Сценическая речь
Сценическая речь — один из самых важных элементов в актёрском мастерстве и ораторском искусстве. Это то, что люди будут оценивать в первую очередь, смотря и слушая выступление. В этот термин входит: чёткость произношения, эмоциональность, выразительность, объём голоса и правильное дыхание[1].
Главной задачей занятий сценической речью является овладение мастерством слова. Работа над голосом проходит индивидуально с каждым человеком[1].
Орфоэпия
Орфоэпия — совокупность правил устной и письменной речи. Является основным средством культуры в искусстве речи. При восприятии устной речи человек не акцентирует внимание на её произношение. Это происходит до того момента, пока произносительная сторона находится в пределах нормы. Отклонение от неё переводит на себя внимание, искажая восприятие. Именно поэтому существует орфоэпия, определяющая основные нормы произношения[2].
Основные правила орфоэпии: литературное произношение и литературное ударение[2].
Правила литературного произношения
- Произношение гласных звуков. Редукция (ослабление артикуляции всех безударных гласных) предполагает собой, что только ударные гласные произносятся в соответствии с фонетической нормой, а произношение безударных гласных подвергается ослаблению артикуляции. Если редукция гласных отсутствует, то такая речь становится невыносимой для привычного слуха[3].
- Произношение согласных. В свою очередь подразделяется на ещё два правила: закон оглушения (в конце слова должно быть оглушение звонких согласных, например, снеХ — снеГ) и закон уподобления (в сочетаниях звонкой и глухой первая оглушается, а в сочетании глухой и звонкой первая озвончается)[3].
Правила литературного ударения (акцентология)
Как и все правила орфоэпии, нормативность ударения отражает признаки слова. На практике отклонение от правильного ударения приводит к затруднению восприятия смысла. Однако существует понятие «вариантность», допускающее в некоторых словах разные варианты постановки ударения[4].
Техника речи
Существует три раздела техники речи: дикция, дыхание и голос[5].
Дикция
Дикция — нормы произношения каждого отдельного звука человеческой речи. Шепелявость, гнусавость и картавость — всё это является дефектами речи[6].
Дикция является «вежливостью» актёра. Если этот навык развит, то голос способен достать до самых дальних местах зрительного зала. Дикция способна сделать речь звонкой, разборчивой. Для развития дикции есть специальная артикуляционная гимнастика. Она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица и развивает гибкость отдельных частей речевого аппарата[6].
Дыхание
К органам дыхания относятся:
- гортань;
- дыхательное горло;
- трахея;
- бронхи;
- лёгкие.
Работа над дыханием заключается в том, чтобы говорящий набирал необходимое количество воздуха и рационально расходовал этот запас. В дыхании различается три момента: вдох, выдох, пауза. Самым важным является максимально сократить момент вдоха и паузы, и максимально увеличить время выдоха. Дыхание в речи называется фонационным[7].
Голос
Голос — звучание, производимое колебанием связок, находящихся в горле[7].
В отличие от других свойств речи, голос имеет разнообразные качества в звучании: сила голоса (степень громкости звучания), тембр (окраска), подвижность (способность легко и быстро менять голос по силе, высоте, тембру), благозвучность (чистота звучания), полётность (способность заполнять пространство)[7].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Понятие сценической речи . «ООО Парт Академия». Дата обращения: 10 ноября 2003.
- ↑ 2,0 2,1 Карцева Г. А., Зимина Е. А. Орфоэпия как одно из средств культуры сценической речи // Аналитика культурологии : журнал. — 2016. — № 4. — С. 66–75.
- ↑ 3,0 3,1 Основные правила русского литературного произношения . © ООО «Орфограмматика», 2012—2023 Сервис проверки правописания. Дата обращения: 10 ноября 2023.
- ↑ Голованова Д. А., Кудинова Р. И., Михайлова Е. В. Краткий курс: Русский язык и культура речи. — Москва: Окей-книга, 2013. — ISBN 978-5-409-00391-3.
- ↑ Основы дикции. Сценическая речь. . Творческая площадка «Твоя сцена». Дата обращения: 10 ноября 2023.
- ↑ 6,0 6,1 Дикция . Кругосвет. Универсальная научно-популярная энциклопедия. Дата обращения: 10 ноября 2003.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Носаль Д. В. Теоретические и методические материалы используемые в преподавании сценической речи по дополнительной общеразвивающей программе «Волшебный мир театра». — Рязань, 2017.
Ссылки
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Знание.Вики:Готовые статьи об искусстве
- Знание.Вики:Готовые статьи об обществе
- Все статьи
- Театр
- Театр России
- Театр XX века
- Театр XIX века
- Театр XXI века
- Театр США
- Театр Великобритании
- Театр СССР
- Речь
- Речевая коммуникация
- Речевая рефлексия
- Сценическое искусство
- Сценическое образование
- Культура
- Культура речи
- Искусство
- Искусство слова
- Сценическая речь
- Ораторское искусство
- Голос
- Орфоэпия
- Речь устная
- Устная речь
- Дикция