Православие
Правосла́вие (от греч. ὀρθοδοξία, ортодоксия) — правая вера, правильное суждение, учение (греч. ὀρθός (ортос) — правильный, прямой, + δοκέω (докео) — думаю). Православие, православное христианство — одна из трёх основных христианских конфессий, сформировавшаяся в Восточно-Римской (Византийской) империи и местностях, подверженных её духовному и культурному влиянию (южно-славянские и восточно-славянские земли). Изначально понятия православный (ортодоксальный) и католический (всеобщий) применялись по отношению ко всем церквям христианства, за исключением еретических течений. Однако после схизмы 1054 года наименование «православная» закрепилось за восточной (византийской), а «католическая» за западной (римской) церковью[1].
Странами, в которых православие имеет наибольшее распространение, являются Россия, Беларусь, Греция, Болгария, Украина, Сербия, Кипр, Румыния, Грузия. Структура православной церкви представлена пятнадцатью автокефальными церквями, в числе которых девять патриархатов (Александрийский, Антиохийский, Болгарский, Грузинский, Иерусалимский, Константинопольский, Московский, Румынский, Сербский), три автокефальные церкви, во главе с архиепископами (Албанская, Кипрская, Элладская) и три, возглавляемых митрополитами (Американская, Польская, Чешских земель и Словакии). Несмотря на то, что церкви занимают разные места в диптихе, права их равны, а различия в статусе называют «преимуществами чести». Существуют также «автономные» церкви: Украинская и Японская находятся в попечении Московского патриархата, Финляндская — под покровительством Константинопольского патриархата и другие. Кроме того во многих государствах действуют православные епархии .
По своему содержанию православие представляет собой религиозное учение о Боге, о Его творении и Его отношении к этому творению. Также оно раскрывает предназначение человека, путях достижения им спасения через Господа Иисуса Христа. Православие открывается человеку при помощи благодати Святого Духа, непрестанно пребывающего в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Христовой[2].
История православия
В истории православия условно выделяется четыре периода. Первый период связан с распространением Церкви Христовой и охватывает время после Воскресения Христова от деяний апостолов до победы христианства над язычеством, которую связывают с именем императора Константина Великого (с 34 до 313 года). Второй период можно охарактеризовать как время внутреннего благоустройства, он охватывает время после правления Константина Великого до отпадения Западной Церкви от Восточной (с 313 да 1054 года) и включает в себя Крещение Руси (988 год). Для третьего периода характерно соблюдение древнего вселенского учения со стороны Восточной Церкви и постепенное уклонение от этого учения со стороны Западной Церкви. Временные рамки третьего периода — от отделения Западной Церкви от Восточной до падения Константинополя (1453 год) и начала Реформации на Западе (1517 год). Четвёртый период имеет временные рамки от падения Константинополя до настоящего времени[3].
Распространение христианства
Основателем Церкви был Иисус Христос, а вероучение отражено в Новом Завете, прежде всего в Евангелиях. Церковь признаёт 4 текста — от апостолов-евангелистов Иоанна, Луки, Марка и Матфея. Из них известно о том, как Христос родился, чему учил, о чудесах, о распятии и воскресении. На Тайной Вечере в Великий четверг Иисус Христос заложил основу Церкви, как евхаристической общины, преподав апостолам хлеб и вино как причастие Своим Телу и Крови. Он наставлял апостолов (посланников), как передать учение людям всего мира: «идите, научите все языки (народы), крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам…»[4]. Ученики исполнили этот завет, поэтому I век нашей эры называют апостольским. В день Пятидесятницы, через 10 дней после Вознесения Господня, Святой Дух сошёл на учеников Христа, и они, обретя дар говорить на всех языках, стали распространять христианское вероучение, проповедовать о Воскресении Христовом. Апостольский век завершился со смертью Иоанна Богослова, апостола от 12-ти, который скончался приблизительно в 100 году[5].
Кроме 12 учеников Иисуса Христа, бывших на Тайной Вечере и посланных проповедовать, Евангелие повествует о 70 учениках Спасителя[6]. В числе апостолов, не входивших в число 12 или 70, наиболее известен Павел, которого вместе с Петром называют первоверховными апостолами. Оба они приняли мученическую смерть за веру. В числе проповедников христианства были также жёны-мироносицы, самая известная из которых — Мария Магдалина[5].
Гонения на христиан, сначала исходившие от иудеев, во II и III век, при римском владычестве, обрели особую жестокость. Игнатий Богоносец, Климент Римский, и Поликарп Смирнский, называемые мужами апостольскими, поскольку относятся к следующему за апостолами поколению проповедников и написали книги о христианском вероучении, погибли как священномученики. Игнатия отдали на растерзание диким зверям, Климента утопили, а Поликарпа сожгли на костре. Богословские школы существовали тогда в Александрии, Антиохии и Карфагене. В этом периоде возникла ещё одна опасность — лжеучения, прикрывающиеся авторитетом христианства (гностицизм, манихейство, монтанизм)[5].
В начале IV века Римская империя, испытывая кризис власти и распадаясь на части, вновь усилила гонения на христиан. В период правления императора Диоклетиана и его зятя императора Галерия в результате великого гонения мученическая смерть постигла святых Пантелеймона, Георгия, Димитрия, Екатерину. Их называют великомучениками (в переводе с латыни слово «megalomartyr» означает «знатный свидетель», это наименование дано святым, претерпевший самые жестокие пытки, продолжительные страдания и мучительную смерть за христианскую веру)[5].
Внутреннее развитие и противоречия
Христианство становится государственной религией
Торжество христианства в Римской империи наступило при императоре Константине. Оно тогда уже укоренилось в других странах. В 301 году, раньше чем Константин, Тиридат III, царь Армении, сделал государственной религией христианство. Таким образом, Армения является первым в истории христианским государством, которое существует и сейчас. Тиридат III сначала притеснял христиан, но армянский епископ Григорий Просветитель, исцеливший мучившего его царя, впоследствии окрестил его и царицу[7]. Царь Грузии Мириан III в 327 году объявил государственной религией христианство, чему способствовала проповедь святой Нины в этих землях. В 330 году христианство признано официальной религией Эфиопии[5].
В 312 году император Константин, вступив в Рим, отказался посетить храма Юпитера Капитолийского, продемонстрировав свои христианские предпочтения, но официальной религией оставалось язычество[8]. Константин получил власть над провинциями на юге острова Британия, в Испании, Италии, Франции, на Африканском побережье, а немного позднее также над Балканским полуостровом, включая Грецию. Константин и новый август Восточно-Римской империи Лициний в 313 году подписали Миланский эдикт о свободе вероисповедания. Христианам возвращалась их собственность, отнятая в годы гонений. В 321 году Константин объявил выходным воскресенье и разрешил церквям владеть недвижимостью. В 324 году на месте Византия, древнегреческого города на европейской стороне Босфорского пролива, Константин заложил свою столицу — Новый Рим (Константинополь), окружённый мощными укреплениями[5].
