Кулич

Материал из «Знание.Вики»
Кулич
КуличКулич
Страна происхождения

Компоненты
Основные пшеничная мука высших сортов, сливочное масло, яйца, молоко или сливки, сахар, свежие дрожжи высокого качества
Родственные блюда
В других кухнях артос, козунак, паска

Кули́ч (из ср.-греч. κουλλίκι(ον), от κόλλιξ[1][2] — «хлеб круглой или овальной формы»[3]) — русская пасхальная выпечка круглой и высокой формы[4].

История и описание

Украшенные куличи

Согласно легенде, Иисус Христос после своего воскрешения пришёл к апостолам во время их обеда. Войдя в трапезную, он увидел, его место в середине стола оставалось не занятым и там лежал предназначенный ему хлеб[5]. Со временем родилась традиция в праздник Воскресенья класть хлеб в храме (по-гречески «артос»[6]). Хлеб оставляли на особый стол, в подражании апостолам. Такой хлеб освящается в каждом храме после завершения ночной пасхальной Литургии[7].

Однако, по данным современной науки, кулич существовал задолго до появления христианства. Древние славяне готовили кулич, который был для них символом Солнца. Название «кулич» является изменённым сочетанием древнеславянских слов «Коло» (Солнце) и «Ча» (Чадо, ребёнок) – «Колоча»[8].

Кулич приготавливался из сдобного теста с большим количеством пряностей, орехов, цукатов и тд.

Пасхальный хлеб имеет форму цилиндра из теста, в большинстве случаев с изюмом, самый верх украшает сахарная пудра или глазурь. Ваниль, кардамон и мускатный орех применяют в качестве вкусовых добавок.

Кулич часто делают круглым или продолговатым, иногда имеет вид открытого пирога с творожной, ягодной и другой начинкой. Из трёх куличей большого, среднего и малого размера делают пирамиду и т. д. Балканские славяне обычно украшают свои куличи сверху одним или несколькими целыми яйцами.

Кулич вместе с крашеными яйцами и творожной «пасхой» стал основной пасхальной пищей, освящаемые в храмах перед праздником. Куличи и раскрашенные яйца люди дарили друг друга при «христосовании».

В разных российских областях куличи готовили в различных формах. К примеру, жители Вологодской губернии выпекали пасхальный хлеб в форме раскрытого ягодного пирога, но чаще всего ему придавали форму высокой церковной просфоры - богослужебного литургического хлеба, который употребляется в православии. Старались делать его по возможности более скоромным, то есть он не был постным. Добивались этого путём добавления в тесто большого количества масла и яиц.

Пасхальный хлеб изготавливали в Великую субботу, иногда — в Страстной четверг. Обычаи славянских народов с куличами сохранили многие архаические черты народной традиции. Например, словаки и поляки кулич ломают, а не режут. Гуцулы в начале праздничного завтрака употребляют сухой кусочек «паски», который хранился у них ещё с прошлого года.

Небольшие куски кулича для усопших предков оставляли на столе под иконами, либо на кладбище, как это водилось у восточных славян на Радоницу.

При приготовлении кулича надо соблюдать ряд запретов и правил. Жители Карпат, например, куличи в печь ставили на специальной лопате, обязательно надев рукавицы. Во время процесса выпекания хозяйка дома не должна была садиться, чтобы кулич не осел. В Воронежской губернии во время выпекания хозяева дома запирали снаружи дверь, чтобы исключить визита посторонних людей, иначе бы кулич не получился.

Во время Пасхи есть традиция гадать на куличе о будущей судьбе человека, об урожае и тд. Везде считалось, что высокий, целый и красивый кулич принесёт семье, где он был приготовлен, счастливый год.

Однако, если же пасхальный хлеб не получался у хозяйки, то в этой семье ожидали несчастья. Например, восточные славяне верили, что полый внутри кулич принесёт смерть в дом.

Куличи использовали во многих магических действиях для повышения урожая и плодовитости домашнего скота[9]. Для этого специальный кулич клали в семенное зерно или давали на корм коровам. В некоторых регионах крестьяне катали кулич по земле наряду с пасхальными яйцами, либо закапывали в борозду, надеясь получить в будущем богатый урожай.

Болгары оставляли на столе куличи с запечёнными сверху яйцами в течение трёх праздничных дней. Они верят, что чем больше яиц на пасхальном хлебе, тем обильнее будет будущий урожай[10].

Литература

  • Агапкина Т. А. Хлеб пасхальный // Славянские древности : этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. — Москва : Международные отношения, 2012. — Т. 5. — С. 421—424.

Примечания

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!