В покорённой Москве

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
В покоренной Москве.jpg
Василий Верещагин
В покорённой Москве. 1897—1898
Холст, Масло. 86 × 112 см
Государственный Исторический музей, Москва

«В покорённой Москве» — картина Василия Верещагина, написанная в 1897—1898 годах из серии художника Наполеон I в России. Другие названия картины: «Поджигатели» или «Расстрел в Кремле»[1]. Находится в Государственном Историческом музее в Москве.[2].

Василий Васильевич Верещагин — русский живописец, писатель, один из самых известных баталистов второй половины XIX века. Известный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства» Александр Бенуа о нём писал:[3]

«Василий Верещагин заставил волноваться и горячиться до одурения не только Петербург и Москву, но и Берлин, Париж, Лондон и Америку».

Цикл работ Василия Верещагина «Наполеон I в России»[4] включает 20 картин, а также этюды, рисунки и незаконченные композиции. Сам Верещагин делил её на две части: первая (17 картин), с подзаголовком «Наполеон I в России», изображала основные эпизоды кампании, от Бородина до зимнего перехода французов; вторая (3 картины), называемая «Старый партизан», рассказывала о партизанской войне.

Событие в основе картины

14 сентября 1812, спустя неделю после Бородинского сражения, войска Наполеона вошли в Москву. В тот же день в опустевшем городе начались пожары и разорение. Во время нахождения в Москве французы не церемонились с русскими святынями, и в ряде храмов были устроены конюшни. Поскольку оконными рамами топили печи, в зданиях птицы начали вить себе гнёзда. В некоторых церквях были устроены плавильные горны для переплавки награбленной золотой и серебряной утвари. После возвращения русских войск Успенский собор Московского Кремля пришлось опечатать, дабы толпа не видела учинённого внутри бесчинства.

Генерал Александр Бенкендорф писал:[5]

«Я был охвачен ужасом, найдя теперь поставленным вверх дном безбожием разнузданной солдатчины этот почитаемый храм, который пощадило даже пламя, и убедился, что состояние, в которое он находился, необходимо было скрыть от взоров народа. Мощи святых были изуродованы, их гробницы наполнены нечистотами; украшения с гробниц сорваны. Образа, украшавшие церковь, были перепачканы и расколоты».

Этому периоду Отечественной войны 1812 года посвящена работа Верещагина, созданная в период с 1897 по 1898 год.

При входе в Москву французскую армию встретил горящий от пожаров город. Бедствия от пожара для оставшихся в нём жителей усугублялись грабежами, всяческими притеснениями и насилиями, творимыми французами на полной свободе, совершенно безнаказанно. Расстрел, подобный изображенному на картине Верещагина, становился уделом разного голодного оборванного люда, в первые дни пожарища попрятавшегося, кто куда мог, а когда пожар стал утихать, постепенно начавшего выходить из своих убежищ. Пожар Москвы раздражил французов и надо было на ком-нибудь сорвать злобу.[6]

Наполеон приказал нарядить военные суды и расправляться с поджигателями без всякой пощады. У французов сложилось тогда твердое убеждение, будто жители Москвы, и только они, нарочно устраивали пожары. Никакие другие причины не допускались. Так началась по всей Москве ловля поджигателей, причем достаточно было просто оказаться по близости от горящего дома, чтобы быть заподозренным, схваченным, приведенным на военный суд и расстрелянным. Об этом говорит полотно великого русского художника.[6]

Примечания