Глинка, Михаил Иванович

Материал из «Знание.Вики»
Михаил Иванович Глинка
Портрет
Дата рождения 20 мая (1 июня) 1804(1804-06-01)
Место рождения Новоспасское, Ельнинский уезд, Смоленская губерния, Российская империя
Дата смерти 15 февраля 1857(1857-02-15) (52 года)
Место смерти Берлин, Германский союз
Страна  Российская империя
Профессии композитор
Жанры опера, романс, симфоническая музыка, камерная музыка

Михаи́л Ива́нович Гли́нка (20 мая [1 июня] 1804 года, Новоспасское, Ельнинский уезд, Смоленская губерния, Российская империя — 15 февраля 1857 года, Берлин, Германский союз) — русский композитор. Известный российский музыкальный и литературный критик Владимир Стасов писал, что Пушкин и Глинка «создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке»[1].

Биография

Юность

Отец композитора Иван Николаевич (1777—1834)[2] был капитаном в отставке. Он владел селом Новоспасское в Смоленской губернии. Мать Евгения Андреевна Глинка-Земелька (1783—1851) была троюродной сестрой отца. Прадед Викторин Владислав Глинка был польским шляхтичем. Когда в 1654 году Смоленск перешёл под власть России Викторин перешёл в российское подданство и принял православие. За смоленской шляхтой были сохранены их привилегии, земли и гербы[3]. Будущий композитор родился в родовом имении отца 20 мая (1 июня по новому стилю) 1804 года.

Первые годы жизни Михаил воспитывался бабушкой Фёклой Александровной, которая отстранила мать от воспитания и баловала его «до невероятной степени»[4]. Когда Михаилу исполнилось 6 лет, бабушка умерла и воспитанием сына занялась мать, которая постаралась нивелировать влияние бабушки. В 10 лет его начали обучать игре на фортепиано, для чего из Петербурга была приглашена гувернантка Варвара Фёдоровна Кламмер. Одновременно он учился играть на скрипке под руководством одного из дворовых музыкантов[3].

В 1817 году Михаил с сестрой и матерью поехал в Петербург, где его поместили в Благородный пансион (впоследствии первая Санкт-Петербургская гимназия). Его гувернёром в пансионе стал поэт и будущий декабрист Вильгельм Кюхельбекер. Сестра Кюхельбекера Юстина стала женой двоюродного брата отца композитора Григория Глинки. В годы учёбы Михаил брал уроки у видных музыкальных педагогов того времени. Тогда же он познакомился с Александром Сергеевичем Пушкиным, который приходил к своему брату Льву, однокласснику Глинки. Ряд его одноклассников впоследствии стали известными людьми своего времени: братья Голицыны, поэт Александр Римский-Корсаков, библиограф Сергей Соболевский и другие. В 1822 году он окончил учёбу в Благородном пансионе, став вторым по успеваемости учеником[3].

В Петербурге, благодаря посещениям оперы и театра, он смог расширить свой музыкальный кругозор, но не мог получить музыкального образования, так как музыка не входила в круг деятельности тогдашнего дворянства. Поэтому он брал частные уроки и известных исполнителей своего времени, таких как пианисты Карл Цейнер и Джон Филд. Одним из учителей Глинки был Шарль Майер, который высоко оценил способности своего ученика и потому заменил уроки совместным музицированием[3].

Глинка имел слабое здоровье и отец позволил ему съездить для его поправки на Кавказ в 1823 году. Михаил лечился в Железноводске. Лечение не принесло результатов, однако впечатления от поездки послужили ему материалом для творчества. Так, например, под впечатлением поездки на Кавказ были созданы некоторые сцены оперы «Руслан и Людмила»[3].

Зрелые годы

В 1824 году Глинка устроился помощником секретаря в Канцелярию путей сообщения проработал там до 1828 года. При этом он продолжал совершенствовать свои музыкальные способности, играя в кругу своих знакомых. К этому же времени относятся его первые попытки сочинять самому, которые пользовались успехом, но к которым сам будущий композитор не относился серьёзно. Его произведения стали публиковаться в музыкальных альманахах. В 1826 году Глинка попытался написать оперу на сюжет поэмы «Рокеби» Вальтера Скотта (до наших дней сохранились лишь несколько черновиков оперы). В 1829 году Глинка издал музыкальный альманах своих произведений, в котором были, кроме пьес других авторов, три романса и несколько танцев самого Глинки[3].

Глинка весной 1830 год поехал в Европу на лечение вместе с известным российским тенором Николаем Ивановым. Глинка посетил Германию, Италию и Австрию. В Италии он жил главным образом в Милане, где познакомился с известным живописцем Карлом Брюлловым, поэтом и литературоведом профессором Степаном Шевырёвым, известными зарубежными композиторами Гектором Берлиозом, Винченцо Беллини, представителями местной аристократии. Творчество Глинки произвело впечатление на местную элиту и благодаря этому он смог издать в Европе несколько своих произведений. В этот же период им были написаны две серенады, несколько романсов, ряд других произведений. Также Глинка продолжал постигать теорию музыки, как самостоятельно, так и занимаясь с выдающимися преподаватели и музыкантами. Тогда же он сам достиг некоторого мастерства в вокальном искусстве[3].

Лечение принесло некоторые результаты. Но Глинка тосковал по родине и в июле 1833 года решил вернуться домой. Осенью того же года он некоторое время провёл в Вене, а затем полгода в Берлине. Здесь он продолжал совершенствоваться в музыкальной теории. В Берлине он написал «Русскую симфонию», несколько попурри на русские песни, ряд других произведений. По дороге домой он узнал о смерти своего отца. Весной 1834 года он прибыл в своё имение. Летом 1834 года композитор поехал в Москву[3].

Примечания

  1. БРЭ.
  2. Глинка, Михаил Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Финдейзен Н. Ф. Глинка, Михаил Иванович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  4. Розанов, А. С. М. И. Глинка. Альбом. Первый период жизни в Новоспасском.М.: Музыка,. — «Властная старуха, «не совсем хорошо» обращавшаяся с крепостной прислугой, баловала своего внука «до невероятной степени»». Дата обращения: 25 сентября 2014. Архивировано 25 сентября 2014 года.

Ссылки