Пасхальное яйцо

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Пасхальные яйца традиционного красного цвета

Пасха́льное яйцо́ —традиционный символ светлого праздника Пасхи, и кроме того, оно является церковно-обрядовой пищей в дни празднования. С пасхальными яйцами связаны древние ритуалы, обычаи и игры[1]. Например, согласно христианскому обычаю, в Пасху принято дарить окрашенные в красный цвет яйца[2]. Славяне использовали пасхальные яйца на протяжении года в апотропеических, очистительных, продуцирующих, прогностических и других целях[2]. Для христиан символ, который олицетворяет праздничное яйцо, толкуется в значении гроба Господня и воскресения Христова. Традиционным цветом для окрашивания яиц является красный, в христианской символике он указывает на Искупление, данное «драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца». К тому же красный цвет является цветом царей и указывает на величие Царства Божьего[3].

Несмотря на древнюю традицию, с появлением доступных красителей пасхальные яйца окрашиваются не только в красный, но и в другие цвета, а также расписываются[4][2]. При выборе цвета и росписи в таком случае руководствуются лишь эстетическими соображениями.

Церковью не возбраняется в качестве пасхальных сувениров использовать не только куриные яйца, но и других птиц, а также шоколадные изделия, изготовленные в форме яйца, изготовленные из шоколада. Помимо съедобных яиц, в качестве сувениров могут изготавливаться яйца из камня, фарфора, глины, дерева и других материалов[5][6].Один из самых узнаваемых и известных брендов, из занимающихся изготовлением искусно украшенных пасхальных яиц так называемой императорской серии является фирма Фаберже[7].

История

По свидетельству археологов из Института археологических исследований Макдональда, сакральное отношение к яйцам возникло задолго до появления христианства, в далёкой древности. При раскопках в Африке были найдены украшенные гравюрами яйца страуса, которые использовались как фляжки для воды; предположительный возраст этих находок составляет около 60 000 лет[8]. В большинстве культур яйцо олицетворяло собой начало новой жизни, плодородие, перерождение, поэтому расписанные и украшенные тонкими пластинами драгоценных металлов яйца встречаются в местах захоронений древних шумеров и этрусков, которые датируются вплоть до начала III тысячелетия до н. э.[9] Египтяне дарили друг другу крашеные яйца в напоминание о бессмертии[10].

До христианства

Обычай красить яйца появился задолго до христианской традиции и в древнее время был связан с празднованием весны[11]. В дохристианское время яйцо у многих народов являлось олицетворением творящей силы природы. В мифах о сотворении мира большинства древних культур первоисточником всего являлось яйцо, плавающее в море[12]. В верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян яйцо приобретало особое, сакральное значение[13].

Для славян яйцо ассоциировалось с плодородием земли и весенним возрождением. Они верили, что мир похож на яйцо, где желток — земля, белок — вода, а скорлупа — небо. Исследователи сходятся во мнении, что писанки — окрашенные и декорированные яйца — появились задолго до христианских времен. В них были отражены архаичные представления славян о вселенной, использовались они преимущественно в языческих обрядах, которые существовали у славян до принятия христианства[14][15].

После появления христианства

В Ветхом и Новом Заветах Библии нет упоминания или предписания красить яйца ко дню светлой Пасхи. Этот обычай проник в христианскую религию в процессе религиозного синкретизма, который адаптировал символы древних языческих обрядов к новым реалиям, и наполнил их собственными символами и легендами[16][17][18][19]. Одной из таких легенд стала история о матери Иисуса Христа — Марии, которой пришла мысль покрасить яйца из-за отсутствия иных игрушек для её рожденного в хлеву младенца. Но наиболее распространённое предание гласит, что Мария Магдалина, последовательница учения Христа, вскоре после его Вознесения преподнесла в дар императору Тиберию варёные яйца, и когда тот усомнился в услышанном, сказав, что скорее яйцо в руках Марии станет красным, чем человек воскреснет, яйцо окрасилось в красный цвет. Есть и другая версия, в которой утверждается, что Мария Магдалина принесла яйца, чтобы поделиться с другими женщинами у гроба Иисуса, но когда она увидела воскресшего Христа, яйца в её корзине чудесным образом превратились в багровые[20][21].

