Ангел

Материал из «Знание.Вики»
«Ангел». Деталь картины Рафаэля "Воскресение Христа", 1499—1502 годы

А́нгел — духовное создание в авраамических религиозных традициях, выполняющее роль божественного вестника и обладающее сверхъестественными способностями.  Согласно религиозным представлениям, ангелы — бестелесные сущности[1], передающие волю Всевышнего. В изобразительном искусстве ангелы часто предстают в виде человекоподобных фигур с крыльями. Культурная традиция обычно ассоциирует ангелов с силами добра, противопоставляя их демоническим сущностям.

Этимология

Термин происходит от древнегреческого ἄγγελος (ангелос) и древнееврейского ‏מלאך‏‎, означающих «посланник»[2]. Греческое ἄγγελος [ангелос] является прямым переводом древнееврейского מלאך‬ [мал'а́х]. Этот термин восходит к архаичному семитскому корню לאכ‬, присутствующему в большинстве древнесемитских языков, за исключением аккадского. Изначальное значение слова прослеживается в угаритском (ml'k) и арамейском языках, где оно также означает «посланник». Арабское ملأك‎ *ма́лакзаимствовано из иврита[3].

В Священном Писании

«Ангельское пение», Вильям Бугро, 1881 год, музей Гетти.

Ветхозаветная традиция

Ветхий Завет содержит многочисленные упоминания ангельских сущностей, именуемых херувимами — в оригинальном тексте крувами (ивр. כְּרֻבִים‎, *круви́мили *керуви́м*, ед. ч. *כרוב*, *кру́в*). После повествования о грехопадении в Библии приводится эпизод с херувимом, сохранившим верность Творцу:

«И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к Дереву Жизни». — Быт. 3:24

Некоторые богословы в христианстве и иудаизме интерпретировали фрагмент как свидетельство о браках между ангелами и людьми, результатом которых стало появление исполинов (нефилим). Согласно этой трактовке, ангелы воплощались в человеческие тела:

«В то время были на земле исполины (нефилим), особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди». — Быт. 6:4

Эта концепция изложена в апокрифических книгах Еноха[4] и Юбилеев, её разделяли многие раннехристианские авторы[5]. Однако большинство авторитетных экзегетов Церкви интерпретировали «сынов Божьих» как благочестивых потомков Сифа[5].

Ветхозаветные тексты описывают явления ангелов многим персонажам, включая Захарию, Давида, Маноя, Валаама, Лота, Иисуса Навина, Илию, Моисея, трёх отроков Вавилонских, Агарь, Авраама, Иакова, Гедеона, пророка Даниила[6].

В ряде ветхозаветных эпизодов сущность, первоначально названная ангелом, впоследствии именуется Господом. Большинство святых отцов полагало, что в этих видениях являлся сам Бог (Сын Божий), предвосхищая воплощение. Другие усматривали в некоторых видениях проявление Троицы, особенно в эпизоде с тремя ангелами, посетившими Авраама. Третьи интерпретировали эти явления как манифестацию единого Бога, демонстрирующего единство естества в трёх божественных ипостасях[7].

В новозаветной традиции

Новозаветные писания также содержат многочисленные свидетельства о явлениях ангельских сущностей различным персонажам, включая священника Захарию, Деву Марию, Иосифа Обручника, пастухов, волхвов, Марию Магдалину и других жен-мироносиц, апостолов, сотника Корнилия[6].

Евангельские тексты повествуют о служении ангелов Иисусу Христу после Его искушения в пустыне. Ангельские видения составляют основу апокалиптических откровений, данных Иоанну Богослову[8].

Послание к Евреям предлагает следующую дефиницию ангельских сущностей:

«…они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение». — Евр. 1:14

В большинстве библейских переводов принято графическое разграничение: падшие и согрешившие (восставшие против Бога) ангелы обозначаются строчной буквой, тогда как святые Ангелы — прописной:

«…ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших своё жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня». — Иуд. 1:6

Ангел с цветком.

