Виолончель
Виолончель | |
---|---|
Диапазон (и строй) |
Квинтовый строй CGDA |
Родственные инструменты | Контрабас, скрипка, альт, виола |
Виолонче́ль (заимствовано из итальянского, итал. violoncello — уменьшительное от итал. violone — «контрабас», образованного от названия старинного струнного инструмента итал. viola — «виола») — струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства, известный с первой половины XVI века[1].
Диапазон звучания виолончели достигает 5 октав. Несмотря на большие размеры, как по внешнему облику, так и по конструкции она мало чем отличается от скрипки. Инструмент Виола да гамба, предшественник виолончели[2].
Виолончель широко распространена как сольный инструмент, группа виолончелей применяется в струнном и симфоническом оркестрах. Инструмент является обязательным участником струнного квартета, а также входит в составах камерных ансамблей. В оркестровой партитуре партия виолончелей пишется между партиями альтов и контрабасов[3].
Международный день виолончели — 29 декабря. Датой неофициального праздника музыкантов-виолончелистов и любителей музыки выбран день рождения выдающегося каталонского виолончелиста, дирижера, композитора и музыкально-общественного деятеля Пабло Казальса (1876 —1973)[4].
История инструмента и его роль в музыке
Виолончель появилась в начале XVI столетия. Самый старинный экземпляр, находящийся в музее Южной Дакоты, изготовил Андреа Амати между 1540 и 1560 годами. Высоко ценятся виолончели от Антонио Страдивари. Первенство среди них принадлежит инструменту, изготовленному в 1711 году.
Виолончель относится к семейству струнных смычковых инструментов. Её название происходит от уменьшительного violone, означающего «контрабас», на который она очень похожа. По высоте звучания находится между альтом и контрабасом. От скрипки и альта отличается значительно большими размерами, поэтому на ней играют сидя, а инструмент стоит на полу, опираясь шпилем. Из-за её габаритов и положения во время игры техника исполнения сложнее, чем на скрипке.
Процесс эволюции виолончели включал изменения в дизайне и конструкции инструмента, а также в использовании новых материалов[3].
Виолончель — универсальный музыкальный инструмент. Её сочное звучание позволяет передавать трагическое и лирическое настроение[5]. Виолончель входит в состав симфонического оркестра и небольших инструментальных коллективов, но может давать и сольные концерты. Для неё много произведений написали Людвиг ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Иоганн Брамс, Эдвард Григ, Клод Дебюсси, Роберт Шуман, Сергей Сергеевич Прокофьев, из современных композиторов — Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Валентин Васильевич Сильвестров, Карабиц, Иван Федорович . Кроме классики, для инструмента создано много замечательных аранжировок современной популярной музыки.
Виолончель играет важную роль в симфонической музыке, так как часто выполняет фундаментальные партии в оркестре. Виолончель найдет свое применение в различных жанрах музыки — от классической до современной, что позволяет стать востребованным инструментом у музыкантов со всего мира[3].
Строение (конструкция) инструмента и его размеры
Виолончель напоминает скрипку большого размера.
Она состоит из 3 основных частей:
- корпус (деревянный, содержит верхнюю и нижнюю деку, эфу (отверстие для резонации), подгрифник, обечайку, петлю, пуговку, дужку (распорка внутри);
- гриф. Здесь имеются порожек, шейка и пятка;
- головка. Это деталь с колковой коробкой, где находятся колки для натягивания струн. Заканчивается она завитком;
- 4 струны — ля, ре, соль, до.
Смычок — длинная деревянная палочка с натянутым конским волосом внутри и набалдашником на одном конце, состоит из трех частей:
- деревянной трости (применяется бразильское дерево либо фернамбук);
- колодки (производится из прочного чёрного дерева, имеет перламутровые вставки);
- конского волоса (берётся натуральный либо искусственный). Его натяжение регулируется восьмигранным винтом, расположенном на трости[6][7].
Волос имеет кератиновые чешуйки, между которыми при натирании пропитывается канифоль, она позволяет волосу цеплять струну и извлекать звук.
Движение смычком вдоль струн создает звук на виолончели. Точное положение пальцев на струнах и техника игры смычком имеют решающее влияние на качество и выразительность звучания виолончели.
В современное время виолончель изготавливают из дерева, карбона и другие материалов[3].
Стандартный (полный) размер виолончели 4/4. Именно такие инструменты можно встретить в симфонических, камерных и струнных ансамблях. Однако используются и другие инструменты. Для детей или людей низкого роста производятся модели меньшего формата с размерами 7/8, 3/4, 1/2, 1/4, 1/8, 1/10, 1/16[6][8].
Длина корпуса 75 — 77 см.
Вес виолончели не превышает 3 — 4 кг[9].
Звук виолончели и приемы игры
Имея густой, насыщенный, певучий и проникновенный звук, виолончель часто напоминает тембр человеческого голоса[10][11].
Виолончель дает возможность исполнителю создать самые разнообразные звучания — от нежного и мелодичного до мощного и грохочущего. Изначально виолончель использовалась в классической музыке, однако сегодня она широко применяется и в других жанрах, таких как джаз, рок и поп-музыка. Виртуозные исполнители на виолончели способны передать слушателям самые тонкие эмоции, создавая прекрасную атмосферу и повествование с помощью звука этого удивительного инструмента[3].
Играл слепец. Душой владели чары.Вздымалась грудь и опускалась вновь.
Смычок как нож вонзал свои удары. И песнь лилась, как льет из раны кровь.
И чудился под звук виолончели. Хор демонов, мятущихся в мгле...Мирра Лохвицкая, Виолончель.1895
Виолончель обладает широкими выразительными возможностями и тщательно разработанной техникой исполнения, используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент[12].
При игре исполнитель опирает виолончель о пол шпилем, который получил распространение только в конце XIX века (до этого инструмент удерживали икрами ног). На современных виолончелях широко применяется изобретенный французским виолончелистом Полем Тортелье изогнутый шпиль, который придаёт инструменту более пологое положение, несколько облегчая технику игры[7].
Техники игры на виолончели: флажолеты, пиццикато, интонация, вибрация, фразировка, арпеджио, ставка большого пальца и другие[13].
Штрихи на виолончели — это способ, которым виолончелисты создают различные эффекты звука, одними из которых являются: легато, стаккато, пиццикато[14].
Создатели и великие мастера виолончели
Первыми известными мастерами по изготовлению виолончелей являются Паоло Маджини и Гаспаро Сало. Они сконструировали инструмент в конце XVI — начале XVII века. Первые виолончели, созданные этими мастерами, лишь отдалённо напоминали тот инструмент, который сейчас можно увидеть.
Классическую форму виолончель приобрела в руках таких известных мастеров как Николо Амати, Антонио Страдивари, Андреа Мати, Джузеппе Гварнери. Отличительной чертой их работы было идеальное сочетание древесины и лака, благодаря чему удавалось придавать каждому инструменту свой неповторимый звук, свою манеру звучания. Существует мнение, что у каждой виолончели, вышедшей из мастерской Амати и Страдивари, был собственный характер[6][8].
Выдающиеся виолончелисты: история и современность
Виолончелисты | годы жизни | гражданство |
---|---|---|
Пабло Казальс | 1876 —1973 | испанский виолончелист, дирижёр, композитор |
Пьер Фурнье | 1906 — 1986 | французский виолончелист |
Морис Марешаль | 1892 — 1964 | французский виолончелист-классик |
Поль Тортелье | 1914 — 1990 | французский виолончелист, композитор, педагог. |
Андре Наварра | 1911 — 1988 | французский виолончелист |
Антонио Янигро | 1918 — 1989 | итальянский виолончелист, дирижёр, педагог. |
Жаклин Дюпре | 1945 — 1987 | английская виолончелистка |
Йо-Йо Ма | 1955 | американский виолончелист китайского происхождения |
Выдающиеся российские и советские виолончелисты
Виолончелисты | годы жизни | |
---|---|---|
Карл Юльевич Давыдов | 1838 —1889 | виолончелист, композитор, педагог. |
Александр Валерианович Вержбилович | 1849 —1911 | виолончелист и педагог |
Анатолий Андреевич Брандуков | 1859 —1930 | виолончелист и педагог |
Семён Матвеевич Козолупов | 1884 —1961 | виолончелист, педагог |
Григорий Павлович Пятигорский | 1903 —1976 | виолончелист |
Святослав Николаевич, Кнушевицкий | 1907—1963 | виолончелист |
Даниил Борисович Шафран | 1923 —1997 | виолончелист |
Мстислав Леопольдович Ростропович | 1927— 2007 | виолончелист, пианист, дирижёр |
Наталья Николаевна Шаховская | 1935 — 2017 | виолончелист, педагог |
Наталья Григорьевна Гутман | 1942 | виолончелистка |
Александр Васильевич Кузнецов | 1847—1919 | русский виолончелист, педагог и композитор |
Константин Александрович Миньяр-Белоручев | 1874 —1944 | русский и советский виолончелист, композитор, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР |
Миша Майский (Михаил Леопольдович Майский) | 1948 | советский и израильский виолончелист |
Ансамбли, эстрадные группы виолончелистов
- Apocalyptica (Апокалиптика) — финский квартет, называют суровыми виолончелистами, они исполняют хеви-метал на виолончелях[15].
- Хорватский дуэт виолончелистов Луки Шулича и Степана Хаусерa[16].
- Rasputina — музыкальная рок-группа, состоящая, в основном, из виолончелистов[17].
- Группа Break of Reality — состоит из 4 виолончелистов[18].
- Зои Китинг (Zoë Keating) — канадско-американская виолончелистка и композитор[19].
Известные партии для виолончели
Композитор | Произведение | годы создания |
---|---|---|
Иоганн Себастьян Бах | Сюита для виолончели № 1, Прелюдия | 1717—1723 |
Иоганн Себастьян Бах | Сюита для виолончели соло, № 5 | 1717—1723 |
Людвиг ван Бетховен | Соната для виолончели № 3, 3-я часть | 1807—1808 |
Клод Дебюсси | Соната для виолончели и фортепиано, Пролог | 1915 |
Фридерик Шопен | Соната для виолончели, Ларго | 1846 |
Макс Брух | Кол Нидрей Сочинение № 47 | 1881 |
Эдвард Григ | Соната для виолончели, 1-я часть | 1882—1883 |
Пётр Ильич Чайковский | Вариации на тему рококо. Сочинение № 33 | 1876 |
Иоганнес Брамс | Соната для виолончели № 1,1-я часть | 1862—1865 |
Камиль Сен-Санс | Лебедь. Из сюиты «Карнавал животных» | 1886 |
Франц Шуберт | Соната для арпеджио и фортепиано | 1824 |
Галерея
Литература
- Беккер Х., Ринар Д. Техника и искусство игры на виолончели. — М.,1978. — 287с.
- Гинзбург Л. История виолончельного искусства. — Москва — Ленинград: МузГиз, 1950. — 513с.
- Давыдов К. Школа игры на виолончели. — М., 1958. — 87с.
- Лазько А. А. Виолончель. 2-е изд., доп. — М.: Музыка, 1981. — 60с. (Музыкальные инструменты).
- Лохвицкая М. Полное собрание стихотворений. — RUGRAM, 2011. — 330с. — ISBN 978-5-4241-2501-0.
Примечания
- ↑ Крылов Г. А. Этимологический словарь русского языка. — СПб.: Полиграфуслуги, 2005. — С. 69. — 432 с. — ISBN 5-89173-914-3.
- ↑ История происхождения виолончели. | Виолончель, обучение. Уроки игры на виолончели. . Дата обращения: 2 февраля 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Виолончель: история создания, конструкция, использование, звучание . Дата обращения: 2 февраля 2024.
- ↑ День 29 декабря в истории . Парламентская газета. Дата обращения: 2 февраля 2024.
- ↑ Давыдов К. Школа игры на виолончели. — М., 1958. — 87 с.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Лазько А. А. Виолончель. — М.: Музыка, 1981. — 60 с.
- ↑ 7,0 7,1 Академические смычковые музыкальные инструменты - Обзор музыкальных инструментов . Дата обращения: 2 февраля 2024.
- ↑ 8,0 8,1 Гинзбург Л. История виолончельного искусства. — Москва — Ленинград: МузГиз, 1950. — 513 с.
- ↑ Отличия контрабаса от виолончели . Модный журнал. Музыкальные инструменты. Дата обращения: 4 февраля 2024.
- ↑ БРЭ. Виолончель . Дата обращения: 2 февраля 2024.
- ↑ Костенкова Е. С. Начальный этап обучения игре на виолончели // Гуманитарное пространство. — 2021. — № 5. — С. 590—595.
- ↑ Беккер Х., Ринар Д. Техника и искусство игры на виолончели. — М.: Мысль, 1978. — 287 с.
- ↑ Иванова Н. С. Виолончельная техника. Основные вопросы виолончельной педагогики // Молодой ученый. — 2022. — № 40 (435). — С. 43—49.
- ↑ Давыдов К., Оратовский А. Школа игры на виолончели. О школе К. Ю. Давыдова, исполнительских приемах и работе музыканта.. — СПб.: Композитор, 2018. — 80 с. — ISBN 9978-5-7379-0918-5.
- ↑ Apocalyptica - Апокалиптика - Все о Музыке . Медиаплатформа МирТесен. Дата обращения: 4 февраля 2024.
- ↑ «Разбуди меня»: трогательная музыкальная история дружбы от группы «2Cellos» . Культурология.РФ Ежедневный интернет-журнал. Дата обращения: 4 февраля 2024.
- ↑ Rasputina . Рок-энциклопедия. Дата обращения: 4 февраля 2024.
- ↑ Break Of Reality . Рок-энциклопедия. Дата обращения: 4 февраля 2024.
- ↑ Композиторы Джефф Руссо и Зои Китинг написали саундтрек к фильму «Осло» . Неоклассика. Дата обращения: 4 февраля 2024.
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Музыкальные инструменты по алфавиту
- Проект:Музыка:Последняя правка в 2024 году
- Знание.Вики:Готовые статьи о музыке
- Все статьи
- Музыкальные инструменты по оркестровым группам
- Струнные музыкальные инструменты
- Инструменты симфонического оркестра
- Смычковые музыкальные инструменты