Мазурка
Мазу́рка (от польск. mazurek) — польский народный танец. В Польше танец называют мазур. Близкие разновидности — оберек («мелкий мазур») и куявяк (относительно медленный танец с более строгой симметрией акцентов).
Музыкальный размер ¾ или ⅜, темп быстрый или умеренно-быстрый. Характерны устойчивые ритмоформулы с дроблением сильной доли такта, часты резкие акценты на второй или/и третьей долях[1].
История
Закрепившись в крестьянском быту жителей Мазовии — мазуров и, выйдя за её пределы, уже в XVII веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В XIX веке получила распространение как бальный танец в России и других странах Европы[1].
На самом деле за названием «мазурка» скрываются сразу три национальных польских танца:
- мазур.
- оберек — разновидность мазура с более прихотливым ритмическим рисунком и характерным акцентом на третьей доле каждого второго такта.
- куявяк — лирическая, медленная мазурка, трёхдольность близка к вальсовой; танец-размышление или танец-воспоминание.
Из бытового танца выделился жанр инструментальной миниатюры или концертной пьесы с тем же названием. Вершина его развития — фортепианные мазурки Фредерика Шопена, многие из них представляют собой поэмы-картины, в которых чередуются проникновенная лирика и бытовые танцевальные сценки.
Мазурке принадлежала огромная роль в процессе утверждения самобытности польской музыкальной культуры. Мазурка в классической музыке более всего связана с именем польского композитора Фредерика Шопена, написавшего около 60 мазурок[2]. Мазурка Шопена всегда камерна, в отличие от его же полонезов — танцев большого масштаба, крупной формы. Композитор использует характерные черты всех видов мазурки, часто сочетая их в одном произведении. Сам Шопен разделял свои мазурки на три основных типа: сельские зарисовки-картинки («образки»), городские («блестящие») и лирические мазурки. Всегда характерен острый ритм, акцентировка, пунктирность, прихотливость ритмического рисунка, народные лады (в частности, фригийский и лидийский, а также венгерская гамма и мажоро-минор), субдоминантовая (плагальная) сфера гармонии. Драматургия яркая, конфликтная; в одной мазурке может сочетаться несколько контрастных эпизодов[3].
К жанру мазурки обращались и другие польские композиторы: Станислав Монюшко, Генрик Венявский, Владислав Желеньский, Кароль Шимановский[4]. Народная мазурка лежит в основе национального гимна Польши[2].
В Польше… мазурка не только танец, — она род национальной поэмы, назначение которой… передать пламень патриотических чувств под покровом народной мелодии. Многие из этих песен носят имя воителя, героя.
Ференц Лист
Разновидности
Народный танец
Народный танец включает в себя много разнообразных фигур, а также движений. Он позволяет любоваться спокойным положением исполнителей, динамичным и лёгким бегом, «голубцами», пристукиваниями, «кшесанами». Также танцоры совершают руками весьма элегантные движения.
Народные версии мазурки, особенно из центральной Польши, могут включать костюмы различных региональных разновидностей, например, яркие полосатые юбки и накидки женщин из района Лович в центральной Мазовии или любой другой тип мазовецкого костюма (которых существует несколько)[4].
Бальный танец
Бальная разновидность мазурки включает в себя стиль, ритм, а также фигуры, взятые из шляхетского танца. Она примечательна более изящными движениями, отсутствием нарочито подпрыгивающих шагов и непринужденностью. Шляхетскому танцу свойственны продуманные и элегантные движения, в нём заметен явный аристократизм. Он пользовался популярностью на балах в Польше.
«Великосветская» мазурка исполняется мужчинами в наполеоновской форме и специальных квадратных шляпах с национальным гербом — орлом спереди, а партнерши — в платьях в стиле ампир, длинных перчатках и иногда в лёгких ниспадающих шарфах, прикрывающих их почти обнажённые плечи. Кавалер во время танца очень ловко то надевает, то снимает конфедератку и прищёлкивает шпорами в конце наиболее эффектных движений[4].
В культуре России
В русской музыке известны мазурки Петра Чайковского, Анатолия Лядова, Александра Скрябина, Александра Глазунова. В опере Михаила Глинки «Иван Сусанин» мазурка выступает основной характеристикой поляков, звучит и в чаще зимнего леса, и на блестящем балу II акта, и в избе Сусанина.
В мазурке, написанной Александром Гречаниновым, — два колена, из которых первое напоминает звон колоколов, а второе — проигрыш песни «Мы с тобой два берега». Композитор Цезарь Пуни при написании музыки к балету «Конёк-горбунок» (1864 год) для своей мазурки в последнем действии использовал известную песенку «Жил-был у бабушки серенький козлик»[1].
Мазурка была распространенным танцем на балах Российской империи и изображена во многих русских романах и фильмах. Помимо упоминания о танце в «Анне Карениной» Льва Толстого, а также в затянувшемся эпизоде в «Войне и мире», танец занимает видное место в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети». Аркадий исполняет мазурку для мадам Одинцовой, в которую он влюбляется[5].
Галерея
Мазурка Коломбины
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Большая советская энциклопедия в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ 2,0 2,1 Пасхалов В. B. Шопен и польская народная музыка. — М., 1949.
- ↑ Фредерик Шопен, мазурки . Culture. Дата обращения: 7 июля 2024.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Танцевальные жанры XIX века . BalletMusic. Дата обращения: 8 сентября 2024.
- ↑ Как танцевали на балах в России 200 лет назад, и какой танец говорил о серьёзных намерениях кавалера . Культурология. Дата обращения: 8 сентября 2024.