Шопен, Фридерик

Материал из «Знание.Вики»
Фридерик Шопен
Fryderyk Chopin[1]
Frédéric Chopin
Одна из сохранившихся фотографий Фридерика Шопена, 1847 год
Одна из сохранившихся фотографий Фридерика Шопена, 1847 год
Дата рождения 1 марта 1810(1810-03-01)
Место рождения Желязова-Воля, Варшавское герцогство, Священная Римская Империя
Дата смерти 17 октября 1849(1849-10-17) (39 лет)
Место смерти Париж, Франция
Страна  Российская империя
Флаг Франции Франция
Профессии композитор, пианист
Инструменты фортепиано
Жанры ноктюрн, баллада, этюд, мазурка, вальс, полонез, экспромт, прелюдия и др.
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Фредерик Франсуа Шопен (22 февраля 1810 — 17 октября 1849) — польский композитор XIX века, пианист-виртуоз, представитель направления романтизма в музыке, основатель польской национальной композиторской школы.

Биография

Сын Николая Шо­пе­на — учи­те­ля французского язы­ка (ро­дом из Ло­та­рин­гии), уча­ст­ни­ка Поль­ско­го вос­ста­ния 1794 и Т. Ю. Кржи­жа­нов­ской (из польского дво­рян­ско­го ро­да). Вско­ре по­сле ро­ж­де­ния се­мья пе­ре­еха­ла в Вар­ша­ву. Шопен учил­ся му­зы­ке до­ма, за­тем — у пиа­ни­ста В. Жив­но­го (1816—1824), в 1818 впер­вые вы­сту­пил пуб­лич­но.

Дом в Желязовой-Воле, в котором родился Фридерик Шопен

К 1822 был при­знан од­ним из луч­ших пиа­ни­стов Вар­ша­вы.

В 1826-29 учил­ся в Выс­шей шко­ле му­зы­ки у Ю. Эльс­не­ра.

Вы­сту­пал в Ве­не в 1829 и 1830-31.

Осе­нью 1830 по­лу­чил из­вес­тие о Поль­ском вос­ста­нии 1830-31 и решил не воз­вра­щать­ся на ро­ди­ну. На со­бы­тия в Поль­ше от­клик­нул­ся ря­дом со­чи­не­ний (Этюд c-moll op. 10, не­сколь­ко пре­лю­дий op. 28, Скер­цо h-moll op. 20, Бал­ла­да g-moll op. 23 и др.). С сентебря1831 жил в Па­ри­же. В эти го­ды ему ока­зал под­держ­ку Ф. Кальк­брен­нер, в круг его об­ще­ния вхо­ди­ли Ф. Мен­дель­сон, В. Бел­ли­ни, Ф. Лист, Г. Бер­ли­оз, Р. Шу­ман, Э. Де­лак­руа, Ф. фон Хил­лер, Ж. Санд, в даль­ней­шем так­же П. Ви­ар­до-Гар­сия, О. де Баль­зак. Пер­вые го­ды жиз­ни в Па­ри­же мно­го вы­сту­пал, на­ря­ду с вир­туо­за­ми сво­его вре­ме­ни — Кальк­брен­не­ром, С. Таль­бер­гом, Лис­том. Впо­след­ст­вии его кон­церт­ные вы­сту­п­ле­ния со­кра­ти­лись, и Шопен сосре­до­то­чил­ся на твор­че­ст­ве; по­след­нее пуб­лич­ное вы­сту­п­ле­ние со­стоя­лось 16.11.1848 в Лон­до­не (по­езд­ка в Анг­лию и Шот­лан­дию). По­след­ние ме­ся­цы жиз­ни про­вёл в Па­ри­же.[2]

Творчество

Бо́ль­шую часть твор­че­ст­ва Шопена со­став­ля­ют фортепианные пье­сы — нок­тюр­ны, экс­пром­ты, пре­лю­дии, валь­сы, этю­ды и др. Со­чи­не­ния Шопена от­ли­ча­ют бо­гат­ст­во и раз­но­об­ра­зие фак­ту­ры, а так­же изы­скан­ность гар­мо­нии бла­го­да­ря ши­ро­ко­му ис­поль­зо­ва­нию ме­ло­дичность обо­ро­тов польской му­зы­ки, например в ма­зур­ках ор. 24 № 2 и ор. 56 № 2. Шопен опо­эти­зи­ро­вал польские национальные жанры — по­ло­не­зы и ма­зур­ки, пред­став­лен­ные у со­вре­мен­ни­ков в ви­де са­лон­ных пьес, а так­же на­пол­нил их об­раз­ное со­дер­жа­ние тра­гичическими эмо­ция­ми.[2]

Одним из наиболее известных полонезов Шопена является полонез Ля мажор (ор. 40 № 1). Это торжественное произведение, затрагивающее весь диапазон фортепианной клавиатуры.[3]

У Шопена дос­ти­га­ет рас­цве­та нок­тюрн (жан­ро­вое обо­зна­че­ние и чер­ты сти­ля за­им­ст­во­ва­ны у Дж. Фил­да). Ме­ло­дия в нок­тюр­нах не­ред­ко но­сит во­каль­ный ха­рак­тер (ис­пы­та­ла влия­ние бель­кан­то; например, в нок­тюр­не F-dur ор. 15 № 1).

Шопен — ав­тор двух цик­лов этю­дов (ор. 10 и ор. 25), ко­то­рые ста­вят пе­ред ис­пол­ни­те­лем не толь­ко тех­ни­че­ские, но и вы­со­кие ху­дож. за­да­чи (по­ны­не со­став­ля­ют обя­зательную часть кон­церт­но­го ре­пер­туа­ра пи­а­ни­стов). Цикл Пре­лю­дий (op. 28) со­дер­жит 24 ми­ниа­тю­ры во всех то­наль­но­стях (па­ры па­рал­лель­ных то­наль­но­стей рас­по­ло­же­ны по квин­то­во­му кру­гу).

Един­ст­вен­ные со­чи­не­ния с уча­сти­ем ор­ке­ст­ра — два фп. кон­цер­та: e-moll op. 11 (1830) и f-moll op. 21 (1829). Сре­до­то­чие тра­гических эмо­ций — в со­на­тах b-moll op. 35 (1839) и h-moll op. 58 (1844). Осо­бую об­ласть твор­че­ст­ва Шопена со­став­ля­ют од­но­ча­ст­ные круп­ные со­чи­не­ния — бал­ла­ды, фан­та­зии, скер­цо в сво­бод­ных и сме­шан­ных фор­мах. Не­ред­ко в них встре­ча­ет­ся со­еди­не­ние со­нат­ной и цик­ли­че­ской форм (например, Бал­ла­да g-moll ор. 23, Фан­та­зия f-moll ор. 49). Шопен пер­вым при­ме­нил жан­ро­вое обо­зна­че­ние «бал­ла­да» к фортепианным про­из­ве­де­ни­ям (не­про­грамм­ным).

С 1927 в Вар­ша­ве про­во­дит­ся Кон­курс пиа­ни­стов име­ни Ф. Шо­пе­на — ны­не один из са­мых пре­стиж­ных музыкальных кон­кур­сов.[4]

Список произведений

Chopin, Frédéric — Ballade no. 4 in f minor, op. 52
Frédéric Chopin — Barcarolle in F-sharp major, op. 60
Экспромт Op.29
  • 58 мазурок;
  • 16 полонезов
  • 17 вальсов;
  • 21 ноктюрн;
  • 26 прелюдий (цикл из 24 прелюдий и 2 отдельных прелюдии);
  • 27 этюдов;
  • 4 экспромта;
  • Колыбельная;
  • Баркарола;
  • 3 сонаты для фортепиано;
  • 4 баллады;
  • 4 скерцо;
  • Фантазия фа минор;
  • 2 концерта для фортепиано с оркестром;
  • Соната для виолончели и фортепиано;
  • 17 песен для голоса с фортепиано.[5]

Примечания

  1. Иногда в источниках, чаще всего польскоязычных, встречается транскрипция Szopen, см. напр. Sikorski J. Wspomnienie Szopena. / Biblioteka Warszawska t. 4, z. 108, 1849. s. 510-559; Przybyszewski S. Szopen a naród. — Kraków.: Spółka nakł. "Książka", 1910; Paderewski I. J. Szopen. — Warszawa: Muzyka, 1926; Gliński M. Szopen: monografja zbiorowa. — Warszawa: Muzyka, 1932 и др.
  2. 2,0 2,1 А.О.Митина. Шопен. Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2019). Большая российская энциклопедия 2004–2017. Дата обращения: 21 апреля 2023.
  3. Прохорова И. А. Музыкальная литература зарубежных стран. — Москва: Музыка, 1970. — С. 119.
  4. А.О.Митина. Шопен. Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2019). Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2019) (2019). Дата обращения: 21 апреля 2023.
  5. Прохорова И. А. Музыкальная литература зарубежных стран / под ред. Т. Ершова. — Москва, 1970. — С. 128.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!