Фортепиано

Материал из «Знание.Вики»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Фортепиа́но (от итальянского forte — громко, piano — тихо) — струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент. Современное фортепиано существует в двух разновидностях: рояль и пианино[1].

Современный рояль, разновидность фортепиано.

Если мы примем во внимание устройство главного узла, который передаёт механическое движение с клавиши на струну, то убедимся, что предшественником фортепиано был не клавесин (как считали некоторые историки музыки), а клавикорд. В клавикорде и фортепиано происходит удар по струне, а в клавесине струна защипывается. Правда, этот главный узел стал в фортепиано очень сложным, никак не похожим на тангент клавикорда, но принцип остался прежним — удар по струне. Поэтому классификация и клавикорда, и фортепиано выглядит так: струнно-клавишно-ударный инструмент. А клавесина — струнно-клавишно-щипковый[2].

История

Предпосылки к созданию

Основной целью создания музыкальных инструментов с вертикальным расположением струн была экономия места, но изобретение фортепиано решало ещё и художественную задачу: стал возможен постепенный переход от одного динамического оттенка к другому. Своё название фортепиано получило не потому, что оно являлось первым клавишным музыкальным инструментом, на котором можно играть piano и forte, а благодаря возможности плавного перехода между динамическими оттенками[1].

Клавицитерий 1751 года.

Точная дата изобретения фортепиано не установлена. Если говорить о форме и внешнем виде, то самым ранним предшественником из клавишных музыкальных инструментов является появившийся в XVI веке клавицитерий, разновидность клавесина и первый вариант вертикального клавира[3]. Несмотря на то, что клавесин был большим шагом вперёд сравнительно с клавикордом, всё же на нём по-прежнему оставалось недостижимым то, к чему стремились и композиторы, и инструментальные мастера, — громкое и певучее звучание, а главное — возможность не только значительного, но и постепенного усиления и ослабления звука[4].

Первые модели

Идеи новых механизмов воплощались почти одновременно разными людьми. Во Франции Жан Мариус, в Германии Готлиб Шрётер предложили свои конструкции нового инструмента. Но всё-таки изобретателем механизма современного фортепиано считается флорентиец Бартоломео Кристофори.

Итальянский мастер Бартоломео Кристофори работал хранителем и реставратором музея музыкальных инструментов во дворце флорентийского герцога Медичи. Примерно в 1698 году он начал работу над новым механизмом для своего инструмента. Однажды гостям герцога объявили, что их ожидает сюрприз. Изобретённый Кристофори инструмент и был тем сюрпризом. Но ожидаемой радости не последовало. Инструмент гостям не понравился — его звучание показалось чересчур грубым по сравнению с клавикордом и клавесином. Вряд ли кто-нибудь из гостей мог предположить, что присутствует при рождении инструмента, которому уготовано столь блестящее будущее. Звучание первого фортепиано, продемонстрированного гостям примерно в 1709 году, действительно было грубым. То, что инструмент стал способен даже в одной музыкальной фразе издавать то очень тихие, то громкие звуки, не спасало дела: сами звуки были маловыразительными и плохо складывались в музыку[2].

Пианофорте Бартоломео Кристофори 1720 года.

Возможно, 1709 год и является фактическим временем изобретения фортепиано, однако за официальную дату принимают 1711 год, когда в итальянском журнале «Giornale dei letterati d’Italia» было опубликовано описание изобретения Кристофори. Описание сделано Шипионом Маффеи, видевшим в музее инструменты Кристофори. Инструмент был назван «gravicembalo col piano e forte» (клавесин с тихим и громким звуком), — пианофорте. С 1711 года началась новая эра в развитии струнных клавишных инструментов и в связи с этим — в композиторском творчестве[4].

