Протестантизм
Протестанти́зм (от лат. protestatio, родительный падеж protestantis — публично доказывающий) — одно из трёх крупнейших направлений христианства наряду с католицизмом и православием. Объединяет ряд самостоятельных церквей и сект, несколько отличающихся друг от друга культом и организацией, но связанных общностью происхождения и догматики:
- между человеком и Богом нет посредников;
- единственной священной книгой признаётся Библия;
- отказ от института священства, церковной иерархии, культа Богоматери и монашества (каждый верующий является священником);
- из семи таинств сохраняется только крещение и причастие;
- спасает только личная вера в Христа;
- отвергаются доказательства бытия Бога, признаётся только богооткровенная вера[1].
Возникновение термина протестантизм
Протестантизм — термин, который возник в 1529 году во время проведения рейхстага Священной Римской империи в городе Шпайер (Германия). Поступило предложение отменить решение предыдущего рейхстага (проведенного также в Шпайере в 1526 году), которое давало князьям и имперским городам право самостоятельно выбирать свою веру на своей территории. Те сторонники Реформации, которые не согласились с этим предложением и покинули заседание, составили так называемую Шпайерскую протестацию (от латинского слова «protestatio» — провозглашение). Эти сторонники начали называться протестантами. Позже этот термин стал применяться ко всем сторонникам учений, возникших в результате Реформации[2].
Отличие протестантизма от других конфессий христианства
Протестантизм — одна из крупнейших христианских конфессий. Главным принципом протестантизма является личная вера, которая спасает человека. Протестантизм отвергает церковную иерархию и считает, что каждый человек может общаться с Богом напрямую. Религиозные постройки протестантов отличаются простотой и отсутствием роскоши. В отличие от католиков, протестанты не используют облачения и не проводят ритуалов. Главной книгой протестантизма считается Библия, которую верующие читают самостоятельно.
Протестантизм отвергает исповедь и отпущение грехов, а также монашество. Он пропагандирует простую жизнь без лишних затрат. В отличие от католиков, протестанты не проводят массовых праздников и обрядов. Их богослужения отличаются от других христианских течений тем, что они проводятся в обычной одежде. Одной из ключевых особенностей протестантизма является принцип всеобщего священства. Это значит, что любой человек может быть священником, если он этого захочет. Протестантизм считает, что человек сам выбирает свою судьбу и что Бог помогает ему достичь успеха в жизни. Несмотря на то, что протестантизм пропагандирует гражданские свободы, он поддерживает республиканскую форму правления. Также протестантизм отвергает церковную власть и считает, что она мешает человеку достичь своих целей. Принципы протестантизма направлены на достижение личной веры и успеха в жизни.
В отличие от католицизма и православия, протестантизм никогда не представлял собой единого целого. Протестантизм оказал значительное влияние на развитие христианства. Протестантизм является одним из важных компонентов христианской религии и продолжает оставаться актуальным и значимым в современном обществе[2].
Таблица 1. Сравнение положений протестантизма и других конфессий христианства[3]
Протестантизм | Католицизм и православие |
Спасение достигается исключительно личной верой человека (принцип Sola Fide — «только вера») | Спасение даруется Богом и церковью |
Отсутствие единого главенствующего руководящего центра, формальная независимость протестантских течений | Чёткая иерархическая соподчинённость частей единой церкви |
Признание только Священного Писания (Библии) (принцип Sola Scriptura — «только Священное Писание») | Признание наряду со Священным Писанием и Священного Предания (труды отцов церкви, жития святых и др.) |
Снятие догматических различий между священником и мирянином, упразднение церковной иерархии. Глава религиозной общины — обычный человек | Чёткое выделение священства — посредников между Богом и верующими. Глава религиозной общины — священник, прошедший обряд рукоположения |
Любой верующий может трактовать Священное Писание | Трактовать Священное Писание могут только священники |
Отсутствие монашества и монастырей | Монашество и монастыри — влиятельные церковные институты |
Сохранились лишь два таинства — крещение и причащение | Число таинств — семь |
Отсутствие элементов причащения — вина и хлеба | Хлеб и вино на литургии пресуществляются в тело и кровь Христа |
Максимальное удешевление и упрощение церковных обрядов | Церковные обряды пышны и церемониальны |
Церкви (молельные дома), как правило, оформлены аскетично. Иконы, алтарь, скульптуры, колокола отсутствуют | Храмы имеют богатое убранство, верующие на молитву сзываются колокольным звоном |
Упразднены молитвы за умерших («мёртвому уже не поможешь»), молитвы святым («на небе человека слышит лишь один Бог») и праздники в их честь, отсутствует почитание мощей и образов (считается идолопоклонством) | Развитый культ святых, мощей, священных образов, обращение в молитвах не только к Богу, но и к святым |
Богородица — обычный человек | Особое почитание Богородицы |
Посты только личные | Соблюдаются календарные посты |
Богослужение ведётся исключительно на национальных языках | Большую роль в богослужениях играют латинский (католицизм), церковнославянский и греческий языки (православие) |
Брак не священен, разводы допускаются, хотя и
не приветствуются |
Брак — священное таинство, церковный брак нерасторжим |
Сильные догматические различия между отдельными течениями | Догматика унифицированная в католических или православных общинах |
Доля представителей протестантской конфессии в общей численности христиан
По данным американского аналитического агентства Pew Research Center на июнь 2015 года, в мире проживало 2,419 миллиарда христиан, что составляло около 33 % от общего населения Земли. Это делает христианство самой многочисленной религией на планете. Среди различных направлений христианства католицизм является самой крупной ветвью, с более чем 1,2 миллиарда человек (51,9 % от всех христиан) исповедующих эту веру. На втором месте по численности находятся протестанты, их число составляет около 800 миллионов (34,6 %). Третье место по численности занимают православные христиане (включая Русскую православную церковь, Румынскую православную церковь, Элладскую православную церковь и другие), их общее количество составляет около 314 миллионов (13,5 %).
Конфессия | Количество (млн.чел.) | Доля % |
---|---|---|
Католицизм | 1200 | 51,9 |
Протестантизм | 800 | 34,6 |
Православие | 314 | 13,5 |
Общее число | 2314 | 100 |
Таблица 3. Распределение протестантов по регионам мира, 2005 год[3]
Регион | Численность населения, млн чел. | Численность протестантов, млн чел. | Доля протестантовв населении, % |
Европа и СНГ | 800 | 107 | 13,4 |
Азия | 3850 | 60 | 1,6 |
Африка | 906 | 157 | 17,3 |
Северная Америка | 329 | 173 | 52,6 |
Латинская Америка | 559 | 63 | 11,3 |
Австралия и Океания | 32 | 14 | 43,8 |
Мир в целом | 6476 | 574 | 8,9 |
Течения протестантизма
Протестантизм возник в XVI веке как совокупность различных течений[3]. Крупнейшими направлениями протестантизма считаются баптизм, лютеранство, кальвинизм и англиканство. Вместе с этими направлениями существуют и другие самостоятельные конфессии. Это, например, меннониты, методисты, адвентисты, пятидесятники, квакеры и другие. Некоторые деноминации, такие как Свидетели Иеговы (запрещена в Российской Федерации) и Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны), хотя и генетически связаны с протестантизмом, в своем идейном развитии вышли за его рамки и обычно относятся к новым религиозным движениям[3]. Различные направления и конфессии протестантизма продолжают существовать и активно пропагандировать свои учения и практики. Многие из них имеют международный охват и организацию, и их последователи живут в разных странах мира.
Лютеранство
Возникло из учений Мартина Лютера, широко распространено в северной части Германии, Скандинавии, Эстонии и других регионах. Лютеране сохранили некоторые элементы католической литургии, поддерживая наличие распятия, алтаря и настенной росписи в храмах. Они также придерживаются иных традиций, таких как возжигание свечей и использование церковного облачения священниками. Должность пастора могут занимать и женщины[5].
Англиканство
Широко распространено в Англии и бывших британских колониях, сочетает в себе как протестантские, так и католические догматы. В отличие от многих протестантских течений, в англиканстве нет чёткого вероучения. Важнейшими источниками основных положений англиканского вероучения являются Книга общих молитв и «Тридцать девять статей». Главой церкви является британский монарх, который назначает высших священников. Одной из особенностей англиканской церкви является наличие чёткой церковной иерархии[6].
Кальвинизм
Основан на учении Жана Кальвина, утверждает, что судьба человека предопределена Богом ещё до его рождения. Согласно учению кальвинистов, только избранные Богом обречены на спасение, в то время как остальные осуждены на посмертие в аду. Кальвинисты отвергают изображения в храмах и особое облачение для священнослужителей[7].
Баптизм
Возник в первой половине XVII века в Англии. Основателем считается Джон Смит. Смит и его сторонники создали первую баптистскую общину в Амстердаме. Впоследствии религиозное течение распространилось в основном в США. Отличается упрощённой культовой и церковной организацией. Основа вероучения баптистов — «Семь основных принципов веры», которые были приняты на первом Всемирном конгрессе баптистов в 1905 году. Священное Писание является единственным авторитетом в делах веры и практической жизни. Основное крещение в баптизме происходит над взрослыми, принимающими веру осознанно, и происходит погружением, а не окроплением[8].
Меннониты
Назван в честь Менно Симонса, известного голландского священника, стремились создать «коммунистическое государство», где бы вся собственность была бы общей. Они совершают крещение в сознательном возрасте, отрицают насилие и отказываются от армейской и государственной службы. Меннониты придерживаются идеалов смирения и поддерживают самоуправление в своих общинах. Их церемонией при встрече является обмен братским поцелуем. Большинство меннонитов проживает в США, Канаде, Нидерландах и Германии[3].
Методистская церковь
Оформилась в XVIII веке, выделилась из англиканской церкви и настаивает на методичном соблюдении религиозных предписаний[9]. Джон Уэсли, основатель методизма, ввёл строгую дисциплину для своих проповедников, которые должны были вести благочестивый образ жизни и уделять внимание образованию детей. Он также установил обязательство проповедовать каждое утро и вечер, не тратить время на развлечения и пьянство и быть преданными Церкви. В 1793 году в методизме было уничтожено различие между посвящёнными и не посвящёнными в сан проповедниками, что дало миссионерам монопольное право проповедовать в своих округах. Методизм оказал положительное влияние на общество, особенно на низшие слои, и способствовал развитию филантропии и взаимопомощи. Методисты призывают к смирению и терпимости, а половина их сообществ населяет территорию США[10].
Пятидесятники
Основывают своё учение на мифе о сошествии Святого Духа на апостолов на 50-й день после воскресения Христа, после чего пятидесятники заговорили «на иных языках». Они акцентируют внимание на предсказании второго пришествия и конца света, отдавая большое значение мистическому общению с Богом. В 1886 году была создана «Церковь святости», которая в 1896 году начала «пробуждение», сопровождавшееся глоссолалией. В 1907 году церковь стала называться «Церковь Бога». В 1914 году была создана первая и крупнейшая организация пятидесятников — «Ассамблеи Бога». В 1916 году из неё выделились «единственники», или «иисусники». Впоследствии «классические» пятидесятники отказались от эмоциональных проявлений и современной музыки на богослужениях. Вторая волна пятидесятничества возникла в конце 1960-х годов и включает представителей разных христианских деноминаций, которые приняли опыт «крещения Святым Духом, говорения на языках и исцеления». Третья волна, или неохаризматизм, появилась в 1970-е годы и делает акцент на использовании даров Святого Духа для евангелизации. Афрохристианские пятидесятнические церкви представляют собой смесь африканской и христианской традиций. Свои наибольшие сообщества пятидесятники находят в Китае, Бразилии, США и странах Латинской Америки[11][12].
Адвентисты
Течение возникло в 30-х годах XIX века, проповедуют близость конца света и второго пришествия Христа на землю для установления Его вечного Царства, а также соблюдение библейских Десяти Заповедей с особенным почитанием Седьмого дня недели — Субботы. Седьмой день для адвентистов признан святым, что отличает их от большинства других христиан, которые признают воскресенье как священный день недели. Для мировоззрения адвентистов характерно ожидание конца света и второго пришествия. Адвентисты преимущественно проживают в США и Бразилии. Адвентизм Седьмого Дня, возникший в XIX веке среди адептов евангелических деноминаций, отражает веру в близость Второго пришествия Иисуса Христа[13].
«Армия спасения»
Международная организация «Армия Спасения» в Великобритании была основана Уильямом Бутом в 1865 году и реорганизована в 1878 году по военному образцу. Организация сочетает в себе религиозные и благотворительные аспекты, помогая людям как духовно, так и материально. «Армией спасения» организованы общественные столовые с бесплатным питанием, команды помощи нуждающимся, заключённым[3]. Организация стала международной, в ней участвует свыше ста стран мира, что свидетельствует о её глобальной значимости. «Армия Спасения» поддерживает безразличное отношение к политической и общественной жизни, но привержена демократическим режимам. Она стремится действовать в согласии с правительством и в соответствии с законами каждой страны, в которой присутствует. Организация приспосабливается к местным традициям и условиям. Она предпринимает усилия для соблюдения законов и сотрудничает с местными властями, не вынуждая всех подчиняться одному стандарту. Эта организация не считает крещение и причащение обязательными для достижения вечного блаженства и посвящает своё существование улучшению жизни нуждающихся[14].
Свидетели Иеговы (деятельность запрещена в России)
Созданы в 1878 году в США, придерживаются учения, отличного от традиционного христианства. Число Свидетелей Иеговы в мире насчитывает семь миллионов человек, а религиозные организации распространились более чем в двухстах государствах. Они отвергают многие христианские догматы, такие как триединство Бога и бессмертие души, и верят, что мир принадлежит Сатане. Царство Бога Иеговы и его противоборствующая империя Сатаны представляют собой теологическую концепцию, описанную в учениях свидетелей Иеговы. Они считают, что с 1914 года на Земле установилось мессианское правление под руководством Иисуса Христа, символически представляющее резиденцию Бога в противоборствующей империи Сатаны, которая, как они считают, подчиняет себе все земные правительства и народы. Данная концепция содержит символический аспект, приравнивающий земные государства к зверям, управляемым драконом, символизирующим Сатану. Согласно учениям свидетелей Иеговы, истинный христианин должен полагаться лишь на Бога и доверять в обещание установить на планете Новый мир, не связывая свои надежды на изменение условий жизни с земными правителями. Тем не менее, свидетели Иеговы также признают необходимость подчинения земным властям во всём, кроме того, что противоречит нравственным нормам и заповедям Бога. Они рассматривают современные государства как несовершенные, но необходимые до наступления постармагеддонской эры, когда, согласно их учению, земное общество обретёт совершенно иное государственное устройство[15].
Свидетели Иеговы стремятся к полному поклонению только Иегове и отличаются жёсткой дисциплиной и централизованной организацией общин. По показаниям свидетелей, бывших членами организации: «Свидетели Иеговы» формально следят за каноническим соблюдением норм, но на самом деле речь идёт о тотальном контроле личной жизни человека — его интимной жизни, образования, работы"[16]. 20 апреля 2017 года Верховный суд России признал организацию Свидетели Иеговы экстремистской и запретил её в России. 17 июля 2017 года Апелляционная коллегия ВС РФ рассмотрела апелляцию организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» на решение о её ликвидации, отказала в её удовлетворении. Правовым последствием признания централизованной религиозной организации экстремистской является полный запрет её деятельности в России[17].
Мормоны
Основанный в 1830 году в США Джозефом Смитом культ «Церкви Иисуса Христа святых последних дней» провозглашает «Книгу Мормона» как священное писание, наряду с Новым и Ветхим Заветами. Мормоны признают общие христианские догматы, но трактуют некоторые из них по-разному, что вызывает у части религиоведов сомнения в их принадлежности к христианской вере. Учение мормонов отчуждает их от традиционного христианства, а «Книга Мормона», по их вере, представляет собой запись израильского пророка Мормона. Они рассматривают себя как избранный народ Израиля и верят в постоянное развитие и совершенство. Мормоны осуществляют несколько богослужебных обрядов: причащение, крещение и брак, который имеет особый обряд «запечатления». В их церкви также обязательна уплата десятины. Церковью руководит президентский совет, включающий президента Церкви, двух его советников, кворум из 12 апостолов и кворум 70 апостолов. Мормоны известны своим активным миссионерством. В России мормоны появились в 1895 году, а активную миссионерскую деятельность начали в 1990-е годы. В 1998 году Церковь мормонов получила статус централизованной религиозной организации «Религиозная ассоциация Церкви Иисуса Христа святых последних дней» в России. Её представительства действуют в Владивостоке, Новосибирске, Екатеринбурге, Самаре, Ростове, Санкт-Петербурге и других городах. В 2010 году в Киеве был открыт первый мормонский храм на территории СНГ[18].
