Танец

Материал из «Знание.Вики»
Phenakistoscope 3g07690b.gif

Та́нец — это движения человека, перемещения его в пространстве под музыку или ритм[1]; это часть двигательной культуры человечества: освобождение и раскрепощение тела, но танец подчинён правилам[2]. По мере развития социума и истории — развивается и танцевальная культура. Танец можно рассматривать и как вид сценического (хореографического) искусства, и как средство передачи информации, и как хобби.

Характеристика

Слово «Та­нец» заимствованно (нем. der Tanz) и вошло в русский язык в эпоху Петра I[3].Танец имеет основные характеристики и вспомогательные выразительные средства:

  • Композиция (от лат. compositio — составление — связывание) — соединения отдельных частей в единое произведение;
  • Драматургия — это развитие танцевального номера по сюжету. Выразительные средства: движения, позы, жестикуляция, мимика;
  • Музыка — это вспомогательное выразительное средство в танце. Она может быть написана специально для конкретного танца или может быть выбрана из уже существующих;
  • Рисунок — перемещение танцующих по сценической площадке, используя всевозможные ракурсы;
  • Темп и ритм — это скорость исполнения движений и чередование и размеренность движений в определённый отрезок времени;
  • Техника — это виртуозность, чистота и сложность исполняемой лексики (движений).

История танца

Собрание музея Государственный Эрмитаж, Санкт — Петербург.
Терпсихора — греч. «Муза танца» Дата 2 век н. э. Период Императорской Римской империи

Первые упоминания о таком феномене как танец, встречаются в первобытном обществе[4]. В мифологии Древней Греции есть упоминания о Терпсихоре — музе танца[5].

До середины XXVII века в России использовалось слово «пляска»[6]. Так же есть упоминания в языках:

  • Старо — хорватский: «плес» означало «пляска», «плесач» — «плясун»;
  • Словенский: «plesati» — «плясать», «plesalec» — «плясун», «ples» — «пляска» и т. п.
  • Чешский: «plesati» означало «радоваться», «ликовать», а значение «плясать» выражалось глаголом «tancovati»[6].

Историк танца Сергей Николаевич Худеков в своей работе «Всеобщая история танца» подчеркивает древнее происхождение танца и его нахождение во всех уголках мира, у всех наций и народностей[7].

Танец – ряд механических телодвижений,сопровождаемых жестами, выражающими душевное настроение человека, жестами, в которых, несомненно, заключается осмысленное, мимическое начало.Худеков С. Н., "Всеобщая история танца"

Направления танца

Балет

Уланова и Жданов в балете «Ромео и Джульетта». Народная артистка СССР Галина Уланова (слева) в роли Джульетты. Юрий Жданов (справа) в роли Ромео в балете С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Россия, Москва

Элитарный вид сценического искусства, спектакль. Дата и место возникновения: Франция, 15 октября 1581 года. В балетном спектакле обязательно есть сюжет и к каждому балету создается либретто.

  • Либретто (от итал. libretto — «книжечка») — литературная основа, сценарий балетного спектакля.
  • Язык балета — классический Агриппина Яковлевна Ваганова разработала систему классического танца, написав книгу «Основы классического танца» (1934)[8]. Условно движения можно поделить на три группы: позы, прыжки, вращения. Балет отражает действительность в музыкально-хореографических образах. Структура балета подчинена шаблону: начало акта — пантомима (завязка); далее дивертисмент (сложная танцевальная композиция) или гран — па (мощное восходящее движение, которое начинается с антре — танцевальный выход); затем пантомимная развязка.
  • Атрибуты балета: балетная пачка (танцевальный женский костюм); пуанты — обувь танцовщиц (балерин).
  • Музыка в балете — композиторы писали музыку специально для балетного спектакля. Музыка создавалась под конкретные движения, конкретные мизансцены (расположение артистов на сцене), конкретный сюжет.
  • Характерные танцы балета — испанские, индийские, русские, венгерские, польские — это вставные номера балета. Исполняются в туфлях на каблуках или сапогах.

В современном балете используются и другие языки и техники танца. Также появляются бессюжетные балеты, где основополагающим является развитие драматургии в музыке[9].

Бальные танцы

Петровские ассамблеи
Бальные танцы. Танец «Менует»

Бальные танцы подразделяются на два направления: историко — бытовые танцы и спортивные бальные танцы.

Историко-бытовые танцы (понятие «Бальный танец», бал — возник в XIV веке в Италии) — это бытовые и салонные танцы, которые получили широкое распространение уже после исторической эпохи, в которую возник танец. Бытовые танцы, ставшие историческими, представляют собой переработку народного танцевального материала и отражают особенности определенной эпохи или среды. Характерные черты культуры проявляются в построении и стиле танца, в его музыке, одежде танцующих, их манерах[10]:

  • Алеман — вальс XIX век, исполнялся втроём: кавалером и двумя дамами на семейных балах. Музыкальный размер 3/4. Движения состоят из лёгких скользящих шагов. Особое значение имеет рисунок рук танцующих, меняющийся грациозно и плавно.
  • Аллеманда — (от франц. allemande, букв. — немецкая). Старинный (с XVI век) придворный французский танец немецкого происхождения, плавный, умеренного темпа. Музыкальный размер 4/4. Именно в этом танце в XVIII веке руки танцующих из обычного положения вдоль тела впервые поднялись вверх. Эта свобода рук и являлась характерной чертой аллеманды.
  • Бранль — (от франц. branler — двигаться, раскачиваться) старинный французский танец, первоначально народный, хороводный, появился в эпоху Возрождения. Основной ход — 4 шага и приставной шаг, многочисленные поклоны, плавность движений и покачивание корпуса. В различных провинциях складывались характерные типы народного бранля, с названием по имени места его рождения или отличительному признаку (бранль прачек, бретонский бранль и др.)
  • Вальс — (от нем. «walzer», которое означает кружиться, вращаться). Музыкальный размер 3/4. Танцуется парой, в закрытой позиции, лицом друг к другу. Во время исполнения танца — пара постоянно кружится. Родиной вальса считаются сразу три страны: Франция, Чехия и Австрия[11]. У вальса много разновидностей: медленный вальс, венский вальс, вальс-бостон, танго-вальс, фигурный вальс, вальс-гавот, вальс-мазурка и др.
  • Гавот — (от франц. gavotte), старинный французский танец, первоначально народный, хороводный, двудольного размера, известен еще с XVI века. Музыкальный размер 4/4. Характерны: легкие, маленькие шаги на полупальцах, реверансы, вычурные позы и плавные движения руками. Основной шаг гавота состоит из двукратного передвигания ноги в IV веке воздушную позицию, вперед или назад.
  • Галоп — (от франц. galoр), бальный танец в стремительном темпе со скачкообразными движениями, а также музыка к такому танцу. Музыкальный размер 2/4. Галоп появился в Венгрии в XVIII веке, а повсеместное распространение получил в 30-40-х гг. XIX века. Галоп часто служит составной частью, часто заключением танца. Им начиналась и заканчивалась последняя фигура кадрили. Характер отличается большой динамичностью, движения легкие и скользящие, они крайне просты и быстро усваиваются, чем и объясняется его значительный успех.
  • Кадриль — (от франц. (quadrille) четыре). Музыкальный размер 2/4. Массовый танец: пары располагались по квадрату, друг на против друга и танцевали свои партии по очереди. Всего было 5 фигур, которые завершались общим движением.
  • Другие танцы[12].
2015 WDSF World DanceSport Championship Latin, 2015-11-21, Schwechat, Lower Austria
Бальные танцы

Спортивные бальные танцы — сформировался в конкурсный, к середине XX века. Представляют собой 2 программы: стандарт (европейская программа) из 5 танцев (медленный вальс, танго, медленный и быстрый фокстрот, венский вальс) и латиноамериканская программа (румба, самба, джайв, посодобль, ча-ча-ча)[13].

Костюм и танцевальная обувь в программах разная: для латины характерные яркие короткие платья у партнёрши, стразы, перья, туфли открытые, обязателен автозагар. Для партнёра: преимущественно чёрные клешёные брюки, лакированные закрытые туфли, рубашка чёрная. Причёска: собранные волосы с использованием лаков сильной фиксации. Для стандарта: у партнёрши длинное платье в пол, с перьями, боа, стразами, закрытые туфли — лодочки. У партнёра: чёрный фрак, брюки клешёные, бабочка, закрытые туфли.

Народные танцы

Народный танец в свою очередь подразделяют на:

  • Народный танец — это фольклорный танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное.
  • Фольклорный танец — это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом — для зрителя (общества, группы, общества).
  • Народно-сценический — исторически выработанную, устойчивую систему выразительных средств хореографического искусства в сценической трактовке многообразия танцев, сложившихся на протяжении нескольких веков у многих народов.

Народно-сценический танец — синтез классического, народного бытового танца и самобытных фольклорных источников. В России этот самостоятельный вид хореографической деятельности появился в XX веке после появления ряда ансамблей народного танца. Для сценического танца необходимо наличие зрителей.

Знаменитые Российские ансамбли народно-сценического танца:

  • Ансамбль народного танца И. Моисеева;
  • Театр танца «Гжель»;
  • Ансамбль Н. Надеждиной «Березка»;
  • Ансамбль народного танца при хоре им. Пятницкого;
  • Государственный академический ансамбль народного танца республики Башкортостан имени Файзи Гаскарова;
  • Другие коллективы[14].

Социальные танцы

Перевод с английского языка («social dance») — вид танцев, которые не являются спортивной дисциплиной, доступны для всех желающих. Танцуют в парах и сольно. Разновидности социальных танцев:

  • Аргентинское танго — появился в конце XIX века в Аргентине и Уругвае: акцент на партнершу — она делает основные вскидывания ногами, эффектные повороты, растяжки. Роль партнера — поддерживать и направлять партнёршу. Расстояние между партнёрами минимальное, движения резкие, страстные по эмоциональной окраске.
  • Бачата — зародился в Доминиканской республике. Танцуется в паре, но возможно и сольное исполнение. Характерны плавные, чувственные, волнообразные движения партнёрши, активные движение бёдер, близкая дистанция между партнёрами.
  • Кизомба — чувственны, романтичный парный танец, а также музыкальный жанр. Возник в Африке, Анголе, характерен близкий контакт между партнёрами, медленные шаги, нет виртуозных вращений и поддержек.
Сальса
Социальные танцы, парные
  • Сальса — зародился на Кубе, танец парный, но возможно и сольное исполнение. Характерна раскрепощенность, активное движение бёдер, ритмичные шаги, вращения.
  • Свинг (раскручивать) — зародился в США в 1920-х годах, в период расцвета джаза. Далее развился в другие подвиды: линди хоп, буги-вуги, чарльстон, блюз, джайв, рок-н-ролл. Танцуется в паре и сольно. Характеризуется ритмичными шагами, поворотами и акробатическими элементами. Партнеры держатся за руки или партнер держит партнершу за талию.
  • Хастл — парный танец, зародился в 1970-х годах. Исполняется под музыку диско, в танце много импровизации, партнёр всегда направляет партнёршу и задаёт движение.
  • И другие виды социальных танцев[15].

Эстрадный танец

Эстрадный танец — танец на эстраде: это жанровая разновидность пластического искусства. Он не имеет системы и языка танца, в отличии классического или народного. В эстрадном танце основной является наличие: сюжета в номере; костюм и сценический образ; музыкальный материал, в основном, это жанр песня[16].

Массовые танцы

Массовые танцы получили своё название из-за доступности массам, а так же из-за количественного состава участников. Массовый танец это танец, который исполняют более чем 16 человек, под любую музыку. Исполняется в любых досуговых и бытовых ситуациях. Движения танца простые, чтобы могли выполнить все участники танца. Выразительным средство является перестроение в рисунки. К массовым танцам относятся хороводы, хороводные пляски, кадрильные пляски, сюжетные массовые танцы, тематические танцы. Движения исполняются одновременно всеми участниками, смена движений происходит через большой промежуток времени[17].

Примечания

  1. Ирина Сироткина. Расшифровка. Что такое танец. Арзамас, журнал. Дата обращения: 22 апреля 2023.
  2. Ирина Сироткина - исследователь танца. Чем танец отличается от пляски. Журнал Арзамас. Дата обращения: 22 апреля 2023.
  3. Ирина Сироткина. Чем танец отличается от пляски (неопр.). Журнал Арзамас. Дата обращения: 22 апреля 2023.
  4. Первобытный танец. Дата обращения: 23 апреля 2023.
  5. Античная мифология. Дата обращения: 23 апреля 2023.
  6. 6,0 6,1 К проблеме определения понятия "Танец" // Культурные и идеологические факторы регионализации : Научная статья. — 2011. — Т. Ойкумена, № 2. — С. 95.
  7. Худеков С.Н. Всеобщая история танца. — М.,: Эксмо, 2010. — С. 12. — ISBN 978-5-699-32891-8.
  8. Лариса Абызова, доцент Академии Русского балета им. А.Я.Вагановой. Агриппина Яковлевна Ваганова // Академия русского балета имени А. Я. Вагановой : сайт.
  9. Журнал Арзамас (составитель Юлия Яковлева). Балет. Искусство 2016-07-22. Дата обращения: 22 апреля 2023.
  10. Историко бытовой танец и его теория. Студопедия. Дата обращения: 1 мая 2023.
  11. Е.Ю.Дегтярева. Вальс. История возникновения и современность // Вестник АРБ. — 2012. — № 27 (1). — С. 170.
  12. Историко - бытовые танцы. Хореографическая школа Мордовии г. Саранск. Дата обращения: 1 мая 2023.
  13. Роман Лажинский. История становления и развития спортивного бального танца. Театральный альманах Art Center Curium Dance (03.03.2020). Дата обращения: 1 мая 2023.
  14. Ансамбли народного танца. Курсовая работа. Дата обращения: 5 августа 2023.
  15. Клепикова А.Н. Социальные танцы в современной культуре на примере хастла, бачаты и сальсы. Дата обращения: 8 мая 2023.
  16. Никитин В. Ю. [https://nmdshi.uln.muzkult.ru/media/2018/09/17/1217333830/Nikitin_V.Yu_Modern_dzhaz._Etapy_razvitiya._Metod._TeKhnika.pdf МОДЕРН�ДЖАЗ ТАНЕЦ Этапы развития. Метод. Техника]. — М.,: Издательский дом «Один из лучших», 2004. — С. 26. — 419 с.
  17. Алексеенко Е. А. Современный массовый танец в социокультурном контексте (2021). Дата обращения: 8 мая 2023.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!