Одежда

Материал из «Знание.Вики»
Одежда разных эпох

Одежда — это искусственные покровы человеческого тела.

Одежда может быть изготовлена из ткани, вязаного полотна, кожи, меха и других материалов.

В зависимости от отрасли знания, определения одежды варьируются, например в конструировании одежды определение сформулировано следующим образом:

Одежда — это сложный трёхмерный объект с гибкой, подвижной структурой.[1]

Интересен феномен цифровой (виртуальной) одежды.

История

Наряду с жилищем одежда появилась как одно из основных средств защиты от разнообразных внешних воздействий.

Существует две концепции происхождения одежды: утилитарная и идеалистическая.

Идеалистическая концепция называет основную причину появления одежды чувство стыда, эстетического побуждения. В этой же концепции обозначается переход к одежде из украшений, описываются религиозные и магические представления и т. д.

Одежда — одно из древнейших достижений человека.

Современные исследователи говорят о комплексном подходе, где варианты одежды первобытных людей, служили не только для того, чтобы укрыть тело от неблагоприятных условий погоды, но и затем, чтобы придать магические свойства владельцу, выделить его из всех остальных.

Исследователи отмечают, что в холодном климате Огненной Земли, аборигены данной местности, несмотря на холод, дожди и снег, ходили обнаженными, а восточно-африканские племена близ экватора во время ритуальных действий носили длинные шубы, сшитые их козлиных шкур. Древние фрески, относящиеся к 4 т. до н. э., иллюстрируют тот факт, что одежду носили лишь представители высших сословий, все же остальные ходили обнаженными.

В советской историографии считалось, что одежда возникла вначале как средство украшения и сословного отличия человека, что с изменением климата и образа жизни людей значительно усилилась защитная, практическая функция одежды[2].

Первые археологические находки, относящиеся к одежде, относятся к средствам производства одежды — это памятники позднего Палеолита: каменные скребки и костяные иглы, служившие для обработки и сшивания шкур.

Археологические раскопки показывают, что одежда появилась в период 40—25 тысяч лет том у назад, когда человек уже умел, пользуясь костяным и иглами, сшивать, сплетать и связывать различные естественные материалы — листья, солому, тростник, шкуры животных, чтобы придать им желаемую конструкцию.

Первыми атрибутированными материалами для одежды были шкуры различных животных, листья, трава, древесная кора (например, Тапа у жителей Океании), рыбья кожа, кишки сивуча и др. морских животных, птичьи шкурки. Научившись в эпоху Неолита искусству прядения и ткачества, человек использовал первоначально волокна дикорастущих растений.

Качественный переход в неолите к скотоводству и земледелию приводит к появлению волокон культурных растений (льна, конопли, хлопка) и шерсти домашних животных.

Следующий рубеж истории одежды — это появление шитой одежды, которой предшествовали её прототипы: первобытный плащ (шкура) и набедренное прикрытие. Из плаща появятся разного рода плечевая одежда; впоследствии из неё возникли Тога, Туника, Пончо, Бурка, рубаха и т. п. Отправной точкой генезиса поясной одежды была набедренное прикрытие: здесь появляются передник, юбка, штаны.

Производство одежды

Индийское сари

В разных культурах развивались различные способы создания одежды из ткани. Один из подходов включает в себя драпировку ткани. Даже в современной действительности продолжается использование одежды, представляющую собой прямоугольник ткани, завернутых по размеру - например, дхоти для мужчин и сари для женщин[3], шотландский килт и яванский саронг.

Например, в разных регионах и в различных этнических группах Индии принят свой особенный метод драпировки сари. Исследователи отмечают, что способ драпировки рассказывает о территориальной принадлежности его хозяйки, и, в зависимости от этого фактора, о её вероисповедании и месте проживания. Каждый стиль драпирования имеет историю.

Иная технология производства одежды включает измерение, резку и шитье ткани вручную или с помощью швейной машины. Одежда может быть вырезана по выкройке и скорректирована портным по меркам владельца. Регулируемая форма пошива манекена или платья используется для создания облегающей одежды.

За тысячи лет, в течение которых люди создавали одежду, было сформировано множество стилей, многие из которых были реконструированы по сохранившимся предметам одежды, фотографиям, картинам, мозаикам и т. д., а также по письменным описаниям.

Виды одежды

Существует множество критериев классификации одежды:

Детская одежда, декорированная традиционной русской вышивкой

По половозрастным признакам

  • Мужская
  • Женская
  • Детская
    • для новорождённых — для детей до 9 месяцев
    • для детей ясельной группы — для детей от 9 месяцев до 3 лет
    • для детей дошкольной группы — для детей от 3 до 7 лет
    • для детей младшей школьной группы — для мальчиков от 7 до 12,5 лет и девочек от 7 до 11,5 лет
    • для детей старшей школьной группы — для мальчиков от 12,5 до 15,5 лет и девочек от 11,5 до 14,5 лет
    • для детей подростковой группы — для мальчиков от 15,5 до 18 лет и девочек от 14,5 до 18 лет

По опиранию на части тела человека

  • Плечевая одежда — одежда, опирающаяся на верхнюю опорную поверхность тела, ограниченную сверху линиями сочленения туловища с шеей и верхними конечностями, а снизу — линией, проходящей через выступающие точки лопаток и груди: пальто, полупальто, плащ, накидка (пелерина), куртка, блуза, пиджак, жакет, жакетка, джемпер, жилет, свитер, комбинезон, полукомбинезон, ползунки, платье, халат, блузка, кофточка, верхняя сорочка, нижняя сорочка, ночная сорочка, фартук, комбинация, распашонка, рубашечка, фуфайка, майка, купальник.
  • Поясная одежда — одежда, опирающаяся на нижнюю опорную поверхность тела, ограниченную сверху линией талии, а снизу — линией бёдер: брюки, шорты, рейтузы, юбка, нижняя юбка, трусы, плавки, кальсоны, панталоны.

По функциональным признакам

  • Нательное бельё — изделие для создания необходимых гигиенических условий тела: майка, трусы, панталоны и т. д.
  • Корсетное изделие — швейное или трикотажное изделие, надеваемое непосредственно на тело для формирования и поддержания отдельных частей тела, а также для держания чулок: бюстгальтер, грация, полуграция, корсет, полукорсет, пояс для чулок.
  • Верхняя одежда — одежда, надеваемая на корсетные изделия, нательное бельё и (или) изделия костюмно-платьевой группы: куртка, пальто, плащ и т. д.
  • Головной убор — швейное или трикотажное изделие, покрывающее голову: шапка-ушанка, кепи, кепка, шляпа, шапка, берет, шлем, жокейка, пилотка, капор, чепчик, фуражка, бескозырка, тюбетейка.
  • Чулочно-носочное изделие — трикотажное изделие, надеваемое непосредственно на тело и покрывающее нижнюю часть туловища и (или) ноги, каждую в отдельности, включая ступни: подследники, носки, получулки, чулки, гетры, колготки
  • Перчаточное изделие — швейное или трикотажное изделие, надеваемое непосредственно на тело и покрывающее нижнюю часть руки и предплечья: варежки, рукавицы, перчатки, рукавички
  • Платочно-шарфовое изделие — швейное или трикотажное изделие, покрывающее голову и (или) шею: платок, косынка, шарф
  • Обувь — изделие для предохранения ног от внешних воздействий и несущее утилитарные и эстетические функции

По климатическим характеристикам[4]

  • Летняя: сарафан, шорты
  • Зимняя
  • Демисезонная — одежда для весенне-осеннего периода
  • Всесезонная — одежда для ношения в любое время года.

В XX веке данная классификация усложнилась одеждой-трансформером[5].

По эксплуатационным признакам

Данная классификация была популярна в СССР в товароведении и истории повседневности.

  • Бытовая
    • Домашняя — бытовая одежда для работы и отдыха в домашних условиях
      • Рабочая — домашняя одежда для работы в бытовых условиях
    • Повседневная — бытовая одежда для повседневного ношения. В западно-европейский традиции данная категория одежды представлена стилем кэжуал.
    • Торжественная — бытовая одежда для ношения в торжественных условиях
    • Спортивная — бытовая одежда для занятий спортом
    • Национальная — бытовая одежда, отражающая специфику национальной культуры и быта народа. Может быть повседневной, торжественной или обрядовой.
  • Производственная (не путать с бытовой рабочей одеждой) — одежда для ношения в производственных условиях различных отраслей хозяйства
    • Специальная (спецодежда) — производственная одежда для защиты работающего от воздействия опасных и вредных производственных факторов
    • Санитарная — производственная одежда для защиты предметов труда от работающего и работающего от общих производственных загрязнений
      • Технологическая — разновидность санитарной одежды для защиты предметов труда
    • Форменная — одежда военнослужащих, работников специальных ведомств и учащихся, для которых установлена форма

По комплектности

  • Отдельные полнофункциональные изделия одежды — изделия одежды, могущие использоваться самостоятельно, отдельно от других изделий одежды.
  • Комплекты одежды — изделия одежды, выполненные в едином стиле и предназначенные для совместной носки: костюм (в том числе: мужской костюм, женский костюм), брючный комплект, купальный костюм, пляжный комплект, пижама.

По технологии изготовления

  • Швейная — одежда, изготовленная в условиях швейного производства из всех видов материалов, предназначенных для одежды и бельевых изделий
  • Трикотажная — одежда, изготовленная в условиях трикотажного производства из трикотажного полотна или цельновязаное
  • Валяная
  • Нетканная:
  1. клепаная
  2. распечатанная на 3D-принтере

По типу производства

  • Одежда массового производства — одежда на типовые фигуры, изготовленная сериями в условиях поточного производства;
    • Модный показ одежды прет-а-порте, 1961 год
      Прет-а-порте;
    • одежда серийного производства
  • Одежда по индивидуальному заказу — одежда, изготовленная по измерениям фигуры человека и предлагаемой модели.

По основному материалу

  • Тканевая
  • Кожаная
  • Меховая
  • Перо-пуховая
  • Резиново-полимерная

По признаку компенсируемых функций

  • опорно-двигательные[6];
  • коммуникационные;
  • защитные.

Для классификации продукции швейной промышленности в ОКП выделен самостоятельный класс под номером 85 «Изделия швейные».

Некоторые формы средств индивидуальной защиты представляют собой одежду, такую ​​как комбинезон, чапсы или белый халат врача. Более специализированные формы защитного снаряжения, такие как лицевые щитки , классифицируются как защитные аксессуары. Гидрокостюмы или скафандры для космических полетов также облегают тело, и представляют собой форму одежды, но не являются одеждой.

Одежда как социальный инструмент

Одежда как элемент человеческой среды обитания является привычным атрибутом жизни уже с эпохи первобытности[7]. Существует поле теоретических исследований, которые занимаются анализом процесса накопления значимых социально-культурных функций одежды, от защитной, до расширенного комплекса функций современной одежды, когда она маркирует такие характеристики владельца, как пол, социальный статус, возраст, этническую и религиозную принадлежность, материальное благосостояние, профессию, ситуацию традиционной и современной обрядности, является визуальной печатью психотипа личности и пр.

В фундаментальном труде американской исследовательницы Э. Холландер «Взгляд сквозь одежду» подробно описаны социально-психологические основания функциональности одежды: персонификации, либо, наоборот, нивелирование личности как отражение роли индивида в рамках той или иной культуры.

Понятия «одежда» и «костюм» во многом сходны, но имеют существенные отличия.

Одежда оказывает влияние на его восприятие окружающими, свидетельствует о его культурном уровне (включая чувство стиля, чувство вкуса), социальном статусе, материальном благосостоянии[8].

Литература

Примечания

  1. М. А. Гусева, В. В. Гетманцева, Е. Г. Андреева. Применение трехмерной печати для формозакрепляющих элементов в швейные изделия // Материалы и технологии. — 2018. — № 2. — doi:10.24411/2617-149X-2018-12013.
  2. Каминская Н. М. История костюма . Учебное пособие для средн.спец. учеб. заведений швейной промышленности.. — М.: Легкая индустрия, 1977. — С. 4. — 128 с.
  3. Балакирева Наталья Вячеславовна. Семиотический статус индийского женского костюма // ТРУДЫ СПБГИК.. — 2007.
  4. Ёкубов Журабек Нарзуллоевич Маджидова Марварид Хаким Кизи Саидмуродова Матлуба Ахтам Кизи. Основные понятия об одежде, её функции и классификация современной одежды // Вопросы науки и образования. — 2017.
  5. А.М. Вдовкина, Г.Ю. Максимова, О.В. Пищинская. РАЗРАБОТКА ОДЕЖДЫ-ТРАНСФОРМЕРА В СТИЛЕ ТЕКВИР // Сборник трудов II международной научно-практической конференции «Инновации и дизайн».. — 2022. — Т. №1.
  6. Гирфанова Л.Р. Классификация компенсирующей одежды и её предметов // Международный научно-исследовательский журнал : журнал. — 2017. — Август (№ 7(38)).
  7. Сиюхова Аминет Магаметовна. Традиционная одежда как объект музейного хранения и экспонирования (культурологический аспект) // Культурное наследие России. — 2017.
  8. Осколков Иван Анатольевич. Культура одежды: понятие, структура и условия формирования // КПЖ.. — 2016.. — № 6 (119). — С. 171.