Лютер, Мартин

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Мартин Лютер
нем. Martin Luther
Глава Реформации в Германии Мартин Лютер.Глава Реформации в Германии Мартин Лютер.
Дата рождения 10 ноября 1483(1483-11-10)
Место рождения Айслебен, Саксония
Дата смерти 18 февраля 1546(1546-02-18) (62 года)
Место смерти Айслебен, Саксония
Род деятельности Богослов, политик, переводчик Библии на немецкий язык
Отец Ганс Лютер
Мать Маргарита Лютер
Супруг(а) Катарина фон Бора

Ма́ртин Лю́тер (нем. Martin Luther) (10 ноября 1483 — 18 февраля 1546) — немецкий христианский теолог, ранее принадлежавший к католическому ордену августинцев. Инициировал движение Реформации и был важным переводчиком Библии на немецкий язык. Считается основателем протестантизма, одно из главных направлений которого получило название в его честь — лютеранство. Внёс значительный вклад в развитие немецкого литературного языка.

Ранние годы

Исходя из семьи, чьё ремесло было связано с горным делом, юный Лютер получил образование в Мансфельде, Магдебурге и Айзенахе. Начиная с 1501 года, он углублялся в мир знаний в университете Эрфурта, где его мыслительный процесс был окрашен влиянием номинализма и гуманистических идей. Получение степени магистра свободных искусств венчало его академическую деятельность в январе 1505 года. Поворотным событием в судьбе будущего реформатора стала сильнейшая гроза 2 июля 1505 года[1]. Обещание стать монахом в случае избавления от опасности привело молодого человека к порогу монастыря ордена августинцев-эремитов в Эрфурте, куда он поступил в июле того же года.

Рукоположение в священнический сан последовало в 1507 году, а с 1508 — 1509 годы Лютер посвятил себя преподавательской деятельности в Виттенбергском университете.

В 1512 году, защитив диссертацию, он быстро занял должность профессора библейской экзегетики. Время паломничества в Рим по делам ордена (15101511 годы) предоставило Лютеру возможность для рефлексии и поиска ответов на вечные вопросы о спасении человечества. Влияние трудов Августина укрепило его убежденность в невозможности примирения человека с Богом посредством земных добрых дел. Истинное спасение, по его мнению, обретается исключительно через искупительную жертву Христа и личную веру в неё.

Увлечение древнееврейским и греческим языками дало Лютеру возможность углубиться в изучение Священного Писания, что отразилось в его трудах: «Лекциях о Псалтири» (15131515) и «Лекциях о Послании к Римлянам» (15151516). В них он развивал свой основополагающий тезис о спасении исключительно верой (лат. sola fide), берущий истоки в словах апостола Павла в Послании к Римлянам.

Реформаторская деятельность

В годы широкого распространения практики продажи индульгенций в Саксонии, Мартин Лютер выразил свое несогласие с данным действием. 31 октября 1517 года он опубликовал в Виттенберге свои «95 тезисов», вызывая, согласно академической традиции, публичную дискуссию. Ожидаемо, что тезисы вызвали значительный резонанс. Папский легат Иоганн Тетцель и высокопоставленные священнослужители, отвечающие за продажу индульгенций, обратились с жалобой в Рим. Папа Лев Х предпринял меры для привлечения Лютера к ответственности за ересь (лето 1518).

Хотя в то время Лютер не рассматривал возможность разрыва с Римско-католической церковью, его выступление заложило основу для Реформации в Европе. Курфюрст Саксонии Фридрих III, следуя своим политическим соображениям, поддержал и защитил Лютера. Лютер не уступил ни требованию Папы отречься от своих убеждений, переданному через кардинала Каэтана, ни в ходе Лейпцигского диспута, ни под угрозой отлучения от Церкви. В ответ на это он опубликовал сочинение «К христианскому дворянству немецкой нации», призывая к реформе и излагая ее принципы. 10 декабря 1520 года в Виттенберге Лютер публично сжег Папскую буллу и сборник католического канонического права. В ответ 3 января 1521 года Папская булла «Decet Romanum pontificem» отлучила Лютера от Церкви как еретика[2].

Несмотря на неприязнь к доктринам Лютера, император Карл V допустил его на рейхстаг в Вормсе (1521 год), чтобы тот изложил свою позицию. Лютер разъяснил идеи из своих трудов «О благих делах», «О вавилонском пленении Церкви» и «О свободе христианина». 18 апреля 1521 года Лютер отказался отречься от своих убеждений, провозгласив[3]:

Я стою на своем и иного не могу. Да поможет мне Бог!

Вормсский эдикт (26 мая 1521 года) объявил Лютера вне закона, но курфюрст Саксонии Фридрих предоставил ему убежище в замке Вартбург. Там Лютер прожил в уединении 10 месяцев, работая над памфлетами, проповедями и немецким переводом Нового Завета (издан в 1522 году). Он стремился сделать Священное Писание доступным для большинства людей, так как в католической церкви оно использовалось исключительно на латыни.

К 1534 году Лютер завершил перевод всей Библии на немецкий язык, используя для этого древнегреческий и древнееврейский исходные тексты. Он опирался на саксонский диалект и письменные традиции канцелярии, но также учитывал фольклор, ренессансную прозу и немецкую религиозную мистику. В своем «Послании о переводе» (1530 год) Лютер подчеркнул, что перевод должен быть понятен не учёным, а простым людям, и что богословские соображения должны преобладать над лингвистическими.

Книжный рынок Германии был наводнен произведениями Лютера: 250 тысяч экземпляров уже в 1519 году и более 40 % немецких публикаций в 1523 году. Перевод Библии выдержал свыше 400 изданий к моменту смерти Лютера. Его выдающийся вклад закрепил за ним статус создателя современного немецкого литературного языка.

Вопреки возражениям курфюрста Фридриха, Лютер покинул Вартбург и вернулся в Виттенберг в марте 1522 года, намереваясь обуздать радикальные реформы, инициированные там его последователем Андреасом Карлштадтом. Однако набирающее силу Реформаторское движение, ставшее известным как евангелическое, раздиралось внутренними разногласиями. В своих трудах Лютер стремился дистанцироваться от спиритуалистов и анабаптистов, осуждая их в сочинении «Против пророков Царствия Небесного на земле» (1524).

Он также выступил против революционных притязаний участников Крестьянской войны в Германии[4] (15241526 гг.) в работе «Против разбойничьих и грабительских шаек крестьян» (1525). Лютер вступил в полемику с гуманистами, затрагивая вопросы разума и веры в сочинениях «О рабстве воли» (1525) и «О свободе воли» (написанной в ответ на трактат Эразма Роттердамского).

В 1525 году Лютер женился на бывшей монахине Катарине фон Бора, тем самым нарушив принцип целибата католического духовенства. В этом браке родилось шесть детей, еще 11 детей были усыновлены супругами.

Филлип Меланхтон стал ближайшим помощником Лютера. Приверженцы Лютера внедрили немецкоязычное богослужение и контролировали церкви и школы в германских землях, которые поддерживали их. Чтобы избежать неправильного толкования своей учением, Лютер начал заниматься религиозным образованием и продолжал свои теологические исследования. Он создал два сборника вопросов и ответов — «Малый катехизис» для верующих и «Большой катехизис» для священников. Лютер призывал к доступному образованию для всех, включая девочек, и предлагал реформы в школах и университетах. Перед опасностью турецкой агрессии в империи, была необходимость объединения политических сил. Ф. Меланхтон представил Аугсбургское исповедание на рейхстаге в 1530 году, чтобы отличить лютеран от более радикальных реформаторов. В 1537 году Лютер создал Шмалькальденские артикулы, чтобы указать на те вероучительные положения, на которых настаивали лютеране.

Учение Лютера

Теология Лютера отрицает роль Церкви и её институтов в посредничестве между Богом и человеком, утверждая, что спасение приходит только через веру в Христа и благодать Господа, а не через рукоположенное священство или каноническое право. Лютер придавал большое значение Священному Писанию, считая его авторитетом выше предписаний церковных институтов и традиций. Он признавал лишь крещение и Евхаристию как церковные таинства, отвергая учение о пресуществлении хлеба и вина. Лютер считал, что Тело и Кровь Христовы присутствуют в хлебе и вине реально, а не только символически. Он также не признавал учения о чистилище.

Примечания

  1. Мережковский Д. С. Лютер Мартин. О свободе христианина.. — Уфа, 2013. — С. 457 – 489. — ISBN ISBN 978-5-905551-05-5.
  2. Шиллинг Х. Мартин Лютер. Бунтарь в эпоху потрясений. — Москва, 2017. — 710 с. — ISBN ISBN 978-5-89647-358-9.
  3. Бейнтон Р. На сём стою. Жизнь Мартина Лютера / Ю. Я. Скрипникова. — Источник жизни, 1996. — ISBN ISBN 5-86847-094X.
  4. Галяндин А. В. Был ли Лютер мятежником?. Знание-сила (2000). Дата обращения: 25 мая 2024.

Литература

  1. Бобылёв А. В. Дореформационный период и Реформация: Библиографический список: В 2 тт. — М., 1999. — Т. 1: Книги и брошюры, изданные на русском языке; Т.2: Зарубежные библиографии и справочные издания
  2. Мартин Лютер, Избранные сочинения, СПб: Фонд лютеранского наследия, 1994
  3. Соловьёв Э. Ю. Мартин Лютер — выдающийся деятель немецкой и европейской истории // Вопросы истории. — 1983. — № 10.