Обычай красить пасхальные яйца, вместе с другими традиционными пасхальными обычаями, являются частью пасхальных традиций различных православных христианских народностей[22]. Испанские пасхальные яйца, называемые аминадос (исп. huevos haminados), перенятые из еврейской традиции, готовятся схожим бразом. Красный цвет, в который красят яйца на Пасху, является традиционным и в Греции, и символизирует собою кровь распятого Христа. В западной литературе встречаются версии, что практика окрашивать яйца может идти от обычаев раннехристианской церкви в Месопотамии, и укоренилась ещё в античности[23].

Традиции, обычаи

В ряде регионов появились свои связанные с пасхальными яйцами традиции, характерные лишь для данного региона. Связанные с пасхальными яйцами традиции отличались у разных народов и менялись с временами.

Религиозное символическое значение

У славянских народов было принято красить яйца накануне празднования Пасхи, начиная с Великого вторника. Яйца красили преимущественно в Страстные четверг и субботу, что дало называние субботнему дню у сербов «красная суббота» или «црвена суббота», и редко — в Страстную пятницу. В единичных случаях яйца красили утром в день Пасхи и даже в Пасхальный понедельник. Писанки изготавливались дольше, из-за богатого декора и сложной росписи, поэтому к ним приступали с середины Великого поста.

Обычай красить яйца, обмениваться ими, играть, и использовать в обрядах длится весь период от Пасхи до Троицы и даже Петровского заговенья. На Руси специально красили яйца к Красной горке. У южных и восточных славян также было принято красить яйца к Юрьеву дню, Радунице и Проводам, Троице. В западной Болгарии в понедельник второй пасхальной недели совершался ритуальный выезд хозяина на пахоту, к этому событию пекли лепешку и красили три яйца. Перед выездом хозяин разбивал яйца о рога украшенного зеленью и цветами быка, разбрасывал куски в разные стороны и скармливал яйцо быку.

Окрашенные яйца освещаются в церкви в субботу или во время крёстного хода праздничной Литургии, реже утром на Пасху. У балканославянских народов освящение крашеных яиц не является обязательным и встречается не повсеместно. Как правило, освещаются несколько яиц, иногда освещают три яйца по числу праздничных дней или пять, по количеству ран Христовых. Западные славяне (чехи, поляки и западные белорусы) часто освящают некрашеные, белые и изредка очищенные яйца, чтобы не выбрасывать освящённую скорлупу. Такими освящёнными яйцами было принято разговляться, а крашеные, неосвящённые использовать в ритуальных целях. Белорусы Виленской губернии освящали пищу в специальном коробе с одним очищенным яйцом для разговления, а крашеные яйца их этого короба было принято отдавать священнику в качестве платы.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона оговаривает, что для последователей христианства яйцо служит «символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно знаменует возрождение наше кровию Иисуса Христа»[24]. Это же символическое значение яйца свойственно и западным религиозным христианским конфессиям[25].

В христианстве, также как и в космогонических мифах, иногда проводят аналогии между яйцом и видимым миром, жидкое состояние яйца ассоциируется с грехом, а загустение яйца при варке сопоставляется с очищением от греха, пришедшее с пролитием жертвенной крови Христа и Воскресением Христовым[26].

Яйце применно ко всей твари. Скорлупа — аки небо, плева — аки облацы, белок — аки воды, желток — аки земля, а сырость посреди яйца — аки в мире грех. Господь наш Иисус Христос воскресе из мертвых, всю тварь обнови Своею кровию, якож яйце украси; а сырость греховную изсуши, якоже яйце исгусти.Предположительно св. Иоанн Дамаскин, рукопись, XVI век[27]

Учёные Оксфордского университета рассматривают пасхальное яйцо, пасхального зайца и пасхальную лилию, как символы плодородия (англ. fertility), корни которых берут своё начало из древних времён, а весенний праздник Пасхи связывают с древними мифами о плодородии возрождающихся героев, которые иногда принимали форму зерна, как в случае египетского Осириса, или форму других растений, как в случае с Адонисом[28]. Германская богиня плодородия Эостра (др.-англ. Ēastre, др.-в.-нем. Ôstara), возможно, послужила источником термина «Пасха» (англ. Easter; нем. Ostern). Согласно древним представлениям у богини был кролик, способный нести яйца[28]. Но более общепринятой теорией является то, что Easter происходит от немецкого Ostern, в свою очередь происходящее от скандинавского Eostur и переводимое как «весна»[28]. В других языках для обозначения Пасхи было адаптировано еврейское слово Pesah (ивр.פסח‏‎).