Трудно с позиций нашего времени оценивать самые первые модели фортепиано. Первые инструменты были настолько несовершенными, что о немедленном и безоговорочном их признании не могло быть и речи. Жан Мариус, например, не предусмотрел глушители для струн, и во время игры их звучание сливалось в сплошной гул. У инструмента Шрётера всё было наоборот: струны заглушались так быстро после удара, что певучая мелодия не получалась. Поэтому инструмент Кристофори и оказался более удачным если не сам по себе, то хотя бы в сравнении с другими. А кроме того, он был продемонстрирован публике раньше, чем инструменты Мариуса и Шрётера[2].

Музыкальный мастер Готфрид Зильберман, державший в Дрездене клавесинную фабрику, наладил производство фортепиано, усовершенствованных и им самим, и его фабричными работниками. Эти инструменты звучали уже лучше первых моделей, но до более или менее приемлемых им было ещё далеко. Многие композиторы и исполнители того времени отзывались о фортепиано неодобрительно. Зильберман показывал один из своих инструментов Иоганну Себастьяну Баху, но ожидаемой похвалы не получил. Бах откровенно сказал, что фортепиано звучит грубо и примитивно. Правда, через двадцать лет Зильберман вновь продемонстрировал фортепиано Баху, постаравшись выбрать при этом лучшие образцы, и великий маэстро на сей раз высказался значительно более мягко, но трудно судить сейчас, был ли он искренен или просто не хотел вторично огорчать Зильбермана[2].

Совершенствование

Корпус

Следующим этапом приближения к форме и конструкции современных фортепиано можно считать причудливые формы вертикальных фортепиано конца XVIII века: пирамидальные, жирафовые и т. п., у всех этих разновидностей рама крылообразной формы помещалась выше клавиатуры, и пространство под клавиатурой оставалось неиспользованным., поэтому корпуса инструментов получались громоздкими, неуклюжими, а сила звука оставалась относительно умеренной. Ранние попытки построения вертикальных форм фортепиано с использованием пространства между клавиатурой и полом могут быть отнесены ещё к эпохе Кристиана Эрнста Фредеричи. Однако первой попыткой нахождения новой вертикальной формы фортепиано можно считать инструмент И. Шмидта в Зальцбурге (1780)[3]. Каков был этот инструмент выяснить не удалось, так как более подробных сведений о нём не сохранилось. На протяжении следующих двух десятилетий попыток к построению подобных инструментов, по-видимому, не предпринимались.

Систематические усилия к выработке нового типа инструмента начинаются с 1800 года, когда Джон Гоукинс в Филадельфии построил «кабинетное фортепиано» с массивной железной рамой. Через два года Томас Лоуд в Лондоне строит подобный же инструмент с натяжкой струн в диагональном направлении. Изобретатель«ирландской» системы демпферов Саутвэлл построил кабинетное фортепиано с объёмом в шесть октав (Лондон, 1807). В 1811 году Роберт Уорнум (Лондон) применил к такому инструменту натяжку струн по диагонали, а два года спустя построил подобный инструмент, но с натяжкой струн в вертикальном направлении. В 1821 году упомянутый И. Шмидт построил несколько улучшенный тип инструмента; в том же году Саутвэлл взял патент на приспособление, усиливающее звук в подобных инструментах. Через год лондонский фабрикант Коллард улучшил механизм вертикальных инструментов и применил в нем принцип частичной репетиции удара.

Механизм

Несмотря на все эти попытки не было найдено правильной конструкции ударно-молоточкового механизма, обеспечивающего подвижность и лёгкость игры. Поэтому годом истинного рождения пианиноподобного инструмента, построенного па правильных технических основах, следует считать 1826, когда Уорнум сконструировал механизм с применением оттягивающих молотки ленточек (бентиков), устройства глушителей и диагональной натяжки струн. В 1831 году Штрейхер ввёл дальнейшие улучшения в механизм «кабинетного фортепиано». Первое время производство таких инструментов сосредотачивалось главным образом в Англии, в то время как на Европейском континенте продолжали господствовать пирамидальные и жирафовые фортепиано. Но уже с 1835 года началась постройка пианино в Германии (где им дали это название), с 1860 — в Северной Америке, а с 1867 — во Франции.

Прямоугольное фортепиано.

Одновременно с развитием и усовершенствованием пианино, происходило отмирание прямоугольного или столообразного типа фортепиано, бывшего в широком распространении с конца XVIII века. Не помогли ему некоторые позднейшие усовершенствования, например перекрёстно-струнная конструкция. Довольно громоздкий столообразный инструмент был постепенно вытеснен более компактными и звучными пианино. Прямоугольные фортепиано исчезли около 18751880 годов.

Современность

Эволюцию инструмента ещё нельзя считать законченной — в последние 20 — 25 лет были сконструированы и выпущены в продажу миниатюрные модели, высота корпуса которых не превышает 0,85 — 0,90 метра. Отличительной особенностью их конструкции является расположение механизма ниже уровня клавиатуры, под задним концом клавиш. Все остальные элементы современного пианино — перекрёстное расположение струн, устройство педального и демпферного механизмов, нормальные размеры клавиатуры сохранены[3].

Разновидности

В настоящее время установилось два вида инструментов: рояль, имеющий горизонтально расположенные струны, и пианино, где они натянуты вертикально.

Малогабаритное пианино.

В зависимости от размеров рояли подразделяются на четыре типа:

  1. концертный (длина от 2,1 до 3 м),
  2. салонный (длина от 1,6 до 2,1 м),
  3. кабинетный (длина от 1,2 до 1,6 м),
  4. миньон (длина менее 1,2 м).

По высоте корпуса для пианино можно определить два вида:

  1. полное (высота от 1,2 до 1,6 м),
  2. уменьшенное, или малогабаритное (высота менее 1,2 м).

Устройство

Внутреннее устройство пианино.

Как пианино, так и рояли в своих современных конструкциях состоят из пяти основных частей:

  1. струнной одежды;
  2. резонансной деки;
  3. опорных конструкций;
  4. клавишного и педального механизмов;
  5. корпуса.

Струнная одежда

Натянутые на опорах струны рояля.

Струнная одежда — это набор струн различной длины и толщины, жёстко натянутых на опорах. Каждой клавише соответствует группа струн, называемая хором.

Хор может состоять из одной, двух или трёх струн, а иногда и больше. Все струны хора обязательно колеблются с одинаковой частотой. Каждый хор в зависимости от длины и силы натяжения струны звучит с той или иной высотой тона. Назначение струнной одежды заключается в том, чтобы давать колебания определённой частоты, соответствующие данному строю инструмента.

Сама по себе струна даёт очень слабый звук, так как малая её поверхность не может привести окружающий воздух в колебание с большими амплитудами. Поэтому в роялях и пианино, как и у большинства струнных инструментов, ставится деревянный усилитель звуков струн, называемый резонансной декой[5].

Резонансная дека

Резонансная дека представляет собой большой деревянный щит, жёстко закреплённый (вклеенный) по краям и связанный со струнами через специальные подставки. По конструкции и действию дека напоминает большую мембрану и является множественным резонатором, откликающимся на разные частоты. Колеблясь с той же частотой, что и струны, она приводит в движение значительные массы воздуха, и это мы слышим как звук рояля или пианино, причём на достаточном расстоянии от инструмента. Таким образом, назначение деки заключается в том, чтобы многократно усиливать звук струн и придавать ему приятный тембр, характерный для фортепиано[5].

Опорная конструкция

Дискантовый и басовый мостики металлической рамы, расположенные крест накрест.

Качество звука пианино и рояля предопределяется конструкцией и качеством изготовления струнной одежды и резонансной деки. Струны и дека крепятся к опорной конструкции — третьей основной части инструмента. Опорная конструкция представляет собой две рамы, металлическую и деревянную, тщательно подогнанные друг к другу и соединённые между собой с помощью специальных шурупов и болтов.

Деревянная рама (футор) состоит из контурной обвязки, скреплённой распорными брусками, и колковой доски (вирбельбанка). По всей площади доски в рассверленные отверстия вбиты колки (вирбеля). К колкам одним из концов крепятся струны. Другим с помощью петель они надеваются на штифты, вклёпанные в металлическую раму. Поворачиванием колков производят натяжение струн и настройку инструмента.

