Рерих, Николай Константинович

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Николай Константинович Рерих
N Roerich.jpg
Дата рождения 27 сентября (9 октября) 1874(1874-10-09)
Место рождения Санкт-Петербург
Дата смерти 13 декабря 1947(1947-12-13) (73 года)
Место смерти Наггар, Химачал-Прадеш, Индия
Жанр горы, живопись
Учёба

Санкт-Петербургский университет (1898),

Высшее художественное училище (1897)
Звания Академик
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Никола́й Константи́нович Ре́рих (27 сентября (9 октября) 1874 года, Санкт-Петербург — 13 декабря 1947 года, Наггар, Химачал-Прадеш, Индия) относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Художник, учёный, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель — его многогранное дарование сравнимо по своей величине разве что с титанами эпохи Возрождения. Творческое наследие Н. К. Рериха огромно: более семи тысяч картин, рассеянных по всему свету, бесчисленные литературные произведения — книги, очерки, статьи, дневники…

Биография

Начало пути

Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года в Санкт-Петербурге в семье нотариуса Санкт-Петербургского окружного суда Константина Фёдоровича Рериха. Константин Фёдорович был родом из города Газенпота Курляндской губернии (ныне Айзпут, Латвия). Мать — Мария Васильевна Калашникова — происходила из купеческого рода города Острова Псковской губернии. Её духовным отцом был о. Иоанн Кронштадтский[1].

В доме Рерихов часто бывали профессоры-востоковеды Константин Фёдорович Голстунский и Алексей Матвеевич Позднеев, историк и юрист Константин Дмитриевич Кавелин, художник Михаил Осипович Микешин. Юного Николая увлекали беседы взрослых об истории и литературе, рассказы о путешествиях на Восток, уносившие воображение в далёкие и загадочные страны[2].

Научившись читать очень рано, Николай особенно любил сказки с лубочными картинками. С большим удовольствием читал рассказы об исторических событиях и героях родной страны. С детских лет захватил Колю и театр. Дома была сделана самодельная сцена, на которой Николай был режиссёром. В 8 лет он поступил в известную частную гимназию Карла Ивановича Мая, который, окинув мальчика оценивающим взглядом, предрёк: «Будет профессором». В этой же гимназии одновременно с ним в старших классах учились Александр Бенуа, Дмитрий Философов, Константин Сомов — члены будущего объединения «Мир искусства»[3].

В годы учёбы (18831889) Николай выделялся среди других учеников трудолюбием и редкой одарённостью. Он принимал самое активное участие в любительских спектаклях в школе как актёр и художник. Первым учителем рисования стал друг отца Николая — художник Михаил Микешин. Николай много читал и записывал услышанные им старинные русские былины, древние предания, стихи, которые цитировал на память даже в преклонном возрасте. Уже с 1891 года его первые самостоятельные очерки — впечатления от природы и охоты — стали печататься в «Охотничьей газете», журналах «Русский охотник», «Звезда»[4].

Гимназия К. И. Мая (Васильевсикй остров, 14 линия, дом 39)

Друг отца, археолог Лев Константинович Ивановский обратил внимание на интерес мальчика к археологии и истории. Он стал брать Николая на раскопки. Девятилетний Николай под руководством опытного археолога стал раскапывать древние курганы, проникаясь вживую «ощущением древнего мира» и его тайн. Увлечение постепенно переросло в профессиональный интерес. С 1892 года Николай Рерих начал проводить археологические раскопки уже самостоятельно. Ещё в студенческие годы он стал членом Русского археологического общества. С 1898 года началось сотрудничество с Петербургским Археологическим институтом. В этом учреждении с 1898 по 1903 годы он был лектором специального курса «Художественная техника в применении к археологии», организатором и одним из руководителей учебных археологических раскопок, а также редактором-составителем «Археологической карты Петербургской губернии». Николай Рерих проводил многочисленные раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях. На основе этих регулярных археологических раскопок Рерихом была собрана богатейшая коллекция древностей, к 1916 году насчитывавшая более тридцати пяти тысяч предметов. Это была одна из крупнейших в Европе частных коллекций, после революции попавшая в Эрмитаж[5].

Отец Николая очень хотел, чтобы тот стал юристом, и в 1893 году Николай поступает на юридический факультет Петербургского университета. Одновременно с этим поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. В 1897 году он с отличием защитил дипломную работу в Академии. В 1898 году успешно окончил университет. В Академии художеств его учителями были известный педагог Павел Петрович Чистяков и знаменитый пейзажист Архип Иванович Куинджи. У Николая Рериха с Архипом Ивановичем установилось настоящее творческое взаимопонимание и сотрудничество. На всю жизнь Николай Рерих сохранил благодарную память об Архипе Куинджи не только как об учителе живописи, но и Учителе жизни[2].

Владимир Васильевич Стасов

В формировании личности Николая Рериха значительную роль сыграли историк искусства, критик Владимир Васильевич Стасов и знаменитый художник Илья Ефимович Репин. С самыми заветными мыслями он шёл прежде всего к ним, им нёс на суд свои работы, внимал их советам и указаниям. Репин был первым, кто обратил внимание на Николая Рериха и горячо поддержал его робкие самостоятельные поиски. Владимира Стасова Николай Рерих заинтересовал своей тягой к древней русской истории, широтой творческих планов. И он охотно допустил его к богатейшим сокровищам Публичной библиотеки — древним летописям, грамотам, книгам. Изучение этих материалов сопровождалось подчас длительными беседами, в которых Владимир Васильевич охотно передавал юному Николаю свои знания[6].

Творческий путь

Николай Рерих гармонично соединил художественный талант с научными изысканиями историка и археолога. Он считал, что историческая точность деталей в живописи должна быть обязательно оживлена художественно-поэтическим видением, интуицией. Только так можно передать зрителю целостное представление об эпохе и определённое историческое настроение[7].

Первой большой серией картин Николая Константиновича стало «Начало Руси. Славяне», которую составили такие произведения, как «Гонец. Восстал род на род» (1897, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Идолы» (1901, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Заморские гости» (1901, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Город строят» (1902, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Славяне на Днепре» (1905, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) и другие[8].

Н. К. Рерих. «Гонец (Восстал род на род)». 1897

«Гонец. Восстал род на род» — дипломная работа живописца. В её название включена фраза из Начальной летописи о междоусобицах славянских племен. Произведение удивительно сочетает противоположные настроения: покой лунной ночи, спящего селения, леса и одновременно тревожность той вести, с которой спешит гонец[9].

Представленное на отчётной выставке Академии художеств полотно привлекло к себе всеобщее внимание. Его сразу приобрел Павел Михайлович Третьяков для своей коллекции. Лев Толстой при личной встрече с художником отметил[10]:

Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо всегда рулить выше — жизнь всё равно снесёт. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт!Лев Николаевич Толстой

Напутствие Толстого Рерих запомнил на всю жизнь[10].

В 1898 году Николай Константинович стал помощником директора Музея при Императорском обществе поощрения художеств и одновременно помощником редактора журнала «Искусство и художественная промышленность»[11].

В 1900 году Рерих был командирован в Париж для продолжения обучения в мастерской Фернана Кормона, бережно отнёсшегося к его самобытному таланту и очень многое давшего ему в области рисунка. Там же молодой художник познакомился с творчеством Пюви де Шаванна, которого впоследствии называл своим вторым после Архипа Куинджи учителем живописи[12].

Н. К. Рерих «Заморские гости». Серия «Начало Руси. Славяне». 1901

В Париже Рерих продолжил работать над начатой ещё в России исторической серией, в частности, над картиной «Заморские гости». Сюжет произведения родился у художника во время путешествия в 1899 году в Новгород по пути «из варяг в греки». Поездка произвела на него неизгладимое впечатление. Живописец писал[13]:

Плывут полунощные гости. Светлой полосой тянется берег Финского залива. Вода точно напиталась синевой ясного, весеннего неба; ветер рябит по ней, сгоняя матово-лиловатые полосы и круги. Стайка чаек спустилась на волны, беспечно на них закачалась и лишь под самым килем передней ладьи сверкнула крыльями… Новая струя пробивается по стоячей воде, бежит она в вековую славянскую жизнь, пройдет через леса и болота, перекатится широким полем, подымет роды славянские — увидят они редких, незнакомых гостей, подивуются они на строй боевой, на их заморский обычай. Длинным рядом идут ладьи; яркая раскраска горит на солнце. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким стройным носом-драконом…Николай Константинович Рерих

Литературный и живописный варианты «Заморских гостей» удивительно созвучны друг другу, что говорит о чёткости художественно-образного мышления Николая Рериха. Позже он часто сопровождал свои полотна литературным эссе. Этот выполненный маслом холст чарует свежестью красок, радостным и праздничным настроением. Цвет его предельно интенсивен. Благодаря убедительному красочному стилю и сохранению исторической достоверности, давно минувшее претворяется в постоянно существующее, вечное. Магию такого превращения художник черпал в красоте и яркой декоративности народного искусства. В статье «Радость искусства» Рерих писал «о декоративности как единственном пути и начале настоящего искусства» и «о назначении искусства — украшать»[14].

Н. К. Рерих. Ростов Великий (1903)

Глубокому изучению древнерусской истории и искусства было посвящено большое путешествие Рериха вместе с супругой Еленой Ивановной в 1903—1904 годах по более чем сорока русским городам, богатым памятниками старины: Ярославлю, Костроме, Владимиру, Суздалю, Ростову Великому, Изборску, Печорам, Юрьев Польскому, Нижнему Новгороду, Смоленску и многим другим. В поездках живописцем была создана внушительная серия архитектурных этюдов храмов и крепостей (около девяноста полотен), названных Сергеем Ростиславовичем Эрнстом «пантеоном нашей былой Славы»[15]. Елена Ивановна, талантливый фотограф, сделала около трёхсот снимков старинных памятников, многие из которых были использованы Игорем Эммануиловичем Грабарём в его «Истории русского искусства». Архитектурные этюды были продемонстрированы публике на выставке «Памятники художественной старины»[4].

Результатом путешествия явились и статьи Николая Константиновича, в которых он одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры. Его публицистика этих лет направлена на развитие национального самосознания, полна призыва к охране и бережной поддержке памятников старины. Неоднократные обращения к этим темам кристаллизуются в чеканные формулы[2]:

Не знающий прошлого не может думать о будущем. Народ должен знать свою историю, запечатлённую в памятниках старины. Народ должен владеть всеми лучшими достижениями прошлых эпох. Мы должны с великим попечением изыскивать ещё не тронутые варварскою рукою древности и дать им значение, давно заслуженное.Николай Константинович Рерих

«Спас Нерукотворный и Князья Святые». Мозаика по эскизам Рериха. Троицкая церковь, Почаевская лавра

С 1903 года художник серьёзно работал в области религиозной монументальной живописи (иконостас для церкви Казанской Божьей Матери в женском монастыре в Перми, панно для моленной виллы в Ницце)[16]. Среди этих работ особенно выделяется роспись церкви Святого Духа в селе Талашкино, в имении Марии Клавдиевны Тенишевой. Именно здесь Николай Рерих впервые создал величественный образ Богородицы, явно выходящий за границы строго канонического. Он стал прообразом будущих работ мастера, посвящённых Матери Мира[17].

Для оформления церквей Никлоай Константинович Рерих использовал и мозаику. По его эскизам мозаичные образы были выполнены известным мастером Владимиром Александровичем Фроловым. До наших дней они сохранились в храмах села Пархомовка (Украина) («Голова Спаса», «Покров Богородицы», 1906), усадьбы «Талашкино» (Смоленская область) («Голова Спаса», 1909, 19111912), в Почаевской лавре (1910, 1912). Рериховская мозаика украшает памятник А. И. Куинджи (1913) (Александро-Невская лавра, г. Санкт-Петербург)[10].

Примечания

  1. Николай Константинович Рерих. Проект «Человек. Земля. Вселенная» (18 марта 2020). Дата обращения: 10 октября 2023.
  2. 2,0 2,1 2,2 Биография–альбом Николай Константинович Рерих. Этика во мне. Региональная общественная организация Тульский Рериховский исследовательский центр. Дата обращения: 10 октября 2023.
  3. Беликов П. Ф. I. Самое раннее. Рериховская библиотека. Дата обращения: 10 октября 2023.
  4. 4,0 4,1 Николай Константинович Рерих. Борис Николаевич Абрамов, духовный ученик Н. К. Рериха и Е. И. Рерих. Тульский Рериховский исследовательский центр. Дата обращения: 10 октября 2023.
  5. Н. К. Рерих (1874–1947). Музеи Мира. О художниках и картинах. Дата обращения: 10 октября 2023.
  6. Князева В. П. Николай Рерих. Рериховская библиотека. Дата обращения: 10 октября 2023.
  7. Культурно-просветительская работа. Международный Центр Рерихов (2 февраля 2024). Дата обращения: 27 мая 2024.
  8. Башкова Н. Николай Константинович Рерих. Музей Б. Н. Абрамова в г. Венёве. Дата обращения: 27 мая 2024.
  9. Гонец. "Восста(л) род на род" 1897. Дата обращения: 27 мая 2024.
  10. 10,0 10,1 10,2 Рерих Н. К. Зажигайте сердца / Сост. И. Богданова. — М.: Молодая гвардия, 1990. — ISBN 5-235-00719-0.
  11. Николай Константинович Рерих. Краткая биография и интересные факты из жизни художника. Николай Рерих, жизнь и творчество. Дата обращения: 29 мая 2024.
  12. Соболев Андрей. Пребывание Н. К. Рериха в Париже в 1900–1901 годах: период учёбы в мастерской Кормона, поиск творческого пути. Сибирское Рериховское Общество. Дата обращения: 29 мая 2024.
  13. Н. К. РОЕРИХ. Собрание сочинений. — МОСКВА: ИЗД-ВО И. Д. СЫТИНА, 1914.
  14. Заморские гости 1901. Каталог картин Н. К. и С. Н. Рерихов. Дата обращения: 30 мая 2024.
  15. Эрнст С. Р. Н. К. Рерих // Держава Рериха. — М.: Изобразительное искусство, 1994. — С. 21.
  16. Тавризян Ю. Б. Пермский иконостас Николая Рериха. Государственное краевое бюджетное учреждение культуры «Пермская госудаоственная художественная галерея». Дата обращения: 3 июня 2024.
  17. Башкова Н. В. Н. К. Рерих как представитель русского модерна. Николай Рерих, жизнь и творчество (2016). Дата обращения: 3 июня 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!