Одежда
Одежда — это искусственные покровы человеческого тела.
Одежда может быть изготовлена из ткани, вязаного полотна, кожи, меха и других материалов.
В зависимости от отрасли знания, определения одежды варьируются, например в конструировании одежды определение сформулировано следующим образом:
Одежда — это сложный трёхмерный объект с гибкой, подвижной структурой.[1]
Интересен феномен цифровой (виртуальной) одежды.
История
Наряду с жилищем одежда появилась как одно из основных средств защиты от разнообразных внешних воздействий.
Существует две концепции происхождения одежды: утилитарная и идеалистическая.
Идеалистическая концепция называет основную причину появления одежды чувство стыда, эстетического побуждения. В этой же концепции обозначается переход к одежде из украшений, описываются религиозные и магические представления и т. д.
Одежда — одно из древнейших достижений человека.
Современные исследователи говорят о комплексном подходе, где варианты одежды первобытных людей, служили не только для того, чтобы укрыть тело от неблагоприятных условий погоды, но и затем, чтобы придать магические свойства владельцу, выделить его из всех остальных.
Исследователи отмечают, что в холодном климате Огненной Земли, аборигены данной местности, несмотря на холод, дожди и снег, ходили обнаженными, а восточно-африканские племена близ экватора во время ритуальных действий носили длинные шубы, сшитые их козлиных шкур. Древние фрески, относящиеся к 4 т. до н. э., иллюстрируют тот факт, что одежду носили лишь представители высших сословий, все же остальные ходили обнаженными.
В советской историографии считалось, что одежда возникла вначале как средство украшения и сословного отличия человека, что с изменением климата и образа жизни людей значительно усилилась защитная, практическая функция одежды[2].
Первые археологические находки, относящиеся к одежде, относятся к средствам производства одежды — это памятники позднего Палеолита: каменные скребки и костяные иглы, служившие для обработки и сшивания шкур.
Археологические раскопки показывают, что одежда появилась в период 40—25 тысяч лет том у назад, когда человек уже умел, пользуясь костяным и иглами, сшивать, сплетать и связывать различные естественные материалы — листья, солому, тростник, шкуры животных, чтобы придать им желаемую конструкцию.
Первыми атрибутированными материалами для одежды были шкуры различных животных, листья, трава, древесная кора (например, Тапа у жителей Океании), рыбья кожа, кишки сивуча и др. морских животных, птичьи шкурки. Научившись в эпоху Неолита искусству прядения и ткачества, человек использовал первоначально волокна дикорастущих растений.
Качественный переход в неолите к скотоводству и земледелию приводит к появлению волокон культурных растений (льна, конопли, хлопка) и шерсти домашних животных.
Следующий рубеж истории одежды — это появление шитой одежды, которой предшествовали её прототипы: первобытный плащ (шкура) и набедренное прикрытие. Из плаща появятся разного рода плечевая одежда; впоследствии из неё возникли Тога, Туника, Пончо, Бурка, рубаха и т. п. Отправной точкой генезиса поясной одежды была набедренное прикрытие: здесь появляются передник, юбка, штаны.
Производство одежды
В разных культурах развивались различные способы создания одежды из ткани. Один из подходов включает в себя драпировку ткани. Даже в современной действительности продолжается использование одежды, представляющую собой прямоугольник ткани, завернутых по размеру - например, дхоти для мужчин и сари для женщин[3], шотландский килт и яванский саронг.
Например, в разных регионах и в различных этнических группах Индии принят свой особенный метод драпировки сари. Исследователи отмечают, что способ драпировки рассказывает о территориальной принадлежности его хозяйки, и, в зависимости от этого фактора, о её вероисповедании и месте проживания. Каждый стиль драпирования имеет историю.
Иная технология производства одежды включает измерение, резку и шитье ткани вручную или с помощью швейной машины. Одежда может быть вырезана по выкройке и скорректирована портным по меркам владельца. Регулируемая форма пошива манекена или платья используется для создания облегающей одежды.
За тысячи лет, в течение которых люди создавали одежду, было сформировано множество стилей, многие из которых были реконструированы по сохранившимся предметам одежды, фотографиям, картинам, мозаикам и т. д., а также по письменным описаниям.
Виды одежды
Существует множество критериев классификации одежды:
По половозрастным признакам
- Мужская
- Женская
- Детская
- для новорождённых — для детей до 9 месяцев
- для детей ясельной группы — для детей от 9 месяцев до 3 лет
- для детей дошкольной группы — для детей от 3 до 7 лет
- для детей младшей школьной группы — для мальчиков от 7 до 12,5 лет и девочек от 7 до 11,5 лет
- для детей старшей школьной группы — для мальчиков от 12,5 до 15,5 лет и девочек от 11,5 до 14,5 лет
- для детей подростковой группы — для мальчиков от 15,5 до 18 лет и девочек от 14,5 до 18 лет
По опиранию на части тела человека
- Плечевая одежда — одежда, опирающаяся на верхнюю опорную поверхность тела, ограниченную сверху линиями сочленения туловища с шеей и верхними конечностями, а снизу — линией, проходящей через выступающие точки лопаток и груди: пальто, полупальто, плащ, накидка (пелерина), куртка, блуза, пиджак, жакет, жакетка, джемпер, жилет, свитер, комбинезон, полукомбинезон, ползунки, платье, халат, блузка, кофточка, верхняя сорочка, нижняя сорочка, ночная сорочка, фартук, комбинация, распашонка, рубашечка, фуфайка, майка, купальник.
- Поясная одежда — одежда, опирающаяся на нижнюю опорную поверхность тела, ограниченную сверху линией талии, а снизу — линией бёдер: брюки, шорты, рейтузы, юбка, нижняя юбка, трусы, плавки, кальсоны, панталоны.
По функциональным признакам
- Нательное бельё — изделие для создания необходимых гигиенических условий тела: майка, трусы, панталоны и т. д.
- Корсетное изделие — швейное или трикотажное изделие, надеваемое непосредственно на тело для формирования и поддержания отдельных частей тела, а также для держания чулок: бюстгальтер, грация, полуграция, корсет, полукорсет, пояс для чулок.
- Верхняя одежда — одежда, надеваемая на корсетные изделия, нательное бельё и (или) изделия костюмно-платьевой группы: куртка, пальто, плащ и т. д.
- Головной убор — швейное или трикотажное изделие, покрывающее голову: шапка-ушанка, кепи, кепка, шляпа, шапка, берет, шлем, жокейка, пилотка, капор, чепчик, фуражка, бескозырка, тюбетейка.
- Чулочно-носочное изделие — трикотажное изделие, надеваемое непосредственно на тело и покрывающее нижнюю часть туловища и (или) ноги, каждую в отдельности, включая ступни: подследники, носки, получулки, чулки, гетры, колготки
- Перчаточное изделие — швейное или трикотажное изделие, надеваемое непосредственно на тело и покрывающее нижнюю часть руки и предплечья: варежки, рукавицы, перчатки, рукавички
- Платочно-шарфовое изделие — швейное или трикотажное изделие, покрывающее голову и (или) шею: платок, косынка, шарф
- Обувь — изделие для предохранения ног от внешних воздействий и несущее утилитарные и эстетические функции
По климатическим характеристикам[4]
- Летняя: сарафан, шорты
- Зимняя
- Демисезонная — одежда для весенне-осеннего периода
- Всесезонная — одежда для ношения в любое время года.
В XX веке данная классификация усложнилась одеждой-трансформером[5].
По эксплуатационным признакам
Данная классификация была популярна в СССР в товароведении и истории повседневности.
- Бытовая
- Домашняя — бытовая одежда для работы и отдыха в домашних условиях
- Рабочая — домашняя одежда для работы в бытовых условиях
- Повседневная — бытовая одежда для повседневного ношения. В западно-европейский традиции данная категория одежды представлена стилем кэжуал.
- Торжественная — бытовая одежда для ношения в торжественных условиях
- Спортивная — бытовая одежда для занятий спортом
- Национальная — бытовая одежда, отражающая специфику национальной культуры и быта народа. Может быть повседневной, торжественной или обрядовой.
- Домашняя — бытовая одежда для работы и отдыха в домашних условиях
- Производственная (не путать с бытовой рабочей одеждой) — одежда для ношения в производственных условиях различных отраслей хозяйства
- Специальная (спецодежда) — производственная одежда для защиты работающего от воздействия опасных и вредных производственных факторов
- Санитарная — производственная одежда для защиты предметов труда от работающего и работающего от общих производственных загрязнений
- Технологическая — разновидность санитарной одежды для защиты предметов труда
- Форменная — одежда военнослужащих, работников специальных ведомств и учащихся, для которых установлена форма
По комплектности
- Отдельные полнофункциональные изделия одежды — изделия одежды, могущие использоваться самостоятельно, отдельно от других изделий одежды.
- Комплекты одежды — изделия одежды, выполненные в едином стиле и предназначенные для совместной носки: костюм (в том числе: мужской костюм, женский костюм), брючный комплект, купальный костюм, пляжный комплект, пижама.
По технологии изготовления
- Швейная — одежда, изготовленная в условиях швейного производства из всех видов материалов, предназначенных для одежды и бельевых изделий
- Трикотажная — одежда, изготовленная в условиях трикотажного производства из трикотажного полотна или цельновязаное
- Валяная
- Нетканная:
- клепаная
- распечатанная на 3D-принтере
По типу производства
- Одежда массового производства — одежда на типовые фигуры, изготовленная сериями в условиях поточного производства;
- Прет-а-порте;
- одежда серийного производства
- Одежда по индивидуальному заказу — одежда, изготовленная по измерениям фигуры человека и предлагаемой модели.
По основному материалу
- Тканевая
- Кожаная
- Меховая
- Перо-пуховая
- Резиново-полимерная
По признаку компенсируемых функций
- опорно-двигательные[6];
- коммуникационные;
- защитные.
Для классификации продукции швейной промышленности в ОКП выделен самостоятельный класс под номером 85 «Изделия швейные».
Некоторые формы средств индивидуальной защиты представляют собой одежду, такую как комбинезон, чапсы или белый халат врача. Более специализированные формы защитного снаряжения, такие как лицевые щитки , классифицируются как защитные аксессуары. Гидрокостюмы или скафандры для космических полетов также облегают тело, и представляют собой форму одежды, но не являются одеждой.
Одежда как социальный инструмент
Одежда как элемент человеческой среды обитания является привычным атрибутом жизни уже с эпохи первобытности[7]. Существует поле теоретических исследований, которые занимаются анализом процесса накопления значимых социально-культурных функций одежды, от защитной, до расширенного комплекса функций современной одежды, когда она маркирует такие характеристики владельца, как пол, социальный статус, возраст, этническую и религиозную принадлежность, материальное благосостояние, профессию, ситуацию традиционной и современной обрядности, является визуальной печатью психотипа личности и пр.
В фундаментальном труде американской исследовательницы Э. Холландер «Взгляд сквозь одежду» подробно описаны социально-психологические основания функциональности одежды: персонификации, либо, наоборот, нивелирование личности как отражение роли индивида в рамках той или иной культуры.
Понятия «одежда» и «костюм» во многом сходны, но имеют существенные отличия.
Одежда оказывает влияние на его восприятие окружающими, свидетельствует о его культурном уровне (включая чувство стиля, чувство вкуса), социальном статусе, материальном благосостоянии[8].
Литература
- Каминская Н. М. История костюма . Учебное пособие для средн. спец. учеб. заведений швейной пром-сти. М., «Легкая индустрия», 1977. 128 с. с ил
- Ёкубов Журабек Нарзуллоевич, Маджидова Марварид Хаким Кизи, Саидмуродова Матлуба Ахтам Кизи. Основные понятия об одежде, её функции и классификация современной одежды // Вопросы науки и образования. — 2017. — № 2 (3).
- Осколков Иван Анатольевич. Культура одежды: понятие, структура и условия формирования // Казанский педагогический журнал. — 2016. — № 6 (119).
Примечания
- ↑ М. А. Гусева, В. В. Гетманцева, Е. Г. Андреева. Применение трехмерной печати для формозакрепляющих элементов в швейные изделия // Материалы и технологии. — 2018. — № 2. — doi:10.24411/2617-149X-2018-12013.
- ↑ Каминская Н. М. История костюма . Учебное пособие для средн.спец. учеб. заведений швейной промышленности.. — М.: Легкая индустрия, 1977. — С. 4. — 128 с.
- ↑ Балакирева Наталья Вячеславовна. Семиотический статус индийского женского костюма // ТРУДЫ СПБГИК.. — 2007.
- ↑ Ёкубов Журабек Нарзуллоевич Маджидова Марварид Хаким Кизи Саидмуродова Матлуба Ахтам Кизи. Основные понятия об одежде, её функции и классификация современной одежды // Вопросы науки и образования. — 2017.
- ↑ А.М. Вдовкина, Г.Ю. Максимова, О.В. Пищинская. РАЗРАБОТКА ОДЕЖДЫ-ТРАНСФОРМЕРА В СТИЛЕ ТЕКВИР // Сборник трудов II международной научно-практической конференции «Инновации и дизайн».. — 2022. — Т. №1.
- ↑ Гирфанова Л.Р. Классификация компенсирующей одежды и её предметов // Международный научно-исследовательский журнал : журнал. — 2017. — Август (№ 7(38)).
- ↑ Сиюхова Аминет Магаметовна. Традиционная одежда как объект музейного хранения и экспонирования (культурологический аспект) // Культурное наследие России. — 2017.
- ↑ Осколков Иван Анатольевич. Культура одежды: понятие, структура и условия формирования // КПЖ.. — 2016.. — № 6 (119). — С. 171.