Бог

Эта статья входит в число избранных
Материал из «Знание.Вики»
Бог монотеистических культур
Христианство      Иудаизм      Ислам
основные понятия
Концепции Бога Всевышнего
Имена Бога в монотеизме
Законы в монотеизме
Символы монотеизма
Выдающиеся персоны
См. также

Бог (др.-греч. θεός, лат. deus, ивр.אל‏‎, араб. الله‎, церк.-слав. бг҃ъ) — в религиях и философских системах есть высшее, верховное существо[1], создающее и устрояющее мир, дающее бытие, меру, закон и назначение вещам, существам и лицам[2][3]. В религиозных представлениях бог есть сверхъестественное существо, предмет религиозного культа, идея которого постепенно кристаллизовалась в различных религиозных традициях человечества. Исходным пунктом развития понятия «бог» являются представления первобытных народов о силах, действие которых различным образом локализовано в мире (силы природы, определённые местности)[2][3]. Под богом также понимается абсолют (причина вселенной, имеющая причину в самой себе; трансцендентное начало; высший духовный принцип; высший принцип природы)[4][5][6][7][8].

В теистических религиях Бог — обладающее всеми мыслимыми совершенствами (всемогущее, всеблагое, всеведущее, всемилостивое, вездесущее и прочее)[4][9], создавшее вселенную[5][6] и управляющее ею в соответствии с собственной волей личное существо, которое человек не способен до конца познать, ввиду того, что бог живёт вне вселенной (над природой) и в то же самое время находится внутри неё[9]. В монотеистических религиях вера в единого и всемогущего бога является основным религиозным догматом. В зороастризме Богом является — Ахурамазда, в иудаизме — Яхве, в христианстве — Троица (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой), в исламе — Аллах, в индуизме — Брахма, Вишну, Шива[4][10]. В дуалистических религиях (маздеизм) образу светлого и доброго бога противостоит тёмное и злое божество, между которыми ведётся извечная борьба. В политеистических религиях фигурирует множество богов, среди которых выделяется главный и наиболее могущественный бог. При этом в индуизме и некоторых других религиях нет такого ярко выраженного возвышения одного бога на другими[4][6][7][11]. В деизме бог представляется первопричиной, создателем мира, запустившим его, причём этот мир продолжает существовать и развиваться далее по своим естественным законам. В пантеизме бог выступает как безличная сила, присущая природе и подчас тождественная ей[4][7].

В марксизме бог рассматривается как иллюзорный образ, наделённый сверхъестественными свойствами (отчуждёнными человеческими качествами) и являющийся главным объектом поклонения почти во всех религиях. В образе бога искажённо, фантастически отражается сила действительных общественных отношений, господствующих над людьми в повседневной жизни[4][10][12]. В фрейдизме бог рассматривается как сублимат подавленного образа отца («каждый создаёт бога по образу своего отца»)[8][13]. В рамках эволюционной биологии и нейронаук идея бога рассматривается как побочный продукт эволюции человека либо как особенность функционирования головного мозга человека[14][15].

Этимологическое происхождение слова «бог»

Слово «бог» является общеславянским словом, имеющим соответствия в некоторых индоевропейских языках (санскр. bhagas — одаряющий, господин, богатство, счастье; перс. baga‎ — «господин, бог»). Слово «бог» имело первичное значение, как податель, достояние, счастье, доля, участь; религиозное же значение является вторичным и развилось в славянских языках позднее[16]. Английское слово «God» (Бог) также происходит от слова «good» (благо)[5].

Словом «бог» в славянской мифологии именовалась жизненная доля, счастье, которое может выражаться, например, в форме богатства. Богатый в славянской мифологии противопоставлялся «небогу» — обездоленному. Слово «бог» выступало также названием божества вообще, в качестве второй части многих славянских названий богов: Белобог, Чернобог, Дажьбог, Стрибог[17].

В религии словом «Бог» обозначают верховное всемогущее существо, управляющее миром или (при многобожии) одно из таких существ[18]. Бог в религиозном плане представляется верующему человеку как источник добра, как абсолютное благо[16]. Словом «бог» иногда называют предмет поклонения, обожания[18].

Бог в мифологии и религии

Образы богов прошли длительный период развития. В ранних формах религии (магия) нет веры в богов, есть поклонение вещам и предметам (фетишизм), вера в духов и демонов (анимизм, полидемонизм) и поклонение единому для всего племени зооморфному предку либо растению (тотемизм). С развитием племенных объединений в качестве бога начинает выступать образ бога-воителя и предводителя своего народа: Уицилопочтли — у ацтеков, Нгаи — у масаев, Кукулькан — у майя, Перун — у славян. При этом происходил переход от зооморфности к антропоморфности богов. Помимо богов, как покровителей племени, сохранялись представления о богах-покровителях местностей и расположенных в них городах: Мардук — покровитель Вавилона, Амон — Фив, Афина — Афин, Энлиль — Ниппура, Гера — Микен, Птах — Мемфиса, Асклепий — Эпидавра[4][7][8]. Олицетворение растительного процесса находило выражение в земледельческих божествах, которые, согласно мифам, умирали и вновь воскресали, чтобы даровать людям спасение: Таммуз, Адонис, Аттис и Дионис[8][19].

Объединение нескольких племён обусловливало появление генотеизма и супремотеизма, то есть приоритет и главенство в политеистическом пантеоне богов тех племён, которые занимали доминирующее положение в новой общности людей. Например, Ашшур, Осирис, Зевс, Юпитер, Аматэрасу, Мардук, Яхве, Перун, возвышаясь над другими племенными богами, стали верховными богами, тогда как боги других племён стали лишь покровителями отдельных видов хозяйственной деятельности[8][20]. Впоследствии доминирующий бог со всем пантеоном богов становился общегосударственным и превращался в верховного Бога — творца и вседержителя. Функциями такого бога является защита всего государства и поддержание его внутреннего строя, причём монарх представлялся любимым сыном Бога или его помазанником. Между богами пантеона устанавливались связи — родственные, генеалогические и иерархические, что вело к изменению их функций. Боги из покровителей местности или племени превращались в богов-покровителей людей той или иной профессии: Гефест — бог огня и покровитель кузнечного ремесла, Гермес — покровитель торговли и путешествий, Асклепий — бог-покровитель врачевания[8].

Сводная таблица богов
Народ / Стихия Солнце Луна Небо Ветер Молния Огонь Вода Война Смерть
Древние египтяне Амон / Ра / Гор Хонсу / Неферхотеп / Ях Мут Исида Сет Сехмет Себек Монту Анубис
Древние греки Аполлон Селена Уран Эвр / Борей / Зефир Нот Зевс Гефест Посейдон Арес Аид
Древние римляне Гелиос / Сол Диана Целус Вольтурн / Аквилон / Фавоний / Австр Юпитер Вулкан Нептун Марс Плутон
Древние японцы Аматэрасу Цукуёми Ками Фудзин Такэмикадзути Кагуцути Рюдзин Хатиман Эмма
Скандинавская мифология Соль Мани Тор Ньёрд Тор Локи Эгир / Ран Тюр / Один Хель
Славяне Дажьбог Дивия Сварог Стрибог Перун Сварог Мокошь Перун Марена
Ацтеки Тонатиу Тексистекатль / Тонанцин Тонатиу Эекатль Тлалок Уэуэтеотль Атлауа / Чальчиутликуэ Уицилопочтли Миктлантекутли
Майя Кинич Ахау Иш-Чель Ицамна Хуракан Чак Тохил Чак Кавиль Апух
Statue of Zeus.jpgBrueghel Jan II God creating.jpg
Baco, por Caravaggio.jpgEnlilandNinlil.jpg
Fresque Mithraeum Marino.jpgCupid with Venus and Adonis, fresco in Pompeii.jpg
Антропоморфные (человекообразные) представления о Боге. Слева направо и сверху вниз изображены Зевс, Бог-Отец, Вакх, Энлиль и Нинлиль, Митра, Купидон, Адонис и Венера.

Тенденция к монотеизму является константной в политеистических культурах и обнаруживается в возможности отождествления различных божеств между собой (Зевс и Юпитер) и выделении среди божеств главного и наивысшего божества. Помимо этого в рамках философии Древней Греции, Индии и Китая разрабатывалась и теоретически обосновывалась идея Единого (Логос, Атман, Дао)[2]. В боге таким образом сочетались как человекоподобные представления о боге, так и представления о боге, как «чистом духе», первопричине мира, то есть абсолютном существе, лишённом чего-либо материального и подчиняющем себе материю. Поэтому религиозное сознание содержит два уровня во взгляде на бога[6]:

  • народные (профанные) представления о боге сохраняют в себе человекоподобный (антропоморфный) образ бога, который выступает в качестве человекоподобной личности;
  • эзотерическое (жреческое) учение для посвящённых (избранные, мистики) предполагает представление о том, что бог и «чистый дух» является единой, индивидуальной, самосознающей и самодействующей силой, существующей вне мира.

Хотя тенденция к монотеизму имеется во многих политеистических культурах, переход к теизму происходит не во всех культурах. В индийских религиях слово «бог» или «дэва» (санскр. देव) относится к богу, как к члену множества, боги (дэвы) олицетворяют природные явления или абстрактные понятия. В индийской культуре в целом трансцендентный Абсолют, выступающий в безличной форме (Брахман, Атман) и не творящий вечный мир, не совпадает с персонифицированным верховным правителем и создателем мира (Ишвара), который одновременно запределен миру и присущ ему в каждом творении. Иногда Брахму, Вишну и Шиву рассматривают как три ипостаси (тримурти) единого и абсолютного начала (Брахмана), что не вполне корректно, так как речь идёт о различных религиях. Поэтому не существует общеиндийского термина, аналогичного понятию «Бог» в авраамических религиях (иудаизм, христианство, ислам), бог в индийских религиях выступает демиургом, помимо которого существует материя, функционирующая по своим законам[2][3].

Переход от политеизма к монотеизму может быть проиллюстрирован появлением и развитием сикхизма — монотеистической религии, появившейся в конце XV — начале XVI веков на стыке двух цивилизаций и двух культур — индуистской и исламской. В сикхизме, основателем которого считается учитель Нанак, Богом или «Эк» (Единственный, Единый, Один) называют как индуистских Брахму, Вишну, Шиву, так и мусульманского Аллаха. Бог здесь универсален и характеризуется понятиями: «ниргун» (лишённый качеств) и «сагун» (наделённый качествами). Главное состояние Бога — «ниргун», в котором Он выступает как лишённая атрибутов сущность, но познаётся людьми только в состоянии «сагун»[20].

В буддизме существование богов номинально признаётся, например, брахманские боги рассматриваются как мирские последователи Будды. Но боги в буддизме представляют собой переродившихся в образе богов добродетельных людей, благодаря закону кармы. При этом боги не могут освободиться (нирвана) от цикла перерождений, пока вновь не станут людьми[2][3]. Критика идеи бога, выражающаяся в античном атеизме, пересекается в некотором отношении с буддистскими представлениями. Возникновение идеи о богах связывалось с тенденцией обожествления вождей, царей, крупных военачальников и политических деятелей, использующих идею бога для упрочения своего положения в обществе[4].

Бог в теизме

Сакральная персонификация Абсолюта (Единого) в форме личного Бога характерна для зрелых форм религий теистского типа и является результатом исторической эволюции религиозного сознания[21]. Важнейшим моментом теистических религий является идея трансцендентности «живого Бога» по отношению к миру, то есть Бог-Вседержитель, находясь вне и сверх мира, непрестанно творит его и направляет его развитие к высшей цели. Но теизм центрируется не только вокруг идеи персонифицированности трансцендентного Бога, но и на возможности личного, непосредственно-эмоционального общения человека с Богом. При этом человек может выбрать или отвергнуть трансцендентного Бога, всегда присутствующего в мире. Из-за этого в теистических религиях верность человека Богу уподобляется брачной верности. Верность, как свободное решение, является идеалом и требованием для общности людей, рассматривающейся в качестве верной или неверной супруги Бога[2][11][21].

Бог в иудаизме первоначально, будучи богом племени кочевников, был богом огня, потом стал богом-хранителем полей и покровителем земледелия, далее — национальным Богом, пекущимся о судьбе Израиля, и впоследствии трансформировался в универсальное абстрактное существо — Бога вселенной[22]. Хотя иудаизм и поставил своей целью признание Бога (Яхве, Иегова) всем человечеством, но в нём всегда осуждалась ассимиляция евреев, поэтому иудаизм остался этнической религией[20]. Тема Бога в теизме, примером тому может быть как иудаизм, так и христианство, есть вопрос завета, заключённого Богом с человеком и народом, и заботы Бога о своих творениях. Коммуникативная установка, основанная на диалогичной интерпретации Бога, задавала крайние эмоциональные формы религиозного сознания: экстатическая любовь к Богу, переживание «страха Божьего», экзальтированное отправление культа, испепеляющее чувство вины и потрясающее душу переживание раскаяния. Эмоциональное переживание связи человека с Богом дополняется в теистических религиях рационалистическим обоснованием бытия Бога, находящим выражение в теологии — религиозно-философском учении о Боге. Бог здесь становился не только предметом веры и культа, но и понятием богословской философии, стремящейся обосновать бытие Бога посредством специальных доказательств[4][7][11][21].

Утверждаемый богословами тезис о непознаваемости трансцендентного Бога дополняется в данном случае идеей возможности богопознания только как результата откровения, то есть снисхождения Бога к человеку и открытия ему своей воли. Логическим завершением данного тезиса является мистика, предполагающая непосредственное созерцание Бога и узрение вечной истины, принципиально не выражаемой в языковой форме и потому неинтерсубъективной[11][21]. При всём при этом вопрос познания Бога также связывается с проблемой познания атрибутов Бога, где существует две тенденции. Первая, выражающаяся в катафатической теологии, предполагает возможность приписывания Богу позитивных определений (Бог всеблаг, всемогущ и прочее), что позволяет познать Бога при помощи осмысления разнообразных его проявлений. Во втором направлении — апофатическом богословии — возможность приписывания Богу каких-либо постижимых атрибутов отрицается. Бог в данном случае невыразим: всё, что можно о нём сказать — это сказать то, чем Бог не является, и, отринув всё чувственное и умозрительное, попытать соединиться с тем, кто выше всякой сущности и познания[23][24].

Бог в христианстве

Святая Троица (Эль Греко, алтарь церкви в Толедо).

Христианство, являясь монотеистической религией, мыслит Бога как единого в нераздельных и неслиянных трёх ликах. Подобный параллелизм единосущности Бога и его трёхипостасности создавал различные интерпретации соотношения трёх ликов Божьих и вопрос о том, кто является источником благодати. Помимо этого, возникали различные трактовки сущности Иисуса Христа в вопросе соотношения в нём божественной и человеческой природы, что выражалось в метафоре соотношения масла и воды или вина и воды. Коллизии данных интерпретаций лежат в основе появления ересей, движения антитринитаризма и унитаризма и расхождения католичества и православия[11][21]. При этом при описании сущности единого в трёх ипостасях Бога использовались термины греческой философии — «сущность» и «лицо», а для описания богочеловеческой сущности Иисуса Христа — «лицо» и «природа»[3].

В христианстве Бог обрисовывается как господин и вседержитель мира, владычество которого обнаруживается через откровение, в пророчествах и в глубоких религиозных переживаниях. Бог характеризуется своей вневременностью, внепространственностью, трансцендентностью, святостью, личностью и отношением к человеку. Бог выступает здесь Абсолютом — совершенным началом и творцом всего сущего, которому приписывается всеведение, вседовольство, премудрость, всемилостивость и справедливость[6]. Христианство усвоило ветхозаветный (иудаистский) образ Бога, осложнив его рядом компонентов. Во-первых, переосмыслением образа ветхозаветного Бога в терминах греческой философской мысли. Во-вторых, включением идеи Единого Бога в трёх ипостасях: Бога-Отца (творца всего сущего), Бога-Сына (Логоса, воплотившегося в Иисуса Христа) и Бога-Духа Святого (животворящее начало). В-третьих, введением учения о воплощении, то есть о Богочеловечестве Иисуса Христа, что ставило вопрос о его природе[3][7].

Католический принцип «аналогии бытия» (лат. analogia entis), возведённый Фомой Аквинским в принцип схоластической метафизики, утверждает «сходство в различии и различие в сходстве» Бога и творимой им природы (мира). При относительном допущении познаваемости Бога «по плодам воли его», трактовка бытия Бога невозможна посредством категориальных (языковых) средств, но возможна при помощи надкатегориальных определений — трансценденталий. Фундаментом христианской теологии является апологетика, в сердцевине которой содержатся доказательства бытия Божьего, получившие преимущественное развитие в католицизме. Доказательства бытия Бога по содержанию основаны на мистическом откровении, а по форме выступают в качестве рациональных аргументов (формально-организованных суждений) в пользу существования Бога. Классическими доказательствами бытия Божьего являются онтологический аргумент, космологический аргумент, телеологический аргумент, дополнением к которым выступает нравственный аргумент. Вместе с этим опровержение данных аргументов ничего не определяет, ведь, бытие Бога исходно является предметом веры и коренится в субъективно-психологической сфере и потому не может быть ни доказано, ни опровергнуто рациональными средствами. Максимально такая тенденция находит выражение в протестантизме и в православии, где утверждается тезис о том, что вера не нуждается в доказательствах. В православии доминирует идея невозможности на основании логического закона тождества постижения сущности Божьей, что возможно только при помощи «сердечной веры»[11][21].

Бог в исламе

Ислам заимствует библейский образ Бога у христианства, подчёркивая дистанцию между человеком и Аллахом, действия которого несводимы к человеческим моральным представлениям. Бог в исламе понимается строго монотеистически, «ат-Таухид» (араб. توحيد‎‎ — единобожие), Аллах — один-единственный, ему нет равных: «Нет иного божества, достойного поклонения кроме Аллаха»[25]. Аллах рассматривается как универсальный Бог, которому поклоняются иудеи и христиане и о котором возвещали все пророки: Мухаммед, Нух, Муса, Ибрахим, Иса ибн-Марьям, где четыре последних тождественны Ною, Моисею, Аврааму и Иисусу Христу. Но в исламе подвергается критике христианская идея трёхипостасности Бога, как отклонения от истинного единобожия[2][3][26].

Коран описывает Аллаха самодостаточным, вековечным, всеблагим, всеведающим, всемогущим творцом, справедливым судьёй и промыслителем мира. Бог трансцендентен миру и в то же время вездесущ во всём тварном мире, благодаря чему он способен откликаться на молитвы верующих, так как Аллах полон любви к своим созданиям. Вместе с этим по отношению к непокорным и неверным Аллах грозен и суров и в то же время снисходителен и милосерден. Богу в Коране даётся 99 имен (Истина, Свет, Всемилостивый, Творец, Всемилосердный и прочие), где сотым именем является собственно имя «Бог»[27]. Коран подчёркивает, что человеку непозволительно не знать о существовании Бога, ведь, каждый человек рождается с естественным чувством веры — «фитра» (араб. فِطْرة‎‎ — естественная предрасположенность к вере). Врождённое чувство веры является запечатлённым в душе человека знаком, отражающим завет с Аллахом, который ещё до развёртывания всемирной истории был им заключён с человеческим родом. Знание человека о Боге, помимо врождённого чувства веры, дополняется гармонией и красотой мира, напоминающей о всемогущем и премудром Творце[3][26].

В исламе, как и в христианстве, существовала конфронтация рационального и мистического в трактовке Бога, выражавшаяся в оппозиционности калама и суфизма (ат-Тасаввуф). В каламе осуществлялось решение вопросов антропоморфного описания Бога, встречающегося в Коране и соотнесения атрибутов Бога с Божественной сущностью и Божьего предопределения со свободой воли человека. Соотношение Бога и творимого им мира рассматривалось как дуальность становящегося, преходящего мира и его первопричины — извечного и бытийно-необходимого Бога. В суфизме преодолевалась подобная дистанцированность мира и человека от Бога, который в пантеистическом духе отождествлялся с природой[28][29].

Бог в деизме и пантеизме

Мир в деизме представляется механизмом, который бог как инженер сконструировал, запустил и с момента запуска никогда не вмешивался в работу своего творения.

Нетождественности личного бога и постоянно творимого им мира в теизме противостоит представление о боге в пантеизме и деизме. Бог в деизме выступает неперсонифицированной разумной силой, творящей мир, и впоследствии не вмешивающейся в эволюционное развитие мира по естественным законам. Бог в данном случае есть отдалённая первопричина мира и человека, некий «высший разум», основополагающий принцип вселенной[30]. Данные идеи первоначально получили своё распространение в социнианстве — протестантском течении, признававшем Бога как творца неба и земли, но отрицавшем прочие христианские догматы. В деизме, утверждающем врождённость естественной религии, идея бога рассматривается как рациональная идея, являющаяся основанием морали[21][31]. В предельной форме необходимость идеи бога, являющейся гарантом общественной морали и нравственного поведения каждого человека, была выражена Вольтером[10]:

Если бы бога не было, его бы следовало выдумать.

Вместе с этим деистическая идея о принципиальной закономерности вселенной несовместима с наивной верой в чудеса, пророчества и возможность нарушения законов природы теистическим Богом по просьбам верующих, выраженных в молитвах. Деистические идеи о боге были воплощены в самый разгар Великой французской революции, когда Максимилиан Робеспьер ввёл культ Верховного Существа в качестве гражданской религии Франции. Вместе с этим деистическое представление о боге являлось как основой выступлений против церковной ортодоксии, так и базисом идей о веротерпимости, излагавшихся Джоном Локком и реализованных Джорджем Вашингтоном[21][31].

В пантеизме бог имманентен природе и миру. По сути, мир совпадает с богом, они — одно и то же, бог выступает здесь «душой мира», неотрывно с ним связанной. В качестве основ пантеистических представлений о боге называют системы индийской и китайской философии (даосизм), а также концепцию Парменида. В пантеизме представлен переход и движение от христианской теологии к философии, в которой бог является субстанцией, а не Богом-личностью, как у богословов. В пантеизме проблема соотношения бога и вселенной решается с позиций монизма, где все качества бога (вечность, бесконечность) переносятся на вселенную. Поэтому все попытки в Новое время построить онтологию мира, основанную на научном мировоззрении, приводили к пантеизму[32][33]. Помимо этого в Новое время многие мыслители считали идею бога, как и религию, следствием обмана и невежества людей, принимавших за реальность фантастическую связь причин и следствий[4].

Бог в Новейшее время: между отрицанием, сомнением и необходимостью признания

В очерке «Будущее одной иллюзии» Зигмунд Фрейд писал о том, что человечество должно эмансипироваться от веры в богов и религии подобно тому, как взрослый человек освобождается от детских неврозов.

В конце XIX — начале XX веков в религиоведении получили распространение научные взгляды на бога. Мифологическая школа объясняла происхождение идеи бога как результат олицетворения человечеством космических явлений и сил природы, преимущественно небесных тел и явлений (солнце, небо, луна, гроза и прочее). Не зная причин природных явлений, древние люди, согласно этой концепции, объясняли их действиями сверхъестественных существ (богов), которые спускались на землю. Анимистическая школа трактовала идею бога как результат эволюции представлений о душе и культа предков, где бог выступал как обобщённый предок. Социологическая школа рассматривала бога как символ самообожествления обществом самого себя. В целом, эти концепции противостояли как теистическому, так и деистическому тезису о врождённости божественной идеи[4][8].

В марксизме, являющегося основанием доминировавшего в СССР научного атеизма, бог рассматривался как иллюзорный образ и как комплекс идей, порождённый историческим развитием человечества[10]. Религия, как «превратное мировоззрение», порождена превратной организацией человеческого общества. При этом невозможность освобождения от эксплуатации порождает поиски духовного освобождения. Всемогущий бог является фантастическим отражением в сознании человека всесильного утешителя, защищающего бессильного человека перед силами, которые над последним господствуют. Поэтому идея бога закрепляет и увековечивает идею зависимости и слабости человека («Божества нет без убожества»)[34][35]. В идее бога и религии, с точки зрения марксизма, не будет необходимости тогда, когда человек станет не только хозяином собственной жизни, но и субъектом общественно-исторического действия[4][12][36].

Бог есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс идей, порождённых тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнётом, — идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу.Владимир Ульянов-Ленин, Письмо Максиму Горькому

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд полагал, что религиозные представления для человечества, как и утоляющая голод мать, и сильный отец для ребёнка, являются «заслоном против всех туманных, грозящих из внешнего мира опасностей … первым страхоубежищем». Люди, будучи беспомощными перед гнётом двух стихий — общества и природы, придают силам природы характер всемогущего отца. И тем самым боги, как родители, нейтрализуют «ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступающим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, выпадающие на долю человека»[37]. Бог, по мнению венского психоаналитика, представляет собой результат функционирования защитных психических механизмов человека[13].

В аналитической психологии, идейно связанной с психоанализом, бог рассматривается иначе. Карл Густав Юнг утверждал, что «боги — это персонификации коллективного бессознательного». Но само коллективное бессознательное швейцарский аналитик наделил атрибутами традиционно приписываемыми Богу, а самость человека называл «бог в нас»[38]. Идея бога, по мнению Карла Густава Юнга, является совершенно необходимой психологической функцией иррациональной природы, происхождение которой неизвестно[13].

Во второй половине XX — начале XXI веков представители нейронаук и эволюционной биологии высказывали предположения, что бог, как и религия, представляют собой побочный продукт эволюции человека либо как результат функционирования головного мозга человека. Ричард Докинз считает, что религиозное поведение является побочным продуктом послушания детей родителям и прочим взрослым, которое было необходимо для выживания людей. Психологическая предрасположенность и доверие детей раннего детства, по мнению британского этолога и популяризатора наук, являются основанием всего разнообразия комплекса религиозных идей. Религиозные идеи представляют собой результат эволюционного отбора и борьбы мемов в различных человеческих культурах. Свои теоретические построения Ричард Докинз также подтверждает ссылками на появление и существование карго-культа[15].

В рамках неврологии и нейропсихологии (Вилейанур Рамачандран, Майкл Персингер и другие) проводятся исследования анатомо-функциональных основ религиозных переживаний и, в первую очередь, так называемого чувства или опыта связи с богом. При височной эпилепсии, когда эпилептогенный очаг локализован в височной доле (особенно левой), людям свойственна большая поглощённость религиозными идеями, вопросами морали и склонность придавать сверхсмысл естественным явлениям. Впоследствии люди, которым экспериментально стимулировали верхнюю височную борозду, испытывали сходные религиозным переживания. У испытуемых возникало чувство приязни к другим людям и природе, вселенная и всё в ней исполнялось глубочайшего значения, некоторые люди даже чувствовали странные запахи, слышали голоса и переживали чувство присутствия Другого[14][39][40].

Идея Бога как гипотеза, с научной точки зрения, не может быть эмпирически ни опровергнута, ни доказана. Поэтому ряд современных учёных утверждают, что их исследования не имеют никакого отношения к тому, действительно существует Бог или нет. Данные учёные предлагают не вступать в дискуссии по вопросу существования Бога с представителями тех или иных конфессий, рекомендуют придерживаться позиции агностицизма и высказываются об отсутствии противоречий между наукой и верой в Бога, религией и мистическим опытом[41][42][43]. Некоторые современные учёные и философы, среди которых можно назвать Бернарда Хайша, Френсиса Колллинза и Ричарда Суинбёрна, пытаются обосновать существование Бога как философскими аргументами, так и определённой интерпретацией научных данных[42][44][45]. Иногда высказываются предложения о том, чтобы рассматривать Бога как источник нравственного порядка, ввиду представленности в любой человеческой общности тех или иных моральных норм. Обоснованием подобной гипотезы выступает так называемое «поведение» электрона, изучаемое в квантовой механике[42][46][47]. Бозон Хиггса, обнаруженный в 2012 году в Большом адронном коллайдере, ряд средств массовой информации назвали «частицей Бога»[48][49]. В постмодернистских текстах понятие «бог» осмысляется в контексте коммуникации «Я» и «Другого», непосредственность которой не позволяет бога назвать Другим, как и невозможность назвать его Я[21].

Распространённость веры в Бога в мире

Статистика веры в Бога в странах Западной и Центральной Европы на 2010 год.

Распространённость веры в Бога в Европе, согласно исследованиям Eurobarometer Data Service[50], проведённым в 2010 году, показана на изображении справа. Подобное же исследование Pew Research Center, проведённое в 2018 году, акцентирует внимание на том, что большинство людей в Западной Европе верят в Бога, как высшую силу, а не в Бога, как он описан в Библии. Больше всего верят в библейского Бога в Италии (46 % опрошенных верят в библейского Бога, 27 % респондентов верят в бога как Высшую силу), на втором месте — Ирландия (39 % и 35 % соответственно), на третьем — Португалия (36 % и 46 % соответственно), на четвёртом — Австрия (32 % и 40 % соответственно), на пятом — Швейцария (30 % и 36 % соответственно), на шестом — Великобритания (29 % и 35 % соответственно), на седьмом — Германия (28 % и 38 % соответственно), на восьмом — Франция (27 % и 33 % соответственно), на девятом — Финляндия (24 % и 45 % соответственно), на десятом — Испания (22 % и 48 % соответственно), на одиннадцатом — Нидерланды (20 % и 42 % соответственно), на двенадцатом — Норвегия (20 % и 38 % соответственно), на тринадцатом — Дания (17 % и 48 % соответственно), на четырнадцатом — Бельгия (14 % и 41 % соответственно), на пятнадцатом — Швеция (14 % и 37 % соответственно)[51].

Исследователями отмечается взаимосвязь уровня образования и веры в библейского Бога, например, в Великобритании — 32 % респондентов, не окончивших колледж, верят в Бога, как это описано в Библии, по сравнению с 23 % выпускников колледжей. Взрослые респонденты в возрасте 35 лет и старше чаще, чем молодые участники опроса, говорят, что верят либо в библейского Бога, либо в высшую силу другого рода. В целом, женщины чаще, чем мужчины, верят в Бога, как это описано в Библии, например, 42 % португальских женщин верят в библейского Бога, по сравнению с 29 % португальских мужчин. Меньше всего опрошенных верят в то, что Бог является всемогущим и всезнающим. С тезисом о том, что «Бог — есть любовь» в этих странах согласились от трети до трёх четвертей всех опрошенных[51].

Исследования Gallup, результаты которых опубликованы летом 2022 года, дают представление о том, что всего 81 % жителей США ответили утвердительно на вопрос, верят ли они в Бога. При этом исследователями отмечается, что эти показатели являются самыми низкими для США в период с 1944 года. 42 % американцев верят в то, что Бог слышит их молитвы и непосредственно вмешивается в их жизнь, 28 % американцев полагают, что Бог слышит молитвы, но не может вмешаться в естественный ход событий, и 11 % американцев сказали, что Бог не слышит молитв и не вмешивается в жизнь людей[52].

Согласно проведённым исследованиям Всероссийского центра изучения общественного мнения, результаты которых опубликованы в 2023 году, 66 % россиян верят в Бога, в то время как в дьявола верят только 47 % опрошенных. Большая часть верующих в Бога (71 % респондентов) находится в возрастной группе от 35 до 44 лет. При всём при этом женщины (73 %) чаще, чем мужчины (56 %), верят в Бога. Среди респондентов, исповедующих православие, в Бога верят 86 %, опрошенных, а среди представителей других конфессий — в Бога верят 76 % респондентов[53][54].

Странами, в которых более всего в мире верят в Бога, в 2023 году считалась Бразилия и ЮАР, в которых 89 % респондентов ответили, что верят в существование Бога. Третье место в этом своеобразном рейтинге заняла Колумбия, в которой 86 % опрошенных ответили, что верят в Бога. 70 % бразильцев верят в Бога, описанного Библии, Коране или Торе, в то время как 19 % бразильских респондентов верят в бога как в Высшую силу. Меньше же всего в мире верят в Бога, согласно этому исследованию, в Южной Корее (33 % респондентов) и Японии (19 % респондентов)[55].

Литература

  • Альпер М. Бог и мозг: научное объяснение Бога, религиозности и духовности. — Москва: Эксмо, 2014. — 443 с. — ISBN 978-5-699-66787-1.
  • Грудэм И. Бог в трёх лицах: Троица : как Бог может быть тремя личностями и при этом одним Богом?. — Санкт-Петербург: Мирт, 2011. — 60 с. — ISBN 978-5-88869-273-8.
  • Докинз Р. Бог как иллюзия. — Москва: КоЛибри, 2008. — 557 с. — ISBN 978-5-389-00334-7.
  • Иорданский В. Б. Звери, люди, боги: очерки африканской мифологии. — Москва: ТЕРРА-Книжный клуб, 2005. — 396 с. — ISBN 5-275-01317-5.
  • Комаров В. Н. Космос, бог и вечность мира. — Москва: Госполитиздат, 1963. — 215 с.
  • Лосский Н. О. Бог и мировое зло. — Москва: ТЕРРА-Книжный клуб, 1999. — 431 с. — ISBN 5-300-02433-3.
  • Мельников Ф. Е. Откуда произошла вера в Бога: Публичный диспут в советской России. — Москва: Церковь, 2000. — 78 с. — ISBN 5-7873-0006-5.
  • Ньюберг Э. Тайна Бога и наука о мозге: Нейробиология веры и религиозного опыта. — Москва: Эксмо, 2013. — 320 с. — ISBN 978-5-699-66783-3.
  • Паголо Х. А. Иисус. Человек, ставший богом. — Москва: Эксмо, 2013. — 590 с. — ISBN 978-5-699-57699-9.
  • Райт Р. Эволюция Бога: Бог глазами Библии, Корана и науки. — Москва: Эксмо, 2012. — 606 с. — ISBN 978-5-699-55102-6.
  • Скворцов-Степанов И. И. Происхождение нашего бога. — Москва: Красная новь, 1924. — 152 с.
  • Стенджер В. Дж. Бог и Мультивселенная: расширенное понятие космоса. — Москва: Питер, 2016. — 432 с. — ISBN 978-5-496-01765-7.
  • Суинбёрн Р. Существование Бога. — Москва: Языки славянской культуры, 2014. — 464 с. — ISBN 978-5-9551-0717-2.
  • Франк С. Л. Человек и Бог: человек между миром и Богом. — Москва: Грааль, 2001. — 124 с. — ISBN 5-7873-0015-7.
  • Харт Д. Бог: новые ответы у границ разума : современная наука, философия, религия, психология о божественном. — Москва: Эксмо, 2019. — 359 с. — ISBN 978-5-04-099880-7.
  • Шахнович М. И. Тайна бога: глобальные проблемы современности и модернизация идеи бога. — Киев: Политиздат Украины, 1990. — 237 с. — ISBN 5-319-00430-3.
  • Эберт Дж. Д. Сумерки заводного Бога: беседы о науке и духовности на закате эпохи. — Санкт-Петербург: Весь, 2008. — 219 с. — ISBN 978-5-9573-1355-7.
  • Ярославский Е. М. Как родятся, живут и умирают боги и богини. — Киев: Политиздат Украины, 1983. — 246 с.
  • Stenger V. J. God: the failed hypothesis : how science shows that God does not exist. — New York: Prometheus Books, 2007. — 294 с. — ISBN 978-1-59102-481-1.

Примечания

  1. Бог // Britannica: настольная энциклопедия : в 2-х томах. Том 1 / Пер. с англ. и ред. Агиречу А. А. и другие. — М.: Астрель, 2006. — ISBN 5-271-15120-4.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Аверинцев С. С. Бог // Новая философская энциклопедия / Под ред. В.С. Стёпина. — М.: Мысль, 2001.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Аверинцев С. С., Ибрагим Т. К., Лысенко В. Г. Бог. БРЭ (16 мая 2023). Дата обращения: 1 ноября 2023.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 Бог // Атеистический словарь / Под общ. ред. М. П. Новикова. — М.: Политиздат, 1986. — 512 с.
  5. 5,0 5,1 5,2 Степанов А. М. Бог // Толковый словарь по оккультизму, эзотерике и парапсихологии. — М.: Классикс Стиль : Поматур, 2004. — С. 116. — 476 с.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Гуревич П. С. Бог // Современный гуманитарный словарь-справочник. — М.: Олимп, 1999. — С. 68—70. — 528 с. — ISBN 5-7390-0516-7.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 Токарёв С. А. Бог // Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и др. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 Токарев С. А. Боги // Мифы народов мира: энциклопедия : электронное издание / Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: Советская Энциклопедия, 2008. — С. 146—148.
  9. 9,0 9,1 Крывелев И. А. О доказательствах бытия божия. Сказание.info. Дата обращения: 8 июня 2023.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 Настольная книга атеиста / Под общ. ред. С. Д. Сказкина. — М.: Политиздат, 1985. — 460 с.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 Кабинетская Т. Н. Бог // Основы православной культуры : словарь. — М.: Флинта, 2011. — С. 31—35. — 136 с. — ISBN 978-5-9765-1078-4.
  12. 12,0 12,1 Яблоков И. Н. Религия: сущность и явления. — М.: Знание, 1982. — 64 с.
  13. 13,0 13,1 13,2 Попова М. А. Фрейдизм и религия / Отв. ред. Т. А. Кузьмина. — М.: Наука, 1985. — 200 с.
  14. 14,0 14,1 Persinger M. A. Neuropsychological bases of God beliefs. — New York: Praeger Publishers, 1987. — 164 с. — ISBN 978-0-275-92648-9.
  15. 15,0 15,1 Докинз Р. Бог как иллюзия. — М.: КоЛибри, 2008. — 557 с. — ISBN 978-5-389-00334-7.
  16. 16,0 16,1 Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Бог // Краткий этимологический словарь русского языка / Под ред. С. Г. Бархударова. — М.: Просвещение, 1975. — С. 50. — 543 с.
  17. Иванов В. В., Топоров В. Н. Бог // Мифологический словарь / Гл ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 98. — 672 с.
  18. 18,0 18,1 Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Бог // Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. — М.: ООО «А ТЕМП», 2006. — С. 50—51. — 944 с.
  19. Румянцев Н. В. Языческие христы: античные предшественники христианства. — М.Л.: Государственное издательство, 1929. — 192 с.
  20. 20,0 20,1 20,2 Основы религиоведения / Под ред. И. Н. Яблокова. — М.: Юрайт, 2014. — 479 с. — ISBN 978-5-9916-2985-0.
  21. 21,0 21,1 21,2 21,3 21,4 21,5 21,6 21,7 21,8 Можейко М. А. Бог // Всемирная энциклопедия: философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М.: АСТ, 2001. — С. 119—122. — 1312 с. — ISBN 5-17-007278-3.
  22. Беленький М. С. Критика иудейской религии / Сост., ред., вступ. статья М. С. Беленького. — М.: Наука, 1964. — 475 с.
  23. Гайденко В. П. Апофатическая теология // Новая философская энциклопедия / Под ред. В.С. Стёпина. — М.: Мысль, 2001.
  24. Гайденко В. П. Катафатическая теология // Новая философская энциклопедия / Под ред. В.С. Стёпина. — М.: Мысль, 2001.
  25. Ибрагим Т. К., Сагадеев А. В. ат-Таухид // Ислам. Энциклопедический словарь / С. М. Прозоров. — М.: Наука, 1991. — С. 232. — 315 с.
  26. 26,0 26,1 Пиотровский М. Б. Аллах // Ислам. Энциклопедический словарь / С. М. Прозоров. — М.: Наука, 1991. — С. 19—20. — 315 с.
  27. аль-Газали А. Х. 99 прекрасных имен Аллаха. — СПб.: Печатный двор имени А. М. Горького, 2009. — 236 с. — ISBN 978-5-88503-836-2.
  28. Кныш А. Д. ат-Тасаввуф // Ислам. Энциклопедический словарь / С. М. Прозоров. — М.: Наука, 1991. — С. 225—231. — 315 с.
  29. Ибрагим Т. К., Сагадеев А. В. Калам // Ислам. Энциклопедический словарь / С. М. Прозоров. — М.: Наука, 1991. — С. 128—129. — 315 с.
  30. Можейко М. А. Деизм // Всемирная энциклопедия: философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М.: АСТ, 2001. — С. 274. — 1312 с. — ISBN 5-17-007278-3.
  31. 31,0 31,1 Соколов В. В. Деизм // Новая философская энциклопедия / Под ред. В.С. Стёпина. — М.: Мысль, 2001.
  32. Вышегородцева О. В. Пантеизм // Новая философская энциклопедия / Под ред. В.С. Стёпина. — М.: Мысль, 2001.
  33. Круглов А. А. Пантеизм // Всемирная энциклопедия: философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М.: АСТ, 2001. — С. 757. — 1312 с. — ISBN 5-17-007278-3..
  34. Ильенков Э. В. Гуманизм и наука // Искусство и коммунистический идеал. — М.: Искусство, 1984. — 384 с.
  35. Мареев С. Н. Встреча с философом Э. Ильенковым. — М.: Эребус, 1997. — 192 с. — ISBN 5-86335-035-0.
  36. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение // Сочинения. Т. 1. — М.: Госполитиздат, 1955. — С. 414—429. — 698 с.
  37. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Будущее одной иллюзии. — М.: АСТ, 2011. — 251 с. — ISBN 978-5-17-075528-8.
  38. Юнг К. Г. Психология бессознательного. — М.: Когито-Центр, 2010. — 352 с. — ISBN 978-5-89353-240-1.
  39. Рамачандран В. С. Мозг рассказывает. Что делает нас людьми. — М.: Карьера Пресс, 2015. — 394 с. — ISBN 978-5-00074-031-6.
  40. Блейксли С., Рамачандран В. Фантомы мозга. — М.: АСТ, 1998. — 400 с. — ISBN 978-5-17-118673-9.
  41. Ацель А. Почему наука не отрицает существование Бога?. — М.: КоЛибри, 2015. — 254 с. — ISBN 978-5-389-08182-6.
  42. 42,0 42,1 42,2 Коллинз Ф. Доказательство Бога: Аргументы учёного. — М.: Альпина нон-фикшн, 2008. — 216 с. — ISBN 978-5-91671-010-6.
  43. Ньюберг Э. Тайна Бога и наука о мозге: Нейробиология веры и религиозного опыта. — М.: Эксмо, 2013. — 320 с. — ISBN 978-5-69-966783-3.
  44. Суинбёрн Р. Существование Бога. — М.: Языки славянской культуры, 2014. — 464 с. — ISBN 978-5-9551-0717-2.
  45. Хайш Б. Теория Бога: доказательство существования Бога в современной науке. — М.: София, 2010. — 221 с. — ISBN 978-5-399-00154-8.
  46. Райт Р. Эволюция Бога: Бог глазами Библии, Корана и науки. — М.: Эксмо, 2012. — 606 с. — ISBN 978-5-699-55102-6.
  47. Альпер М. Бог и мозг: научное объяснение Бога, религиозности и духовности. — М.: Эксмо, 2014. — 443 с. — ISBN 978-5-699-66787-1.
  48. Токарева Ю. Бозон Хиггса: что это и чем он важен для нас и для науки. РБК Тренды (22 сентября 2022). Дата обращения: 11 ноября 2023.
  49. Кузаев М. Десять лет с бозоном Хиггса. Почему радость из-за этого открытия постепенно меркнет?. ТАСС Наука (4 июля 2022). Дата обращения: 11 ноября 2023.
  50. Belief in God (англ.). gesis.org. Дата обращения: 8 ноября 2023.
  51. 51,0 51,1 Beliefs about God (англ.). Pew Research Center (29 мая 2018). Дата обращения: 8 ноября 2023.
  52. Jones J. M. Belief in God in U.S. Dips to 81 %, a New Low (англ.). Gallup News (17 июня 2022). Дата обращения: 8 ноября 2023.
  53. Религия и общество: мониторинг. ВЦИОМ. Новости (27 июля 2023). Дата обращения: 8 ноября 2023.
  54. Больше половины россиян верят в Бога, показал опрос. РИА Новости (27 июля 2023). Дата обращения: 8 ноября 2023.
  55. Бразилия стала самой верующей страной в мире. rg.ru (4 июня 2023). Дата обращения: 8 ноября 2023.