Лютер, Мартин
Мартин Лютер | |
---|---|
нем. Martin Luther | |
Дата рождения | 10 ноября 1483 |
Место рождения | Айслебен, Саксония |
Дата смерти | 18 февраля 1546 (62 года) |
Место смерти | Айслебен, Саксония |
Род деятельности | Богослов, политик, переводчик Библии на немецкий язык |
Отец | Ганс Лютер |
Мать | Маргарита Лютер |
Супруг(а) | Катарина фон Бора |
Ма́ртин Лю́тер (нем. Martin Luther) (10 ноября 1483 — 18 февраля 1546) — немецкий христианский теолог, ранее принадлежавший к католическому ордену августинцев. Инициировал движение Реформации и был важным переводчиком Библии на немецкий язык. Считается основателем протестантизма, одно из главных направлений которого получило название в его честь — лютеранство. Внёс значительный вклад в развитие немецкого литературного языка.
Ранние годы
Исходя из семьи, чьё ремесло было связано с горным делом, юный Лютер получил образование в Мансфельде, Магдебурге и Айзенахе. Начиная с 1501 года, он углублялся в мир знаний в университете Эрфурта, где его мыслительный процесс был окрашен влиянием номинализма и гуманистических идей. Получение степени магистра свободных искусств венчало его академическую деятельность в январе 1505 года. Поворотным событием в судьбе будущего реформатора стала сильнейшая гроза 2 июля 1505 года[1]. Обещание стать монахом в случае избавления от опасности привело молодого человека к порогу монастыря ордена августинцев-эремитов в Эрфурте, куда он поступил в июле того же года.
Рукоположение в священнический сан последовало в 1507 году, а с 1508 — 1509 годы Лютер посвятил себя преподавательской деятельности в Виттенбергском университете.
В 1512 году, защитив диссертацию, он быстро занял должность профессора библейской экзегетики. Время паломничества в Рим по делам ордена (1510—1511 годы) предоставило Лютеру возможность для рефлексии и поиска ответов на вечные вопросы о спасении человечества. Влияние трудов Августина укрепило его убежденность в невозможности примирения человека с Богом посредством земных добрых дел. Истинное спасение, по его мнению, обретается исключительно через искупительную жертву Христа и личную веру в неё.
Увлечение древнееврейским и греческим языками дало Лютеру возможность углубиться в изучение Священного Писания, что отразилось в его трудах: «Лекциях о Псалтири» (1513—1515) и «Лекциях о Послании к Римлянам» (1515—1516). В них он развивал свой основополагающий тезис о спасении исключительно верой (лат. sola fide), берущий истоки в словах апостола Павла в Послании к Римлянам.
Реформаторская деятельность
В годы широкого распространения практики продажи индульгенций в Саксонии, Мартин Лютер выразил свое несогласие с данным действием. 31 октября 1517 года он опубликовал в Виттенберге свои «95 тезисов», вызывая, согласно академической традиции, публичную дискуссию. Ожидаемо, что тезисы вызвали значительный резонанс. Папский легат Иоганн Тетцель и высокопоставленные священнослужители, отвечающие за продажу индульгенций, обратились с жалобой в Рим. Папа Лев Х предпринял меры для привлечения Лютера к ответственности за ересь (лето 1518).
Хотя в то время Лютер не рассматривал возможность разрыва с Римско-католической церковью, его выступление заложило основу для Реформации в Европе. Курфюрст Саксонии Фридрих III, следуя своим политическим соображениям, поддержал и защитил Лютера. Лютер не уступил ни требованию Папы отречься от своих убеждений, переданному через кардинала Каэтана, ни в ходе Лейпцигского диспута, ни под угрозой отлучения от Церкви. В ответ на это он опубликовал сочинение «К христианскому дворянству немецкой нации», призывая к реформе и излагая ее принципы. 10 декабря 1520 года в Виттенберге Лютер публично сжег Папскую буллу и сборник католического канонического права. В ответ 3 января 1521 года Папская булла «Decet Romanum pontificem» отлучила Лютера от Церкви как еретика[2].
Несмотря на неприязнь к доктринам Лютера, император Карл V допустил его на рейхстаг в Вормсе (1521 год), чтобы тот изложил свою позицию. Лютер разъяснил идеи из своих трудов «О благих делах», «О вавилонском пленении Церкви» и «О свободе христианина». 18 апреля 1521 года Лютер отказался отречься от своих убеждений, провозгласив[3]:
Я стою на своем и иного не могу. Да поможет мне Бог!
Вормсский эдикт (26 мая 1521 года) объявил Лютера вне закона, но курфюрст Саксонии Фридрих предоставил ему убежище в замке Вартбург. Там Лютер прожил в уединении 10 месяцев, работая над памфлетами, проповедями и немецким переводом Нового Завета (издан в 1522 году). Он стремился сделать Священное Писание доступным для большинства людей, так как в католической церкви оно использовалось исключительно на латыни.
К 1534 году Лютер завершил перевод всей Библии на немецкий язык, используя для этого древнегреческий и древнееврейский исходные тексты. Он опирался на саксонский диалект и письменные традиции канцелярии, но также учитывал фольклор, ренессансную прозу и немецкую религиозную мистику. В своем «Послании о переводе» (1530 год) Лютер подчеркнул, что перевод должен быть понятен не учёным, а простым людям, и что богословские соображения должны преобладать над лингвистическими.
Книжный рынок Германии был наводнен произведениями Лютера: 250 тысяч экземпляров уже в 1519 году и более 40 % немецких публикаций в 1523 году. Перевод Библии выдержал свыше 400 изданий к моменту смерти Лютера. Его выдающийся вклад закрепил за ним статус создателя современного немецкого литературного языка.
Вопреки возражениям курфюрста Фридриха, Лютер покинул Вартбург и вернулся в Виттенберг в марте 1522 года, намереваясь обуздать радикальные реформы, инициированные там его последователем Андреасом Карлштадтом. Однако набирающее силу Реформаторское движение, ставшее известным как евангелическое, раздиралось внутренними разногласиями. В своих трудах Лютер стремился дистанцироваться от спиритуалистов и анабаптистов, осуждая их в сочинении «Против пророков Царствия Небесного на земле» (1524).
Он также выступил против революционных притязаний участников Крестьянской войны в Германии[4] (1524—1526 гг.) в работе «Против разбойничьих и грабительских шаек крестьян» (1525). Лютер вступил в полемику с гуманистами, затрагивая вопросы разума и веры в сочинениях «О рабстве воли» (1525) и «О свободе воли» (написанной в ответ на трактат Эразма Роттердамского).
В 1525 году Лютер женился на бывшей монахине Катарине фон Бора, тем самым нарушив принцип целибата католического духовенства. В этом браке родилось шесть детей, еще 11 детей были усыновлены супругами.
Филлип Меланхтон стал ближайшим помощником Лютера. Приверженцы Лютера внедрили немецкоязычное богослужение и контролировали церкви и школы в германских землях, которые поддерживали их. Чтобы избежать неправильного толкования своей учением, Лютер начал заниматься религиозным образованием и продолжал свои теологические исследования. Он создал два сборника вопросов и ответов — «Малый катехизис» для верующих и «Большой катехизис» для священников. Лютер призывал к доступному образованию для всех, включая девочек, и предлагал реформы в школах и университетах. Перед опасностью турецкой агрессии в империи, была необходимость объединения политических сил. Ф. Меланхтон представил Аугсбургское исповедание на рейхстаге в 1530 году, чтобы отличить лютеран от более радикальных реформаторов. В 1537 году Лютер создал Шмалькальденские артикулы, чтобы указать на те вероучительные положения, на которых настаивали лютеране.
Учение Лютера
Теология Лютера отрицает роль Церкви и её институтов в посредничестве между Богом и человеком, утверждая, что спасение приходит только через веру в Христа и благодать Господа, а не через рукоположенное священство или каноническое право. Лютер придавал большое значение Священному Писанию, считая его авторитетом выше предписаний церковных институтов и традиций. Он признавал лишь крещение и Евхаристию как церковные таинства, отвергая учение о пресуществлении хлеба и вина. Лютер считал, что Тело и Кровь Христовы присутствуют в хлебе и вине реально, а не только символически. Он также не признавал учения о чистилище.
Примечания
- ↑ Мережковский Д. С. Лютер Мартин. О свободе христианина.. — Уфа, 2013. — С. 457 – 489. — ISBN ISBN 978-5-905551-05-5.
- ↑ Шиллинг Х. Мартин Лютер. Бунтарь в эпоху потрясений. — Москва, 2017. — 710 с. — ISBN ISBN 978-5-89647-358-9.
- ↑ Бейнтон Р. На сём стою. Жизнь Мартина Лютера / Ю. Я. Скрипникова. — Источник жизни, 1996. — ISBN ISBN 5-86847-094X.
- ↑ Галяндин А. В. Был ли Лютер мятежником? . Знание-сила (2000). Дата обращения: 25 мая 2024.
Литература
- Бобылёв А. В. Дореформационный период и Реформация: Библиографический список: В 2 тт. — М., 1999. — Т. 1: Книги и брошюры, изданные на русском языке; Т.2: Зарубежные библиографии и справочные издания
- Мартин Лютер, Избранные сочинения, СПб: Фонд лютеранского наследия, 1994
- Соловьёв Э. Ю. Мартин Лютер — выдающийся деятель немецкой и европейской истории // Вопросы истории. — 1983. — № 10.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 10 ноября
- Родившиеся в 1483 году
- Родившиеся в Айслебене
- Умершие 18 февраля
- Умершие в 1546 году
- Умершие в Айслебене
- Богословы Германии
- Переводчики Библии
- Деятели протестантизма
- Лютеранские теологи
- Религиозные деятели Германии
- Знание.Вики:Готовые статьи об обществе
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту