Шопен, Фридерик
Фридерик Шопен | |
---|---|
Fryderyk Chopin[1] Frédéric Chopin | |
Одна из сохранившихся фотографий Фридерика Шопена, 1847 год | |
Дата рождения | 1 марта 1810 |
Место рождения | Желязова-Воля, Варшавское герцогство, Священная Римская Империя |
Дата смерти | 17 октября 1849 (39 лет) |
Место смерти | Париж, Франция |
Страна |
Российская империя Франция |
Профессии | композитор, пианист |
Инструменты | фортепиано |
Жанры | ноктюрн, баллада, этюд, мазурка, вальс, полонез, экспромт, прелюдия и др. |
Медиафайлы на Викискладе |
Фредерик Франсуа Шопен (22 февраля 1810 — 17 октября 1849) — польский композитор XIX века, пианист-виртуоз, представитель направления романтизма в музыке, основатель польской национальной композиторской школы.
Биография
Этому разделу нужно больше ссылок на другие статьи для интеграции в энциклопедию. |
Сын Николая Шопена — учителя французского языка (родом из Лотарингии), участника Польского восстания 1794 и Т. Ю. Кржижановской (из польского дворянского рода). Вскоре после рождения семья переехала в Варшаву. Шопен учился музыке дома, затем — у пианиста В. Живного (1816—1824), в 1818 впервые выступил публично.
К 1822 был признан одним из лучших пианистов Варшавы.
В 1826-29 учился в Высшей школе музыки у Ю. Эльснера.
Выступал в Вене в 1829 и 1830-31.
Осенью 1830 получил известие о Польском восстании 1830-31 и решил не возвращаться на родину. На события в Польше откликнулся рядом сочинений (Этюд c-moll op. 10, несколько прелюдий op. 28, Скерцо h-moll op. 20, Баллада g-moll op. 23 и др.). С сентебря1831 жил в Париже. В эти годы ему оказал поддержку Ф. Калькбреннер, в круг его общения входили Ф. Мендельсон, В. Беллини, Ф. Лист, Г. Берлиоз, Р. Шуман, Э. Делакруа, Ф. фон Хиллер, Ж. Санд, в дальнейшем также П. Виардо-Гарсия, О. де Бальзак. Первые годы жизни в Париже много выступал, наряду с виртуозами своего времени — Калькбреннером, С. Тальбергом, Листом. Впоследствии его концертные выступления сократились, и Шопен сосредоточился на творчестве; последнее публичное выступление состоялось 16.11.1848 в Лондоне (поездка в Англию и Шотландию). Последние месяцы жизни провёл в Париже.[2]
Творчество
Бо́льшую часть творчества Шопена составляют фортепианные пьесы — ноктюрны, экспромты, прелюдии, вальсы, этюды и др. Сочинения Шопена отличают богатство и разнообразие фактуры, а также изысканность гармонии благодаря широкому использованию мелодичность оборотов польской музыки, например в мазурках ор. 24 № 2 и ор. 56 № 2. Шопен опоэтизировал польские национальные жанры — полонезы и мазурки, представленные у современников в виде салонных пьес, а также наполнил их образное содержание трагичическими эмоциями.[2]
Одним из наиболее известных полонезов Шопена является полонез Ля мажор (ор. 40 № 1). Это торжественное произведение, затрагивающее весь диапазон фортепианной клавиатуры.[3]
У Шопена достигает расцвета ноктюрн (жанровое обозначение и черты стиля заимствованы у Дж. Филда). Мелодия в ноктюрнах нередко носит вокальный характер (испытала влияние бельканто; например, в ноктюрне F-dur ор. 15 № 1).
Шопен — автор двух циклов этюдов (ор. 10 и ор. 25), которые ставят перед исполнителем не только технические, но и высокие худож. задачи (поныне составляют обязательную часть концертного репертуара пианистов). Цикл Прелюдий (op. 28) содержит 24 миниатюры во всех тональностях (пары параллельных тональностей расположены по квинтовому кругу).
Единственные сочинения с участием оркестра — два фп. концерта: e-moll op. 11 (1830) и f-moll op. 21 (1829). Средоточие трагических эмоций — в сонатах b-moll op. 35 (1839) и h-moll op. 58 (1844). Особую область творчества Шопена составляют одночастные крупные сочинения — баллады, фантазии, скерцо в свободных и смешанных формах. Нередко в них встречается соединение сонатной и циклической форм (например, Баллада g-moll ор. 23, Фантазия f-moll ор. 49). Шопен первым применил жанровое обозначение «баллада» к фортепианным произведениям (непрограммным).
С 1927 в Варшаве проводится Конкурс пианистов имени Ф. Шопена — ныне один из самых престижных музыкальных конкурсов.[4]
Список произведений
- 58 мазурок;
- 16 полонезов
- 17 вальсов;
- 21 ноктюрн;
- 26 прелюдий (цикл из 24 прелюдий и 2 отдельных прелюдии);
- 27 этюдов;
- 4 экспромта;
- Колыбельная;
- Баркарола;
- 3 сонаты для фортепиано;
- 4 баллады;
- 4 скерцо;
- Фантазия фа минор;
- 2 концерта для фортепиано с оркестром;
- Соната для виолончели и фортепиано;
- 17 песен для голоса с фортепиано.[5]
Примечания
- ↑ Иногда в источниках, чаще всего польскоязычных, встречается транскрипция Szopen, см. напр. Sikorski J. Wspomnienie Szopena. / Biblioteka Warszawska t. 4, z. 108, 1849. s. 510-559; Przybyszewski S. Szopen a naród. — Kraków.: Spółka nakł. "Książka", 1910; Paderewski I. J. Szopen. — Warszawa: Muzyka, 1926; Gliński M. Szopen: monografja zbiorowa. — Warszawa: Muzyka, 1932 и др.
- ↑ 2,0 2,1 А.О.Митина. Шопен . Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2019). Большая российская энциклопедия 2004–2017. Дата обращения: 21 апреля 2023.
- ↑ Прохорова И. А. Музыкальная литература зарубежных стран. — Москва: Музыка, 1970. — С. 119.
- ↑ А.О.Митина. Шопен . Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2019). Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2019) (2019). Дата обращения: 21 апреля 2023.
- ↑ Прохорова И. А. Музыкальная литература зарубежных стран / под ред. Т. Ершова. — Москва, 1970. — С. 128.
Ссылки
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 1 марта
- Родившиеся в 1810 году
- Родившиеся в Мазовецком воеводстве
- Умершие 17 октября
- Умершие в 1849 году
- Умершие в Париже
- Музыканты по алфавиту
- Композиторы по алфавиту
- Композиторы Польши
- Композиторы Франции
- Композиторы Российской империи
- Композиторы XIX века
- Пианисты по алфавиту
- Пианисты Польши
- Пианисты Франции
- Пианисты Российской империи
- Пианисты XIX века
- Знание.Вики:Статьи с малым количеством внутренних ссылок
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Все статьи
- Композиторы-романтики
- Пианисты