Металлическая рама представляет собой чугунную отливку, состоящую из двух мостиков — дискантового и басового, полкового панциря и распорных рёбер. Обладая очень большой прочностью и предельно малой деформацией, рама выдерживает основную нагрузку натянутых струн (от 14 тонн у малого пианино до 20 и более у концертного рояля) и обеспечивает стабильность строя.

Колковая доска изготовляется большей частью из древесины бука, обладающего хорошим сопротивлением сжатию, и, во избежание появления трещин или короблений, склеивается из нескольких слоёв с перекрёстным направлением волокон. У наиболее распространённой трёхслойной доски колки получают опору на торец первого (внешнего) и третьего слоёв. Второй слой колковой доски служит связкой. Каждый слой буковой древесины здесь равен 10 мм.

Колки рояля с натянутыми струнами.

Колки держатся в доске за счёт силы трения при сжатии древесины. Поэтому отверстия для них делаются на 1 мм меньше диаметра колков. В том случае, когда под действием натяжения струн колки хотя бы в незначительной степени проворачиваются — сминают древесину, инструмент быстро расстраивается, и тогда говорят, что он «не держит строй». Причиной этого является либо подбор некачественной или недостаточно высушенной древесины для колковой доски, что приводит к её быстрой деформации, либо неправильное содержание инструмента: непосредственная близость от отопительных приборов, воздействие солнца, сквозняка, а то и просто нахождение инструмента в жарко натопленной, очень сухой комнате.

В отличие от струнной одежды, резонансная дека целиком крепится к специально подогнанным по её форме деревянным обкладкам, которые вклеиваются в деревянную раму. Таким образом, назначение опорных конструкций в основном сводится к жёсткому креплению струн и деки[5].

Клавишный и педальный механизмы

Клавишный механизм рояля.

Четвёртой основной частью пианино и роялей являются клавишный и педальный механизмы. Клавишный механизм служит для приведения струн в колебания ударами молоточков, педальный механизм — для увеличения или уменьшения силы и продолжительности звука и изменения тембра. Клавишный механизм представляет собой соединение рычажных узлов, с помощью которых усилия пальцев пианиста передаются через молоточки струнам. Он делится на две основные части: клавиатуру и механику. Педальный механизм состоит из двух ножных педалей, влияющих на работу отдельных узлов механизмов. Координируя работу ног, пианист изменяет звучание инструмента по своему усмотрению. Левая педаль рояля изменяет тембровую окраску звука. Пианисты пользуются и полупедалью. В этом её основное отличие от педали пианино.

К работе клавишного механизма предъявляются высокие требования, особенно в концертном рояле. Надо, чтобы механизм обладал хорошей чувствительностью, то есть быстрой передачей удара от клавиши к струне, причём с различной силой. Сопротивление механизма при игре не должно быть чрезмерным, определяемым понятием «тяжёлая клавиатура». Игра на таком инструменте быстро утомляет руки. Однако и очень «лёгкая» клавиатура не является достоинством, так как не способствует укреплению мускулатуры пальцев и не приносит должного удовлетворения музыканту. Кроме того, «лёгкая» клавиатура слишком податлива, на ней труднее регулировать силу звука в пределах р — рр — ррр. Из этого следует, что сопротивление механизма должно иметь определённую меру, которая по-своему характеризует качество пианино или рояля. Сопротивление клавиатуры определяется существующим стандартом, который равен 60—65 г на клавишу при нажатой правой педали. Каждая клавиша при ударе по ней с любой силой не должна создавать ощущения неровности движения или скачка.

Необходимо, чтобы сопротивление узлов механизма по ходу клавиши изменялось предельно ровно. Одним из требований, предъявляемых к работе механизма, является также его способность чётко заглушать те звуки, которые становятся ненужными пианисту по ходу исполнения произведения. Наконец, механизм должен работать бесшумно, не сопровождаясь никакими призвуками[5].

Корпус

Корпус пианино или рояля — пятая основная часть — представляет собой деревянный ящик, облицовывающий инструмент. У пианино он состоит из двух стенок, приклеенных к опорной деревянной раме. К стенкам с помощью кронштейнов крепится стол (штульрама) для клавиатуры и механики. Высота клавиатуры над полом диктуется высотой колен человека и находится в пределах 710—730 мм. Клавишный механизм закрывается спереди клавиатурным клапаном и верхней филёнкой, а сверху крышкой. К клапану привёрнут пюпитр для нот. Под столом ставится нижняя филёнка, которая вместе со стенками опирается на цокольный пол, имеющий ножки с четырьмя металлическими роликами. На цокольном полу посередине располагается педальный механизм.

Корпус рояля состоит из стенок, согнутых по форме опорных конструкций и приклеенных к деревянной раме. Сверху струны и дека закрыты двумя крышками: задней большой и передней малой. Задняя с помощью петель крепится к левой стенке. Передняя на ленточном шарнире откидывается на заднюю. У рояля, как и у пианино, на специальном столе располагается клавишный механизм, который закрыт спереди клавиатурным клапаном и несколькими брусками.

Рояль устанавливается на полу с помощью трёх ножек, имеющих внизу ролики. Спереди, между передними ножками, к корпусу крепят педаль. Сверху, под малой крышкой, располагается выдвижной пюпитр с откидной подставкой.

Корпус пианино и рояля оклеивают фанерой разных пород дерева и затем полируют. Полировка бывает чёрной либо цветной. Если говорить о назначении корпуса, то прежде всего он служит для установки инструмента на полу и крепления клавишного и педального механизмов, а также для предохранения их от случайных повреждений и проникновения пыли. Ограничивая собой некоторый внутренний объём, корпус может влиять на звукообразование, действуя как резонатор. Это заметно при открывании крышки пианино и, особенно, рояля.

Наконец, корпус определяет внешний вид инструмента. Красивое оформление деталей корпуса, в соответствии с существующим стилем, с использованием естественного рисунка слоёв дерева, полированного под цвет ансамбля мебели, радует глаз и украшает комнату. По-своему хороша отделка поверхности корпуса пианино или рояля в строгий чёрный цвет с зеркальной полировкой[5].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Л. И. Ройзман. Фортепиано | Belcanto.ru. Дата обращения: 23 апреля 2023.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Газарян С. С. В мире музыкальных инструментов. — Москва: Просвещение, 1989. — 192 с.
  3. 3,0 3,1 3,2 Зимин П. Н. История фортепиано и его предшественников. — Москва: Музыка, 1968. — С. 126. — 216 с.
  4. 4,0 4,1 Бражников М. Фортепиано. — Москва: Музыка, 1967. — С. 18. — 64 с.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Выборгский Н. И. Ремонт и настройка фортепиано. — Москва: Музыка, 1982.

Литература

  • Абаза-Григорьев. Музыка и техника. М., 1926.
  • Алексеев А. Д. Клавирное искусство. М.—Л., 1952.
  • Браудо Е. М. Клавикорд и клавесин. СПб. 1916.
  • Браудо Е. М. Основы материальной культуры в музыке. М., 1924.
  • Геника Р. История фортепиано в связи с историей развития фортепианной виртуозности и литературы. Часть I. М., 1896.
  • Зимин П. Н. Фортепиано в его прошлом и настоящем. М., 1934.
  • Ливанова Т. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. М., 1938.
  • Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. М.—Л., 1940.
  • Столпянский П. Н. Музыка и музицирование в старом Петербурге. Пг., 1923.
  • Столпянский П. Н. Старый Петербург. Л., 1926.
  • Учитель Я. М. Советское фортепиано. М.—Л., 1966.
  • Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России c. древнейших времен до конца XVIII в. М.—Л., 1928—1929.
  • Штейнпресс Б. Вопросы материальной культуры в музыке. М., 1931.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!