Бах, Иоганн Себастьян

Материал из «Знание.Вики»
Иоганн Себастьян Бах
Портрет Баха (1746)
Портрет Баха (1746)
Дата рождения 31 марта 1685(1685-03-31)
Место рождения Эйзенах, Саксен-Эйзенах
Дата смерти 20 июля 1750(1750-07-20) (65 лет)
Страна  Священная Римская империя
Профессии композитор, органист, музыкальный педагог
Годы активности 1710—1750
Инструменты орга́н, клавесин, скрипка
Жанры музыка барокко
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Иога́нн Себастья́н Бах ( (нем. Johann Sebastian Bach, 31 марта 1685 , Эйзенах — 28 июля 1750 Лейпциг) — немецкий композитор, органист, капельмейстер, музыкальный педагог[1].

Считается одним из величайших композиторов мира, автор более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры его времени, кроме оперы, обобщены достижения музыкального искусства эпохи барокко. Бах известен как великий мастер полифонии. После смерти Баха его музыка вышла из моды, но в XIX веке, вновь обрела популярность и была открыта заново. Творчество Иоганна Себастьяна Баха оказало большое влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и ХХ века[2].

Биография

Иоганн Себастьян Бах был младшим, восьмым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Марии Элизабет Леммерхирт. Семья Бахов известна своими музыкантами с начала XVI века: многие из предков Иоганна Себастьяна были профессиональными музыкантами[1].

В этот период церковь, местные власти и аристократические круги поддерживали музыкантов, особенно в Тюрингии и Саксонии. Отец Баха жил и работал в Эйзенахе. Работа Иоганна Амброзиуса включала организацию светских концертов и исполнение церковной музыки. Первые уроки игры на скрипке Маленький Иоганн получил от отца. Обладая прекрасным голосом (сопрано), мальчик также пел в школьном хоре. В 9 лет Иоганн Себастьян стал сиротой (отец умер), и его воспитанием стал занимался старший брат, служивший церковным органистом в городе Ордруфе. Брат отдал мальчика в гимназию, а сам при этом продолжал обучать его музыке. В 15 лет Бах решил начать самостоятельную жизнь и переехал в Люнебург[3].

В 1703 году он окончил гимназию, после чего композитору пришлось несколько лет колесить по стране в поисках работы. В этот период жизни композитор оттачивал мастерство игры на органе. В 1708 году Бах поселился на постоянную жизнь в Веймаре, где служил придворным музыкантом и местным органистом. В «веймарский» период композитор создал свои лучшие органные произведения, среди которых «Таката» и «Фуга» ре минор, «Пассакалья» до минор и другие[4].

В 1717 году Бах с семьей переехал в Кётен, где дирижировал небольшим оркестром при дворе местного князя. В Кётене не было органа, поэтому в этот период Бах писал в основном фортепианную и оркестровую музыку. Среди прочего здесь были написаны 24 прелюдии и фуги, составившие первый том «Хорошо темперированного клавира», а также «Хроматическая фантазия» и фуга ре минор[5].

В 1721 году Бах познакомился с Анной Магдаленой Вильке, молодой двадцатилетней певицей (сопрано), которая пела при герцогском дворе. Они поженились 3 декабря 1721 года, и в последующем у них родилось 13 детей (из которых 7 умерли в детском возрасте)[1].

Из Кётена в 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где оставался до конца жизни. Здесь он занимал должность кантора (рукоаодителя хора) певческой школы при церкви св. Фамы. Здесь композитору пришлось иметь дело с церковно-оперной музыкой. В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально-инструментальные произведения: большинство кантат, «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Мессу си минор. Там был написан Итальянский концерт и закончен второй том «Хорошо темперированного клавира»[3]

В марте 1729 года Иоганн Себастьян стал руководителем Музыкальной коллегии, одного из светских ансамблей, существовавших в то время в различных городах Германии Ансамбль выступал в кофейне Циммермана, располагавшейся недалеко от рыночной площади. Владелец кофейни предоставил музыкантам большой зал и приобрёл несколько инструментов. Многие из светских произведений Баха, датированных 1730—1750-ми годами, были сочинены именно для исполнения в кофейне Циммермана.