Современные обычаи

Шоколадные яйца стали популярной альтернативой среди стран Западного мира

Обычай красить яйца в красный цвет был присущ не только христианам-славянам, но и представителям англоязычного христианского мира; впрочем, уже с XIX века этот обычай считается устаревшим, и в большинстве семей варёные окрашенные яйца уступили место шоколадным. Также переход на шоколадные праздничные яйца произошёл у народов Западной Европы — итальянцев и французов, в то время как славянские народы сохранили обычай в той или иной мере расписывать яйца[29][30]. Сказанное преимущественно относится к русским, украинцам, полякам и чехам[4][31]. Однако, искусство росписи яиц у разных народов сохранилось в разной мере; так например, искусство белорусской писанки в настоящее время практически утрачено, в отличие от украинской.

Пасхальные яйца красили и расписывали узорами, в основном посредством нанесённого на яйцо воска. Иногда скорлупу покрытого краской яйца процарапывали иглой, чтобы получить узорчатый рисунок. Сейчас яйца украшаются наклейками, в том числе вырезанными из бумаги картинками; помещают на яйцах надписи религиозного и светского содержания. Существует ниточный способ окрашивания яиц, когда сырые яйца обматываются цветными нитками и варятся. Разнообразные способы украшения пасхальных яиц отражены в их названиях — для обозначения различий между крашеными и расписанными яйцами были введены два термина: крашенки для окрашенных яиц, писанки для яиц декорированных сюжетными и орнаментальными узорами. Есть и специальное название для яиц с узором в виде полосок, пятен и крапинок — крапанки[4][2].

Чтобы скорлупа яиц покраснела, их варят вместе с шелухой репчатого лука

Во многих семьях всё ещё применяют старый, но достаточно распространённый метод окрашивания яиц луковой шелухой. В современной христианской традиции пасхальные яйца освещаются вместе с куличами и творожными пасхами[32]. В Русской православной церкви освящение сопровождается «молитвой во еже благословити сыр и яйца».

Современное украшение яиц термонаклейками

Славянские обычаи

Практически у всех славян существовал обычай красить яйца, обмениваться ими, использовать в различных обрядах и играх на протяжении длительного периода от Пасхи до Троицы, а иногда и до Петровского заговенья[33].

Пасхальному яйцу в разных культурах отводилась роль магического помощника. Считалось, что кинув яйцо в огонь при пожаре, можно остановить пожар; с помощью яйца искали заблудившийся скот, им оглаживали корову на первом выгоне, закапывали в поле, чтобы у льна головки были величиной с яйцо[2]. У болгар существовали ритуальные действия с использованием пасхальных яиц, чтобы отогнать градовые тучи; восточные болгары гадали на яйцах, проверяя целостность яиц, вложенных в пасхальный каравай. Если какое-то яйцо лопалось, это считалось плохим знаком, означавшим, что в семье в этом году будут потери[2]. У словаков, мораван и чехов существовали ритуалы с пасхальными яйцами, для того, чтобы обеспечить хороший урожай[34].

У западных славян в Страстную субботу пасхальные яйца дарили детям за приношение «нового» огня из церкви. У восточных славян существовал обычай дарить яйца парням за сооружение качелей и заготовку дров для костров. В средневековых поверьях крашеным яйцом необходимо было одаривать домового на Пасху, чтобы снискать его благосклонность.

В целом, пасхальное яйцо было важнейшим элементом пасхальных обрядов. Среди девушек восточных славян существовал обычай умываться «с красного пасхального яйца», чтобы быть красивыми; южнославянские девушки в Юрьев день качались на качелях, подвешенных на молодом дереве, держа за пазухой красное яйцо, чтобы в течение года быть здоровой и румяной. У лужичан, кашубов, поляков Поморья, западных украинцев и чехов существовал обычай прятать крашеные яйца, и в конце поста или в Пасхальный понедельник дети находили в саду и в поле фигурные хлебцы, крашеные яйца, которые якобы снёс заяц или петух.

В Рязанской губернии в первую Пасху после наступления у девушки первых месячных на неё надевали понёву, а подруги девушки дарили ей по яйцу. Во Владимирской губернии был принят обычай пасхального обхода домов с иконами. В каждом доме на стол ставилась кадка с зерном, в которой пряталось пасхальное яйцо. Тот, кто входил в дом с иконой, должен был найти в кадке яйцо и найдя, забирал его себе, а зерном из этой кадки хозяева засевали поле.