Мать Константина императрица Елена в 326 году отправилась в Палестину, где обрела Крест, на котором был распят Иисус Христос. Крест был спрятан распинателями и место знали лишь иудейские старейшины. После допроса, один из них указал место, где находились 3 креста, но лишь один из них оказался животворящим — оживил умершего. В Палестине царица Елена основала Храм Гроба Господня на Голгофе, базилику Рождества Христова в Вифлееме и храм на Елеонской горе — в месте Вознесения Господня[5].
11 мая 330 года столицей Римской империи официально стал Новый Рим. Ещё в годы жизни Константина столицу стали называть Константинополем, но её жителей звали ромеями. Через 25 лет после население Нового Рима достигло 200 000 человек. Император Константин за несколько дней до смерти принял крещение и скончался 22 мая 337 года. Равноапостольный Константин похоронен в храме Двенадцати Апостолов в Константинополе[5]. К концу IV века жители империи в большинстве своём исповедовали христианство, поэтому 28 февраля 380 года Феодосий I Великий, правящий Восточно-Римской империей, совместно с западно-римскими императорами Грацианом и Валентинианом II, подписал Фесалоникийский эдикт (Cunctos populos) о признании Никейского христианства государственной религией[9].
Мы желаем, чтобы все народы, которыми правит благоразумие Нашей Милости, пребывали в той религии, которую заповедал римлянам божественный апостол Пётр, как это доселе ясно являет установленная им самим религия, и которой ясно следуют понтифик Дамас и Пётр, епископ Александрийский, муж апостольской святости, а именно, чтобы мы веровали согласно апостольскому наставлению и евангельскому учению в единое Божество Отца, Сына и Святого Духа в равном величестве и в честной Троице.Из Фесалоникского эдикта 380 года[10]
Вселенские Соборы
Церковь, по инициативе Римских (Византийских) императоров, начиная с Константина Великого, стала проводить Вселенские Соборы. В них участвовали священнослужители от Поместных Церквей, а решения получали статус законов. Название Вселенский подразумевало охват всей ойкумены — мира греко-римской культуры. На Вселенских Соборах обсуждались прежде всего догматические вопросы, издавались каноны, определяющие правила церковной жизни. I Вселенский Собор назван Никейским по месту проведения и прошёл в 325 году. Он длился с 19 июня по 25 августа и решал религиозный спор епископа Александрии Александра и ливийского пресвитера Ария, отрицавшего единосущность Иисуса Христа Богу Отцу. Арий утверждал, что Христос не Бог, а совершеннейший из сотворённых Богом существ. 318 епископов, участвовавших в Соборе осудили Арианскую ересь, утвердил постулат о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении, а также составил первые семь членов Символа Веры. Кроме того, Собор определил время празднования Пасхи в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия; было составлено 20 канонов (дисциплинарных правил).
Православная Церковь помимо первого, признаёт ещё шесть Вселенских Соборов. II Вселенский Собор — Константинопольский состоялся в 381 году, III — Ефесский в 431 году, IV — Халкидонский в 451 году, V — Константинопольский прошёл в 553 году, VI — Константинопольский в 680 году и VII — Никейский в 787 году[5]. Кроме того, Константинопольский Собор 691—692 годов, называемый Трулльским или Пято-Шестым, установил 102 канона, в том числе касающихся изображения Креста и других христианских символов в церковном искусстве. 82 правило Трулльского Собора направлено против переноса иудейской символики на христианский образ, а 100 правило устраняет чувственные образы эллинистического искусства. Итоговый документ этого собора не был подписан папой Римским. Западная Церковь отстранилась от формулировки учения о христологической основе священного образа, в котором принимала участие вся остальная Церковь, поэтому в западном искусстве сохраняются символические изображения, например, Иисуса Христа в виде агнца (ягнёнка), а не человека[11].
Движение к расколу
В VIII веке римские епископы стали прибегать к поддержке франкских королей. Константинополь не мог помочь Риму в войне с лангобардами. Кроме того, в это время в Византии насаждалось иконоборчество. Римские епископы Григорий II, Григорий III, хотя и утверждались в Константинополе, защищали иконопочитание. В противовес этому император-иконоборец Лев III Исавр подчинил южную Италию и Западные Балканы Константинопольскому патриархату. На VII Вселенском Соборе иконопочитание было восстановлено. Папа Римский Адриан подверг критике именование Константинопольского патриарха «Вселенским», поскольку такой титул ставит патриарха выше папы Римского. Зависимость папы Римского от франков усиливалась, в 794 году поместный Франкфуртский Собор, созванный Карлом Великим, осудил почитание икон, записав, что «Никейский собор совершил величайшую ошибку, осудив тех, кто не поклоняется иконам», и папа Римский Адриан согласился с этим решением, извинившись перед Карлом за то, что его легаты принимали участие в Никейском Соборе 787 года. Коронация в 800 году папой Львом III Карла Великого как римского императора вызвала негативную реакцию в Константинополе. Тогда считалось, что империя в мире может быть лишь одна[5].
Следующий этап расширения дистанции между Римом и Константинополем в 858 году был связан со смещением кесарем Вардой патриарха Игнатия. Собор, созванный по требованию папы Римского Николая I в 861 году, признал избрание нового патриарха Фотия законным. Папе Николаю I это не понравилось, он объявил анафему и Фотию, и своим легатам — участникам Собора. В Болгарию, крещённую византийцами, папа отправил своих миссионеров, которые использовали в богослужениях Символ веры с филиокве, а также не признавали миропомазание, совершённое греческими священниками. Патриарх Фотий распространил послание, в котором перечислял нарушения со стороны Римской Церкви. Однако в 867 году Василий Македонянин, совершивший переворот в Константинополе, восстановил патриарха Игнатия. В 877 году Игнатий умер, и патриархом снова стал Фотий.
После смерти Карла Великого, при Лотаре I империя франков распалась на 3 части, и Римская Церковь потеряла покровителей. В Риме две враждующие партии избирали пап, которые друг друга обоюдно проклинали. Упадок морали духовенства, продажа должностей в монастырях и епархиях продолжались много веков. В Константинополе патриархи строго следили за соблюдением канонов. При Николае Мистике и Полиевкте на высоте было богословие — благодаря трудам Симеона Нового Богослова, автора гимнов Святому Духу. Святая гора Афон с конца X века стала значительным центром монашества. Святогорским старцам оказывал покровительство император Никифор Фока. Монастыри на Афоне открыли болгары, греки, итальянцы, русские и сербы. Возникла автокефальная Болгарская Церковь, духовным центром которой стал город Охрид. В 927 году Охридского епископа признали патриархом, но после разгрома Болгарии Василием II Охридская патриархия понижена до архиепископии. При императорах Никифоре Фоке, Иоанне Цимисхии и Василии Болгаробойце были отвоеваны у арабов земли на востоке. В состав империи в 969 году возвращена Антиохия. В 988 году возникла Русская Церковь в статусе митрополии Константинопольского патриархата[5].
