Дягилев, Сергей Павлович

Материал из «Знание.Вики»
Сергей Павлович Дягилев
Портрет
Место рождения Селищи, Новгородская губерния, Российская империя
Место смерти Венеция, Италия
Профессия предприниматель, редактор
Годы активности 1896—1929
Театр труппа «Русский балет Дягилева»

Серге́й Па́влович Дя́гилев — (31 марта 1872, деревня Селищи, Новгородская губерния — 19 августа 1929), остров Лидо, Венеции[1], Королевство Италия) — русский театральный и художественный деятель, меценат.

Биография

Ранние годы и образование

Сергей Дягилев родился в 31 марта 1872 года в Новгородской губернии в семье военного офицера . С детства проявлял интерес к искусству, что привело его в Санкт-Петербург, где он поступил в 1890 в Императорское училище правоведения. Однако его страсть к музыке и живописи вскоре перевесила юридические науки[2].

Мир искусства и первые шаги в искусстве

В 1898 году Дягилев, вместе с художником Александром Бенуа, стал одним из основателей художественного объединения и одноименного журнала «Мир искусства». Это объединение стремилось к возрождению интереса к национальному искусству и способствовало развитию модернистских течений в России. «Мир искусства» стал платформой для многих талантливых художников и культурных деятелей того времени[3].

Личная жизнь

Сергей Дягилев, значимая фигура в мире балета, был известен не только своими профессиональными достижениями, но и своей личной жизнью, которая часто переплеталась с его творческой деятельностью.

Дягилев был открытым гомосексуалом, что для того времени было довольно смелым. Одним из его самых известных и сложных романтических отношений был роман с выдающимся танцором Вацлавом Нижинским. Их отношения начались в 1909 году, когда Нижинскому было всего 18 лет, а Дягилеву — 35. Эти отношения оказали огромное влияние на развитие балета[3], так как Дягилев не только поддерживал Нижинского, но и способствовал его творческому росту, доверяя ему постановку таких новаторских балетов, как

«Послеполуденный отдых фавна» (1912 год) и «Весна священная» (1913 год)[2]​​.

После разрыва с Нижинским Дягилев пережил тяжелый период, но продолжал находить новых молодых талантов для своих проектов. Среди его последующих партнеров были Леонид Мясин и Сергей Лифарь, оба из которых также играли важные роли в его труппе Ballets Russes. Эти отношения часто носили не только личный, но и профессиональный характер, что способствовало развитию их карьеры​.

Несмотря на свои личные отношения с мужчинами, Дягилев поддерживал и тесные дружеские связи с женщинами. Например, он был близок с известной модельером Коко Шанель, которая помогала ему финансировать некоторые проекты и создавал костюмы для его балетов.

Последние годы своей жизни Дягилев провел с Борисом Кохно, который был не только его партнером, но и секретарем и либреттистом. Эти отношения продлились до самой смерти Дягилева в 1929 году в Венеции, где он был похоронен на кладбище Сан-Микеле​.

Таким образом, личная жизнь Дягилева была сложной и насыщенной, переплетаясь с его профессиональной деятельностью и значительно влияя на развитие балета и искусств начала XX века[4].

Русские сезоны

Русские сезоны Сергея Дягилева представляют собой одно из наиболее значительных культурных явлений начала XX века, оказавших глубокое влияние на мировое искусство. Впервые Русские сезоны прошли в Париже в 1909 году и продолжались до 1929 года, знаменуя собой период интенсивного культурного обмена между Россией и Западной Европой[5].

История и влияние

Дягилев начал свои проекты с организации выставок русского искусства и концертов в Париже, таких как выставка в Гран-Пале в 1906 году и «Исторические русские концерты» в 1907 году, которые включали выступления таких выдающихся музыкантов, как Николай Римский-Корсаков и Сергей Рахманинов[6]. Успех этих мероприятий подтолкнул Дягилева к созданию полноценного балетного проекта, который стал известен как Русские сезоны или Ballets Russes[7].

Достижения

Русские сезоны Дягилева известны своими новаторскими постановками, включая такие выдающиеся балеты, как «Жар-птица» и «Весна священная» Игоря Стравинского, которые были впервые представлены в Париже и стали ключевыми произведениями в истории музыки и танца​​. Работа с композиторами, такими как Стравинский и Сергей Прокофьев, позволила создать уникальные балетные произведения, объединяющие музыку, танец и сценографию в гармоничное целое​.

Дягилев использовал музыку известных композиторов, таких как Клод Дебюсси , Морис Равель, Эрик Сати, Рихард Штраус, Отторино Респиги , Франсис Пуленк. При этом его хореограф Михаил Фокин часто адаптировал музыку для балета.

Художественным директором «Русских балетов» был Леон Бакст, с которым Дягилев и Александр Бенуа основали художественный журнал «Мир искусства». Вместе они развили более сложную форму балета с элементами, которые должны были нравиться широкой публике, а не только аристократии. Экзотический оттенок «Русских балетов» оказал влияние на зарождающийся стиль ар-деко.

Самым выдающимся композитором, с которым сотрудничал Дягилев, был Игорь Стравинский. Премьера «Жар-птицы» 25 июня 1910 года принесла им обоим международное признание. Вскоре последовали «Петрушка» (1911 год) и «Весна священная» (1913 год), а затем «Пульчинелла» (1920 год) и «Свадебка» (1923 год).

С ним работали не только Леон Бакст и Александр Бенуа, но и Анри Матисс, Жорж Брак, Морис Утрилло, Жан Кокто, Николай Рерих и Пабло Пикассо. Он также привлекал значительных хореографов: Джорджа Баланчина, Леонида Мясина, Брониславу Нижинскую и Сержа Лифаря.

Дягилев также способствовал международному признанию русских артистов. Например, Фёдор Шаляпин и Анна Павлова стали известны за пределами России благодаря участию в Русских сезонах​​[8].

Русские сезоны оказали огромное влияние на развитие балетного искусства. Они стали платформой для многих российских художников, таких как Леон Бакст, Александр Бенуа, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, чьи работы помогли сформировать визуальный стиль представлений​ .

В 1916 году Дягилев со своей труппой выступал в Мадриде, где познакомился с Мануэлем де Фалья. В результате их сотрудничества в июле 1919 года было создано произведение «Треуголка» с элементами фламенко. Затем Дягилев представил в Париже, а потом в Лондоне еще один стиль фламенко «Cuadro Flamenco»[9].

Культурное наследие

Культурное наследие Сергея Дягилева трудно переоценить. Он не только радикально изменил балетное искусство, но и способствовал созданию новой эстетики, которая сочетала музыку, танец и визуальное искусство в единое целое. Дягилев ввел в балет концепцию модернизма, что позволило искусству выйти за рамки традиций и стать более выразительным и смелым.

Многие из его постановок, такие как «Жар-птица» и «Весна священная», стали классикой мирового балета и продолжают ставиться на сценах театров по всему миру. Его сотрудничество с выдающимися художниками, такими как Пабло Пикассо и Анри Матисс, а также с композиторами Игорем Стравинским и Сергеем Прокофьевым, позволило создать шедевры, которые до сих пор вдохновляют новых творцов​.

Кроме того, Ballets Russes стал стартовой площадкой для многих будущих звезд балета и хореографии. Вацлав Нижинский, Жорж Баланчин, Леонид Мясин и другие получили возможность развивать свой талант благодаря поддержке и руководству Дягилева. Влияние его труппы заметно в работах таких современных хореографов, как Джордж Баланчин, который позже стал основателем и художественным руководителем New York City Ballet.

После смерти Дягилева в 1929 году его наследие продолжает жить в культурных институциях, образовательных программах и бесчисленных постановках, вдохновленных его видением и креативностью. Дягилевский фестиваль в Перми и многие другие мероприятия ежегодно проводят в его честь, подтверждая его важность для мировой культуры и искусства[10].

Примечания

  1. «В Перми не был». О чем грустил, умирая на чужбине, Сергей Дягилев // газета : Комсомольская Правда. — 2022. — 8 декабря.
  2. 2,0 2,1 Как Дягилев переосмыслил балет. G&LR. Дата обращения: 21 мая 2024.
  3. 3,0 3,1 Вацлав Нижинский и «золотой век» русского балета. Дилетант. Дата обращения: 21 мая 2024.
  4. Дягилев: Жизнь. THE. Дата обращения: 21 мая 2024.
  5. Филичева Н. В. Влияние «Русских сезонов» и «Русских балетов» Дягилева на мировое искусство XX века и развитие стиля Ар Деко // Новое искусствознание. — 2020. — С. 12.
  6. Русские сезоны в Париже (1906-1929). expositions.bibliotheques-royaumont.com. Дата обращения: 21 мая 2024.
  7. Сергей Дягилев и не только: Русские балеты. Библиотеки Колумбийского университета. Дата обращения: 21 мая 2024.
  8. Русские сезоны в Париже (1906-1929). Bibliotheques-royaumont. Дата обращения: 20 мая 2024.
  9. Сергей Дягилев и не только: Русские балеты. Библиотеки Колумбийского университета. Дата обращения: 20 мая 2024.
  10. Сергей Дягилев “Русский": размышления о репертуаре русского балета. Дата обращения: 21 мая 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!