Поминальные пасхальные обычаи

Ранее на Пасху было принято посещать кладбище. Встретившиеся там люди взаимно угощались яйцами, подавали их нищим и оставляли на могилах; у некоторых славянских народов было принято привязывать яйца к могильному кресту или катать их по могильной насыпи, иногда трижды крест-накрест. Если на Пасхальной неделе случались похороны, умершему в руку вкладывали крашеное пасхальное яйцо. Традиция поминовений на страстной и пасхальной неделях была характерна и для Балкан, в обычаях балканских народов также было принято относить в эти дни на могилы крашеные яйца или раздавать их в память об умерших. На юге Болгарии и в Македонии кладбища посещали в первый день Пасхи, сразу после церковной службы, зажигали там свечи и оставляли красные пасхальные яйца, сообщая таким образом мёртвым о наступлении Пасхи.

У Болгар Кюстендилской области было принято помещать в пасхальное утро над воротами двора скорлупу первого крашеного яйца. Это делалось для того, чтобы души умерших, которые будут шествовать в этот день по селу, увидев скорлупу вспомнили: «Верно, днеска било Велиоден» (верно, сегодня Пасха). Также болгары в Пасхальную субботу, которую называли «Червена събота», «Червените одуши» («красная суббота», «красные задушницы»), вторично красили яйца, посещали кладбище и раздавали пасхальные яйца в память об умерших. В Шумадии родственники умерших в Пасхальную неделю приносили на кладбище яйца по числу могил на кладбище, и складывали принесённые яйца на могилу последнего умершего в семье.

Словаки Закарпатья к Пасхе украшали могилы хвойными ветками, клали на них яйца и пасхальную выпечку. В польском Кракове в Пасхальный вторник местные жители собирались на почитаемой могиле Крака, чтобы провести игры, отдалённо напоминающие ритуальные поединки. Одной из игр была игра перебрасывания пасхальными яйцами. В Волыни бросали скорлупу крашеных яиц в воду, полагая, что к Пасхальному четвергу, когда Бог выпускает предков на землю, скорлупа донесет до усопших весть о Воскресении Христа, и тогда наступит «их» Навская Пасха. Болгары также кидали скорлупу пасхальных яиц в реку с тем, чтобы она доплыла до предков. По поверьям западных украинцев, пущенная в Страстную субботу или первый день Пасхи по воде скорлупа к Фомину дню, приходящемуся на воскресенье, доплывает до страны мифических рахман, которые будут праздновать свою, «рахманскую» Пасху.

Обычаи, связанные с цветом пасхальных яиц

Основным цветом, в который красили пасхальные яйца славяне, был красный. Красный цвет в народной культуре — один из основных элементов цветовой символики: цвет жизни, солнца, плодородия, здоровья, и одновременно цвет потустороннего мира, хтонических и демонических персонажей. Красный цвет наделяется защитными свойствами и используется как оберег. Особо значимо в народных представлениях яйцо красного цвета[35].

У сербов можно встретить цветовую дифференциацию яиц в зависимости от адресата: для мужчин яйца красили в красный цвет, для женщин — в жёлтый. В тёмные цвета (синий и черный) красили яйца к поминальным дням Пасхального цикла, а также в семьях, где в течение года кто-то умер[2].

У восточных славян к Проводам и Радунице, так же как и на Пасху, было принято красить яйца, но не в обычный красный цвет, а в желтый или зелёный. Также яйца красили и к поминальной субботе на Троицу.

Обычаи связанные с первым окрашеным яйцом

Во Владимирской губернии и некоторых других губерниях Российской империи было принято с первым пасхальным яйцом, полученным при христосовании, обходить весь дом, произнося у всех окон и дверей «Христос воскресе!», что согласно обычаю должно было оберегать дом от воров. По первому окрашеному яйцу гадали на год: если яйцо лопалось или было испортившимся, оно предвещало неблагополучие, и наоборот[2].

Пасхальный завтрак, знаменующий окончание Великого поста, начинался с разговения освящённым яйцом. Первое освященное или крашеное яйцо делилось между всеми членами семьи; продолжали трапезу куском кулича и творожной пасхой. У балканских славян строго-настрого запрещалось съедать первое яйцо целиком, а болгары красили всего три яйца, одно из которых берегли весь год на случай града, а два других съедали, разделив между всеми домочадцами. В Полесье освещённое яйцо иногда съедали целиком, вместе со скорлупой. У этого ритуала было несколько значений — так поступали, чтобы не страдать от жажды во время жатвы, не бояться грома, имел ритуал и иные значения[2].

Обычай делить между членами семьи первое пасхальное яйцо у западных славян отразился в приметах. В затруднительных случаях — заблудившись в лесу или столкнувшись с происками нечистой силы — необходимо было вспомнить, с кем делил пасхальное яйцо, и тогда ситуация благополучно разрешалась. У чехов было принято съедать первое красное яйцо не дома, а на улице, на солнце[2]. Белорусы и македонцы на Пасху умывались водой, в которую было положено красное пасхальное яйцо[35].

Игры на пасху

Среди популярных у славянских нородов пасхальных игр с крашеными яйцами было катание яиц. Для катания устанавливались невысокие горочки, в редких случаях яйца катали по земле. Ещё одной игрой, которая практикуется до настоящего времени, была игра в «битки». В ходе этой игры участники по очереди бьются окрашенными яйцами.

Хафт син, набор из семи блюд, который подают в Иране во время Навруза

Аналоги в других культурах

Традиция красить яйца на весенний праздник Новруз существует в Иране и Азербайджане; как и в в древности, яйцо в этот день символизирует зарождение жизни, данный праздник принято проводить дома. По традиции в доме на целую ночь оставляют гореть свет, а на праздничный стол ставится поднос (хонча), с главными символами праздника: тарелочкой с проросшей пшеницей, свечами — по одной на каждого члена семьи, раскрашенными яйцами и сладостями.

В некоторых семьях на стол кладут зеркальце, а на него ставят крашеное яйцо, что означает окончание старого года и наступление нового: когда яйцо качнётся — наступает новый год. Предположительно эти традиции берут своё начало от древнего зороастризма[36]. В Азербайджане крашеные яйца также неотъемлемый элемент праздничного стола[37].

Техника украшения яиц

Роспись пасхального яйца красками

Яйца, окрашенные в один цвет, когда-то именовались крашенками. Этот самый простой способ окрашивания пасхальных яиц.

Писанки — более сложный способ раскрашивания яиц. На сырое холодное яйцо горячим воском при помощи стального пёрышка наносят узор. После нанесения узора яйцо окунают в разведённую холодную краску. Краски наносят, начиная с самой светлой. После нанесения очередной краски яйцо вытирают, вновь наносят узор воском и окунают в краску. После нанесения всех узоров воск осторожно «стапливают» с яйца (например, над пламенем свечи), растаявший воск удаляют бумагой или тряпкой[38].

Техника процарапывания узора на яйце

Пасхальные яйца красили, а также расписывали узорами и изображениями, в основном посредством нанесенного на яйцо воска; кроме того, яйцо покрывали краской, а рисунок процарапывали по ней; наклеивали на яйца вырезанные из бумаги картинки, обматывали цветными нитками и в таком виде варили, чтобы перенести «ниточный» узор на яйцо; помещали на яйцах надписи религиозного и светского содержания и т. д.

Разнообразные способы украшения пасхальных яиц отражены в их названиях, а также в разработанной, особенно у западных славян, терминологии самих изображений. Основным цветом был красный (получаемый из натуральных красителей типа луковой шелухи), однако яйца красили и в другие цвета (желтый, зеленый, голубой, {{nobr|фиолетовый и т. п.);ЪЪ изредка можно встретить дифференциацию цвета в зависимости от адресата: для мужчин красили красные яйца, для женщин — жёлтые; в темные цвета (синий и черный) красили яйца к поминальным дням пасхального цикла, а также в семьях, где в течение года кто-то умер (тогда яйца вообще могли не красить).

Кроме массового крашения и расписывания яиц, практиковалось расписывание яиц для отдельных категорий лиц — девушки делали красивые яйца для своих избранников, молодые жены — для родственников мужа в новой семье и т. д. В ряде мест, например в Карпатах, яйца часто красили не в каждом доме, а лишь там, где были девушки на выданье или дети. Жители юго-западной Сербии, напротив, считали, что если не покрасить яйца, то они испортятся.

В настоящее время для украшения пасхальных яиц используются, кроме описанных выше способов, разнообразные виды наклеек, термоплёнка и т. п., зачастую снабжённые изображениями Христа, Богородицы, ангелов и святых. Использование этих изображений, однако, подвергается критике в современной православной публицистике как профанация сакрального, поскольку через непродолжительное время указанным изображениям, скорее всего, предстоит стать частью бытового мусора[39].