Схизма и Крестовые походы
Взаимная анафема
В 1024 году Рим и Константинополь попытались мирно размежеваться, хотя ранее, в 1009 году имя папы Римского Сергия IV исключили из Константинопольских диптихов, поскольку он включил филиокве в вероисповедание. Папа Иоанн XIX соглашался признать себя патриархом Запада, а Константинопольского предстоятеля — патриархом Востока. Однако влиятельный Клюнийский орден не дал осуществить этот план. Помимо филиокве и борьбы за первенство были и другие противоречия. На Западе для таинства евхаристии применяли пресный хлеб, а на Востоке — квасной. На Западе соблюдали пост по субботам, был распространён целибат (безбрачие) духовенства, духовенство брилось[5].
В 1054 году в Константинополь прибыл папский легат Гумберт, плохо знакомый с историей, либо склонный к её искажению. Он обвинил Восточную Церковь в исключении филиокве из Символа веры и отрицании общеобязательности безбрачия духовенства, хотя это были нововведения западной церкви, не входившие в христианскую традицию. В это время папа Римский Лев IX умер после пленения норманнами, захватившими юг Италии, и полномочия легатов прекратились Патриарх Михаил Керулларий прекратил переговоры, и в июле 1054 года Гумберт положил на престол храма Святой Софии грамоту об отлучении Константинопольского патриарха Михаила и его единомышленников. Михаил ответил наложением запрещения на кардинала Гумберта и его спутников. Взаимная анафема положила начало расколу. К бесповоротному расколу (схизме) между Церквями привели начавшиеся в те годы крестовые походы[5].
В середине XI века в Западной (Католической) церкви продолжался упадок морали, который распространялся и на светские власти. Папа Николай II начал церковную реформу и борьбу против светских властей. В 1059 году он выпустил декрет о том, что пап избирают только кардиналы. Кардинал Гильдебранд, продолживший реформы и в 1073 году избранный папой под именем Григория VII, предпринял меры против симонии и аморальности духовенства, отстранил епископов, имевших жён или наложниц. В 1075 году на Соборе в Риме приняли решение о целибате. Папа Григорий VII отменил назначение епископов светскими властями. Известен также документ «Диктат Папы» (Dictatus papae), в котором самопровозглашалось главенство римского епископа во всём христианском мире, а также его право низлагать королей и императора. Там же говорилось, что папа по факту своего избрания признаётся святым. Константинополь эти документы не признавал. На территориях Западной Церкви Папе Григорию VII противостоял германский император Генрих IV и так называемые антипапы. В 1076 году германские епископы и Генрих IV объявили Григория VII низложенным. В ответ папа Григорий VII объявил анафему императору и освободил от присяги его подданных. В 1077 году Генрих IV попросил прощения у Григория VII («Хождение в Каноссу»). В 1079 году Собор наложил на женатое духовенство проклятие[5]. В 1095 году папа повторно отлучил от церкви германского императора Генриха IV на основании свидетельств его жены Адельгейды, урождённой русской княжны Евпраксии, дочери князя Всеволода Ярославича. Она выступила на Соборах в Констанце и Пьяченце с показаниями относительно развратного образа действий своего мужа и его участия в еретических оргиях николаитов[12].
Крестоносцы
В Константинополе императоры столкнулись с проблемой противостояния захватчикам из Азии — туркам-сельджукам. В 1071 году армия Романа IV потерпела поражение при Манцикерте в Армении, завоеватели разорили многие города. Сельджуки захватили Малую Азию, а их союзники печенеги разоряли провинции империи на Балканах. В 1081 году Алексий Комнин, став императором, преодолел кризис и остановил наступление турок, но вернуть уже захваченные земли не мог. Он обратился к христианским монархам: «Святейшая империя христиан греческих сильно утесняется печенегами и турками. Именем Бога умоляем вас, спешите на помощь мне и греческим христианам». Папа Урбан II в 1095 году объявил Крестовый поход на Клермонском Соборе. Целью объявлялось освобождение от турок Палестины, прежде всего Иерусалима с Храмом Гроба Господня. В дальнейшем крестовыми походами называли любые военные походы на земли язычников, например, на территорию современной Прибалтики, и даже на православные земли (для подчинения Риму). Также в разряд крестовых походов относили подавление ересей и антицерковных волнений в Европе (Альбигойский крестовый поход, Гуситские войны) и другие военные действия в интересах католической церкви. Папа Урбан II пообещал всем крестоносцам отпущение грехов в случае смерти и изобилие трофеев тем, кто останется в живых. «Земля та течёт молоком и мёдом» — говорил Урбан II. К одежде воинов пришивали красный крест, поэтому их назвали крестоносцами. 15 июля 1099 года крестоносцы заняли Иерусалим, а турок и евреев истребили. В Антиохии и Иерусалиме были назначены римские патриархи, а православные изгнаны. Это довершило схизму[5].
В XII веке на Западе появились военные ордена госпитальеров, тамплиеров и тевтонский орден. Во Втором крестовом походе 1147-1149 годов приняли участие германский император Конрад III Гогенштауфен и король Франции Людовик VII. Войско в пути занималось грабежом и насилием, поэтому император Мануил Комнин быстро переправил крестоносцев на азиатский берег. Конрад прибыл в Иерусалим, а Людовик, с которым в поход отправилась его жена Алиенора, приехал в Антиохию. Конрад и Иерусалимский король осадили Дамаск, но взять город не смогли. Вину за неудачу переложили на Константинополь. Между вторым и третьим походами в Риме в 1179 году прошёл III Латеранский Собор, осудивший альбигойцев (катаров) и вальденсов, создав повод для внутриевропейского похода[5].
Крестоносцы, в частности Рено Шатильонский, напавший на православный Кипр и грабивший караваны, вели себя возмутительно. Султан Саладин потребовал выдачи Рено, однако король Иерусалима Ги де Лузиньян отказался. 2 октября 1187 года Саладин занял Иерусалим, при этом православный патриарх получил возможность туда вернуться. Потеря Иерусалима стала основанием для Третьего крестового похода, в который отправились Фридрих I Барбаросса, Филипп II Август и Ричард Львиное Сердце. Фридрих выиграл два сражения и утонул в реке Селиф. Ричард по пути в Палестину захватил Кипр, а потом вместе с Филиппом взял Акру. После захвата города англичане и французы поссорились, Филипп вернулся во Францию и напал на английские владения. Ричарду в 1192 году пришлось заключить соглашение с Саладином. Султан сохранил за собой Иерусалим, крестоносцам осталась побережье от Тира до Яффы. В числе результатов похода — разрешение христианам посещать Иерусалим[5].
Византийский император Андроник Комнин в 1185 году был растерзан толпой, власть захватил Исаак II Ангел, которого через 10 лет сверг его брат, Алексий III. Из-за этой смуты от империи отделились Болгария, Сербия и Кипр. Германский император Генрих VI, видя слабость Константинополя, решил его захватить, но в 1197 году скончался. В 1198 году папой римским стал Иннокентий III, который начал собирать четвёртый крестовый поход. Крестоносцам не хватало денег для оплаты за предоставленный Венецией флот. Венецианцы поставили рыцарям условие — захватить христианский город Зару, который с ними конкурировал. Не все рыцари на это согласились, но в 1202 года город пал. Папа отлучил от причастия венецианцев и рыцарей за нападение на христиан, но потом отменил своё решение в части крестоносцев. Когда в Зару прибыл сын Исаака II Ангела Алексий, крестоносцы согласились за деньги изгнать из Константинополя Алексия III. В июне 1203 года они осадили столицу. Вскоре узурпатор бежал из Константинополя, Исаака II освободили, и он вновь стал императором вместе с сыном Алексием IV, который платить крестоносцам не стал. 12 апреля 1204 года крестоносцы захватили и разграбили Константинополь, православные храмы осквернили, святыни и церковную утварь вывезли на Запад. Захват христианским Западом столицы христианского Востока и насильственная латинизация поставили точку в церковном расколе[5].
Крестовые походы унесли ещё много жизней. В начале XIII века в Святую Землю оправили немецких и французских детей (Детский крестовый поход). Одни погибли в Альпах и кораблекрушениях, других пленили и продали в рабство. В 1217-1221 годах Пятый крестовый поход провалился, Шестой крестовый поход 1228-1229 годов был удачнее. Рыцари получили Иерусалим, но лишь до 1244 года. Седьмой и Восьмой крестовые походы с участием французского короля Людовика IX закончились пленением монарха, дальнейшим выкупом и смертью от эпидемии. В 1268 году крестоносцы потеряли Антиохию, а в 1291 году — последний свой город в Палестине Акру[5].
Борьба православных за сохранение веры
После утраты Константинополя православие сохранялось преимущественно в славянских государствах. Сербия и Болгария получили независимость и создали автокефальные церкви. На окраинах Византии сформировались Никейская империя, Трапезундская империя и Эпирский деспотат. В 1261 году при никейском императоре Михаиле VIII Палеологе греки смогли вернуть Константинополь. Но сохранялась вероятность очередного нападения с запада. Император пошёл на компромисс в вероучении, приняв все условия латинян в 1274 году на Лионском Соборе, но исполнять обещанное не стал. Сын Михаила Андроник после смерти отца объявил решения 1274 года ничтожными. Константинопольский поместный собор 1351 года признал официальным учение святителя Григория Паламы о Фаворском Свете и Преображении Господнем. Этот богослов обосновал исихазм. К выдающимся исихастам относятся также Григорий Синаит, Феодосий Тырновский, Филофей Коккин, Сергий Радонежский, Евфимий Тырновский. Усиливалось Сербское государство, в 1346 году сербский архиепископ был провозглашён патриархом, что в Константинополе признали лишь в 1374 году[5].
В середине XIV века, из-за нестабильности в регионе, турки-османы вторглись на Балканский полуостров. В 1389 году произошла битва турок со славянами на Косовом поле. Сербский воин Милош Обилич убил султана, но турки победили, а сербский царь Лазарь был казнён. В 1393 году пала Болгария. Для православных балканских славян наступило многовековое иго. При Византийском императоре Иоанне VIII на Ферраро-Флорентийском Соборе 1438-1439 года большинство представителей православия согласилось на унию с латинянами и филиокве. Ефесский митрополит Марк Евгеник, как и некоторые другие греки, документ подписать отказался. В империи началась смута, а войско папы римского в 1444 году было разбито под Варной турками. В 1453 году султан Магомет II Фатих после непродолжительной осады захватил Константинополь. Все защитники, включая Императора Константина XI были убиты, Магомет II въехал на коне в Храм Святой Софии[5].
После Константинополя
Третий Рим
После падения Константинополя в 1453 году, Трапезундской империи в 1461 году, а многоконфессионального торгового города Каффа (на Крымском полуострове) в 1475 году, русская земля осталась единственной православной территорией. В это время на Руси возникла теория о преемственности веры и власти от павшего Константинополя. Эта теория зародилась в Великом княжестве Тверском как идея «самодержавства» тверского князя Бориса Александровича. В 1453 году посол Твери на Ферраро-Флорентийском соборе Фома в произведении «Инока Фомы слово похвальное» писал о преемственности Твери Константинополю, сравнивал князя Бориса Александровича с императором Константином Великим. Он также писал: «Воистину пастырь великий — Борис Александрович, ибо построил Новый Израиль — Богом спасённый град Тверь» и сообщал, что над воротами в Тверь находилась икона Вход Господень в Иерусалим. Однако тверские князья проиграли в борьбе с московскими князьями и позднее концепция развилась в Москве, применительно к этому центру собирания национальных сил[5].
Историософская, теологическая и политическая концепция о Москве — преемнице Римской империи и Византии получила название «Москва – третий Рим» по выражению старца Филофея из Спасо-Елеазарова монастыря, который обращался с посланиями к великому князю Василию III и дьяку Мисюрю Мунехину[13].
Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не быватьСтарец Филофей [14]
В 1472 году русский князь Иоанн III Васильевич женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Не позднее 1497 году он принял герб с имперским двуглавым орлом, провозгласив Россию защитницей Православия. Русская православная церковь в 1448 году она получила автокефалию, в 1589 году — патриаршество. С 1721 по 1917 год Русская православная церковь возглавлялась Святейшим Синодом[15].
Православные церкви в XVI—XIX веках
На Ближнем Востоке автокефальные Церкви стали подчиняться Вселенскому патриарху, зависимому от турецких властей. В XVI, XVII и XVIII веках патриархи часто менялись. Реформация на Западе вызвала борьбу за веру в Литве и Польше. Одни православные противились униатам и союзничали с кальвинистами, а другие боролись с кальвинизмом при помощи католической полемики. В Греции защитники Православия святитель Виссарион Ларисский и преподобномученица Филофея Афинская пострадали за веру. В начале XVII века греческий патриарх Кирилл Лукарис, близкий к кальвинистам, 7 раз свергался с престола в Константинополе, а в 1638 году убит турками и брошен в Босфор. Исповедание веры Кирилла Лукариса посмертно напечатали в Женеве на деньги голландского посла, издание сочли кальвинистическим. В 1640 году книгу Кирилла Лукариса осудил Собор в Яссах. В 1662 году в Иерусалиме издали «Исповедание веры восточных патриархов», излагающее основы православия. В XVII веке султаны полностью подчинили Сербскую и Болгарскую церкви Константинополю. Сербы мигрировали в Австрию и Венгрию, основав там Карловацкую архиепископию.
Православные Церкви в XIX веке при малейшей попытке национально-освободительного движения испытывали гонения со стороны властей Турецкой империи. Когда в Греции народ восстал против турок, константинопольский патриарх Григорий V заявил, что греки в Элладе и на островах действуют вопреки его воле. Тем не менее турки день праздника Пасхи повесили патриарха на главных воротах. Восстание было жестоко подавлено, но в 1827 году великие державы разбили флот турок и объявили Грецию независимой конституционной монархией. Первый король был католиком, а по конституции церковь полностью зависела от короля. Элладская Церковь отделилась от Константинополя, а Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская и Кипрская церкви оставались на протяжении всего XIX века в составе Османской империи. Это привело к движению за проведение богослужений на арабском языке и выборы арабских патриархов. Константинопольский патриархат, хотя и был зависимым, основал в 1844 году на острове Халки высшую богословскую школу. На Афоне святой Никодим Святогорец составил сборник отрывков из творений святых отцов под названием «Добротолюбие».
В 1804 году против турецкого ига восстали сербы под руководством Карагеоргия, но восстание было подавлено. Восстание 1814 года под предводительством Обреновичей дало Сербии частичную автономию. Одна часть православных относилась к митрополии в австро-венгерских Сремских Карловцах, а другая к Белградской митрополии. Болгария лишь в 1878 году получила независимость, освобождали её русские войска, но возглавил Болгарию западный ставленник, католик Фердинанд Кобургский. Произошёл разрыв между Константинопольской и Болгарской Церквями, длившийся до 1945 года. В 1859 году объединились княжества Валахии и Молдавии, образовалось новое государство Румыния во главе с католиком Иоанном Кузой. Богослужение на церковно-славянском языке заменили на румынское, а кириллицу на латиницу. В 1885 году Румынская Церковь получила автокефалию. В начале XIX века Грузия вошла в Российскую империю, утратив автокефалию своей церкви. Русская Православная Церковь учредила для Грузии экзархат.
Православные церкви в XX веке
В XX веке Константинопольский патриархат значительно сократился. Часть епархий отошла к Болгарской и Элладской Церквям, Малая Азия дехристианизирована. Греческое православное население принудительно переселили из древних христианских центров Ефеса, Смирны, Кесарии Каппадокийской, Мир Ликийских. У Константинопольского патриархата остались лишь Константинополь с окрестностями, Афон и несколько островов. Но юрисдикции вселенского патриарха подчинились группы православных, оказавшихся за пределами территорий своих Церквей: русский экзархат, грузинские приходы в Западной Европе и греки, живущие в других странах. Иерусалимский Патриархат малочисленен, большинство паствы — арабы. Антиохийский Патриархат имеет центр в Дамаске. Кипр в 1960 году стал независимым, и первым президентом был избран архиепископ Макарий — глава Кипрской Церкви. Элладская Церковь — наиболее многочисленная из греческих Церквей. В Афинах и Салониках на богословских факультетах университетов учатся студенты из разных стран[5].
Сербская Церковь после первой мировой войны объединилась и в 1920 году стала патриархатом. Болгарская Церковь управлялась синодом до 1953 года, а затем стала патриархатом. Румынская Церковь стала патриархатом в 1925 году. В 1937 году Албанская Церковь получила автокефалию, но в 1960—1980 годы при коммунистах была упразднена, а затем начала восстанавливаться. Грузинская Православная Церковь вновь стала независимой в 1917 году, в советское время претерпела испытания. В 1948 году Русская православная церковь даровала автокефалию Польской Церкви, а в 1951 году — Чехословацкой. В 1970 году автокефалию получила Православная церковь в Америке[5].
Православие в XXI веке
Православие в XXI веке столкнулось с новыми вызовами, связанными с попытками Запада оказывать давление на внутрицерковные отношения. Вторжение Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской православной церкви — Украину было воспринято православными церквями неоднозначно. Это стало опасным вызовом не только для РПЦ, но и привело в состояние нестабильности весь православный мир. Границы канонических территорий подверглись изменениям[16].
Православные церкви в цифрах
Русская православная церковь включает в свою каноническую территорию Россию и другие страны бывшего Советского союза за исключением Грузии, а также территорию Китая и Японии. Епископат РПЦ насчитывает 380 архиереев. Численность верующих превышает 100 миллионов человек. Это самая крупная из автокефальных православных церквей. РПЦ имеет несколько тысяч приходов в России и за рубежом, объединённых в благочиния. Благочиния в свою очередь объединены в епархии, возглавляемые архиереями. Главными органами управления являются Поместный и Архиерейский соборы, а также Священный Синод во главе с патриархом. Во главе Русской православной церкви с 2009 года стоит 16-й Патриарх Московский Кирилл. Патриарх Кирилл (в миру — Владимир Михайлович Гундяев) родился в 1946 году в Ленинграде в семье священника. С 1984 года являлся архиепископом Смоленским и Вяземским, с 1988 года — архиепископом Смоленским и Калининградским, с 1989 по 2009 год — председателем Отдела внешних церковных сношений. Носит титул: Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Резиденция патриарха Кирилла и кафедральный Храм Христа Спасителя находятся в Москве[17].
Константинопольская православная церковь, канонической территорией которой являются Турция и Греция, распространяет свою юрисдикцию на несколько епархий в Западной Европе, странах Северной и Южной Америки, в Австралии и Новой Зеландии. В её ведении находится Святая гора Афон. Финляндская автономная православная церковь также подчиняется Константинопольскому патриархату. Епископат Константинопольской православной церкви составляет 112 архиереев. Общая численность верующих — 3,5 — 7 миллионов человек. Глава Константинопольской православной церкви Патриарх Варфоломей руководит ею с 1991 года. Он является 232-м Патриархом Константинопольским. Варфоломей I (в миру — Димитриос Архондонис) родился в 1940 году. Он носит титул: Святейший Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх. Резиденция патриарха и Кафедральный собор во имя святого великомученика Георгия Победоносца располагаются в Стамбуле. Антиканонические действия Варфоломея I, посягающие на каноническую территорию Русской Православной Церкви привели к заявлению Священного Синода Русской православной церкви о невозможности дальнейшего пребывания в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом[18].
Александрийская православная церковь имеет каноническую территорию на Африканском континенте. Главой церкви с 2004 года является 116-й Патриарх Александрийский Феодор 1954 года рождения. Его титул: Блаженнейший, Божественнейший и Святейший Отец и Пастыреначальник, Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол, Судья Вселенной. Резиденция и кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы находятся в Александрии. Епископат включал в себя 22 архиерея, а паства насчитывала 1 миллион человек. В ноябре 2019 года патриарх Феодор признал неканоническую «Православную церковь Украины», которая была создана в 2018 году Константинопольским патриархатом. Многие священники Александрийской церкви не согласились с этим решением и выразили желание перейти в Московский Патриархат. В декабре 2021 года по решению Священного Синода РПЦ был образован Патриарший экзархат Африки. В юрисдикцию РПЦ приняты 102 священника из 8 африканских стран, а в начале 2022 года ещё 50 священников из 12 стран Африки[19].
Антиохийская православная церковь имеет каноническую территорию в Сирии, Ливане, Ираке и Кувейте, а в Европе, странах Северной и Южной Америки и в Австралии также распространяется юрисдикция этого патриархата. Епископат — 32 архиерея, численность прихожан до 5 миллионов человек. Главой Антиохийской православной церкви с 2012 года является 167-й Патриарх Антиохийский Иоанн 1955 года рождения. Он носит титул: Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии, Сирии, Киликии, Иверии, Месопотамии и всего Востока. Резиденция патриарха Иоанна и Кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы располагаются в Дамаске. Богослужения совершаются на арабском языке, а при сослужении со священниками подворий РПЦ на арабском и церковно-славянском языке[20].
Иерусалимская православная церковь с канонической территорией в Израиле, Иордании и Палестине имеет также автономную часть — Синайскую архиепископию, которой подчинён монастырь святой великомученицы Екатерины на Синайской горе. Епископат церкви составляет 19 архиереев, паства насчитывает 200 тысяч человек. Церковь с 2005 года возглавляет 141-й Патриарх Иерусалимский Феофил 1952 года рождения. Он носит титул: Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины. Резиденция патриарха Феофила находится в Иерусалиме, патриарший храм — Собор в честь Воскресения Христова. В 2014 году было прервано общение Иерусалимского патриархата и Антиохийской православной церкви по причине многолетнего спора о юрисдикции Катара. Но на фоне военных действий Израиля в секторе Газа Священный синод Антиохийской православной церкви восстановил общение с Иерусалимским патриархатом, чтобы поддержать страдающих православных верующих[21].
Грузинская православная церковь на своей канонической территории в государственных границах Грузии имеет около 4 миллионов прихожан. Епископат составляют 24 архиерея. Церковь возглавляет Патриарх-Католикос Илия, родившийся в 1933 году. Он носит титул: Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский. Резиденция патриарха-католикоса Илиии кафедральный Сионский Успенский собор находятся в Тбилиси. Церковь и государство Конституционным соглашением 2002 года, подписанным в соборе Светицховели, закрепили важную роль Грузинской православной церкви в истории Грузии, а также её независимость от государства. В грузии имеет законную силу церковное бракосочетание, священники освобождены от воинской обязанности, признаются дипломы, ученые звания и степени церковных учебных заведений, признаются собственностью церкви все православные храмы расположенные на территории Грузии, монастыри, а также их руины и земельные участки, на которых прежде были храмы. Церкви принадлежат предметы церковного искусства, хранящиеся в государственных музеях. В августе 2024 года правящая партия Грузии «Грузинская мечта» предложила официально признать православие государственной религией страны во имя сохранения традиционных ценностей[22].
Сербская православная церковь включает в свою каноническую территорию страны бывшей Югославии. Сербский патриархат распространяет свою юрисдикцию на несколько епархий в Германии, Франции, Венгрии, Румынии, Швеции, США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии. Епископат состоит из 34 архиереев. Численность верующих составляет до 10 миллионов человек. Сербскую православную церковь с 2010 года возглавляет 46-й Патриарх Сербский Порфирий, в миру — Првослав Перич 1966 года рождения. Он носит титул: Святейший Патриарх Сербский, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий. Резиденция патриарха и кафедральный Храм в честь Архистратига Божия Михаила находятся в Белграде. Отношения Сербской православной церкви с государством находятся на высоком уровне. С Русской православной церковью налажено сотрудничество, имеется общая позиция по современной проблематике, включая церковный раскол на Украине. В крупнейшем православном храме Балканского региона Соборе святого Саввы в Белграде, который строился около 100 лет, российские мозаичисты создали уникальный мозаичный ансамбль в знак дружбы Русской и Сербской православных церквей и народов двух стран[23].
Румынская православная церковь в составе канонической территории имеет Румынию, а также епархии в Южной и Западной Европе, США и Канаде. Епископат состоит из 39 архиереев. Численность прихожан составляет до 20 миллионов человек. Главой церкви с 2007 года является 6-й Патриарх Румынский Даниил 1951 года рождения. Он носит титул: Блаженнейший Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенский и Добруджийский, Наместник Кесарии Каппадокийской и Патриарх Румынский. Резиденция румынского патриарха и Кафедральный собор во имя равноапостольных Константина и Елены располагаются в Бухаресте[5].
Болгарская православная церковь имеет каноническую территорию — Болгарию, и распространяет свою юрисдикцию на епархии в Европе и Америке. Епископат состоит из 22 архиереев. Паства насчитывает до 8 миллионов человек. Церковь возглавляет 23-й Патриарх Болгарский Даниил, в миру — Атанас Триандафилов Николов, 1972 года рождения. Он носит титул: Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский. Резиденция патриарха и Кафедральный собор во имя святого благоверного князя Александра Невского располагаются в Софии. В 1992 году в Болгарской православной церкви произошёл раскол, к которому большая часть священников не присоединились, но государство не признавало каноническую иерархию, а имущество передали раскольникам. В 1996 году альтернативным Патриархом провозгласили Неврокопского митрополита Пимена. В 1998 году на Всеправославном Соборе в Софии с участием 13 автокефальных Церквей, включая 7 патриархов, раскольники покаялись. Собор отменил анафему, наложенную на Пимена, его епископский сан восстановили. В 2003 году каноническая иерархия была признана государством, раскольнические храмы в 2004 году передали Болгарской православной церкви. 19 мая 2024 года константинопольский патриарх Варфоломей провёл литургию в стамбульском монастыре Валукли при участии украинской раскольнической структуры. Среди сослуживших находились болгарские иерархи. Священной Синод РПЦ 30 мая 2024 года выразил «глубокую скорбь в связи с тем, что иерархи Болгарской православной церкви митрополит Старозагорский Киприан, митрополит Пловдивский Николай, митрополит Доростольский Иаков, епископ Смолянский Виссарион и епископ Величский Сионий участвовали в сослужении с представителями одной из украинских раскольнических групп, чем нанесли серьезный ущерб отношениям между Русской и Болгарской Православными Церквами». Синод принял решение «констатировать невозможность сослужения с упомянутыми иерархами, вступившими в церковное общение с раскольниками»[24].
Кипрская православная церковь с канонической территорией в Республике Кипр имеет 9 архиереев и 500 тысяч верующих. Во главе Кипрской церкви находится Архиепископ Георгий, в миру Георгиос Папахрисостому, 1949 года рождения. Он носит титул: Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра. Резиденция архиепископа располагается в Левкосии, а Кафедральный собор во имя апостола Иоанна Богослова — в Никозии. Священный Синод РПЦ в декабре 2020 года, когда стало известно, что архиепископ кипрский Хризостом с 24 октября стал поминать главу «Православной церкви Украины», принял решение о невозможности сослужения иерархом, вступившими в церковное общение с раскольниками[16] .
Элладская православная церковь (каноническая территория — Греция) начитывает 93 архиерея и 9 миллионов верующих. Церковь возглавляет с 2008 года 21-й элладский архиепископ Иероним 1938 года рождения. Его титул: Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады. Резиденция архиепископа и Кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы находятся в Афинах. Собор иерархии Элладской Церкви 12 октября 2019 года признал автокефалию «Православной церкви Украины». В связи с этим Священный Синод РПЦ 17 октября постановил «прекратить поминовение имени Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады в диптихах», если архиепископ Иероним начнёт за богослужениями поминать главу украинских раскольников или иначе подтвердит признание украинского церковного раскола. 21 октября архиепископ Иероним письмом в адрес ПЦУ это подтвердил и его имя было исключено из диптиха. Также Священный Синод не благословляет посещение русскими паломниками тех епархий Элладской православной церкви, архиереи которых находятся в церковном общении с раскольниками, согласно списка епархий, составленного Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата[25].
Албанская православная церковь (каноническая территория — Албания) имеет 4 архиерея при численности прихожан до 700 тысяч человек. Глава Албанской православной церкви архиепископ Анастасий Тиранский 1929 года рождения руководит ею с 1992 года и является 4-м предстоятелем в истории. Он носит титул: Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании, Митрополит Тиранский, Дурресский, Елвасанский. Резиденция архиепископа и Кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы располагаются в Тиране[5].
Польская православная церковь с канонической территорией в Польше имеет в своей юрисдикции православных поляков Португалии и Бразилии. Епископат состоит из 16 архиереев, численность прихожан около 1 миллиона человек. Глава церкви митрополит Савва родился в 1938 году. Он руководит церковью с 1998 года и является восьмым её предстоятелем. Титул : Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши. Резиденция митрополита и Кафедральный собор во имя равноапостольной Марии Магдалины расположены в Варшаве[5].
Православная церковь Чешских земель и Словакии имеет каноническую территорию в Чешской и Словацкой Республиках. Епископат состоит из 5 архиереев, а численность прихожан 75 тысяч человек. Глава церкви с 2014 года, шестой её Предстоятель Митрополит Ростислав родился в 1978 году. Он носит титул: Блаженнейший Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии. Резиденция главы Церкви и Кафедральный собор во имя святых Кирилла и Мефодия находится в Праге[5].
Православная Церковь в Америке имеет каноническую территорию в США, и распространяет свою юрисдикцию на некоторые приходы в Канаде, Мексике, Аргентине, Бразилии, Перу, Венесуэле и Австралии. Епископат включает в себя 12 архиереев. Численность паствы около 1 миллиона человек. Возглавляет Церковь с 2013 года шестой её Предстоятель Митрополит Тихон, родившийся в 1966 году. Его : Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады. Резиденция находится в Сайосетте (пригород Нью-Йорка), а кафедральный собор во имя святителя Николая находится в Вашингтоне[7].
Структура Православной церкви
Автокефальные церкви
Автокефалия или самостоятельность подразумевает статус, присущий церкви как организационной структуре. Такие самостоятельные церкви называют поместными. Статус автокефалии предполагает административную независимость данной церкви от иных автокефальных церквей. Насчитывается 15 автокефальных церквей, в числе которых 9 церквей называются патриархатами: Александрийский, Антиохийский, Болгарский, Грузинский, Иерусалимский, Константинопольский, Московский, Румынский, Сербский. Ещё 3 поместные церкви — Албанская, Кипрская и Элладская являются архиепископскими, а Американская, Польская и Церковь Чешских земель и Словакии являются митрополиями. Следует различать статус автокефальной митрополии и митрополии внутри патриархии. Главы автокефальных церквей и сами церкви как административные единицы, невзирая на различия в их наименованиях, имеют равные права. Отличия статуса сложились исторически и обозначены термином «преимущество чести». Этот термин применяют также в вопросе о соотношении Рима и Константинополя. В соответствии с третьим каноном Первого Константинопольского собора было установлено равенство епископских кафедр в Риме и в Константинополе, однако Риму придавалось первое место по чести, из уважения к тому, что этот город был первой столицей империи, тогда как Константинополь был второй столицей. То есть данный порядок и понятие «преимущество чести» не имеет богословских обоснований, а лишь административные[26].
Перечень автокефальных церквей:
- Албанская Православная Церковь
- Александрийская Православная Церковь
- Антиохийская Православная Церковь
- Болгарская Православная Церковь
- Грузинская Православная Церковь
- Иерусалимская Православная Церковь
- Кипрская Православная Церковь
- Константинопольская Православная Церковь
- Польская Православная Церковь
- Православная Церковь в Америке
- Православная Церковь Чешских земель и Словакии
- Русская Православная Церковь
- Румынская Православная Церковь
- Сербская Православная Церковь
- Элладская Православная Церковь[27].
Автономные Церкви
- Китайская Автономная Православная Церковь
- Финляндская Автономная Православная Церковь
- Японская Автономная Православная Церковь[28].
Самоуправляемые Церкви
- Латвийская самоуправляемая Православная Церковь
- Православная Церковь Молдовы
- Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ)
- Украинская Православная Церковь
- Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата[29].
Экзархаты
- Белорусский экзархат Московского Патриархата
- Патриарший экзархат Африки
- Патриарший экзархат Западной Европы
- Патриарший экзархат Юго-Восточной Азии[30].
Догматические основы
Православие является одним из основных направлений христианства. Основа православного вероучения сложилась в Византийской империи в первом тысячелетии. Наибольшее влияние на развитие православия оказали семь Вселенских соборов и развитие богословской мысли Византии. Догматической основой Вселенской Православной церкви является Никео-Цареградский Символ веры утвержденным на Втором Вселенском соборе (381 год).До́гматы — богооткровенные, вероучительные истины о Боге и Его отношении к миру, хранимые, проповедуемые и объясняемые Церковью, имеющие законобязательную силу для всех христиан. Краткий свод основных догматов — Символ веры[31].
Си́мвол ве́ры — краткое и точное изложение основ христианского вероучения. Оно было составлено и утверждено на 1‑м и 2‑м Вселенских Соборах. Символ веры — это исповедание веры, не молитва. Он не содержит обращений к Богу, святым и Ангелам. Он состоит из 12 членов (предложений), и в каждом из них содержится догмат (высшая истина) православной веры.1‑й член говорит о Боге Отце, 2‑й — 7‑й — о Боге Сыне, 8‑й — о Боге Духе Святом, 9‑й — о Церкви, 10‑й — о Крещении, 11‑й и 12‑й — о воскресении мертвых и вечной жизни[32].
В храмах на каждой Литургии поется Символ веры, и звучит он так:
Церковнославянский текст | Русский перевод |
---|---|
1‑й.
Верую во еди́наго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. |
Верую в одного и единственного Бога Отца, Вседержителя, Творца Неба и земли, всего видимого и невидимого. |
2‑й.
И во еди́наго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, Иже от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосущна Отцу, Им же вся бы́ша; |
И во единственного Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, прежде всех веков рождённого от Отца; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворенного, одного существа с Отцом, через Которого всё сотворено; |
3‑й.
Нас ради человек и нашего ради спасения сше́дшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася; |
Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с Небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося; |
4‑й.
Распя́таго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна; |
Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного; |
5‑й.
И воскресшаго в третий день, по Писанием; |
И воскресшего в третий день, согласно Писанию; |
6‑й.
