Страстная седмица
Страстна́я седми́ца (греч. Ἁγία καὶ Μεγάλη Ἑβδομάς) — неделя перед Пасхой. Посвящена последним дням земной жизни Спасителя. В эти дни вспоминаются события последних дней жизни Иисуса Христа: предание на суд, распятие и погребение. Все дни считаются Великими. Слово «страстная» употребляется чаще в отношении Великой пятницы. Каждый из дней посвящён определённой теме, основному событию в соответствии со Святым Писанием.
В православии каждый день, кроме пятницы, совершаются богослужения. Первые три дня — богослужение с Литургией преждеосвященных Даров, в Великий четверг и Великую субботу — литургия Василия Великого. В каталицизме Великий четверг, Великая пятница и Великая суббота объединены под названием Пасхальное триденствие[1].
Наименование седмицы
Есть два варианта именования: Великая и Страстная.
- Великая седмица называется у греков. В России такое название встречается редко. В православных традициях важную роль играют названия дней: Великий понедельник, Великий вторник, Великая среда, Великий четверг, Страстная пятница, Великая суббота.
- Страстная седмица встречается только один раз в 17 главе в Типиконе. В быту и в современной церковной литературе название популярное. Страстная седмица встречается чаще, чем «Великая седмица»[2].
Значение седмицы
Страстная неделя почитается церковью. В Богослужении вспоминаются события последних дней земной жизни Спасителя. Содержание служб направлено на приближение людей ко Христу и духовное очищение.
Первые три дня посвящены приготовлению к воспоминанию страстей Христовых. В понедельник, вторник и среду Богослужения продолжительные. Задача Церкви сосредоточить мысли верующих на Евангельской истории. За три дня прочитывается все Четвероевангелие[2].
Дни Страстной седмицы
Великий понедельник
В понедельник звучит две темы: библейская и проклятие смоковницы. Вспоминается ветхозаветный пророк Иосиф, сын Иакова и Рахили. Иосиф обладал даром провидения, однако такая способность вызвала негодование и зависть братьев. Они продали его в рабство в Египет, но и здесь Иосиф, благодаря своей мудрости и вере, спас народ от страшных испытаний. Пророк — прообраз Спасителя Иисуса Христа, которого также обрекли на страдания. Пророк подарил людям вечную жизнь.
В понедельник вспоминают притчи.
- О злых лукавых виноградарях. Они не отдавали хозяину виноградника вовремя плодов. Убили сына хозяина, избили посланных слуг.
- О бесплодной смоковице. Она не приносила плоды и её проклял Господь. В обеих притчах заключён символ народа Израиля. Он отверг сына Божьего и обрёк на смерть. Олицетворение закрытой от Бога души человеческой[3].
Великий вторник
Во вторник нет воспоминаний о событиях последних дней жизни Христа. Внимание верующих обращено на две притчи.
- Притча о талантах является продолжением притчи проклятия смоковницы. В ней говорится о господине, давшему трём рабам таланты. Талант — денежная единица античных времён в Европе, Передней Азии и Северной Африке. Два раба всё потратили на труды и приумножили богатство. Третий — зарыл свой талант в землю. Господин разозлился на него и отнял всё, что было. Притча говорит о возможности использовать талант, дар во благо. Дело будет приносить счастье. Ведь в определённый срок прийдётся отвечать перед Господом.
- Вторая притча — о десяти девах. Пятеро из них мудрые, так как они запаслись маслом для светильников. Девы готовились ко встрече с Женихом. Остальные — неразумные. Они оказались не готовы к встрече. Обе притчи гласят о том, что необходимо быть готовым предстать перед Богом в любое время[3].
Великая среда
В Великую среду вспоминается Иуда. Он решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников. Начинается рассказ с пребывания Иисуса в доме Симона. «Грешница» пролила на ноги Спасителя драгоценное миро. Она пролила на них слёзы. Иисус растолковал ученикам о её добрых намерениях: она подготовила его тело к погребению. Все богослужебные песнопения сообщают о страшных событиях. Произошло предательство Иисуса. Приближается час страданий. В Великую среду произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя поклонами[3].
Великий четверг
В Великий четверг вспоминаются четыре евангельские события.
- Тайная вечеря. Господь установил таинство Святого Причащения. Верующие хотят причаститься.
- Омовение Господом ног своим ученикам, как знак любви к ним и уважения.
- Молитва Спасителя в саду Гефсиманском.
- Предательство Иуды.
На литургии в соборах читается заамвонная молитва. Затем совершается умилительный обряд умовения ног. Показывает пример общения друг с другом. Великий четверг — кульминация Страстей Христовых. В этот день вспоминаются события Тайной Вечери, страшная ночь в Гефсиманском саду, час суда и предание Христа на смертные муки. Господь предсказал ученикам искушения[3].
Великая пятница
Страстная Пятница — на пятый день недели свершился суд. В пятницу распяли Господа Иисуса Христа. Евангелие описывает Страдания Христовы. Израильский народ отказался от Иисуса и его подвергли страшным мучениям. День строгого поста. Нельзя принимать пищу до выноса Плащаницы (покрывало с изображением Христа).
В богослужениях вспоминается время осуждения и предательства. На утрене Великого пятка читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей. На третьем часе говорится о суде у Понтия Пилата. На шестом часе — крестные муки Иисуса Христа. На девятом — время смерти. Во время вечерне — время погребения Спасителя. В пятницу литургии не бывает. Совершаются Царские Часы.
Во время богослужений священнослужители выносят Плащаницу из алтаря. Её расстилают на столе в середине храма. Священники и все молящиеся поклоняются пред нею. Вечером в Великую пятницу бывает вторая служба с крестным ходом. Плащаница находится в середине храма три дня[3].
Великая суббота
Служба начинается вечером Великой Пятницы. Вспоминается погребение Христа, пришествие Его. В Субботу совершается литургия Василия Великого. Перед Плащаницей читается 15 паримий. В них собраны пророчества и прообразы Христа. Произносится Апостол о таинственной силе Крещения. Пение и чтение — напоминание об обычае древней Церкви крестить в Великую субботу оглашенных. Во время пения 81 псалом и семи стихов из псалома священники облачаются в светлые одежды. На службе поётся канон Великой Субботы в двенадцатом часу ночи. Называется служба полунощница. В конце чтения священники уносят Плащаницу в алтарь через Царские Врата. Она помещается на престол. Остаётся там до Вознесения Господня[3].
Славянские традиции
Неделя перед Пасхой у славян имела несколько названий:
- у русских: Красная, Червоная, Великая, Святая неделя;
- у украинцев: Білий тиждень, Чистий тиждень;
- у белорусов: Русальная неделя.
На протяжении седмицы готовились к празднику: убирались в избе, белили стены, печь. Начиная с четверга готовили угощения: пекли пасхальные куличи, красили яйца. Жители деревень старались быть спокойными, тихими, игры и хороводы на время поста отменялись. По славянским поверьям Страстная неделя — время разгула нечистой силы[4].
Примечания
- ↑ Страстная седмица 2024 // Фома : журнал. — 2024. — 21 марта.
- ↑ 2,0 2,1 Страстная седмица . Азбука Веры. Дата обращения: 13 августа 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Страстная седмица: Краткое изложение великих событий . Православие.ру. Дата обращения: 14 августа 2024.
- ↑ Какие языческие обряды совершали русские на Страстной неделе . Кириллица. Дата обращения: 14 августа 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |