Драма

Материал из «Знание.Вики»
Малый театр

Драма — литературный и сценический жанр. Прежде всего, внимание акцентируется на внешнем мире: взаимоотношении между людьми, их поступки, конфликты.

В переводе с древнегреческого слово «драма» означает «действие». Поэтому в основе лежит драматический конфликт между героем и обществом. В отличие от другого жанра: трагедии, драматический конфликт не является непреодолимым. Но это не означает, что финал драмы будет счастливым.

Драма как жанр

История

Жанр драмы появился в XVIII веке и достаточно быстро стал популярным. Состоит драма из реплик персонажей и ремарок автора. Как правило, герои драм близки зрителям, а сюжеты имеют бытовую основу.

Поджанры

Социальная драма — конфликт, порожденный социальными условиями и отсутствием справедливости.

Психологическая драма — столкновение разных характеров или внутренний конфликт.

Мелодрама — любовные или семейные переживания.

Драма абсурда — лишённые логики поступки и факты.

Мещанская драма — главные герои: представители третьего сословия. По восприятию что-то среднее между трагедией и комедией.

Символистская драма — в основе лежит философское учение немецких романтиков-идеалистов.

Экзистенциальная драма — человек меняет свою высшую ценность.

Как литературный жанр

Как правило, драма состоит из нескольких частей, которые разделены на акты.

Изначально драма сформировалась на основе культа бога плодородия Дионисия, включала песни и танцы. Актёры надевали шкуры, на лица — маски и пели дифирамбы. Проводились соревнования между трагиками и комедиантами. Знаменитые драматурги — Эсхил, Софокл, Еврипил, Аристофан — прославленные авторы Древней Греции. Классическая драма включает в себя разные жанры. Произведений литературы, которые относятся к этому виду искусства, достаточно много: это трагедия, комедия и сама драма[1].

Драма в литературе — это в первую очередь большая творческая категория. Изначальная прародительница трагедии и комедии сегодня обзавелась и новыми членами семьи. Современные представители — это мелодрама, водевиль, скетч. Мелодрама как род литературы делит героев на «хороших» и «плохих» людей: действующие лица имеют полярные нравственные принципы. Конфликт происходит между ценностями персонажей, и в итоге находится неожиданное решение. Водевиль и скетч — это комбинированные формы искусства[1].

Русская драматургия

Костромской государственный драматический театр им. А. Н. Островского

XVIII век

Русская драматургия XVIII века дала большое количество талантливых драматургов, такие как Фонвизин, Сумароков, Княжнин. Репертуары театров обогатились.

Первой настоящей пьесой была постановка Сумарокова «Хорев».

Первая постоянная актёрская труппа была основана в Ярославле местным купцом Фёдором Волковым. Выступали перед Елизаветой.

В екатерининскую эпоху был известен Яков Княжнин, который подражал Вольтеру.

XIX век

Первой пьесой нового типа стала комедия А.Грибоедова Горе от ума. Поразительного мастерства автор достигает в разработке всех компонентов пьесы: характеров (в которых психологический реализм органично сочетается с высокой степенью типизации), интриги (где любовные перипетии неразрывно сплетены с гражданской и мировоззренческой коллизией), языка (чуть ли не вся пьеса целиком разошлась на поговорки, пословицы и крылатые выражения, сохранившиеся в живой речи и сегодня)[2].

Огромный самобытный мир предстает в многочисленных и разножанровых пьесах А.Островского, представляющих целую энциклопедию российской жизни. На его драматургии овладевали секретами театральной профессии множество российских актёров, на пьесах Островского строилась особо любимая в России традиция реализма[2].

На рубеже XIX—XX вв.

Открытием того периода считаются пьесы Чехова, которые впоследствии приобрели мировую известность.

Его пьесы не укладываются в традиционную систему драматических жанров и фактически опровергают все теоретические каноны драматургии. В них практически нет сюжетной интриги — во всяком случае, фабула никогда не имеет организующего значения, нет традиционной драматургической схемы: завязка — перипетия — развязка; нет и единого «сквозного» конфликта. События все время меняют свой смысловой масштаб: крупное становится незначащим, а бытовые мелочи вырастают до глобальных масштабов. Взаимоотношения и диалоги действующих лиц строятся на подтексте, эмоциональном смысле, который неадекватен тексту. Казалось бы, простые и незамысловатые реплики на самом деле выстроены в сложную стилистическую систему тропов, инверсий, риторических вопросов, повторов и т. д. Сложнейшие психологические портреты героев сложены из утонченных эмоциональных реакций, полутонов[2].

После революции

Новая классовая драматургия формировалась на протяжении 1920-х гг. Спустя десятилетие в советской драматургии начался поиск положительного героя. В этот период известны такие драматурги как Погодин, Вишневский, Киршов.

Современная драматургия

В начале XXI века театры в России имеют обширный репертуар. Это и классические произведения, известные по всему миру, и новые постановки.

Режиссёры ищут, чем удивить зрителя не только в современных постановках, но и показывают иное прочтение давно полюбившихся произведений.

Современная драматургия поднимает самые разнообразные темы: социально-психологические, общественно-политические, духовные, семейные, межнациональные и многие другие. Через современные пьесы можно знакомиться с культурой мегаполисов и провинций, размышлять о самоидентификации и успешности, месте человека в эпоху цифровизации. Большой пласт в современной драматургии составляют документальные пьесы, в основу которых лёг вербатим: часто это либо монтаж монологов, либо реальная история, которая усилиями драматурга приобретает художественную форму[3].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Драма в литературе. Драма: примеры произведений. autogear.ru (2022). Дата обращения: 9 октября 2022.
  2. 2,0 2,1 2,2 Татьяна Шабалина. Русская драматургия. «Кругосвет» (2022). Дата обращения: 9 октября 2022.
  3. Наталия Алейнова. Современная драматургия? Что это?. «Театр To Go» (5 февраля 2021). Дата обращения: 9 октября 2022.

Ссылки

  1. Островский А. Н., «Бесприданница», драма в четырёх действиях
  2. Чехов А. П., «Три сестры», драма в четырёх действиях
  3. «100 лучших пьес XX века»
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!