сотворил всё это, она имеет больше символический характер. Хотя изначально картина задумывалась как историческая, отражающая итоги походов жестокого завоевателя Тамерлана, который был известен особым пристрастием к отрубанию голов, замысел перерос сам себя. Полотно стало обличителем всех войн: за что бы не боролись люди, итог всегда один — жертвы, разрушенные города и плодородные земли, превращённые в бесплодные пустыни и населённые лишь воронами.

Дальнейшее творчество и жизнь Верещагина были посвящены протесту против всяких войн. Как художник и офицер он хотел предупредить потомков о последствиях любых военных действий[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Апофеоз войны. Третьяковская галерея. Дата обращения: 10 октября 2023.
  2. «Апофеоз войны» как посвящение завоевателям. Дилетант. Дата обращения: 10 октября 2023.
  3. 3,0 3,1 Швец, Наталья. Апофеоз войны Василия Верещагина. Проза.ру. Дата обращения: 10 октября 2023.
  4. Яковлева, Елена. Как понимать русскую живопись. «Апофеоз войны» Василия Верещагина. АиФ. Дата обращения: 10 октября 2023.
  5. Иoнина Н. A. "Сто великих картин". Верещагин В. «Апофеоз войны». Вече (2002). Дата обращения: 10 октября 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!