Танец
Та́нец — это движения человека, перемещения его в пространстве под музыку или ритм[1]; это часть двигательной культуры человечества: освобождение и раскрепощение тела, но танец подчинён правилам[2]. По мере развития социума и истории — развивается и танцевальная культура. Танец можно рассматривать и как вид сценического (хореографического) искусства, и как средство передачи информации, и как хобби.
Характеристика
Слово «Танец» заимствованно (нем. der Tanz) и вошло в русский язык в эпоху Петра I[3].Танец имеет основные характеристики и вспомогательные выразительные средства:
- Композиция (от лат. compositio — составление — связывание) — соединения отдельных частей в единое произведение;
- Драматургия — это развитие танцевального номера по сюжету. Выразительные средства: движения, позы, жестикуляция, мимика;
- Музыка — это вспомогательное выразительное средство в танце. Она может быть написана специально для конкретного танца или может быть выбрана из уже существующих;
- Рисунок — перемещение танцующих по сценической площадке, используя всевозможные ракурсы;
- Темп и ритм — это скорость исполнения движений и чередование и размеренность движений в определённый отрезок времени;
- Техника — это виртуозность, чистота и сложность исполняемой лексики (движений).
История танца
Первые упоминания о таком феномене как танец, встречаются в первобытном обществе[4]. В мифологии Древней Греции есть упоминания о Терпсихоре — музе танца[5].
До середины XXVII века в России использовалось слово «пляска»[6]. Так же есть упоминания в языках:
- Старо — хорватский: «плес» означало «пляска», «плесач» — «плясун»;
- Словенский: «plesati» — «плясать», «plesalec» — «плясун», «ples» — «пляска» и т. п.
- Чешский: «plesati» означало «радоваться», «ликовать», а значение «плясать» выражалось глаголом «tancovati»[6].
Историк танца Сергей Николаевич Худеков в своей работе «Всеобщая история танца» подчеркивает древнее происхождение танца и его нахождение во всех уголках мира, у всех наций и народностей[7].
Танец – ряд механических телодвижений,сопровождаемых жестами, выражающими душевное настроение человека, жестами, в которых, несомненно, заключается осмысленное, мимическое начало.Худеков С. Н., "Всеобщая история танца"
Направления танца
Балет
Элитарный вид сценического искусства, спектакль. Дата и место возникновения: Франция, 15 октября 1581 года. В балетном спектакле обязательно есть сюжет и к каждому балету создается либретто.
- Либретто (от итал. libretto — «книжечка») — литературная основа, сценарий балетного спектакля.
- Язык балета — классический Агриппина Яковлевна Ваганова разработала систему классического танца, написав книгу «Основы классического танца» (1934)[8]. Условно движения можно поделить на три группы: позы, прыжки, вращения. Балет отражает действительность в музыкально-хореографических образах. Структура балета подчинена шаблону: начало акта — пантомима (завязка); далее дивертисмент (сложная танцевальная композиция) или гран — па (мощное восходящее движение, которое начинается с антре — танцевальный выход); затем пантомимная развязка.
- Атрибуты балета: балетная пачка (танцевальный женский костюм); пуанты — обувь танцовщиц (балерин).
- Музыка в балете — композиторы писали музыку специально для балетного спектакля. Музыка создавалась под конкретные движения, конкретные мизансцены (расположение артистов на сцене), конкретный сюжет.
- Характерные танцы балета — испанские, индийские, русские, венгерские, польские — это вставные номера балета. Исполняются в туфлях на каблуках или сапогах.
В современном балете используются и другие языки и техники танца. Также появляются бессюжетные балеты, где основополагающим является развитие драматургии в музыке[9].
Бальные танцы
Бальные танцы подразделяются на два направления: историко — бытовые танцы и спортивные бальные танцы.
Историко-бытовые танцы (понятие «Бальный танец», бал — возник в XIV веке в Италии) — это бытовые и салонные танцы, которые получили широкое распространение уже после исторической эпохи, в которую возник танец. Бытовые танцы, ставшие историческими, представляют собой переработку народного танцевального материала и отражают особенности определенной эпохи или среды. Характерные черты культуры проявляются в построении и стиле танца, в его музыке, одежде танцующих, их манерах[10]:
- Алеман — вальс XIX век, исполнялся втроём: кавалером и двумя дамами на семейных балах. Музыкальный размер 3/4. Движения состоят из лёгких скользящих шагов. Особое значение имеет рисунок рук танцующих, меняющийся грациозно и плавно.
- Аллеманда — (от франц. allemande, букв. — немецкая). Старинный (с XVI век) придворный французский танец немецкого происхождения, плавный, умеренного темпа. Музыкальный размер 4/4. Именно в этом танце в XVIII веке руки танцующих из обычного положения вдоль тела впервые поднялись вверх. Эта свобода рук и являлась характерной чертой аллеманды.
- Бранль — (от франц. branler — двигаться, раскачиваться) старинный французский танец, первоначально народный, хороводный, появился в эпоху Возрождения. Основной ход — 4 шага и приставной шаг, многочисленные поклоны, плавность движений и покачивание корпуса. В различных провинциях складывались характерные типы народного бранля, с названием по имени места его рождения или отличительному признаку (бранль прачек, бретонский бранль и др.)
- Вальс — (от нем. «walzer», которое означает кружиться, вращаться). Музыкальный размер 3/4. Танцуется парой, в закрытой позиции, лицом друг к другу. Во время исполнения танца — пара постоянно кружится. Родиной вальса считаются сразу три страны: Франция, Чехия и Австрия[11]. У вальса много разновидностей: медленный вальс, венский вальс, вальс-бостон, танго-вальс, фигурный вальс, вальс-гавот, вальс-мазурка и др.
- Гавот — (от франц. gavotte), старинный французский танец, первоначально народный, хороводный, двудольного размера, известен еще с XVI века. Музыкальный размер 4/4. Характерны: легкие, маленькие шаги на полупальцах, реверансы, вычурные позы и плавные движения руками. Основной шаг гавота состоит из двукратного передвигания ноги в IV веке воздушную позицию, вперед или назад.
- Галоп — (от франц. galoр), бальный танец в стремительном темпе со скачкообразными движениями, а также музыка к такому танцу. Музыкальный размер 2/4. Галоп появился в Венгрии в XVIII веке, а повсеместное распространение получил в 30-40-х гг. XIX века. Галоп часто служит составной частью, часто заключением танца. Им начиналась и заканчивалась последняя фигура кадрили. Характер отличается большой динамичностью, движения легкие и скользящие, они крайне просты и быстро усваиваются, чем и объясняется его значительный успех.
- Кадриль — (от франц. (quadrille) четыре). Музыкальный размер 2/4. Массовый танец: пары располагались по квадрату, друг на против друга и танцевали свои партии по очереди. Всего было 5 фигур, которые завершались общим движением.
- Другие танцы[12].
Спортивные бальные танцы — сформировался в конкурсный, к середине XX века. Представляют собой 2 программы: стандарт (европейская программа) из 5 танцев (медленный вальс, танго, медленный и быстрый фокстрот, венский вальс) и латиноамериканская программа (румба, самба, джайв, посодобль, ча-ча-ча)[13].
Костюм и танцевальная обувь в программах разная: для латины характерные яркие короткие платья у партнёрши, стразы, перья, туфли открытые, обязателен автозагар. Для партнёра: преимущественно чёрные клешёные брюки, лакированные закрытые туфли, рубашка чёрная. Причёска: собранные волосы с использованием лаков сильной фиксации. Для стандарта: у партнёрши длинное платье в пол, с перьями, боа, стразами, закрытые туфли — лодочки. У партнёра: чёрный фрак, брюки клешёные, бабочка, закрытые туфли.
Народные танцы
Народный танец в свою очередь подразделяют на:
- Народный танец — это фольклорный танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное.
- Фольклорный танец — это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом — для зрителя (общества, группы, общества).
- Народно-сценический — исторически выработанную, устойчивую систему выразительных средств хореографического искусства в сценической трактовке многообразия танцев, сложившихся на протяжении нескольких веков у многих народов.
Народно-сценический танец — синтез классического, народного бытового танца и самобытных фольклорных источников. В России этот самостоятельный вид хореографической деятельности появился в XX веке после появления ряда ансамблей народного танца. Для сценического танца необходимо наличие зрителей.
Знаменитые Российские ансамбли народно-сценического танца:
- Ансамбль народного танца И. Моисеева;
- Театр танца «Гжель»;
- Ансамбль Н. Надеждиной «Березка»;
- Ансамбль народного танца при хоре им. Пятницкого;
- Государственный академический ансамбль народного танца республики Башкортостан имени Файзи Гаскарова;
- Другие коллективы[14].
Социальные танцы
Перевод с английского языка («social dance») — вид танцев, которые не являются спортивной дисциплиной, доступны для всех желающих. Танцуют в парах и сольно. Разновидности социальных танцев:
- Аргентинское танго — появился в конце XIX века в Аргентине и Уругвае: акцент на партнершу — она делает основные вскидывания ногами, эффектные повороты, растяжки. Роль партнера — поддерживать и направлять партнёршу. Расстояние между партнёрами минимальное, движения резкие, страстные по эмоциональной окраске.
- Бачата — зародился в Доминиканской республике. Танцуется в паре, но возможно и сольное исполнение. Характерны плавные, чувственные, волнообразные движения партнёрши, активные движение бёдер, близкая дистанция между партнёрами.
- Кизомба — чувственны, романтичный парный танец, а также музыкальный жанр. Возник в Африке, Анголе, характерен близкий контакт между партнёрами, медленные шаги, нет виртуозных вращений и поддержек.
- Сальса — зародился на Кубе, танец парный, но возможно и сольное исполнение. Характерна раскрепощенность, активное движение бёдер, ритмичные шаги, вращения.
- Свинг (раскручивать) — зародился в США в 1920-х годах, в период расцвета джаза. Далее развился в другие подвиды: линди хоп, буги-вуги, чарльстон, блюз, джайв, рок-н-ролл. Танцуется в паре и сольно. Характеризуется ритмичными шагами, поворотами и акробатическими элементами. Партнеры держатся за руки или партнер держит партнершу за талию.
- Хастл — парный танец, зародился в 1970-х годах. Исполняется под музыку диско, в танце много импровизации, партнёр всегда направляет партнёршу и задаёт движение.
- И другие виды социальных танцев[15].
Эстрадный танец
Эстрадный танец — танец на эстраде: это жанровая разновидность пластического искусства. Он не имеет системы и языка танца, в отличии классического или народного. В эстрадном танце основной является наличие: сюжета в номере; костюм и сценический образ; музыкальный материал, в основном, это жанр песня[16].
Массовые танцы
Массовые танцы получили своё название из-за доступности массам, а так же из-за количественного состава участников. Массовый танец это танец, который исполняют более чем 16 человек, под любую музыку. Исполняется в любых досуговых и бытовых ситуациях. Движения танца простые, чтобы могли выполнить все участники танца. Выразительным средство является перестроение в рисунки. К массовым танцам относятся хороводы, хороводные пляски, кадрильные пляски, сюжетные массовые танцы, тематические танцы. Движения исполняются одновременно всеми участниками, смена движений происходит через большой промежуток времени[17].
Примечания
- ↑ Ирина Сироткина. Расшифровка. Что такое танец . Арзамас, журнал. Дата обращения: 22 апреля 2023.
- ↑ Ирина Сироткина - исследователь танца. Чем танец отличается от пляски . Журнал Арзамас. Дата обращения: 22 апреля 2023.
- ↑ Ирина Сироткина. Чем танец отличается от пляски (неопр.). Журнал Арзамас. Дата обращения: 22 апреля 2023.
- ↑ Первобытный танец . Дата обращения: 23 апреля 2023.
- ↑ Античная мифология . Дата обращения: 23 апреля 2023.
- ↑ 6,0 6,1 К проблеме определения понятия "Танец" // Культурные и идеологические факторы регионализации : Научная статья. — 2011. — Т. Ойкумена, № 2. — С. 95.
- ↑ Худеков С.Н. Всеобщая история танца. — М.,: Эксмо, 2010. — С. 12. — ISBN 978-5-699-32891-8.
- ↑ Лариса Абызова, доцент Академии Русского балета им. А.Я.Вагановой. Агриппина Яковлевна Ваганова // Академия русского балета имени А. Я. Вагановой : сайт.
- ↑ Журнал Арзамас (составитель Юлия Яковлева). Балет . Искусство 2016-07-22. Дата обращения: 22 апреля 2023.
- ↑ Историко бытовой танец и его теория . Студопедия. Дата обращения: 1 мая 2023.
- ↑ Е.Ю.Дегтярева. Вальс. История возникновения и современность // Вестник АРБ. — 2012. — № 27 (1). — С. 170.
- ↑ Историко - бытовые танцы . Хореографическая школа Мордовии г. Саранск. Дата обращения: 1 мая 2023.
- ↑ Роман Лажинский. История становления и развития спортивного бального танца . Театральный альманах Art Center Curium Dance (03.03.2020). Дата обращения: 1 мая 2023.
- ↑ Ансамбли народного танца . Курсовая работа. Дата обращения: 5 августа 2023.
- ↑ Клепикова А.Н. Социальные танцы в современной культуре на примере хастла, бачаты и сальсы . Дата обращения: 8 мая 2023.
- ↑ Никитин В. Ю. [https://nmdshi.uln.muzkult.ru/media/2018/09/17/1217333830/Nikitin_V.Yu_Modern_dzhaz._Etapy_razvitiya._Metod._TeKhnika.pdf МОДЕРН�ДЖАЗ ТАНЕЦ Этапы развития. Метод. Техника]. — М.,: Издательский дом «Один из лучших», 2004. — С. 26. — 419 с.
- ↑ Алексеенко Е. А. Современный массовый танец в социокультурном контексте (2021). Дата обращения: 8 мая 2023.