Иоганн Себастьян Бах умер в 1750 году. Композитора похоронили на городском кладбище при церкви Св. Иоанна в Лейпциге — одной из двух церквей, где он прослужил 27 лет[1].

Творчество

Музыкальное наследие Иоганна Себастьяна Баха чрезвычайно велико и включает более 1000 произведений.

Творчество разностороннего музыканта отличает полнота музыкальных жанров.. Она обобщила достижения музыкального искусства нескольких столетий на стыке барокко и классицизма. В своем творчестве Бах соединил традиции протестантского хорала с традициями австрийской, итальянской и французской музыкальных школ. Музыку композитора отличает единство полифонического и гомофонного, вокального и инструментального мышления, глубокое взаимопроникновение различных жанров и стилей[2].

Ведущий жанр его вокально-инструментального творчества — духовная кантата (5 годовых циклов, всего около 300). Разработанные в кантатах драматургические принципы воплощены в мессах, магнификатах, «Страстях» («Страстях»), их кульминацией являются «Высокие» мессы си минор, «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею»[6].

В его инструментальном творчестве центральное место принадлежит органной музыке. Сочетая опыт органной импровизации, различные вариационные и полифонические приемы своих предшественников (Д. Букстехуде, И. Пахельбель и др.), Бах переосмыслил и обновил жанры токкаты, фантазии, пасакалли, хоровой прелюдии[7].

Среди его фортепианных сочинений наиболее важным является «Хорошо темперированный клавир» в 2-х томах (1722, 1744; каждый содержит по 24 прелюдии и фуги во всех мажорных и минорных тональностях). Образцы контрапунктического искусства, созданные в фортепианных фугах, были продолжены и дополнены в «Искусстве фуги» (1740-50)[5].

Музыка Иоганна Себастьяна Баха для фортепиано, скрипки, виолончели, флейты, гобоя, инструментального ансамбля, оркестра (сонаты, сюиты, партиты, концерты) значительно расширила выразительные и технические возможности инструментов, выявила глубокое знание инструментов и универсализм в их интерпретации. Важным этапом на пути к классической симфонии являются шесть Бранденбургских концертов для различных инструментальных ансамблей, воплотивших в себе жанровые и композиционные принципы кончерто гроссо.

Творчество композитора повлияло на все последующее развитие европейской музыкальной культуры. Произведения Баха теперь обозначаются номером BWV, то есть сокращением от «Каталог произведений Баха» (Bach-Werke-Verzeichnis). Эта классификация была предложена немецким музыковедом Вольфгангом Шмидером в 1950 году и основана на тематическом принципе: номера BWV 1—224 связаны с кантатами, BWV 225—249 с ораториями, BWV 250—524 — хоралы и гимны, BWV 525—748 — органные произведения, BWV 772—994 — фортепианные произведения, BWV 995—1000 — лютня. произведения, BWV 1001—1040 — камерная музыка, BWV 1041—1071 — оркестровые произведения и BWV 1072—1126 — каноны и фуги[8].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 БАХ • Большая российская энциклопедия - электронная версия. old.bigenc.ru. Дата обращения: 7 марта 2023.
  2. 2,0 2,1 Johann Sebastian Bach | Biography, Music, Death, & Facts | Britannica (англ.). www.britannica.com. Дата обращения: 7 марта 2023.
  3. 3,0 3,1 Р. И. А. Новости. Биография Иоганна Себастьяна Баха. РИА Новости (20150321T0920). Дата обращения: 7 марта 2023.
  4. Редактор. Иога́нн Себастья́н Бах (рус.) ?. Мир классической музыки (19 августа 2020). Дата обращения: 7 марта 2023.
  5. 5,0 5,1 Анатолий Павлович Милка. Занимательная бахиана. — Север. Олень., 2000. — book с. — ISBN 978-5-87388-038-6.
  6. Чудо музыки Баха. diletant.media. Дата обращения: 7 марта 2023.
  7. А. Швейцер. Иоганн Себастьян Бах. — Рипол Классик, 2013-03. — 728 с. — ISBN 978-5-458-27754-9.
  8. Александр Ткаченко. Бах Иоганн Себастьян. — Litres, 2022-12-13. — 28 с. — ISBN 978-5-04-516163-3.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!