Динамика (музыка)
Дина́мика (от греч. δύναμις — возможность, сила) в музыке — различные степени громкости звучания, имеющие выразительное значение[1].
Громкостная динамика занимает среди других элементов музыки весьма своеобразное место. Воздействие динамики наиболее непосредственно. Различие между громким и тихим звуком не только ощущается, но и ясно осознается человеком с младенческого возраста. Это обусловлено тем, что громкостная динамика не специфична для музыки. Несмотря на эту свою относительную несамостоятельность и неспецифичность, громкостная динамика является очень существенной стороной музыки. И это лишний раз показывает, что существенны для природы какого-либо явления не только его специфические свойства, но и те свойства, которые непосредственно сближают и объединяют его с другими явлениями (в данном случае речь идёт об общности свойств музыки и её жизненных прообразов). Действительно, музыкальная динамика — это одно из важнейших орудий в руках музыканта-исполнителя[2].
История
Одним из первоисточников динамики является эхо — резкое, непосредственное противопоставление громкого и тихого звучания. Первые динамические указания появляются в лютневой музыке XVI века[3].
В XVIII веке в музыке появляется динамика forte и piano. Высшее своё развитие этот динамический принцип получил в эпоху барокко с его искусством «хорошо организованного контраста», тяготением к монументальным полифоническим формам вокальной и инструментальной музыки, к ярким эффектам светотени. Для музыки эпохи барокко типичной являлась контрастная динамика и в более тонких её проявлениях динамика регистров. Этому типу динамики отвечал и господствовавший музыкальный инструментарий эпохи, в частности такие инструменты, как орган, клавесин, на которых нельзя ни увеличить, ни уменьшить силу звука[4].
Наряду с forte и piano впервые начал применять знаки crescendo и diminuendo итальянский композитор Доминико Мадзокки, начиная с 1638 года, также эти знаки встречаются у Жанна-Филиппа Рамо с 1730-х годов[3].
Термин «динамика» впервые был введён в музыкальную теорию и практику швейцарским музыкальным педагогом Гансом Георгом Негеле в 1810 году[3].
Обозначения
Постоянная степень громкости
- — forte-fortissimo, крайне громко;
- — fortissimo, очень громко;
- — forte, громко;
- — mezzo forte, средне-громко;
- — mezzo piano, средне-тихо;
- — piano, тихо;
- — pianissimo, очень тихо;
- — piano-pianissimo, крайне тихо.
Постепенно меняющаяся громкость
Иногда обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться указаниями poco (с итал. — немного) и poco a poco (с итал. — мало-помалу). Например, poco a poco crescendo — мало-помалу усиливая.
Резко меняющаяся громкость
Примечания
- ↑ Вахромеев В. А. Элементарная теория музыки. — М.: Музыка, 2012. — С. 232. — 254 с. — ISBN 978-5-7140-0962-4.
- ↑ Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. — Москва: Музыка, 1967. — С. 312.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Бычков Ю. Н. Курс теории и истории музыкального исполнительства. — М.: МГИМ им А. Г. Шнитке. Кафедра теории и истории музыки, 2009.
- ↑ И. M. Ямпольский. Динамика | Belcanto.ru . Дата обращения: 21 мая 2023.
Это статья-заготовка. Вы можете помочь проекту, дополнив эту статью, как и любую другую в Знание.Вики. Нажмите и узнайте подробности. |