Скульптурные изображения

Гигантское пасхальное яйцо установленное в Вегревилле

В 2010 году в Москве на Красной Пресне было изготовлено пасхальное яйцо изо льда массой 880 кг и высотой 2 метра 30 сантиметров[40].

На пасхальные фестивали, которые проводились с 2016 по 2018 годы в центре Москвы, в Камергерском переулке устанавливался праздничный арт-объект — восьмиметровое пасхальное яйцо. Помимо этого, ветки деревьев на улицах были украшены пасхальными яйцами[41].

Скульптуры и арт-объекты пасхальных яиц устанавливаются к празднованиям во многих странах. Самое больше пасхальное яйцо установлено в Вегревилле, провинции Альберта, в Канаде. Крупнейшая в мире скульптура выполнена из анодированного алюминия в стиле украинской пасхальной писанки. В городе Черноморск Одесской области было установлено огромное светящееся пасхальное яйцо — писанка, высотой шесть метров, для создания которой было использовано почти 20 тысяч светодиодов[42][43]. Скульптуры пасхальных яиц также установлены в Севастополе (Крым, Россия), в Вильнюсе (Литва), в Сучаве (Румыния)[44].

Народные пословицы и поговорки

Праздничные традиции, связанные с пасхальными яйцами, нашли отражение в народной мудрости, создавшей целый ряд пословиц и поговорок[26]:

«Дорого яичко ко Христову дню!» 

«Дал дураку яичко — что покатил, то и разбил!» — о неловком увальне-человеке.

«Наш Фадей каравай хлеба с одним яйцом съест!» — про людей чрезмерно вкушающих в день разговения.

«Дай ему яичко, да ещё и облупленное!» — про не в меру любопытных людей.

«Хоть черненька курица, да на белых яичках сидит!» — про суровых на вид людях с добрым сердцем.

«Курочка бычка родила, поросеночек яичко снес!» — про заговаривающихся краснобаев.

«Он по яйцам пройдет, ни одного не раздавит!» — про излишне осторожных людей.

«Не умел играть яйцом, играй желваком!» — про беспечных и легкомысленных.

Галерея

Примечания

  1. Яйцо пасхальное. Азбука веры. Дата обращения: 30 сентября 2023.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 Агапкина Т. А., Белова О. В. Яйцо пасхальное. Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т.  / под общ. ред. Н. И. Толстого. — М.: Межд. отношения, 2012 .
  3. Левашев П. Обычай употребления красных яиц в праздник Св. Пасхи. — СПб., 1895.
  4. 4,0 4,1 4,2 Пасхальные «писанки» и «крашенки» в Польше. Дата обращения: 30 сентября 2023.
  5. Гордон Геддес, Джейн Гриффитс. Христианская вера и практика: римско-католическая традиция. — Heinemann.
  6. Святят ли на Пасху киндер-сюрпризы?. Русская линия (06.04.2004). Дата обращения: 30 сентября 2023.
  7. И. Зимин, А. Соколов. Ювелирные сокровища Российского императорского двора.
  8. Egg Cetera #6: Hunting for the world’s oldest decorated eggs | University of Cambridge. Cam.ac.uk (10 апреля 2012). Дата обращения: 30 сентября 2023.
  9. Richard L. Zettler, Lee Horne, Donald P. Hansen, Holly Pittman. Treasures from the Royal Tombs of Ur. — University of Pennsylvania. Museum of Archaeology and Anthropology, 1998. — С. 70—72. — ISBN 0-92-417154-5.
  10. Пасхальные яйца как символ бессмертия и чуда: какими они должны быть и можно ли их дарить? (13.04.2021). Дата обращения: 30 сентября 2023.
  11. Neil R. Grobman. Wycinanki and pysanky: forms of religious and ethnic folk art from the Delaware Valley (англ.). — University of Pittsburgh, 1981.. — «During the spring cycle of festivals, ancient pre-Christian peoples used decorated eggs to welcome the sun and to help ensure the fertility of the fields, river, herds, and ultimately man.».
  12. Петрухин В. Я. Мифы о сотворении мира.
  13. Владислав Матвийчук. Где в Библии написано, что нужно красить яйца на Пасху?. Церковь адвентистов седьмого дня. Дата обращения: 30 сентября 2023.
  14. Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. — М.: «Наука», 1987. — С. 321—322. — 784 с. — 95 000 экз.
  15. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — 2-е изд. — М.: «Наука», 1994. — С. 51—52. — 608 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-02-009585-0.
  16. Richard N. Rhoades. Faith of the Ages: The Hebraic Roots of the Christian Faith (англ.). — 2012. — P. 66—67. — ISBN 978-1-4759-3005-4.
  17. Dr. Salatiel Sidhu. Holidays and Rituals of Jews and Christians (англ.). — AuthorHouse[en], 2013. — P. 139. — ISBN 978-1-4817-1140-1.
  18. Richard L. Zettler, Lee Horne, Donald P. Hansen, Holly Pittman. Treasures from the Royal Tombs of Ur. — University of Pennsylvania. Museum of Archaeology and Anthropology, 1998. — С. 72. — ISBN 0-92-417154-5.
  19. Биняшевский Э. В. Украинские писанки. — Киев: Мистецтво, 1968. — С. 7. — 92 с.
  20. Traditions of Great Lent and Holy Week. Melkite Greek Catholic Eparchy of Newton. Дата обращения: 30 сентября 2023.
  21. Terry Tempest Williams. Leap. — Random House Digital, Inc., 2001. — С. 167.
  22. Red Easter Eggs - Questions & Answers. Дата обращения: 30 сентября 2023.
  23. Donahoe's Magazine, Volume 5. — T. B. Noonan, 1881. — «The early Christians of Mesopotamia had the custom of dyeing and decorating eggs at Easter. They were stained red, in memory of the blood of Christ, shed at His crucifixion. The Church adopted the custom, and regarded the eggs as the emblem of the resurrection, as is evinced by the benediction of Pope Paul V., about 1610, which reads thus: „Bless, O Lord! we beseech thee, this thy creature of eggs, that it may become a wholesome sustenance to thy faithful servants, eating it in thankfulness to thee on account of the resurrection of the Lord.“ Thus the custom has come down from ages lost in antiquity».
  24. Пасха, христианский праздник // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  25. Anne Jordan. Christianity. — Nelson Thornes[en], 5 April 2000.
  26. 26,0 26,1 Коринфский А. А. Светло Христово Воскресение. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. —  М., 1901.
  27. Коринфский А. А. Светло Христово Воскресение. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа.. —  М., 1901.
  28. 28,0 28,1 28,2 David Leeming (2005). The Oxford Companion to World Mythology. — Oxford University Press.
  29. Пасха в Италии: даты, традиции и кухня. Дата обращения: 30 сентября 2023.
  30. Пасха во Франции: «шоколадная» охота. Дата обращения: 30 сентября 2023.
  31. Юрий_Дуданов. Как выглядят пасхальные яйца в разных странах мира (29 Марта 2015). Дата обращения: 30 сентября 2023.
  32. Оксана Головко.Освящение куличей, яиц и творожных пасох — обязательно ли? // Православие и мир, 9 апреля 2015 г.
  33. Агапкина, Белова, 2012, с. 627.
  34. Агапкина, 2004, с. 646.
  35. 35,0 35,1 О. В. Белова. Красный цвет. Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. — М. : Межд. отношения, 1999. — ISBN 5-7133-0982-7.
  36. Ольга Максименко. Кто идёт? Навруз — весенний Новый год! // ШколаЖизни.ру : журнал.
  37. Ильxaма Мамадова, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии НАНА: «Встречайте прекрасный весенний праздник Новруз, не забывая обычаи и традиции наших предков!» // Азербайджанские Известия, 19 марта 2014 г.
  38. Музей Солнца научит расписывать яйца
  39. Владимир Немыченков. Яйца с образами // Православие.Ру, 29 апреля 2013 г.
  40. 10 интересных фактов о Пасхе. Дата обращения: 1 октября 2023.
  41. Москвичей в очередной раз порадовали гигантским яйцом. Moslenta (04 апреля 2018). Дата обращения: 1 октября 2023.
  42. Огромное пасхальное яйцо в канадском городе Вегревилл. Дата обращения: 1 октября 2023.
  43. В Одесской области установили самое большое в мире светящееся пасхальное яйцо,. Храм святителя Николая в Толмачах. Дата обращения: 1 октября 2023.
  44. Памятники яйцам. Дата обращения: 1 октября 2023.

Литература

Ссылки