Хор

Материал из «Знание.Вики»
Церковный хор

Хор (др.-греч. χορός «толпа»), также хорово́й / пе́вческий коллектив — группа музыкантов, исполняющих духовную музыку; совместное звучание человеческих голосов[1][2].

Хором руководит дирижёр или хормейстер. Обычно хор включает в себя четыре голосовые партии: сопрано, альты, тенор и басы. Хор может исполнять музыку с аккомпанементом инструментов или без него. Выступление без инструментального сопровождения называется исполнением «a cappella». Инструментальное сопровождение может варьироваться от одного инструмента до целого оркестра[3].

История

Драматический хор участвовал в театральных агонах и в постановках комедий, трагедий и сатировских драм. В начальной форме трагедии хор играл важную роль на сцене. С развитием сюжета в трагедии увеличивалось количество диалогов, что порождало уменьшение участия хора, а актёры становились более активными. Этот процесс начался с появления второго актёра благодаря новшествам Эсхила, который, согласно Аристотелю, «ограничил хоровые части и уделал первенство диалогам». Хор оставался ключевым элементом в трагедиях Эсхила, включая его трилогию «Орестея». Со временем хор отстраняется от сценического действия. Этот процесс стал заметен в трагедиях Еврипида и у драматурга Агафона[1]:

Также и хор следует считать одним из актеров, чтобы он был частицей целого и участвовал в действии не как у Еврипида, а так, как у Софокла. У прочих же поэтов песни хора не больше связаны со своим сказанием, чем с любой другой трагедией, потому они и поют вставочные песни, а начало этому положил АгафонАристотель, Poet., 18, р. 1456 а 25-30

Полное исчезновение хора происходит только в эпоху средней комедии. Многочисленные аспекты организации театрального действия свидетельствуют о том, что вся античная драма вышла за пределы хора. Греческое слово для актёра, «гипокрит» (ὑποκριτής, букв. «давший ответ»), связано с оригинальным порядком представления драмы, в котором единственный актёр отвечал хору своими репликами. Хор оставался на сцене на протяжении всего спектакля, например: Aesch. Eum., 243; Soph. Aiax, 866; Eurip. Alc., 872. Несмотря на то, что хоровые части периодически прерывались сольными выступлениями актёров, хор сохранял способы взаимодействия с ними и вне диалога. Некоторые части хора представляли собой комментарии, сопровождающие действие на сцене, и хор выполнял те же действия, что и актёры, подчёркивая их роль в развитии сюжета[1].

Московский Синодальный хор. 1899 год.


На ведущую роль хора указывает соотношение численности хора и актёров, число которых было ограничено. В трагедиях Эсхила хор состоял из 12 человек, а Софокл увеличил это число до 15 (Suid., s. v. Sofoklh'"; Pollux, IV, 109). По Поллуксу, «Эвмениды» Эсхила включали в себя 50 человек. В классическом периоде видна группа людей, ответственных за руководство хором и его подготовку: сам поэт; корифей-запевала, выделяющийся из хоревтов; дидаскал, профессионально руководящий обучением хора; и хорег, финансировавший подготовку хора к выступлениям. На орхестре, где хор находился во время представления, его располагали в прямоугольной форме (отсюда название «четырёхугольный» хор). Драматический хор формировался линиями, называемыми «стоихи» и «зюга»; он мог быть распределён либо по стоихам, что означало три строки по пять человек для хора трагедии, либо по зюгам, где хор был разделён на пять рядов по три человека. То же применялось и для хора комедии, с учётом соответствия его размерам числу линий. Корифей занимал центральное место в первом ряду, с руководителями полухоров (парастатами) рядом с ним, на которых хор мог делиться во время действия[1][3].

Григорианский церковный хор

Иногда в пьесах появлялся второй хор на отдельный эпизод. Например, в заключительной части «Эвменид» происходит процессия афинских женщин для сопровождения Эриний. В «Ипполите» Еврипида герой поёт гимн Артемиде в сопровождении охотников, которые уходят со сцены перед появлением хора, представляющего женщин из Тризина. В момент завершения пьесы (1101—1152) мужской хор может появиться повторно. Другим примером появления дополнительного хора является «Просительницы» Эсхила. Ещё один сценарий включает разделение хора на полухоры (в трагедиях Эсхила «Просительницы» и «Семеро против Фив» и Софокла «Аякс»). В конце V века до н. э. в комедии была возможность как деления хора (как в «Лисистрате» Аристофана), так и его удвоения (как в «Лягушках» Аристофана). Подготовка и содержание такого хора также ложилось на хорега[1][3].

Обычно хор входил на орхестр через правый проход (от зрителей), что символизировало границу собственной страны в системе входов и выходов театрального пространства, поскольку хор чаще всего изображал жителей той местности, где разворачивалось действие пьесы. При своём появлении в начале представления хор исполнял вступительный песнопений (πάρоδος). Во время исполнения хоровых песен — стасимов (στάσιμα) — полный хор, без разделения на полухоры, обращался к скене; при разделении на полухоры для пения во время сцены оба полухора стояли лицом друг к другу, а при исполнении парабасы (παράβασις) в комедиях хор обращался к аудитории. Последняя песнь хора называлась эксодом (ἔξοδον, «выход, уход, завершение»), обозначая конец трагедии[1][3].

Костюмы играли огромную роль в театральном выступлении. Одевание хора было основной задачей хорега и одним из самых затратных аспектов его работы. Костюмы хористов были разнообразными. Помимо костюмов и масок, хор являлся значительной частью визуального оформления театральных представлений. Находясь перед зрителями практически на протяжении всего спектакля, хор также служил частью общего декора, задавая атмосферу и настроение представления для публики[1].

Участники драматических агонов, включая хоревтов, в первую очередь участвовали в религиозных обрядах, охватывающих всю общину — государственных праздниках, посвящённых богу Дионису, — и поэтому ощущали свою причастность к общественному сознанию[1].

Типы хоровых коллективов

Детский хор

В исполнительской практике распространены четыре типа хоров[4]:

  • Смешанный хор (самый распространённый вид хора) включает в себя сочетание женских и мужских голосов. Женские голоса занимают партии сопрано и альтов, а мужские голоса исполняют партии теноров и басов.
  • Хор мальчиков и юношей.
  • Мужской хор (с тенорами и басами).
  • Женский хор (с сопрано и альтами).
  • Детский хор. Все детские хоры по возрастному признаку можно разделить на три группы:
    • младшего школьного возраста (1-4 классы);
    • среднего школьного возраста (5-8 классы);
    • старшего школьного возраста (9-11 классы).
Кубанский казачий хор


С точки зрения манеры пения[3]:

  • Академический хор. Опирается в своей деятельности на принципы и критерии музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой.
  • Народный хор. Вокальный коллектив, исполняющий народные песни с присущими им особенностями
  • Камерный хор. Сравнительно новая форма современного музыкального исполнительства. Небольшое количество участников хора (максимальная численность — 30-40 человек) компенсируется их подготовленностью. Как правило, это профессионально обученные певцы, которые сочетают качества солиста-вокалиста и хорового певца.
  • Оперный хор. Специфическое отличие оперного хора от любого другого заключено в синтезе оперного жанра — музыкально-сценического спектакля, где певцы хора выполняют определённые образно-актёрские задачи.
Камерный хор
  • Церковный хор. Вокально-исполнительский коллектив певцов, владеющих необходимыми техническими и художественно-выразительными средствами хорового исполнения, для передачи мыслей и чувств, идейного содержания, которое заложено в богослужебном песнопении.
  • Учебный хор. Встречается как в детских музыкальных школах, так и в обычных школах. Он часто включается в учебные программы, так как представляет собой один из самых доступных способов знакомства детей с музыкой и пением.
Уральский народный хор


По количеству участников различают[5]:

  • вокально-хоровой ансамбль — от 12 до 20 участников;
  • камерные хоры — от 20 до 30-50 участников;
  • средние хоры — от 40 до 60-70 участников;
  • большие хоры — от 70 до 120 участников;
  • сводные хоры — до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов. Такие составы имеют статус «хеппининг-перформанс» и не относятся собственно к исполнительскому искусству, так как представляют собой скорее пропагандно-просветительское направление.

По количеству самостоятельных хоровых партий хоры бывают: одноголосными, двухголосными, трёхголосными, четырёхголосными и более.

Расположение хорового коллектива

Существует много вариантов расстановки хора. Обычно в размещении хора руководствуются устоявшимися традициями. Родственные партии должны стоять в одной группе. Голоса каждой партии должны соответствовать друг другу своими тембрами, звуковыми диапазонами и т. д.

В смешанном хоре слева от дирижёра располагаются сопрано, за ними тенора; справа — альты, за ними басы. В мужском хоре II басы и октависты находятся в центре. Женские и детские коллективы располагаются также с учётом того, что по левую руку дирижёра — высокие голоса, по правую — низкие. Среди многих вариантов расположения детских хоров популярен такой, где каждая партия расположена группой, подобно сектору; слева направо — II сопрано, I сопрано, I альты, II альты.

Обычно хоровой коллектив располагается в виде небольшого полукруга или по прямой линии с небольшими закруглениями на краях. При исполнении хоровых произведений с сопровождением фортепиано инструмент ставится перед хором по центру или справа (от дирижёра); при исполнении с сопровождением ансамбля или оркестра последний помещается впереди, а хор — небольшим полукругом за ним[5].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Кулишова О. В. Хор. Энциклопедия Всемирная история (26 ноября 2021). Дата обращения: 26 мая 2024.
  2. Хор. БРЭ. Дата обращения: 26 мая 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 История хорового искусства. Первомайская детская школа искусств. Дата обращения: 26 мая 2024.
  4. Хоровое пение. Школа вокала Александры Письменной (21 февраля 2017). Дата обращения: 26 мая 2024.
  5. 5,0 5,1 Теория хорового пения. Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Перми детская хоровая школа «Хоровая капелла мальчиков». Дата обращения: 8 сентября 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!