Понёва

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Женский праздничный костюм: рубаха, понёва, передник-занавеска, нагрудное украшение, платок, пояс, поясное украшение, башмаки, чулки. Воронежская губерния, Бирючинский уезд. Конец XIX — начало XX века

Понёва (панёва, понява, поня, понька — вероятно от «понять» в значении «обнять») — элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка — поясная одежда для замужних женщин. Её надевали на белую холщёвую рубаху. Панёва характерна центральным, западным и южным губерниям России: Московской, Калужской, Смоленской, Брянской, Орловской, Тульской, Рязанской, Курской, Воронежской, Тамбовской, Пензенской[1]. Также распространялась на восток Украины (Полтавская и Харьковская губернии) и Белоруссии (Могилёвская, Гомельская и Минская губернии). Кроме этого, плахта знаменита в Южном Приуралье и Нижнем Подонье[2].

Главным элементом народного костюма выступала рубаха. Её носили, и молодые девушки, и женщины в возрасте. Поверх рубахи надевались другие элементы. На юге Руси таким предметом одежды и была понёва. Существовал даже обряд — когда женщина выходила замуж, то надевала шерстяную юбку. В дополнение к ней шла особая нагрудная, а также плечевая одежда, головной убор. Этот комплект назывался понёвный[3].

Описание

Понёва — одежда, похожая на юбку, состоящая из трёх и более кусков ткани. Лоскуты имели прямоугольную форму и изготавливались на ткацком станке. Его ширина составляла 35 см, поэтому для одной юбки использовалось несколько полотен. Панёва надевалась поверх рубахи, оборачивалась вокруг бедёр и крепилась на талии гашником, особым шерстяным шнурком. В зависимости от региона юбка могла опускаться ниже талии или завязываться под грудью. Подол украшали богатой расцветкой, узорами и вышивкой[4].

По покрою

Праздничный костюм пожилой женщины: рубаха, понёва, передник-занавеска, платок. Воронежская губерния, Бирючинский уезд. Конец XIX — начало XX века

По покрою различаются распашные, с прошвой и глухие панёвы[5]. Первый вид понёвы назывался распашной и представлял собой прямоугольник из трёх полотнищ. По всей длине между полотнами или только на нижней части были вшиты полосы красной ткани — сукна или кумача[6]. Среди распашных панёв различаются «растополка» и «разнополка». У «растополки» одно полотнище расположено спереди и два сзади, поэтому оба бока оказываются открытыми. «Разнополка», состояла из трёх полотен разной длины, которые закрывали тело с боков и задней стороны[3].

Второй вид понёвы получил название понява с прошвой. Он представлял собой юбку, изготовленную из трёх клетчатых шерстяных полотнищ и одной вставки. Вставка была сделана из однотонной холщовой или хлопчатобумажной ткани и называлась прошвой. При надевании она располагалась спереди или сбоку. Такую плахту соединяли по всем швам и называли сплошной[7].

Третий вид понёвы — «глухой», полностью сшит как юбка. Она была изготовлена из четырёх-пяти полотен клетчатой ткани. Такой вид поньки считался более поздним вариантом этой поясной одежды[6].

По расцветке

Костюм женский праздничный. Русский. Начало ХХ в. Тамбовская губерния. Спасский уезд. Село Студенец.

Для будней и праздников существовал различный стиль одежды. Будничные понёвы шились из более грубой шерсти, чем праздничные. Праздничные, наоборот, из более дорогой и тонкой шерсти[1]. По цвету, орнаменту плахты можно определить и губернию, и уезд, а также деревню, из которой приехала женщина[5]. На севере Рязанской, Курской, Пензенской губерний основным видом являлась синяя клетчатая, или чёрная понька, оформленная цветной и белой нитями. В Воронежской и Калужской губерниях — чёрная клетчатая панёва[5]. На границе Рязанской и Тульской губерний фон понёвы был красным, с белой и чёрной ниткой, пропущенной по нему[3].

Украшения

Народные мастерицы применяли разные способы нанесения и размещения узоров, использовали полосы плотной вышивки шерстью, которые иногда закрывают саму ткань, а также употребляли блёстки и нашивки из ткани. Панёвы в Орловской губернии украшались сплошной аппликацией из чередующихся в шахматном порядке красных и белых квадратов[8]. В Рязанской и Тульской губерниях применялась вышивка красными, чёрными и белыми нитками[9].

Будничная понька обычно не украшалась. Единственным её украшением мог быть цветной шнур или узкая тесёмка, пришитая по краю подола[1]. Праздничные плахты были украшены нашивкой, вышивкой, блёстками и пуговицами, а иногда даже бубенчиками[10]. Украшения располагались горизонтальными полосами. Вертикальные швы украшали вышивкой, металлическим кружевом, тесьмой[1]. Невестам, на заднее полотнище понёвы, нашивались многочисленные крупные розетки из ярких лент, с бусами или с бубенцами в центре, кисти из шёлковых нитей[8].

Хотя понёва была в основном повседневной одеждой, она выполняла и эстетические функции. Разнообразные вышивки, узоры и яркое сочетание красных, синих и белых цветов делали эту юбку подлинным шедевром декоративно-прикладного искусства.

Обычай ношения

Торжественно проходил обряд первого надевания понёвы на женщину. Все её родственники собирались в дом, чтобы встретить просватанную. Мать, держа в руках поньку, предлагала прыгнуть в неё дочери, которая стояла на лавке. «Прыжок» девушки в понёву означал согласие на свадьбу[1].

"Прынь, дитятко, прынь, милая, в вечный хомут, в бабью понёву", — говорила мать.
Дочь отвечала: "Хочу — прыгну, а хочу — и не прыгну".

В основе женского традиционного костюма была рубаха. В зависимости от возраста на неё надевались разнообразные элементы: юбка-понёва, плечевая и нагрудная одежда, а также головной убор. Весь этот комплект одежды имел название «понёвный». C XX века понёву носили только женщины-крестьянки[9]. В распоряжении у крестьянки имелось десять — пятнадцать плахт, предназначенные для использования в разных случаях её жизни: понёвы для «великих праздников» — Пасхи и Рождества, понёвы для больших праздников — Троицы, престольных дней деревни, понёвы для воскресных дней, понёвы для большого траура, понёвы для малого траура[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Русский традиционный костюм. Понева. Музей народных ремёсел и промыслов. Дата обращения: 1 июля 2024.
  2. Понёва. Большая российская энциклопедия, 2004 - 2017. Дата обращения: 30 июня 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 Понёва – традиционный элемент женской одежды на Руси. Интернет-магазин FolkBerry. Русский народный костюм (1 июля 2024). Дата обращения: 4 июля 2024.
  4. По одежке встречают. Культура.РФ. Дата обращения: 1 июля 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 Понёва, как элемент традиционной русской женской одежды. Русские орнаменты и узоры (8 мая 2014). Дата обращения: 1 июля 2024.
  6. 6,0 6,1 От Понёвы до Пятишовки. Народный и исторический костюм (11 июня 2013). Дата обращения: 2 июля 2024.
  7. Большая Российская энциклопедия / под ред. С. Л. Кравец. — М.: Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 2004. — С. 184. — 1007 с. — ISBN 5-85270-326-5.
  8. 8,0 8,1 Понева – как элемент русского народного костюма. Энциклопедия Белгородской области (14 ноября 2018). Дата обращения: 2 июля 2024.
  9. 9,0 9,1 Штейнмиллер Наталья. Понёва – часть традиционной русской одежды. Мусагет. Традиции, праздники, народы, искусство и культура (3 октября 2021). Дата обращения: 1 июля 2024.
  10. Понёва. Российский гуманитарный энциклопедический словарь. Дата обращения: 2 июля 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!