Бенуа, Александр Николаевич

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Александр Николаевич Бенуа
Л. С. Бакст. Портрет А. Н. Бенуа. 1898. Бумага, акварель, пастель. 64,5*100,3 см
Л. С. Бакст. Портрет А. Н. Бенуа. 1898. Бумага, акварель, пастель. 64,5*100,3 см
Имя при рождении Александр Николаевич Бенуа
Дата рождения 21 апреля (3 мая) 1870(1870-05-03)
Место рождения Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти 9 февраля 1960(1960-02-09) (89 лет)
Место смерти Париж, Франция
Гражданство Российская империя, СССР, Франция
Стиль Авангард, русский сезаннизм
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Алекса́ндр Никола́евич Бенуа́ (21 апреля (3 мая1826, Санкт-Петербург, Российская империя — 9 февраля 1960, Париж, Франция) — живописец, график, театральный художник, художественный критик, теоретик и историк искусства, музейный деятель[1]. Наиболее известный представитель художественной династии Бенуа, одна из главных фигур Серебряного века; сооснователь (наряду с Сергеем Дягилевым) и главный идеолог общества «Мир искусства» и одноимённого журнала.

Биография

Именитые предки

Александр Николаевич Бенуа родился 3 мая (21 апреля по старому стилю) 1870 года в Санкт-Петербурге в семье известного российского архитектора. Его отец, Николай Бенуа (1813—1898), был профессором Академии художеств, проектировал кавалерские корпуса и вокзал в Петергофе, здания вокзалов Петергофской железной дороги, летний театр в Павловске, римско-католическую церковь и ряд жилых домов в Петербурге. Мать — Камилла Кавос, дочь архитектора венецианского происхождения Альберта Кавоса (1800—1863), был известен работами по строительству и реконструкции театральных зданий, в том числе Мариинского театра в Санкт-Петербурге[2]. Среди родственников Александра Бенуа был актёр Питер Устинов, художница Зинаида Серебрякова. Едва ли не половина представителей культуры Серебряного века так или иначе были связаны с родом Бенуа[3].

Детство и юность

В 1885—1890 годах Александр Бенуа учился в частной гимназии Карла Мая в Санкт-Петербурге, где познакомился с будущими соратниками по «Миру искусства» Дмитрием Философовым, Вальтером Нувелем и Константином Сомовым.

С 1887 по 1888 год он был вольнослушателем Императорской академии художеств, затем занимался живописью под руководством брата, Альберта Бенуа, председателя Общества русских акварелистов.

В 1893 году Бенуа впервые выставил свои композиции «Пастораль» и «Монастырь», написанные под впечатлением поездки по Германии и Австрии (1890).

В 1894 году окончил юридический факультет Петербургского университета. В том же году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века».

Александр Николаевич Бенуа за работой. 1914

Творчество Бенуа

В 1897 году состоялась выставка работ художника, которая принесла ему большую известность. Картины и этюды для экспозиции были написаны Александром Бенуа во время его второго заграничного путешествия в 1894 году по Германии, Австрии, Швейцарии, Италии, а также поездки в 1896 году в Париж и посещения Версаля. Три картины — «Огород», «Кладбище» и «Замок» — были приобретены Павлом Третьяковым для своей галереи, цикл «Прогулки Людовика XIV в Версальском парке» — другими частными коллекционерами.

В 1903 году создал один из шедевров отечественной книжной графики — серию иллюстраций к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Однако они были отвергнуты как «декадентские». Иллюстрации приобрёл С. П. Дягилев и напечатал их вместе с поэмой в журнале «Мир искусства» (1904). Рисунки Бенуа «произвели фурор и были признаны всеми знатоками книги как идеальная графическая работа».

В 1905 году художник продолжил работу над иллюстрациями — для издания, выпущенного в 1912 году Санкт-Петербургским обществом грамотности, а затем и в 1916 году — для Общины св. Евгении.

В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904), едва ли не единственная его крупная работа для детей. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником.

«Азбука» получила цензурное разрешение в октябре 1904 года, производственный цикл по её изданию занял примерно полгода.

В 19081911 годах — Бенуа стал художественным руководителем «Русских сезонов» С. П. Дягилева, прославивших за рубежом российское балетное искусство.

В 1911 году выходит лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями Бенуа. Основой оформительского замысла служат шесть страничных иллюстраций, где проходит главная линия графического рассказа: карточный выигрыш молодой русской графини; вечерний туалет графини, уже постаревшей и одряхлевшей; стремительный проход Германна через спальню мёртвой графини; ночной визит призрака; роковой проигрыш у Чекалинского; символическое изображение Смерти. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины.

Художник подробно, продуманно, с любовью воспроизводит городскую архитектуру, костюмы, быт пушкинского времени. В иллюстрациях заметно и влияние театра: над игорным столом в шестой главе пролетают вполне театральные Чёрт и Фортуна, а завершающая листовая иллюстрация — Смерть задёргивает театральный занавес и гасит свечи, последний музыкант уходит из оркестровой ямы — рождает прямую аналогию с финалом спектакля. Впоследствии критики не раз отмечали недостатки иллюстраций к «Пиковой даме», «графический наряд» которой представлялся им слишком пышным, картинным и несколько тяжеловесным для «„нагой прелести“ пушкинского текста», тем не менее выход книги стал значительным событием русской художественной жизни начала XX века, а современники Бенуа видели в ней живое воплощение духа артистизма.

После Февральской революции 1917 года Бенуа принимал деятельное участие в работе различных организаций, связанных с охраной памятников искусства и старины.

В 1919 году возглавил картинную галерею Эрмитажа, издал её новый каталог. Продолжал работу как книжный и театральный художник и режиссёр, в частности, работал над постановкой и оформлением спектаклей петроградского Большого драматического театра. Последней работой Бенуа в театрах советской России стало оформление спектакля «Свадьба Фигаро» в БДТ.

В 1922 году вышла крупнейшая графическая работа Бенуа за годы революции — альбом «Версаль», где акварели художника сопровождаются его же текстом. В издание включены 26 акварелей художника; помимо этого, вступительную статью и список рисунков сопровождают заставки и концовки — они отпечатаны в технике цинкографии. Бенуа оформил также титульный лист с заставкой аллегорического содержания и девизом Людовика XIV «Nec pluribus impar» («Не уступающий и множеству») и иллюстрированную обложку.

«Мир искусства»

В конце 1890-х годов Александр Бенуа стал вдохновителем создания общества «Мир искусства» (1898—1904; 1910—1924), куда вошли театральный и художественный деятель Сергей Дягилев, художники Иван Билибин, Борис Кустодиев, Николай Рерих, Валентин Серов, Константин Сомов и др. Возложив на себя миссию реформаторов художественной жизни, общество активно выступало против академизма и поздних передвижников.

Кружок «Мир искусства» (как и его журнал) стал, по словам Бенуа, «практической необходимостью». В обществе передвижников наметился кризис, и художникам необходим был новый вектор движения. Журнал знакомил аудиторию с западной классикой и модерном, отечественной живописью и архитектурой.

«Нами руководили не столько соображения «идейного» порядка, сколько соображения практической необходимости. Целому ряду молодых художников некуда было деваться»Александр Бенуа

«Мир искусства» объявлял красоту главной целью творчества. Субъективность этой цели давала художникам полную свободу — как при выборе темы, так и при выборе художественных средств.

«Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца»Сергей Дягилев

Поездки во Францию

В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии» — картины, изображающие прогулки по парку «короля-солнца» Людовика XIV. В основе данной работы — многочисленные натурные наблюдения; Версаль был одной из любимых тем художника. Версаль для Бенуа — олицетворение гармоничного единения человека, природы и искусства.

В 1897 году приобрёл известность благодаря серии акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанной под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым.

В 18961898 и 19051907 годах работал во Франции.

В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже.

Жизнь в эмиграции

В 1926 году, отправившись во Францию по командировке от Эрмитажа, в Советский Союз не вернулся[2]. В эмиграции он плодотворно работал как театральный декоратор. Жил в Париже, работал над эскизами театральных декораций и костюмов. Участвовал в балетной антрепризе С. П. Дягилева «Ballets Russes» как художник и автор-постановщик спектаклей. В эмиграции много работал в Милане в оперном театре Ла Скала[2].

В этот период создал серию видов Петербурга и его пригородов под общим названием «Воспоминания». Иллюстрировал книги русских и французских авторов — «Страдания молодого Вертера» («Les souffrances du jeune Werther») А. Моруа (1926), «Уроки любви в парке» («La leçon d’amour dans un parc») (1927), «Григорий Орлов» А. Попова (1946)[2].

В 1927 году много работал над циклом акварелей к роману А. де Ренье «Грешница» («La pécheresse»). В 1945 году создал сюиту из сорока четырёх акварелей к повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Эти последние книги так и не вышли в свет — оригиналы рисунков первой хранятся у Рене Герра, несколько акварелей к обеим книгам сохранились и в фондах Российского государственного архива литературы и искусства. В целом книжных работ парижского периода у Бенуа не так много и они не такие яркие, как в дореволюционные годы[2].

В последние годы жизни трудился над мемуарами «Мои воспоминания», на страницах которых воссоздал атмосферу духовных и творческих исканий Серебряного века. Не менее значительным было и издание «Александр Бенуа размышляет… Статьи и письма 1917—1960 гг.».

Смерть и похороны

Всю жизнь Александра Бенуа отличали отменное здоровье и удивительная работоспособность. Только в последние 3 года он отказался от работы над заказами, но не прекращал рисовать. Художник проводил время у мольберта в любимом Версале, делая наброски в своё удовольствие. Случайный грипп, подхваченный в одну из прогулок, стал роковым: кашель перешёл в удушье, зашалило сердце, началась горячка. Скончался в Париже 9 февраля 1960 года на руках детей. Похоронен на кладбище Батиньоль[4].

Семья

Александр Бенуа был женат на дочери музыканта и капельмейстера Карла Кинда — Анне Кинд (1869—1952).

В семье было трое детей — две дочери и сын.

  • Анна Черкесова (1895—1984) — старшая дочь, художница-любительница, впоследствии — секретарь отца, после смерти художника передала его архив в Государственный Русский музей. Её муж (с 1919) — Ю. Ю. Черкесов (1900—1943).
  • Елена Бенуа-Клеман (1898—1972) — младшая дочь, художница прикладного искусства и сценограф. Её мужья: Б. П. Попов (с 1919), И. А. Вышнеградский (с 1923), А. Я. Браславский (с 1929), Реми Клеман (с 1939).
  • Николай Бенуа (1901—1988) — известный театральный декоратор, директор постановочной части театра Ла Скала в Милане, осуществил постановки опер «Сон в летнюю ночь» (1965) Бенджамина Бриттена и «Бал-маскарад» (1978) Джузеппе Верди в Большом театре в Москве[2].

Значение творчества

Деятельность Александра Бенуа невероятно многогранна, но во всех областях творчества для него характерны эстетика, пронизанная веками европейской культуры, потребность поменять взгляд и вкус публики в пользу утончённой красоты, желание пропитать искусство символизмом. Это вызывало много нареканий, возражений и даже оскорблений. Художнику доставалось и за прекрасное знание иностранных языков, и за необычайный кругозор, и даже за «чужеродную» фамилию. Только по прошествии многих лет стало ясно, что Бенуа совершил настоящий переворот в театральной сценографии и восприятии художественного творчества, а его мысли об искусстве до сих пор звучат свежо и актуально[4].

Работы деятеля

Для художников и искусствоведов Александр Николаевич Бенуа навсегда остался примером человека, в высшей степени серьёзно относившегося к культурному наследию прошлого и воплотившего любовь к прошлом в своем творчестве.

Наиболее известные работы[5]:

  • Никольский собор зимой. Вид из окна квартиры А. Н. Бенуа (1923).
  • Фронтиспис к поэме А. С. Пушкина «Медный Всадник» (1905).
  • Парад в царствование Павла Первого (1907).
  • Масленица (год неизвестен).
  • Маскарад при Людовике XIV (1898).
  • Азбука. («Улица-ураган», «Шуты-шар», «Вьюга», «Еда-езда», «Оимиам», «Эльфы-экипаж», «Яблоня», «Городъ генералъ», «Жмурки жуки», «Мама», «Дача деда», «Царица», «Озеро», «Нападение», «Арап», «Звезды», «Игрушки», «Карлик», «Театр», «Фокус фонтан», «Хан халат», «Чучело», «Щеголь щетки») (1904).
  • «Пиковая дама» А. С. Пушкина (1910).
  • «Аллея» (1905—1906).
  • «Служба у капеллы св. Варвары» (1900).
  • «У Курция» (1897).
  • «Бретонский пейзаж» (1906).
  • «Бретонский танцы» (1906).
  • «Зеркальце в Трианоне» (1905).
  • «Аллегорий реки» (1905).
  • Декорация к трагедии Пушкина «Пир во время чумы» (1914).
  • «Купальня маркизы» (1906).
  • «Каскад» (год неизвестен).
  • «Прогулка императрицы Елизаветы» (1906).
  • «В Немецкой слободе» (год неизвестен).

Публикации

  • Benois A. Reminiscences of the Russian ballet. (1941).
  • Бенуа А. Н. Азбука в картинках. (1904).
  • Бенуа А. Н. Александр Бенуа размышляет… (1968).
  • Бенуа А. Н. Александр Николаевич Бенуа и Мстислав Валерианович Добужинский: переписка (1903—1957). (2003).
  • Бенуа А. Н. Версаль. (1922).
  • Бенуа А. Н. Возникновение «Мира искусства». (1998).
  • Бенуа. Дворцовое строительство императора Николая I (1913).
  • Бенуа А. Н. Дневник. (2010).
  • Бенуа А. Н. Дневник. 1916—1918. (2010).
  • Бенуа А. Н. Дневник. 1908—1916. Воспоминания о русском балете. (2011).
  • Бенуа А. Н. Жизнь художника. (1955).
  • Бенуа А. Н. Обед. Москва 1896. 19 мая. (1896).
  • Бенуа А. Н. Памятники западноевропейской живописи. (1912—1914).
  • Бенуа А. Н. Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа. (1911).
  • Бенуа А. Н. Русское искусство XVIII—XX веков. (2004).
  • Бенуа А. Н. Художественные письма, 1930—1936. (1997).
  • Бенуа А. Н. Художественные письма 1908—1917, газета «Речь». Петербург. (2006).
  • Бенуа А. Н. «Мои воспоминания: документально-художественная литература». — М. : Директ-Медиа, 2007[6].
  • Бенуа А. Н. «История живописи всех времен и народов: монография».- М. : Директ-Медиа, 2003.
  • Бенуа А. Н. «Русская школа живописи: монография». — М. : Директ-Медиа, 2003.
  • «Путеводитель по Эрмитажу: альбом репродукций». — М. : Иллюстрированные издания, 2019.
  • «История русской живописи в XIX веке. Выпуск 1». — Санкт-Петербург : Типография СПб акционерного общества печатного дела в России Е. Евдокимов, 1901.
  • «История русской живописи в XIX веке. Выпуск 2». — Санкт-Петербург : Типография СПб акционерного общества печатного дела в России Е. Евдокимов, 1902.
  • «Франсиско Гойя: публицистика». — Санкт-Петербург : Шиповник, 1908.
  • «Царское Село в царствование императрицы Елисаветы Петровны: научная литература». — Санкт-Петербург: б.и., 1910.
  • «Николай Константинович Рерих: научная литература». — Петроград: «Свободное искусство», 1916.
  • «История живописи: научная литература. Том 2. История пейзажной живописи». — Санкт-Петербург: Шиповник, 1912.

Примечания

  1. БЕНУА Александр Николаевич. Виртуальный русский музей. Дата обращения: 19 июля 2023.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Биография Александра Бенуа. РИА новости. Дата обращения: 19 июля 2023.
  3. Александр Бенуа. «Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект. Дата обращения: 19 июля 2023.
  4. 4,0 4,1 Бенуа Александр. История. РФ. Главный исторический портал страны. Дата обращения: 19 июля 2023.
  5. Надежда Морозова. Биография и 60 лучших картин Александра Бенуа. Art-dot. Дата обращения: 23 июля 2023.
  6. Бенуа Александр Николаевич. Университетская библиотека ONLINE. Дата обращения: 19 июля 2023.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!