Протестантские конфессии представляют богатое разнообразие вероучений и религиозных практик, отражая культурный и исторический контекст в различных регионах мира. Каждая из них придерживается уникальных убеждений, внося свой вклад в панораму протестантизма в современном обществе.
История развития протестантизма
Предпосылки возникновения протестантизма. Реформация XVI века
Реформация в Европе является значимым историческим событием периода XVI века. В это время на фоне недовольства верующих и ограничений, накладываемых Католической церковью, началось массовое движение за реформы в христианстве. Это движение получило название Реформации.
Одним из главных факторов, способствовавших развитию Реформации, было недовольство верующих всевластьем Римских Пап, а также финансовыми требованиями Католической церкви. В то время храмы и монастыри пользовались значительными привилегиями, а взимаемые подати за использование этих привилегий нередко оказывались высокими. Продажа индульгенций, то есть возможность купить освобождение от определенных грехов, также вызывала возмущение и недовольство среди верующих. Римско-католическая церковь, осознавая необходимость реформ, проводила соборы — Пизанский, Констанцский и Базельский, но не смогла полностью изменить ситуацию. Недовольство католической иерархии росло из-за деградации, незнания и нравственной несостоятельности части духовенства, стремления священников накапливать несколько должностей, а также из-за слишком большого внимания, уделяемого политическим и экономическим вопросам в ущерб духовному воспитанию верующих[19].
Растущая духовная и интеллектуальная потребность общества в осознанной религиозности способствовала рождению новых форм церковной жизни, как коллективных, так и индивидуальных. Движение «новое благочестие» стало примером таких коллективных инициатив. Были также сферы религиозной полемики. Развитие идеологии ренессансного гуманизма, особенно у Луки Валле и Эразма Роттердамского, оказало значительное влияние на Реформацию. Гуманисты, не отрекаясь от Церкви, выражали светские идеалы индивидуального достоинства. Их обращение к ранней патристике и научное исследование библейских текстов повлияли на работу реформаторов по переводу и толкованию Библии. Раньше Реформации уже существовали отдельные реформаторские движения, такие как идеи, высказывавшиеся Яном Гусом в Чехии и Джироламо Савонаролой в Италии. Однако эти движения были пресечены их обвинением в ереси и последующей казнью. Несмотря на это, идеи, которые они высказывали, продолжали влиять на сознание людей и готовили почву для будущей Реформации[20].
Реформация стала не только религиозным, но и социальным и политическим движением. Она способствовала развитию образования и грамотности, расширила свободу мысли и взглядов, а также повлияла на политическую карту Европы, ослабив мощь и влияние католической церкви и римской иерархии. Реформация в Европе стала переломным моментом в христианской истории. Она привела к появлению новых вероисповеданий, изменению социальных и политических отношений, а также развитию общества в целом. В результате Реформации произошли значительные изменения в области религии, образования, литературы, искусства и музыки. Были созданы новые школы и университеты, которые ставили своей задачей образование не только духовенства, но и обычных верующих[21].
В литературе происходят заметные изменения. Наиболее известным литературным произведением, связанным с Реформацией, является Библия Мартина Лютера — перевод Библии на немецкий язык, который был важным этапом в развитии немецкой литературы и языка. Реформация также повлияла на развитие литератур на других языках, в том числе на английский и французский[22]. Искусство также изменилось под влиянием Реформации. В художественных произведениях начали появляться сюжеты из Библии, а наряду с католическими представлениями о святых стали отображать героев истории Реформации. Музыка не осталась в стороне. Многие известные гимны и хоралы были написаны в период Реформации. Изобретение и развитие книгопечатания сыграли также значительную роль в распространении идей Реформации и переводе Библии на национальные языки. Многие печатники поддерживали гуманистов и реформаторов, издавая новые переводы Библии и литературу, направленную на критику католицизма[23].
Политическая карта Европы также изменилась. Многие правители выбрали сторону Реформации и отказались от прежней веры, что привело к конфликтам и войнам, таким как Тридцатилетняя война. В результате этих событий формировались новые государства и конфессии. В целом, Реформация в Европе оказала глубокое и долговременное влияние на различные сферы жизни. Она стала началом новой эпохи в истории христианства, и её последствия ощущаются в современном мире[3][23].
Возникновение протестантизма
Протестантизм возник в XVI веке в Западной Европе в результате деятельности таких реформаторов, как Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Жан Кальвин, Филипп Меланхтон, Мартин Буцер, Генрих Буллингер и других. Основная цель протестантского движения заключалась в возвращении Церкви к вере и практикам ранних христианских традиций, которые, по их мнению, были искажены поздними новациями католицизма в Средние века.
Реформация — это период в истории Европы, который начался с выступления Мартина Лютера 31 октября 1517 года в Виттенберге. В своих 95 тезисах «О прояснении действенности индульгенций» Лютер критиковал практику продажи индульгенций и утверждал, что она противоречит Священному Писанию. Его учение об оправдании верой стало краеугольным камнем протестантизма и было сформулировано в концепции трёх «только». Согласно этим принципам, спасение человека возможно только через веру, которую он получает только благодаря милости Божьей, а авторитетом в делах веры является исключительно Священное Писание:
- Sola fide — «только верой»;
- Sola gratia — «только благодатью»;
- Sola Scriptura — «только Писанием».
Мартин Лютер также придавал особое значение Священному Писанию, его перевод Библии на немецкий язык внес значительный вклад в культуру. Особенно важным для протестантов стало новозаветие, которое они признавали главным авторитетом. Протестанты, последователи Мартина Лютера, были известны как евангельские христиане, а затем стали называться лютеранами. Важными вероисповедными документами лютеранства стали «Большой катехизис» и «Малый катехизис» Мартина Лютера, Аугсбургское исповедание (1530 год), Формула согласия (1577 год) и другие. Эти документы были собраны в Книгу согласия, которая была издана в 1580 году и свидетельствовала о единстве лютеранской Церкви. Они служили основой для вероисповедания и организации этой протестантской общины[2]. Идеи Реформации оказались привлекательными для различных слоев общества. Дворянство было заинтересовано в усилении своей власти и секуляризации церковных земель. Среднее и зажиточное буржуазное население поддерживало идеи «удешевления» Церкви. Крестьянство видело в Реформации возможность высказать свои требования социального и имущественного характера. Однако реформационные идеи имели не только религиозный, но и общественно-политический смысл. Во время Крестьянской войны 1524—1526 годов восставшие крестьяне выдвинули социальные требования, которые были оформлены в религиозной форме. Мартин Лютер изначально выразил сочувствие восставшим, но позже осудил их волнения и начал проводить церковные реформы в княжестве Саксония при поддержке князей, а также городских властей.
В 1526 году император Карл V вынужден был предоставить князьям право устанавливать церковные порядки на своих владениях. Попытка отменить это право в 1529 году вызвала протест 5 князей и 14 вольных городов. Идея «всеобщего священства» и возможность проведения секуляризации церковных земель способствовали быстрому распространению Реформации за пределами Саксонии. Светские власти были заинтересованы в сплочении протестантов, поэтому в 1529 году ландграф Филипп I Гессенский пригласил немецких и швейцарских теологов, включая Мартина Лютера и Ульриха Цвингли, на диспут в Марбурге. В результате диспута Мартин Лютер и Ульрих Цвингли разошлись во взглядах на таинство Евхаристии. В 1530 году было оглашено Аугсбургское исповедание, составленное Филиппом Меланхтоном и одобренное Мартином Лютером. Этот документ стал одним из ключевых символов Реформации. Позднее, в 1531 году, была создана Шмалькальденская лига, которая представляла собой оборонительный союз германских протестантских князей против религиозной политики императора Карла V. Разногласия между князьями и различные теологические взгляды привели к напряженным отношениям, но стремление императора восстановить католицизм в империи не увенчалось успехом. В результате Аугсбургский религиозный мир признал фактическое вероисповедное разделение Германии по принципу «чья страна (власть), того и вера» (cuius regio, eius religio). Эти события имели огромное значение для истории Германии и европейской религиозной реформации в целом[23].
Реформация Цвингли
Протестантизм связан с деятельностью Ульриха Цвингли, который в 1522—1523 годах публично осудил посты, практику индульгенций и целибат. В результате этих действий начались реформационные настроения в немецкоязычной части Швейцарии. Цвингли разработал концепцию церковной реформы, отличающуюся от лютеровской. Он выступал за сохранение ряда положений христианского гуманизма и более последовательный библеизм. В сочинении «Рассуждения об истинной и ложной религии» (1525) Ульрих Цвингли утверждал, что чувственно воспринимаемые вещи не действуют на духовное начало в человеке и требовал отмены почитания икон и культа святых. В 1524—1525 годах по распоряжению магистрата в городе были секуляризованы монастыри, отменены католические мессы и почитание икон. Пасторы выбирались общиной, а городскому совету передана часть епископской юрисдикции: надзор за пасторами и отлучение от Церкви[24].
Реформационные преобразования по образцу Цюриха прошли в Базеле, Берне и Санкт-Галлене. В 1528—1529 годах протестантские кантоны сплотились вокруг Цюриха, что привело к войне со сторонниками католицизма. После гибели Ульриха Цвингли (1531) реформацию в Цюрихе продолжил Генрих Буллингер (1504—1575), швейцарский теолог, автор одного из основополагающих документов протестантизма — Первого Гельветического исповедания (1536). Компромисс в отношении толкования таинства Евхаристии обеспечил сближение Цюриха и кальвинистской Женевы и заключение между ними в 1549 году Цюрихского соглашения[23].
Реформация в Страсбурге
Реформационное движение в Страсбурге, имперском городе с уникальным географическим положением, играло значительную роль в формировании протестантского движения в Западной Европе. Благодаря своему расположению, развитой книгопечатной индустрии и экономическому процветанию Страсбург стал важным центром для германских, швейцарских и французских протестантов, которые именовали его «Новым Иерусалимом», «Антиохией Реформации» и «убежищем сосланных братьев». С 1521 года викарий кафедрального собора Мартин Целл начал проповедовать учение Мартина Лютера, а с 1523 года деятельность в Страсбурге начал Мартин Буцер при поддержке магистрата. Теологическая концепция Мартина Буцера нашла отражение в его сочинении «Исповедание четырёх городов», представленном на сейме в Аугсбурге в 1530 году. В «Исповедании» Буцер стремился примирить взгляды Мартина Лютера и Ульриха Цвингли, сформулировав протестантское представление о соборности[25].
В период времен Буцера (до 1549 года) Страсбург отличался терпимостью к представителям различных направлений протестантизма. Однако в 1563 году было предписано соблюдать Аугсбургское исповедание, что означало придерживаться лютеранской ортодоксии. Реформационное движение в Страсбурге было важным элементом в развитии протестантизма в Западной Европе и внесло значительный вклад в формирование религиозной ландшафта региона[23].
Реформация Кальвина
Файл:Commemorative print to John Calvin, reformer BWB 665, BWB 665.tiff В XVI веке Жан Кальвин, проповедник и теолог, стал ключевой фигурой Реформации. Он был преемником идей Лефевра д’Этапля и Мартина Лютера. В 1536 году он опубликовал свою работу «Наставление в христианской вере» («Institutio Christianae religionis»), которая стала фундаментом кальвинизма. Однако это учение было объявлено еретическим, и Жана Кальвина изгнали из страны. Город Женева стал центром реформации. Здесь начались реформы, основанные на кальвинистской церковной структуре и республиканизме. Жан Кальвин также составил первые вероисповедные документы, включая «Четыре статьи» и «Исповедание веры». Во Франции количество сторонников Реформации росло, особенно на юге и западе. За французскими кальвинистами закрепилось название «гугеноты». Они создали свыше 600 протестантских общин и приняли «Исповедание веры» Кальвина. В 1561 году был созван теологический коллоквиум в Пуасси, где обсуждались вопросы веры. Кальвина представлял Теодор де Без, а католическую Церковь — кардинал Шарль де Гиз. В январе 1562 года был издан эдикт, разрешающий гугенотам исповедовать свою веру за городскими стенами или в частных домах. Однако противостояние между протестантским и католическим дворянством привело к открытому вооружённому конфликту — религиозным войнам. Этот период продолжался до подписания Нантского эдикта в 1598 году, который предоставил ряд религиозных и политических уступок гугенотам при сохранении католицизма как господствующей религии. Кальвинизм распространился на германских территориях вдоль Рейна. Здесь реформированные церкви придерживались Гейдельбергского катехизиса 1563 года. В Нидерландах борьба между кальвинизмом и католицизмом стала особенно ожесточённой. Католическая Церковь преследовала протестантов, что привело к иконоборческому восстанию в 1566 году. Кальвинизм оказал определяющее влияние на проведение Реформации в Шотландии. Шотландское исповедание веры и «Книга дисциплины» Джона Нокса излагают основные принципы кальвинизма и базируются на опыте женевской Церкви[23].
В отличие от Лютера, который видел встречу Бога с человеком как мистическое знание, Кальвин утверждал, что Бог абсолютно недоступен человеку. Он не вступает в прямой контакт с ним, а человек судит о Боге через своё психическое состояние и дела. Кальвин также утверждал, что Бог радикально освобождается от мира, и мир предстает перед человеком таким, как он есть, — без мистификаций. Хотя Бог абсолютно детерминирует этот мир, механизм провидения остается непостижимым для человеческого ума. Лишь косвенные признаки божественного всемогущества остаются доступными человеку, заключенные в повседневных формах жизни. Кальвин также утверждал, что раскаяние не имеет этического значения. Отвергнутому оно не поможет, а для избранного оно излишне. В результате исповедь в кальвинизме исчезает, а таинства (крещение и причащение) толкуются не как акты реального богообщения, а как преимущественно символические напоминания о связи Бога и людей. Внешние, чувственные элементы религиозности кальвинизм обесценивает[26].
Реформация в Англии
В Англии критика папства нашла отклик среди различных слоев общества. Это было обусловлено глубокой местной традицией полемики со Святым Престолом. В 1520-х годах в Кембридже началась деятельность будущих реформаторов, таких как Уильям Тиндейл, Томас Кранмер, Майлс Кавердейл, Хью Латимер, Николас Ридли. Они стали ключевыми фигурами в распространении лютеранства. В то время Оксфордский университет был более критически настроен к реформационным идеям. Отношение Короля Генрих VIII к Реформации изменилось в ходе конфликта с Римом, начавшегося из-за его бракоразводного процесса с Екатериной Арагонской. Папа Климент VII отказался признать брак с Екатериной недействительным. Генрих VIII, руководствуясь политическими, династическими и личными соображениями, аннулировал брак с Екатериной и женился на Анне Болейн. В 1534 году парламент принял «Акт о верховенстве», согласно которому король становился главой Церкви и собственником её земельных владений. Это стало ключевым событием Реформации в Англии. В результате проведения «королевской Реформации» Церковь стала одним из институтов государства. Англиканство формировалось через документы, такие как «Десять статей», «Наставление христианина», «Епископская книга», «Шестистатейный статут», «Учение и наставление, необходимое для каждого христианина»[23]. Английская Реформация во второй половине 1530-х годов вызвала волну эмиграции из Англии по религиозным причинам. Эмигранты, ставшие сторонниками реформации, отправились на континентальную Европу, где они встретились с различными религиозными течениями. В Швейцарии англичане познакомились с идеями реформаторов, такими как Ульрих Цвингли. Это влияние оказало отпечаток на будущий английский пуританизм. На континенте англичане также столкнулись с анабаптистами, которые интерпретировали Писание буквально и призывали к действию и организации образа жизни в соответствии с его требованиями. Анабаптисты отвергали церковную организацию, отказывались платить десятину и создавали общины верующих, основанные на искренности и внутренних свидетельствах Святого Духа[27]. Пуритане — это английские протестанты. Они стремились к дальнейшему реформированию церкви Англии, вдохновляясь образцом европейских реформатских церквей. Пуритане критиковали церковные суды, считая их недостаточно действенными в реформировании морали и нравов англичан. Они выступали за создание консисторий по женевскому образцу, чтобы повысить моральные стандарты в обществе. Однако королевская власть не одобрила эти планы, опасаясь, что это подорвёт утверждённое церковное устройство, установленное при короле Генрихе VIII[28]. Пуритане столкнулись с трудностями в достижении своих целей. Лица, разделявшие их идеи, обладали властью только на местном уровне в некоторых районах Англии. Даже после окончания гражданской войны в 1649 году, когда пуритане получили явную власть в стране, им не удалось эффективно навязать свою волю и манеры поведения всему населению. Общая церковная дисциплина и церковные суды исчезли. Некоторые общины, где преобладали пуритане, ограничили допуск к причастию, так как достойные причастия составляли меньшинство. После реставрации Стюартов в 1660 году, когда была восстановлена епископальная церковь как единственно законная, такие группы «избранных» часто были вынуждены примириться с конформизмом. Дальнейшее развитие английского протестантизма привело к плюралистическому разнообразию, которое английские протестанты не ожидали. Это включало официальную государственную англиканскую церковь, нонконформизм диссентеров после «Славной революции» 1688 года был издан Акт о веротерпимости. Английский католицизм был легализован в стране в 1850 году[29].
Реформация в Скандинавских странах
В 1520-х годах проповедь протестантизма успешно распространялась в скандинавских странах благодаря последователям Лютера, получившим образование в Виттенбергском университете: Ганс Таусен в Дании, Олаус Петри в Швеции, Петрус Сяркилахти в Финляндии, Иоганн Бугенхаген на территории Ливонской конфедерации. При широкой социальной поддержке скандинавские монархи провели реформу церквей «сверху». В 1520—1530 годах в Дании в ходе реформации произошли значительные изменения в религиозной и политической сферах, в результате чего лютеранство стало утверждаться в этой стране. Этот период был связан с политическими переворотами, начавшимися при короле Христиане II и продолжившимися при Фридрихе I. Христиан II, правивший всеми скандинавскими государствами и стремившийся ослабить самостоятельность и могущество датской церкви, решил использовать реформацию в интересах королевской власти. Он отправил ректора копенгагенской школы в Виттенберг с поручением выбрать проповедников для Дании, что привело к появлению лютеранских проповедников в Копенгагене. Однако, после восстания в Дании, Христиан II был свергнут, и на его место пришёл Фридрих I. Под его правлением в 1526—1527 годах на сейме в Оденсе были предприняты решительные шаги в отношении церковной реформы. Фридрих I предложил духовенству получать утверждение в духовном сане и пожалование прелатурами не от папы, а от архиепископа Дании, а также вносить в государственную казну деньги, раньше высылаемые в римскую курию. Епископы выразили желание получить право наказывать отступавших от католических догматов, однако король отказался от этой идеи, заявив, что «вера свободна». Фридрих I стал назначать своих сторонников на епископские должности, и в 1529 году протестантизм утвердился в самой столице. Смертью Фридриха I было подготовлено полное введение Реформации в Дании, которое состоялось после его смерти[30].
На Вестеросском риксдаге 1527 года в Швеции и включавшейся в её состав Финляндии, король Густав I был провозглашён главой Церкви, земли монастырей, замки епископов были переданы под его контроль, а управление перешло к королевским чиновникам — суперинтендантам. В 1536 году в Уппсале состоялся синод под руководством Лаврентий Петри, где лютеранство было провозглашено официальной вероисповеданием шведов, что было подтверждено на заседании риксдага в 1544 году. В Дании, а также входивших в её состав Норвегии и Исландии, по инициативе короля Кристиана III лютеранство было признано государственной религией в 1536 году, где Таусен сыграл важную роль в формировании новой Церкви и участвовал в подготовке реформационных актов («Церковный ордонанс», 1537 год; «Рибеские статьи», 1542 год). Датский гуманист Кристиерн Педерсен перевёл Библию на датский язык, Олаус Петри — на шведский язык, Микаэль Агрикола — на финский язык. В Норвегии и Исландии Реформация рассматривалась как инструмент политики датских государей, приведшая к введению лютеранского богослужения на языке страны-сюзерена. В результате католическому духовенству удалось организовать антипротестантские восстания, но к середине XVI века церковная земельная собственность и политическое влияние католической Церкви в Северной Европе были устранены. После Ливонской войны 1558—1583 годах Швеция и Дания получили большую часть земель Ливонского ордена, где также было утверждено лютеранство[23].
Протестантизм в России
Первые протестанты-иностранцы появились в России уже в начале Реформации: лютеране — в 1520 годах, англикане — при Иване IV (1533—1584 годах), кальвинисты — в конце XVI века. Образовавшиеся постоянные протестантские общины в Москве, Архангельске, Вологде и других торговых городах существовали изолированно от русского населения. Протестантам разрешалось свободно исповедовать свою веру, но под страхом смерти запрещалось обращать в протестантизм русских. Шведские торговцы, северо-германские переводчики, врачи и типографы приезжали в страну. Среди них было много последователей Лютера, которым предоставляли преимущество в проведении богослужений перед католиками (последние не могли иметь свои храмы в Москве). Царь-реформатор Пётр I интересовался экономическими, военными и политическими успехами быстро развивающихся протестантских стран Европы — Нидерландов, Англии и Швейцарии. Он неоднократно посещал протестантские страны, пытаясь внедрить полезные новшества в России. Несмотря на то, что в религиозном смысле Пётр оставался верным православию, некоторые протестантские течения всё же смогли проникнуть в Россию вместе с петровскими реформами и потоком иностранцев. В XVIII и XIX веках в Россию прибыл поток немецких колонистов, которые поселились в Северном Причерноморье и на Волге. Среди поселенцев в Херсонской, Таврической и Екатеринославской губерниях было много немцев-меннонитов, которых преследовали на родине за их аполитичность. В XVIII веке на Украине появилась секта духоборов, которая пыталась применить опыт протестантской Реформации на основе православия, позже из духоборов выделилась секта молокан. В XVIII — начале XX века российский императорский дом постоянно пополнялся лютеранами, обычно это были невесты великих князей, которые перед свадьбой принимали православие. Некоторые из них впоследствии становились царствующими императрицами. В конце 80—90-х годов прошлого века Россию и страны СНГ, переживавшие глубокий экономический и духовный кризис, охватила волна протестантского миссионерства. На начало XXI века численность российских протестантов, как старых (немцы, эстонцы, финны), так и новообращённых, по разным оценкам составляет от 300 тысяч до 2 миллионов человек[3].
Примечания
- ↑ Митрохин Л. Н. Новая философская энциклопедия / под ред. В.С. Степина. — М.: Мысль, 2010. — 694 с. — ISBN 978-2-244-01118-0.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Куропаткина О. В. Протестантизм . Большая российская энциклопедия. Министерство культуры Российской Федерации. Дата обращения: 6 ноября 2023.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Заяц Д., Лобжанидзе А. Протестантизм — ядро Западной цивилизации // География : журнал. — 2007. — № 19. — С. 15–25. — ISSN 2713-1416.
- ↑ Кого больше — православных или католиков? // Аргументы и факты : газета. — 2016. — 12 февраля. — ISSN 0204-0476.
- ↑ Сперанская Е. С. Лютеранство . Министерство культуры Российской Федерации. Дата обращения: 29 декабря 2023.
- ↑ Дмитриева О. В., Третьяков А. В., Чернов В. В. Англиканская церковь . Министерство культуры Российской Федерации. Дата обращения: 29 декабря 2023.
- ↑ Пучков П. И. Кальвинизм . Министерство культуры Российской Федерации. Дата обращения: 29 декабря 2023.
- ↑ Митрохин Л. Н. Баптизм // Новая философская энциклопедия. — Москва: Институт Философии Российской Академии Наук, 2018.
- ↑ Орлов С. М. Социальная сущность и эволюция методизма. — М.: [б. и.], 1975. — 23 с.
- ↑ Артеменко С. А. Причины возникновения и развитие движения методистов в Англии ХVIII века // Вестник МГГ имени М. А. Шолохова : сборник. — 2010. — С. 51–59. — ISSN 1995-6375.
- ↑ Александрова Н. Н. Религиозные практики в среде новых пятидесятников // Общество: философия, история, культура : журнал. — 2017. — № 3. — С. 40–43. — ISSN 2221-2787.
- ↑ Куропаткина О. В. Пятидесятники . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 19 декабря 2023.
- ↑ Левин И. В. Адвентизм Седьмого дня — наследие и рецепция Реформации // Религия. Церковь. Общество. — 2022. — С. 331–336. — ISSN 2308-0698.
- ↑ Захарина В. С. История становления Армии Спасения // Вестник государственного и муниципального управления : журнал. — 2018. — Т. 7, № 2. — С. 45–52. — ISSN 2225-8272.
- ↑ Щёткин Ю. Ю. Социально-психологическая характеристика конфессии Свидетелей Иеговы // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. — 2010. — № 2. Гуманитарные науки. — С. 417–426. — ISSN 2225-501X.
- ↑ Верховный суд запретил деятельность «Свидетелей Иеговы» в России // РИА Новости : сайт. — 2020. — 3 марта.
- ↑ Запрет «Свидетелей Иеговы» в РФ оставлен в силе // Адвокатская газета : газета. — 2017. — 18 июля.
- ↑ Мормоны // Большая российская энциклопедия. — 2022. — 11 июля.
- ↑ Ревуненкова Н. В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. — М.: Мысль, 1988. — 206 с. — ISBN 5-244-00112-4.
- ↑ Гурьянова Т. Н. «Новое благочестие» и его роль в становлении гуманистического движения в Германии // Вестник Казанского технологического университета : журнал. — 2010. — С. 182–185. — ISSN 1998-7072.
- ↑ Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего средневековья и начала нового времени / отв. ред. К. И. Салимова. — М.: Академия педагогических наук СССР, 1990. — 200 с.
- ↑ Гоциридзе Д. З., Хухуни Г. Т. Очерки по истории западноевропейского и русского перевода. — Тбилиси: Издательство Тбилисского университета, 1986. — 252 с.
- ↑ 23,0 23,1 23,2 23,3 23,4 23,5 23,6 23,7 Рандин А. В. Реформация . Большая российская энциклопедия. Министерство культуры Российской Федерации. Дата обращения: 7 ноября 2023.
- ↑ Исаев С.А. Реформация в Европе: разновидности реформационных движений // Санкт-Петербургский исторический журнал : журнал. — 2018. — № 2. — С. 96–121. — ISSN 2311-603X.
- ↑ Рандин А. В. Реформация // Большая российская энциклопедия. — 2023.
- ↑ Клочков В. В. Кальвинизм и европейская модернизация XVI – XVIII веков // Юристъ – Правоведъ : журнал. — 2011. — ISSN 1817-7093.
- ↑ Ерохин В. Н. Начальный этап идейного формирования пуританизма в ходе Реформации в Англии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. : сборник. — 2021. — Т. 21, № 1. — С. 52–59. — ISSN 1819-4907.
- ↑ Ерохин В. Н. Влияние Реформации в Англии на деятельность церковных судов во второй половине XVI – начале XVII вв // Вестник Сургутского государственного педагогического университета : журнал. — 2014. — С. 169–175. — ISSN 2078-7626.
- ↑ Ерохин В. Н. Влияние реформации на развитие образования, науки и культуры в англии в раннее новое время // Сфера культуры : журнал. — 2021. — № 2 (4). — С. 51–62. — ISSN 2713-301X.
- ↑ Реформация в европейских странах . Cедмица.RU. Дата обращения: 29 декабря 2023.
Ссылки
- Русский патриотический аналитический сайт «Кальвинизм — рациональное решение проблем России»
- Всемирная лютеранская федерация