Либретто
Либретто – это текст музыкально-сценического произведения, такого как опера, балет или оперетта. В последние десятилетия XX века началось развитие либреттологии – изучения либретто и вербальной составляющей в синтетических или синкретических словесно-музыкальных произведениях.
Обычно либретто пишется в рифмованной форме, но для речитативов может использоваться проза. Чаще всего сюжеты для либретто берутся из литературных произведений, которые затем адаптируются под требования музыкально-сценического произведения. Исключительно редко либретто создается вполне оригинально. Возможность существования либретто автономно от музыки характеризует его самобытность, и лишь либретто Гуго фон Гофмансталя к опере Рихарда Штрауса "Кавалер розы" обладает такой способностью.
Выдающиеся произведения оперного жанра часто имеют значительный вклад авторов либретто. Например, Лоренцо да Понте сыграл важную роль в развитии этого жанра, а Раньери да Кальцабиджи внес свой вклад в оперную реформу Кристофа Виллибальда Глюка.
В опере часто используются прозаические диалоги вместо речитативов. Это особенно заметно в немецком зингшпиле, английской балладной опере и французской и русской комических операх XVIII века, а также в оперетте.
Либретто иногда публикуется с нотами, чтобы показать основные темы сочинения или его лучшие моменты. Краткое содержание либретто называется синопсисом.
В прошлом одно и то же либретто многократно использовалось композиторами в Италии и Франции XVII—XVIII веков. Примером может служить либретто Филиппа Кино, которое использовалось для создания опер даже в начале XIX века. Произведения Апосто Дзено и Пьеро Метастазио оставались популярными до конца XVIII века, и на основе их либретто были написаны несколько опер и ораторий.
В XIX веке композиторы, обладавшие литературно-драматическим талантом, стали писать либретто для своих опер сами, без участия либреттиста. Также возникали случаи частичного использования помощи в написании либретто.
Примеры сотрудничества между либреттистом и композитором:
- Р. Кальцабиджи и К. В. Глюк
- Л. Да Понте и В. А. Моцарт
- А. Бойто и Дж. Верди
- В. И. Бельский и Н. А. Римский-Корсаков
По мнению Патрика Смита, творчество Рихарда Вагнера является наивысшим достижением в области создания либретто композитором.
Сюжеты для либретто зачастую черпаются из мифологии, народных легенд, былин, сказок, а также из художественной литературы – поэм, романов, новелл, драм. Бывают и произведения, не имеющие культурно-литературного основания, например либретто оперы "Хованщина" М. П. Мусоргского, созданное самим композитором.
При создании либретто часто используется только сюжет литературного произведения, а в некоторых случаях применяется его общая композиция и текст. Примером может служить изменение концепции пушкинской "Пиковой дамы" в либретто М. И. Чайковского.
К концу XIX – началу XX века редко использовались драматические произведения для создания либретто с минимальными изменениями оригинального текста. Примерами могут служить "Каменный гость" А. С. Даргомыжского, "Моцарт и Сальери" Н. А. Римского-Корсакова, "Скупой рыцарь" С. В. Рахманинова по А. С. Пушкину, "Пеллеас и Мелизанда" К. Дебюсси по М. Метерлинку, "Саломея" Р. Штрауса по О. Уайльду и другие.
В современной опере режиссеры снова обращаются к литературным основам и прозаическим либретто. Например, экспериментальная постановка оперы "Женитьба" Мусоргского, в которой сохранен текст Н. В. Гоголя.