В монотеистических традициях

Иудейская ангелология

Иудейская традиция выделяет семь высших ангелов, из которых лишь Михаэль и Габриэль упоминаются в Танахе. Апокрифическая книга Еноха расширяет этот список до семи архангелов:

  • Регуэль (Рагуил) — архангел, карающий светила;
  • Иерахмиэль (Иеремиил) — надзиратель воскресения мёртвых;
  • Уриэль (Уриил) — властитель светил и загробного мира;
  • Сариэль — повелитель сил, искушающих человечество;
  • Рафаэль (Рафаил, Руфаил) — властелин человеческих душ;
  • Габриэль (Гавриил) — архангел, управляющий змеями, раем и херувимами;
  • Михаэль (Михаил) — архангел, покровитель избранного народа[9].

Ангелы в иудаизме управляют стихиями и природными силами. Их имена часто образованы от подвластных им явлений: Барадиэль — ангел града (барад — град), Галгалиэль — ангел солнечного круга (галгал — кольцо, колесо), Кохавиэль — ангел звезд (кохав — звезда), Метариэль — ангел дождя (матар — дождь)[9].

Каббалистическая ангелология

Каббалистическое учение классифицирует ангелов по нескольким категориям: добра и зла, милосердия и кары, мужского и женского пола. Каббалисты полагают, что сила ангелов проистекает из эманации божественного света. Согласно их воззрениям, каждого человека сопровождают добрый и злой ангелы, а каждый шаг человека окружён добрыми и злыми духами. Противостоящие благому окружению Бога, легионы ангелов разрушения (малахей хаббала) составляют окружение дьявола[9].

Христианская ангелология

Христианское вероучение определяет ангелов как бесплотных духов, наделённых разумом, волей и могуществом[10]. Однако их бестелесность и невещественность относительны и рассматриваются в сравнении с человеческой природой, но не с абсолютной нематериальностью Бога[11].

Святоотеческая традиция предлагает две основные версии времени сотворения ангелов. Первая, поддерживаемая святителями Василием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Златоустом, Амвросием Медиоланским и преподобным Иоанном Дамаскиным, утверждает их создание до материального мира. Вторая, разделяемая блаженными Феодоритом Киррским и Августином Иппонским, а также святителем Епифанием, постулирует одновременное или более позднее создание ангелов относительно вещественного мира. Эта концепция основывается на зависимости ангелов от пространственно-временных категорий тварного бытия[7][10].

Согласно христианскому учению, Бог использует ангелов как исполнителей Своей воли, не нуждаясь в них, но по благости предоставляя им участие в Своих делах[7].

Численность ангелов, согласно библейским источникам, превосходит человеческую популяцию и исчисляется миллиардами[7]. Их бессмертная природа обуславливает неизменность этого числа. Основное предназначение ангелов — исполнение божественной воли и прославление Творца. Ангельский разум превосходит человеческий по совершенству. Преподобный Иоанн Дамаскин утверждает, что ангелы являются людям в преображённом виде, доступном человеческому восприятию[11].

Христианская традиция устанавливает строгую иерархию ангельского мира, включающую девять чинов: Серафимы, Престолы, Херувимы, Господства, Власти, Силы, Начала, Ангелы, Архангелы. Согласно преданию, Люцифер — изначально совершеннейший из духов — был отлучён от Бога за гордыню и увлёк за собой множество других ангелов. Эти падшие духи, сохранив часть своего могущества, способны влиять на людей, внушая греховные помыслы. Откровение Иоанна Богослова описывает противостояние архангела Михаила с силами зла, завершившееся низвержением дьявола и его ангелов на землю[10].

Православная традиция почитает восемь архангелов: Гавриила, Михаила, Иегудиила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иеремиила, Варахиила. Гавриил и Михаил упоминаются в канонических книгах Ветхого Завета, Рафаил — в книге Товита (канонической для католицизма), Селафиил, Уриил, Иеремиил — в неканонической Третьей книге Ездры[11].

Католическая церковь признает только трёх библейских ангелов: Михаила, Гавриила и Рафаила[12]. Римский собор 745 года постановил:

«Мы, согласно апостольскому учению и божественной власти, признаём лишь три имени ангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил».

В православии Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных отмечается 8 (21) ноября. Установление этого праздника связывают с решением Лаодикийского собора (около 343 года), осудившего еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира.

Православие также учит об ангелах-хранителях, назначаемых каждому крещёному человеку:

«Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного».

Согласно христианскому учению, ангелы также управляют стихиями, небесами и всем мирозданием[11].

Ангелология в исламской традиции

Исламское вероучение рассматривает ангелов как небесных посланников и служителей Аллаха, исполняющих Его волю. Ангелы в исламе лишены гендерных характеристик. Коран описывает их как обитателей небес, стражей рая и ада, окружающих престол Аллаха и воспевающих Ему хвалу[13]. Они наделены множественными крыльями — двумя, тремя или четырьмя парами[14].

Вера в существование ангелов является обязательным элементом исламского вероучения, занимая второе место среди столпов веры после веры в Аллаха.

Согласно исламской доктрине, ангелы, по воле Аллаха, активно участвуют в жизни людей от момента зачатия до смерти и даже после неё. Каждого человека сопровождают два ангела, фиксирующие его деяния. Особые ангелы участвуют в одухотворении плода в утробе матери и в процессе смерти, забирая душу человека.

Исламская традиция выделяет несколько категорий ангелов. Высшую ступень занимают мукаррабун («приближенные»), пребывающие у престола Аллаха. К ним относятся Микаил, Джибрил, Исрафил. Джибрил считается главным посредником между Аллахом и пророками — Исой, Мухаммедом, Марьям.

Девятнадцать могущественных ангелов, именуемых Аз-Забания, охраняют ад под предводительством ангела Малика. Послекораническое предание вводит образы ангелов Накира и Мункара, допрашивающих умерших.

Коран повествует о создании ангелов до появления человека и их первоначальном несогласии с сотворением Адама. После создания первого человека Аллах повелел ангелам поклониться ему. Все подчинились, кроме Иблиса, за что он был низвергнут с небес и обречён на адские муки после Судного дня. Два других ангела — Харут, Марут — были наказаны земными страданиями до Суда за подверженность мирским соблазнам.

Развитие мусульманской ангелологии, основанное на толковании соответствующих коранических текстов, во многом испытало влияние христианской традиции.

Ангельские сущности в восточных религиозных традициях

Буддийская концепция

В буддизме аналогом ангельских сущностей выступают бодхисаттвы — Просветлённые Существа, функционально сходные с ангелами авраамических религий[15].

Зороастрийская традиция

Зороастрийское вероучение включает концепции Амеша Спента и язатов, выполняющих роль, сопоставимую с ангельской[16].

Чувашская мифология

Пирешти (чуваш. Пирĕшти) — многофункциональное антропоморфное и зооморфное существо в чувашской мифологии[17]. Оно входит в пантеон божеств и духов, выполняя разнообразные функции:

  • Посланник, передающий просьбы людей Верховному богу Турă через Кепе или Пулех, а также доносящий благие вести от небесных богов людям.
  • Ангел-хранитель человека, располагающийся на его плечах (часто в паре).
  • Дух-хранитель души в образе неопределённой птицы.
  • Домашнее божество, в отличие от Хэртсурт (чуваш. Хĕртҫурт), способное творить исключительно добро
  • Покровитель лошадей и скота в целом.

Образ и функции Пирешти имеют ирано-авестийские корни: авест. Фраваши — податель жизни, защитник, дух-хранитель, вечные души предков в птичьем облике; перс. Фереште — ангел, вестник.

Сикхская традиция

В сикхизме присутствует концепция ангела смерти, именуемого Азраил (в форме Азраа-иил). Упоминание об этом содержится в Гуру Грантх Сахиб — священном писании и последнем гуру сикхизма[18].

Ангелология в «Книге Урантии»

«Книга Урантии» характеризует ангелов как «попечительских духов времени». Она также уточняет роли других духовных сущностей, упомянутых в Библии: «власти» определяются как «воинство посланников пространства», а «силы» — как «высшие личности Бесконечного Духа». Эти три категории составляют основные «типы личностей Бесконечного Духа», отождествляемого с третьим лицом Троицы[19].

Согласно «Книге Урантии», ангелы входят в категорию попечительских духов, которая включает семь ангельских чинов и один чин промежуточных созданий. Текст характеризует ангелов следующим образом:

«Ангелы — это духовные попечители и спутники восходящих эволюционных волевых созданий всего пространства; они также выступают как коллеги и партнёры высшего воинства божественных личностей сфер. Ангелы всех чинов представляют собой ярко выраженные и высокоиндивидуализированные личности». — 26:1.1

«Книга Урантии» предлагает следующую классификацию ангелов:

  • супернафимы;
  • секонафимы;
  • тертиафимы;
  • омниафимы;
  • серафимы;
  • херувимы и сановимы.

В соответствии с космологией «Книги Урантии», ангельский корпус центральной вселенной состоит из супернафимов, сверхвселенной — из секонафимов, а локальной вселенной — из серафимов, херувимов и сановимов.

Текст также указывает на существование других, нераскрытых ангельских чинов.

Иконографическая традиция ангелов

В изобразительном искусстве ангелы традиционно представлены в образе андрогинных юношей со светлыми волосами[20]. Их отличительными атрибутами являются крылья, символизирующие духовную свободу, белые льняные одеяния и золотые пояса.

Ангелология и астрологические концепции

Средневековый период характеризуется формированием представлений о связи между ангелами-покровителями и семью известными в то время европейцам планетами Солнечной системы. Эти идеи были частично заимствованы из арабской традиции. Например, мусульманский философ аль Барселони утверждал, что Луна находится под покровительством ангела Гавриила, а Солнце — под защитой Рафаила.

Каббалистическое учение также разработало свою систему соответствий между ангелами и небесными телами. Впоследствии эта система нашла применение в мантических практиках и оккультных науках[21].

Примечания

  1. Ангел // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907..
  2. Что Библия говорит об ангелах. bible-center.ru. Дата обращения: 26 июля 2019. Архивировано 26 июля 2019 года..
  3. Налич Т. С. Ангелы и другие сверхъестественные существа в исламе. — М.: Знак, 2009. — С. 56..
  4. Книга Еноха, 6.
  5. 5,0 5,1 А. П. Лопухин. Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Бытие. Глава 6. Издание исправленное и дополненное, 2003 год..
  6. 6,0 6,1 Ангелы. Архивная копия от 27 февраля 2022 на Wayback Machine. Библейский словарь..
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Ангел // Православная богословская энциклопедия. — Петроград, 1900—1911..
  8. Ангелы в Священном Писании. Дата обращения: 27 февраля 2022. Архивировано 27 февраля 2022 года..
  9. 9,0 9,1 9,2 Ангелы — статья из Электронной еврейской энциклопедии.
  10. 10,0 10,1 10,2 Протоиерей О. Давыденков. Катехизис. Мир духовный или ангельский. Дата обращения: 27 февраля 2022. Архивировано 27 февраля 2022 года..
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 Протопресвитер Михаил Помазанский Догматическое Богословие. Природа и назначение ангельского мира. Дата обращения: 27 февраля 2022. Архивировано 27 февраля 2022 года..
  12. Engel. Дата обращения: 22 июля 2013. Архивировано 1 августа 2013 года..
  13. Пиотровский М. Б. Малаика // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, ГРВЛ, 1991. — С. 153-154. — 315 с. — 50 000 экз..
  14. Ализаде А. А. Малаика // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007.
  15. Льюис Джеймс Р., Оливер Ивлин Д. Энциклопедия ангелов. Сер. «Энциклопедии». Пер. с англ. П. В. Алтухова, 1997. — С. 101.
  16. Амеша-Спента // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — М. : Советская энциклопедия, 1926—1947..
  17. Федотов М. Р. Этимологический словарь чувашского языка, том I, стр. 434..
  18. Shri Guru Granth Sahib: Raag Aasaa. Sacred-texts.com. Дата обращения: 30 июля 2012. Архивировано 24 октября 2012 года..
  19. 38:0.1. Архивная копия от 30 июля 2022 на Wayback Machine / Книга Урантии.
  20. Н. Бердяев, Смысл творчества, гл.8 «Творчество и пол. Мужское и женское». Дата обращения: 27 сентября 2010. Архивировано 24 января 2019 года..
  21. Льюис Джеймс Р., Оливер Ивлин Д. Указ. соч. Р/н/Д., 1997. — С. 88, 284..

Ссылки