И восше́дшаго на небеса, и седя́ща одесную Отца; |
И восшедшего на Небеса, и сидящего по правую сторону от Отца; |
7‑й.
Ипа́ки гряду́щаго со славою суди́ти живым и мертвым, Его́же Царствию не будет конца. |
И вновь имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству Которого не будет конца. |
8‑й.
И в Духа Святаго, Господа Животворя́щаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима, глаголавшаго пророки. |
И в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклонение и слава Которому воздается наравне / вместе с Отцом и Сыном, говорившего через пророков. |
9‑й.
Во Еди́ну, Святу́ю, Соборную и Апостольскую Церковь. |
Во Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь. |
10‑й.
Испове́дую еди́но Крещение во оставле́ние грехов. |
Исповедую одно Крещение во оставление грехов. |
11‑й.
Чаю воскресе́ния мертвых. |
Ожидаю воскресения мертвых. |
12‑й.
И жизни бу́дущаго века. Аминь. |
И жизнь будущего века. Аминь[33]. |
«Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан (Ин.7:39). Где нет Духа, там нет Православия» (свт. Игнатий Брянчанинов)[34].
Литература
Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. — Москва: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь (издательство)|, 1994.
Примечания
- ↑ Аверинцев, С. С. Православие . София-Логос. Словарь (2024). Дата обращения: 29 августа 2024.
- ↑ Православие . Азбука веры. Дата обращения: 14 сентября 2023.
- ↑ Бахтин М. В. История Христианской Церкви (до 1054 года). — М.: Издательство Московского института духовной культуры, 2007. — 195 с.
- ↑ Евангелие от Матфея. Мф. 28, 19-20 . Азбука веры. Православная энциклопедия (2024). Дата обращения: 31 августа 2024.
- ↑ 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 5,11 5,12 5,13 5,14 5,15 5,16 5,17 5,18 5,19 5,20 5,21 5,22 5,23 5,24 5,25 5,26 5,27 Четверяков Е. Н. Общая церковная история . Новосибирская православная духовная семинария (2022). Дата обращения: 31 августа 2024.
- ↑ Евангелие от Луки. Лк. 10, 1–2 . Азбука веры. Православная энциклопедия (2024). Дата обращения: 31 августа 2024.
- ↑ 7,0 7,1 Григорий, просветитель Великой Армении . Patriarchia.ru (2024). Дата обращения: 5 сентября 2024.
- ↑ Симонов В. В. Общая история Церкви. Том I. Книга 2. Признание христианства в Римской империи. Становление церковной организации (ІV–VІ века). Триадологический вызов . Азбука веры (2024). Дата обращения: 5 сентября 2024.
- ↑ Симонов В. В. Общая история Церкви. Том I. Книга 2. Утверждение христианства в качестве государственной религии: от Феодосия I до Юстиниана I . Азбука веры (2024). Дата обращения: 5 сентября 2024.
- ↑ Симонов В. В. Общая история Церкви. Том I. Книга 2. Утверждение христианства в качестве государственной религии: от Феодосия I до Юстиниана I . Азбука веры (2024). Дата обращения: 5 сентября 2024.
- ↑ Успенский Л. А. Пято-Шестой Собор и его учение о церковном образе . Азбука веры (2024). Дата обращения: 5 сентября 2024.
- ↑ Рюсс, Хартмут. Евпраксия-Адельгейда: биографический этюд (журнал) // Rossica Antiqua : журнал. — 2010. — С. 1—59.
- ↑ Синицына Н. В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV—XVI вв.). Послание к великому князю Василию, в нем же о исправлении крестного знамения и о содомском блуде. — М:: Индрик, 1998. — С. 358—363.
- ↑ Третий Рим . Древо. Открытая православная энциклопедия (2024). Дата обращения: 8 сентября 2024.
- ↑ Русская Православная Церковь . Азбука веры. Дата обращения: 5 ноября 2023.
- ↑ 16,0 16,1 Вклад Святейшего Патриарха Кирилла в укрепление межправославного единства на фоне вторжения Константинопольского Патриархата на Украину . Patriarchia.ru (15 марта 2022). Дата обращения: 9 сентября 2024.
- ↑ Русская Православная Церковь . Азбука веры. Православный портал. РПЦ (2024). Дата обращения: 9 сентября 2024.
- ↑ Варфоломей I, Святейший Патриарх Константинопольский (Архондонис Димитриос) . Patriarchia.ru Официальный сайт Московского патриархата (2024). Дата обращения: 9 сентября 2024.
- ↑ Еще 15 священников Александрийского Патриархата перешли в юрисдикцию Русской Православной Церкви . Patriarchia.ru Официальный сайт Московского патриархата (10 февраля 2022). Дата обращения: 9 сентября 2024.
- ↑ Антиохийский иерарх разделил радость праздника Благовещения с общиной бейрутского подворья Русской Церкви . Patriarchia.ru Официальный сайт Московского патриархата (9 апреля 2022). Дата обращения: 9 сентября 2024.
- ↑ Спицына Анна. В Русской православной церкви надеются, что примирение Церквей Антиохии и Иерусалима объединит христиан Востока . Российская газета (24 октября 2023). Дата обращения: 9 сентября 2024.
- ↑ В РПЦ оценили идею Грузии объявить православие государственной религией . РИА Новости (30 августа 2024). Дата обращения: 9 сентября 2024.
- ↑ Митрополит Волоколамский Иларион: Церковь объединяет людей, несмотря на происходящие конфликты . Patriarchia.ru Официальный сайт Московской патриархии (13 апреля 2022). Дата обращения: 9 сентября 2024.
- ↑ Болгарская Православная Церковь . Patriarchia.ru Официальный сайт Московского патриархата (2024). Дата обращения: 9 сентября 2024.
- ↑ Иероним II, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады (Лиапис Иоаннис) . Patriarchia.ru Официальный сайт Московского патриархата (2019). Дата обращения: 9 сентября 2024.
- ↑ Антоний Сурожский (Блум). II. В доме Божием«Первенство» и «преимущества чести» // Труды. — М.: Издательский дом Практика, 2014. — 977 с. — ISBN 978-5-89816-135-4.
- ↑ Поместные Церкви . Русская Православная Церковь. Дата обращения: 4 октября 2023.
- ↑ Автономные Церкви . Русская Православная Церковь. Дата обращения: 14 сентября 2023.
- ↑ Самоуправляемые Церкви . Русская Православная Церковь. Дата обращения: 24 октября 2023.
- ↑ Экзархаты . Русская Православная Церковь. Дата обращения: 24 октября 2023.
- ↑ Догматы . Азбука веры. Дата обращения: 5 ноября 2023.
- ↑ Символ веры . Азбука веры. Дата обращения: 5 ноября 2023.
- ↑ Символ веры - Схемы и пособия . Азбука веры. Дата обращения: 5 ноября 2023.
- ↑ Православие . Азбука веры. Дата обращения: 14 сентября 2023.
Ссылки
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |