Опера
О́пера (лат. opus — труд, произведение) — музыкальное драматическое произведение. Опера соединяет между собой музыку, слова и сценическое действие. Сюжеты многих опер основываются на примере известных книг, мифов[1] и сказок.
Предшественниками оперы считаются древнегреческие трагедии, в которых диалоги чередовали с музыкальными и вокальными отрывками. Литературной основной оперы является либретто[2].
История развития
XVI—XVII век
Первые оперы появились в Италии, во Флоренции на рубеже XVI—XVII веков. Автором самой первой оперы «Дафна» стал участник Флорентийской камераты[3] Якопо Пери. Члены Флорентийской камераты мечтали возродить древнегреческую трагедию, поэтому в основе самых ранних опер лежали античные мифы. Для своих произведений они создали мелодию нового типа — речитатив или же речевая мелодика. Это была плавная напевная мелодия, предназначенная для сольного исполнения с сопровождением музыкальных инструментов[4].
Флорентийские оперы способствовали появлению первых классических опер, автором которых стал Клаудио Монтеверди. Благодаря ему музыка в опере стала играть первостепенную роль. Монтеверди создал новый остро напряжённый, драматический речитатив, в котором внезапные смены ритма сочетались с выразительными паузами. При этом Монтеверди в кульминации своих опер включал арии, где мелодия носила певучий характер. Большое значение приобрел хор и оркестр, которые подчёркивали значительность того или иного момента драмы[5].
XVIII век
В начале XVIII века появляется новый жанр — опера-сериа (итал. seria — серьёзная). Эта опера создавалась по историческому или мифологическому сюжету, основой её содержания была трагедия. В музыке главную роль играло сольное пение. Крупнейшими представителями оперы-сериа были Алессандро Скарлатти и Георг Фридрих Гендель. В середине XVIII века австрийский композитор Кристоф Виллибальд Глюк[6] произвёл коренную реформу оперы. Он достиг выразительной простоты вокальных партий, приблизив музыку к интонациям сценической речи. Наиболее известна этим его опера «Орфей и Эвридика»[7].
Параллельно с этим в разных странах развивалась комическая опера с оживлённым сценическим действием, весёлым, занимательным сюжетом и простыми и мелодичными вокальными партиями. Этот вид оперы получил своё название — опера-буффа (итал. buffa — комическая). Этот жанр оперы не содержит разговорных сцен, вместо них широко применяется речитатив. Самые известные авторы оперы-буффа: Пьер-Александр Монсиньи, Йозеф Гайдн, Джованни Паизиелло, Доменико Чимароза, Вольфганг Амадей Моцарт[8].
XIX век
В первой половине XIX века главенствующую роль во французском театре занял жанр «большой оперы». Для большой оперы характерны монументальность, историко-героические сюжеты, эффектное использование хоровых и балетных сцен. Личная драма героев происходила на фоне масштабных социально-исторических событий. Представителями жанра большой оперы были Гаспаре Луиджи Пасифико Спонтини, Франсуа д’Орбе, Джоаккино Россини[9].
В середине XIX века жанр большой оперы утратил ведущую роль. На его место пришла лирическая опера. Музыка нового жанра была сравнительно простая, зрители легче её воспринимали и запоминали. Важную роль играли песня и танцевальные мотивы. Основоположником лирической оперы является Шарль Франсуа Гуно[10]. Самые известные его работы — «Фауст» и «Ромео и Джульетта». В жанре лирической оперы работали Жорж Бизе, Жюль Эмиль Фредерик Массне[11].
Композиция
Вступительной частью оперы является увертюра[12]. Она не связана с сюжетом произведения. Главная её задача — настроить зрителя на восприятие содержания оперы. Основная часть оперы, в которой разворачиваются все действия произведения, состоит из актов. По структуре основное действие представляет собой чередование сольных арий, речитативов, разговорных фрагментов и различных музыкальных тем, сопровождаемых танцем или другими сценическими элементами. Конец оперы — эпилог. Его задача — подытожить сюжет, сделать выводы, рассказать о дальнейшей судьбе героев[13].
Разновидности жанра
Опера делится на несколько типов: комическая, серьёзная, полусерьёзная, большая опера, веристская. Комическая опера не затрагивает серьёзные темы, у неё всегда счастливый конец. К комической опере относится опера-буффа. Полусерьёзная опера (опера-семисериа) имеет серьёзную историю и счастливый конец. В отличие от трагической оперы, в этом типе присутствует хотя бы один комический персонаж. Веристская опера (от итал. verismo — реализм, правдивость). Большинство персонажей этого типа оперы являются обычными людьми с их проблемами, чувствами, сюжеты строятся на ежедневных делах и заботах, показаны картины повседневного быта. Отличительной особенностью серьёзной оперы (оперы-сериа) является преобладание сольного исполнения в стиле бельканто. В этом типе ясно выражено разделение функций сценического действия и самой музыки. Большая опера (гранд-опера) характеризуется крупномасштабным действием в четырёх или пяти актах с большим количеством исполнителей, оркестром, хором, балетом, красивыми костюмами и декорациями. Пения в опере делятся на несколько видов: речитатив, ария[14], бельканто (итал. bel canto — красивое пение). В бельканто исполнитель плавно переходит от одной ноты к другой, сохраняет ровный голос и мягкий темп во всех регистрах. В арии герой выражает свои чувства с помощью мелодичного пения. В речитативе имитируется ритм речи[15].
Примечания
- ↑ Бурова М. Л. Найдыш В.М. Мифология // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина : журнал. — 2010. — Т. 4, № 1. — С. 217—221.
- ↑ Поляков И. А. Некоторые особенности оперного либретто как потенциально литературного жанра // Филология: научные исследования : журнал. — 2020. — № 2. — С. 37—49.
- ↑ Глобенко О. А., Самогин А. С. Флорентийская коммуна: метаморфозы античной демократии // Право и государство: теория и практика : журнал. — 2018. — № 8. — С. 36—39.
- ↑ Глобенко О. А., Самогин А. С. Флорентийская коммуна: метаморфозы античной демократии // Право и государство: теория и практика : журнал. — 2018. — Т. 8. — С. 36—39.
- ↑ Фомина В. П. Интерпретации опер Клаудио Монтеверди в контексте исторического исполнительства // Вестник МГУКИ : журнал. — 2010. — Т. 6. — С. 240—243.
- ↑ Хазиева Д. З. Музыкальная культура Вены середины XVIII века и творчество К. В. Глюка // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой : журнал. — 2010. — № 2. — С. 121—127.
- ↑ Гасюк А. В. Образ эпохи в опере на историческую тему XVII - первой половины XVIII веков // Вестник МГУКИ : журнал. — 2009. — Т. 1.
- ↑ Гасюк А. В. Образ эпохи в опере на историческую тему XVII - первой половины XVIII веков // Вестник МГУКИ : журнал. — 2009. — Т. 1. — С. 251—255.
- ↑ Лю Явэй. XIX век в истории оперы — Европа и Россия: точки соприкосновения и различий // Философия и культура : журнал. — 2021. — Т. 1. — С. 54—64.
- ↑ Горелик Н. Г. Аббат Гуно и его опера «Фауст» // Южно-Российский музыкальный альманах : журнал. — 2008. — Январь. — С. 74—82.
- ↑ Лю Явэй. XIX век в истории оперы — Европа и Россия: точки соприкосновения и различий // Философия и культура : журнал. — 2021. — Т. 1. — С. 54—64.
- ↑ Цзя Цзиньюй. Итальянские увертюры русских опер Е. Фомина // Вестник музыкальной науки : журнал. — 2023. — Т. 11, № 2. — С. 25—35.
- ↑ Шитин Лю. Логико-смысловые принципы оперной композиции и понятие оперного стиля // European Journal of Arts : журнал. — 2021. — Т. 1. — С. 96—101.
- ↑ Канев А. И. Ария-метафора в либретто итальянской оперы конца XVII - первой половины XVIII века // Вестник Московского государственного лингвистического университета : журнал. — 2019. — № 10. — С. 36—45.
- ↑ Приходовская Е. А. К вопросу о критериях жанровой классификации опер // Вестник Томского государственного университета : журнал. — 2014. — Т. 385. — С. 74—78.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |