Троица
Тро́ица (Пятидеся́тница) ― один из 12 главных христианских праздников. Празднуется на 50-й день после праздника Христова Воскресения. Дата Пасхи — плавающая, поэтому Троица выпадает на разные даты. В Православной Церкви он отмечается на пятидесятый день после Пасхи — в воскресенье. Ключевым событием, которому посвящён праздник Троицы, является сошествие Святого Духа на апостолов, ставшее поворотным пунктом истории, отправной точкой Новозаветной Апостольской Церкви. Получив дары Духа Святого, апостолы, преображённые и обновлённые в вере, отправляются на проповедь Евангелия во все концы мира. События Пятидесятницы подробно описаны в Деяниях святых апостолов евангелистом Лукой[1][2].
Смысл и история праздника
Праздник отмечается верующими с 381 года. Именно тогда на Втором Вселенском Константинопольском церковном соборе было утверждено учение о трёх ипостасях Бога: Отце, Сыне и Святом Духе. В этот же день была также явлена полнота Святой Троицы. Согласно Новому Завету, перед Вознесением в Царствие Небесное Иисус Христос обещал своим ученикам, апостолам, что в утешение пришлёт им от Своего Отца Святого Духа. После Вознесения Христа апостолы ежедневно собирались в Сионской горнице в Иерусалиме для молитв и чтения Святого Писания[1].
На десятый день после Вознесения Христа (50-й день после Воскресения), находясь в горнице, в третий час дня апостолы услышали шум. Появились огненные языки, которые почили на каждом из них. Так ученики Иисуса исполнились Святого Духа и стали говорить на разных языках, обращаясь с проповедью к представителям разных народов. День сошествия Святого Духа считается днём создания христианской церкви, которая усилиями апостолов начала распространяться по всему миру[2].
Пятидесятница в Ветхом и Новом Завете
Празднование Пятидесятницы имеет глубокий корень в Библии и как в Ветхом, так и в Новом Завете. Это событие, произошедшее через 50 дней после Воскресения Христа, было необычным, но ожидаемым учениками. Пророки предрекали пришествие Святого Духа Утешителя, множество раз. Более того, Сам Иисус упоминал о нём накануне своей казни — распятия, во время прощальной речи. Благословение пришло в третий раз через дуновение Духа во время Вознесения. И, наконец, Дух Христа снизошел на учеников ясно и отчетливо во время самой Пятидесятницы[3].
Как пишет евангелист Лука, став свидетелями чудесного Вознесения Христа на небеса, двенадцать апостолов вместе с Пресвятой Девой, женами-мироносицами и другими учениками пребывали в Синайской горнице в молитве. Они ждали, что Господь ниспошлет на них силу свыше, хотя и не знали, как будет выглядеть сошествие Духа. Пишет евангелист:
«В девятом часу дня Пятидесятницы, когда иудеи по обычаю собирались в храме для принесения жертв, невероятный шум наполнил всю горницу, где находились апостолы, а на их головы начали спускаться языки пламени, которые светили, но не обжигали их. Однако самыми невероятными были не физические свойства этого огня, а духовные. Коснувшись апостолов, он сообщал им огромный прилив сил, радости и вдохновения, как будто бы разжигая на полную мощность огонь веры в их сердцах. Обо всех этих необыкновенных переживаниях апостолы стали рассказывать окружающим, и тут обнаружилось новое действие небесного огня: все, кого он коснулся, заговорили языками, которых не знали прежде. В этот момент, по слову отцов, состоялось Крещение Духом и огнём, как и предсказывал на Иордане Иоанн Креститель[3]. Шум, ветер и отблески пламени привлекли к горнице множество людей. Заметив народ, апостолы обратились к нему с проповедью, и люди, пришедшие в Иерусалим издалека и говорившие на разных языках, могли слышать и понимать слова апостолов. Однако многие из присутствовавших не различали, что говорят галилеяне, на каком наречии они изъясняются. Некоторые даже стали обвинять апостолов в том, что те напились крепкого вина. Тогда апостол Пётр, став во главе всех, обратился к народу с горячей проповедью. Он сказал, что люди эти не пьяны и не лишились ума, но свершилось то, что предсказал пророк Иоиль: апостолы получили дары от Господа Иисуса Христа, Который был рождён от Девы, жил рядом с людьми, был распят за грехи человеческие и воскрес на третий день во плоти, как об этом пророчествовали Писания. Это краткое слово было преисполнено веры и действия Святого Духа, поэтому глубоко проникло в сердца многих сотен слушавших. В тот же день более трёх тысяч человек покаялись и приняли Крещение во имя Иисуса Христа». Так было положено начало Новой Церкви[3][4].
Троица и традиции разных народов мира
С XIV века у католиков праздник Троицы не совпадает с Пятидесятницей — днём сошествия на апостолов Святого Духа. В Католической церкви он празднуется на неделю позже и связан с прославлением Святой Троицы. Верующие в Троицу празднуют обещанное Иисусом Христом сошествие Святого Духа на апостолов и прославление Святой Троицы[2].
В Италии во время праздничной службы на Троицу церковь засыпают лепестками роз. Поэтому этот праздник в Италии имеет второе название «Pasqua rosatum», что переводится как Пасха Роз[5]. Кроме того, священнослужители надевают красные рясы.
В Великобритании в честь Троицы устраивают «духовские шествия», в которых участвуют духовые оркестры и танцевальные группы девочек. Все участники обычно одеты в белый или светлый наряд. В этот день также проводят ярмарки — «Троицкие эли», на которых готовят и пьют эль, танцуют мореску и устраивают турниры по стрельбе из лука и сырные гонки[6].
В Финляндии считается, что если к Троице не удастся найти себе пару, то весь следующий год придется провести одному.
Икона «Троица» Андрея Рублёва
Икона «Троица» или «Гостеприимство Авраама» — символ христианского праздника Троицы, которую Андрей Рублёв написал в первой половине ХV века. Она считается одним из самых важных произведений русской иконописи. В центре сюжета иконы — три ангела в неподвижном созерцании с взглядом, устремлённым в вечность. Три ангела олицетворяют собой Бога — Отца (в центре), Бога — Сына (справа), Святого Духа (слева). Вместе они Святая Троица. В руках у каждого скипетр — символ царствования[7].
Смысловой центр иконы — чаша с головой тельца, символизирующая чашу, в которую стекала кровь Христа, когда он был распят. Также чаша символизирует жертвенность ради спасения человечества. Круговая структура иконы символизирует вечность и триединство Бога. У каждого ангела в одежде присутствует голубой цвет — символ божественной сущности. У ангела справа красивое сочетание голубого и зелёного — в нём есть и Бог и человек. Среднему ангелу Андрей Рублёв добавил тёмно-вишнёвый оттенок в одежде. Его рукав почти бордового цвета с золотой полосой говорит о его главенстве. Над головами ангелов — золотые ореолы. Сейчас икона находится на хранении в Третьяковской галерее в Москве[7].
Традиции празднования у православных
Предыстория к Дню Святой Троицы в православной церкви уже сотни лет сопровождается всенощным бдением. В самый праздник Троицы особое великолепие и красота охватывают православные храмы. В этот день после литургии совершается один из наиболее торжественных обрядов года — великая вечерня, посвящённая сошествию Святого Духа. Священнослужители и прихожане совершают коленопреклонение и произносят три особенно важные молитвы. Послепасхальный период завершается, коленопреклонения и земные поклоны не совершаются в храмах. Традиционно на День Святой Троицы храмы украшаются ветвями и травами, символизирующими духовное возрождение людей благодаря Святому Духу. В этот день священнослужители облачаются в зелёные одежды, что символизирует животворящую и обновляющую силу Святого Духа. А на следующий день после Троицы наступает Духов день, посвященный прославлению Святого Духа[1].
В праздник Пятидесятницы (День Святой Троицы) прославляют все три лица Святой Троицы — Бога-Отца, Бога-Сына и Духа Святого. Накануне Пятидесятницы, в субботу, молятся об упокоении душ усопших православных христиан, свидетельствуя этим, что у Бога все живы. У Бога нет мёртвых. Бог наш — не есть Бог мёртвых, но Бог живых. У Бога все живы. Живы и те, которые живут на земле. Живы и те, которые ушли в иной мир. Тело их умирает, но душа — никогда[3].
На следующий день, в воскресенье, празднуют Пятидесятницу. Этот праздник имеет своим основанием праздник ветхозаветной Пятидесятницы, когда на пятидесятый день после Пасхи иудейский пророк Моисей взошёл на гору Синай, где Господь вручил ему десять заповедей Божьих. Они были начертаны на каменных скрижалях (на двух соединённых между собой плитах)[3].
Эти десять заповедей были актуальны не только в ветхозаветные времена, они актуальны и сейчас. Соответствие этим десяти заповедям являют собой нормальный образ человека, христианина. А если человек хочет стать более совершенным, тогда он восходит на следующую ступень — к заповедям блаженства, которые Господь начертал нам в Евангелии[8]:
«Блаженны нищие духом… блаженны плачущие… блаженны алчущие и жаждущие правды…»
Троица и народные обряды
До принятия христианства, в славянской культуре в конце мая праздновался Семик, также известный как Зелёные святки. Многие обряды, связанные с этим праздником, были включены в празднование Троицы. Основными аспектами являлись ритуалы, связанные с поклонением растительному миру, гулянья молодых девушек и чтение молитв в память усопших. В течение троицкой (семицкой) недели, девочки в возрасте от 7 до 12 лет собирали берёзовые ветки и украшали ими свой дом как снаружи, так и внутри. Дети украшали берёзу, проводили вокруг неё хороводы, исполняли песни и устраивали праздничные трапезы. В субботу, накануне Святой Троицы, было принято поминать умерших — этот день назывался «задушной субботой» или родительским днем[2].
Литература
- Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. — Изд. 4-е. — Москва : Дар, 2009.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Троица: история и традиции праздника . Свято-Елисаветинский монастырь. Дата обращения: 30 октября 2023.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Киктенко Елизавета. 4 июня 2023: День Святой Троицы – Пятидесятница - Православный журнал «Фома» // Журнал Фома : сайт. — 2019. — 12 июня.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Лопухин А.П. Толковая библия. Новый Завет . Азбука веры. Дата обращения: 1 ноября 2023.
- ↑ Библия от Марка . Библия онлайн. Дата обращения: 2 ноября 2023.
- ↑ Живописные хроники. Сошествие Святого Духа. Иконография . Дата обращения: 12 ноября 2023.
- ↑ Сергей Фадеичев. День святого Патрика. История и традиции (16 марта 2019). Дата обращения: 12 ноября 2023.
- ↑ 7,0 7,1 Описание иконы «Троица» Рублева, Андрея // Музеи мира. — 2020. — 10 апреля.
- ↑ Шарифуллин В. День Святой Троицы: смысл, история и традиции праздника // Новости в России и мире - ТАСС. — 2023. — 2 июня.
Ссылки
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |