Джайнизм

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Символ джайнизма. Четыре сегмента свастики обозначают четыре высоких удела души: Бог, человек, животное и обитатель ада. Выше свастики располагаются «три жемчужины» джайнизма — правильных воззрения, знания и поведения, над которыми возвышается изогнутая в виде полумесяца линия, отделяющая отягощённое материей существование от освобождённого состояния дживы. Контур символизирует Пурушу или картину видимого мира, состоящего из трёх миров.

Джайнизм (от имени собственного «Джина» («Победитель»); сторонники, последователи Джины) — индийское религиозно-философское учение, возникшее в VI—V веках до нашей эры в Магадхе и ставшее одной из наиболее известных религий Индии, которое, наряду с буддизмом, относится к неортодоксальным (не признающим авторитет Вед) системам. Фактическим основателем джайнизма считается странствующий проповедник Вардхамана, получивший впоследствии имена Махавиры («Великий герой») и Джины («Победитель» [кармы]). По преданию, основы учения, переданные Махавире, сохранялись 24 пророками-учителями (тиртханкарами), которым джайны поклоняются как божествам[1][2][3][4]. Исторически джайнизм возник как форма отрицания крайности ритуализма и абстрактного догматизма брахманистско-ведийского мировоззрения и поставил в центр своей доктрины проблему бытия личности и её нравственного совершенствования[3]. Джайнизм, принимая обычные для индийских религий категории кармы и перерождений, отрицает божественную предопределённость каст и считает возможным для каждого человека достижение спасения души[2][4].

В основе джайнизма лежит тезис о несотворимости и неразрушимости двух сущностей (таттв): дживы (сознания, души, живого) и адживы (не-сознания, не-души, не-живого), выступающей в виде материи (пудгала), пространства (акаша), времени (кала), дхармы и адхармы (эфира, создающего условия для возникновения и прекращения движения). Центральное место в джайнизме занимает учение о вечной душе, которая может вселяться последовательно в различные материальные тела. Мир в джайнизме предстаёт замкнутой субстанцией, в которой количество одушевлённых существ неизменно, что требует от человека ненасилия, непричинения вреда всему живому (ахимса). При этом одушевлённость приписывается джайнами не только животным, но и растениям, и неорганическим предметам (камни, земля, вода, огонь и тому подобное), которые обладают различной степенью сознательности[4][5][6][7][8][9].

История джайнизма

Статуя Махавиры, изображённого медитирующим в позе лотоса.

Джайнизм, возникнув в VI—V веках до нашей эры на северо-востоке Индии в областях добрахманистско-ведийской культуры, распространился преимущественно в центральных и южных областях Индии, никогда не выходя за её пределы[1]. В отличие от буддизма и индуизма, джайнизм никогда не получал широкого распространения в Индии и за её пределами, хотя и пользовался в разные периоды истории определённой поддержкой некоторых правящих династий[4]. Несмотря на это джайны утверждают, что их религия является не только более древней, чем арийская «вечная религия», но и всемирной, то есть обращённой как к людям, так и ко всему живому[10].

Джайны не признают канон священных текстов индуизма (шрути), связанного с ведийским календарным ритуалом и жертвоприношениями животных, они отрицают бога-творца и претензии брахманов на господствующее положение в обществе. Джайнизм вместе с буддизмом, локаятой и тантризмом относится к «нигилистическим» «неведийским» (настика) учениям. Джайны подвергали критике локаятиков за акцентирование в их учении только ценностей земного существования[10]. Так же как и буддизм, джайнизм в качестве главной религиозной задачи выдвинул достижение освобождения (мокши) от круговорота сансары, но, в отличие от последователей Будды, джайны основным средством на пути освобождения считали суровую аскезу, способствующую скрупулёзному соблюдению правила ненасилия[1][4].

Первым учителем (тиртханкаром) джайнов, с именем которого связывается зарождение джайнизма, считается Ришабха, последним — двадцать четвёртым — кшатрий Махавира, почитающийся как основатель вероучения. Легендарная биография Вардхаманы (Махавиры) во многих чертах схожа с жизнеописанием Будды. Согласно преданию, и при жизни основателя джайнизма — Джины Махавиры, и позднее в общине возникали разногласия относительно вопросов учения. Тексты джайнского канона рассказывают о семи еретиках (Джамали, Тишьягупта, Ашадха, Ашвамитра, Ганга, Чхалуя Рохагупта и Гоштхамахила), которые попытались внести новшества в учение Джины Махавиры и тем самым расколоть общину. Однако эти разногласия не носили принципиального характера и довольно быстро исчезали. Решающий раскол в рамках джайнизма произошёл между монахами — сторонниками ношения белой одежды и нагими аскетами[3][4][7][10][11].

Представитель шветамбары

Согласно преданию, раскол произошёл вследствие того, что во время руководства общиной знаменитым учителем и «знатоком предания» Бхадрабаху в Магадхе, где пребывала тогда джайнская монашеская община, разразился голод, продолжавшийся 12 лет. Часть монахов, чтобы выжить, вынуждена была отправиться на юг Индии, в Карнатаку. Оставшаяся в Магадхе половина немощных и престарелых монахов под руководством наставника Стхулабхадры со временем ввела обычай ношения монахами белой одежды и провела собор, где были собраны и кодифицированы проповеди Махавиры, вошедшие впоследствии в джайнский канон. По истечении 12 лет часть монахов вернулась с юга и обнаружила новшества, которые они отказались принять. Это и послужило началом раскола джайнов на два направления[4][9][10].

  • Дигамбары (буквально — одетые в воздух, одетые в стороны света) — аскеты, отказывающиеся от всех соблазнов жизни и полагающие, что древние джайнские тексты утрачены. Дигамбары считают, что аскеты должны отказываться от всякого имущества и даже от ношения одежды. Святой, достигший совершенного знания, не нуждается в пище. В их традиции, Махавира никогда не был женат и, следовательно, не имел жены, дочери и зятя; дигамбары не соблюдают кастовых ограничений. С точки зрения дигамбаров, женщина не может достигнуть состояния освобождения (мокши), если только её душа не родится ещё раз в образе мужчины[5].
  • Шветамбары (буквально — одетые в белое) — верующие, полагающие, что их собственный корпус канонических текстов составлен на основе проповедей самого Махавиры, который был семейным человеком. Шветамбары проповедуют при этом менее строгий подход к жизни, то есть они с большей терпимостью относятся к человеческим слабостям. Вместе с этим они соблюдают кастовые ограничения и допускают браки только между членами одной касты. При всём при этом шветамбары убеждены, что душа и в теле женщины может обрести освобождение[5].

Скорее всего, деление джайнов на дигамбаров и шветамбаров отражает две изначально существовавшие в джайнизме тенденции, одна из которых представляла собой «образ жизни Джины» и была распространена в первую очередь на юге и востоке Индии, a вторая — «образ жизни старейшин», локализовавшаяся по большей части на северо-западе и в центре страны. Первоначально различия между последователями двух традиций не принимали форму доктринальных расхождений. Ho, вероятно, c течением времени и под влиянием изменившихся социально-политических условий отношение к одежде и аскезе начало абсолютизироваться, что привело к разделению в V веке на более жёсткую, дигамбарскую и менее строгую, шветамбарскую ветви джайнизма[4].

Храмовые комплексы на холме Чандрагири
Статуя Бахубали в Шраванабелаголе
Стопы Бхадрабаху

Дигамбары и шветамбары, в свою очередь, разделяются на подсекты, расходящиеся во взглядах на догматику и отправление культа: дигамбары — на пять течений, шветамбары — на три. Например, монахи шветамбарского направления — терапанатха — так ревностно выполняют правило ненасения вреда живым существам, что даже завязывают рот белыми повязками, чтобы случайно при дыхании не проглотить какую-нибудь мошку и пьют только процеженную воду; в сезон дождей из тех же соображений они вообще не выходят из хижины[11].

Храм шветамбаров в Ранакпуре

До середины I тысячелетия джайнизм имел в Индии не меньшее значение, чем буддизм, и был одной из основных религий Южной Индии[11]. Если в V веке джайнизм на юге Индии был преобладающей религией, то в период с XIII века по XVI век джайнизм в этом регионе стал приходить в упадок. Джайнские центры паломничества располагаются на всей территории Индии, хотя в XI—XIII веках мусульмане разрушили большую часть джайнских храмов[10]. Наиболее значимыми являются: место рождения Махавиры около Патны; храмовые комплексы из мрамора на горе Абу, расположенной в штате Раджастхан; статуя Бахубали и храмы на горах Гомматагири и Чандрагири близ города Шраванабелголе. Среди объектов почитания в джайнизме встречаются падуки — каменные «отпечатки / следы» стоп почитаемых наставников и учителей[4][11].

Джайнизм сохраняет известное влияние в Индии, приверженцами которого являются люди, в основном принадлежащие к торговым и ремесленным кругам. Ведь, соблюдение принципа не-насилия (ахимсы) делает невозмож­ным для джайна земледелие, так как вспашка земли вле­чёт за собой убийство живых существ[1]. В начале XXI века в Индии джайны насчитывают более 3 млн человек, они проживают в основном в северо-западных и центральных штатах[4]. В целом, джайнские общины образуют особые касты в индусском обществе, поэтому принадлежность к джайнизму, как правило, определяется рождением в джайнской семье, хотя, конечно, бывают случаи обращения в него взрослых людей[11].

Сущность джайнизма: догматика, культ и символика

Центральное место в джайнизме занимает учение о вечной душе (джива), которая может вселяться последовательно в различные материальные тела (аджива). Душа человека ответственна за всё совершённое им вследствие действия закона кармы, который связывает тело с душой, приковывает человека к земным делам, определяя его дальнейшие перерождения. Спасения, освобождения души от зависимости, достижения совершенства и вечного блаженства (мокши) может достичь тот, кто ведет наиболее праведную жизнь. От каждого приверженца джайнизма требуется вера в истинность учения, основанные на нём совершенное знание и совершенная жизнь, то есть неукоснительное соблюдение предписаний религии[3][7].

Доктрина джайнов

Основу догматики джайнов составляет тезис о двойственности бытия, согласно которому всё в мире состоит из двух разновидностей субстанции (сущностей): дживы (сознания, души, живого) и адживы (не-сознания, не-души, не-живого). В джайнизме нет представления о боге-творце, поэтому постулируется вечное существование обладающих свободой воли душ-монад, количество которых внутри мира неизменно. Число джив бесконечно и они, соединяясь с кармической материей, обретают грубое кармическое тело и рождаются в виде живых существ. Метафизика джайнов представляет собой плюралистический реализм, характеризующийся множественностью субстанций и категорий бытия. Мир и всё в нём состоит из джив и пяти видов адживы: вещества (пудгала), пространства (акаша), времени (кала), основы (дхарма) и отсутствия основы (адхарма), являющихся условиями движения и покоя[7][8][9][11].

В зависимости от степени связанности с адживой, джива предстаёт в двух формах бытия: совершенном и несовершенном. В состоянии несовершен­ного бытия, то есть, находясь в соединении с материей, джива теряет свои потенциальные качества и повергается в со­стояние страдания. В состоянии совершенного бытия, освобождаясь от материи и оказавшись способной управлять своим бытием, джива переходит в состояние бла­женства — мокша. Наличие сознания и его направленность делают души способными к развитию, которое джайны понимают как объективный закон, важную роль в процессе осуществления которого играет собственная активность дживы[1][8][10][11].

Решающую роль в переходе бытия из несовершенно­го состояния в совершенное для человека играет этическое воспитание. Совершенствование человека базируется на трёх положениях («драгоценностях»): совершенное воззрение или правильная вера, совершенное знание о действительности или правильное познание и совершенное или правильное поведение. Человек может и обязан совершенствоваться и должен держать свою вещественную оболочку под контролем духа. Тщательная разработка правил и внешних форм аскетического поведения и требование строжайшего их соблюдения — характерная особенность этической системы джайнизма. При всём при этом человек может достичь совершенства только собственными усилиями, никто не может помочь человеку на этом пути[1][10]. Правильное поведение джайна включает в себя наложение и выполнение пяти обетов, которые без каких-либо изменений приняты и в индуизме, и в буддизме[7][10]:

Камни, металлы и природные явления рассматриваются как имеющие душу (дживу), растения и деревья имеют по две дживы, а животные — три и более джив. Джайнам позволено принимать в пищу только то, что содержит две дживы: воду и молоко, плоды, орехи и овощи. Вкушение остального ведёт к нарушению принципа ахимсы[10].

Космология и теория познания джайнов

В джайнизме существующая вечно Вселенная делится на мир (лока) и не-мир (алока), под которым понимается невидимое пространство (акаша). Мир отделен от не-мира трёхслойной бездной из «густой» воды, «густого» ветра и «тонкого» ветра. Видимый мир похож на слоёный пирог, составленный из трех конусов: два верхних — Урдхвалока (Верхний мир) и Мадхьялока (Средний мир) — сложены основаниями, а нижний — Аддхалока (Нижний мир) — примыкает вершиной к вершине среднего. Все три мира расслаиваются на различные «миры», причём два последних слоя нижнего мира населены демонами, в самом нижнем из которых 15 разновидностей демонов терзают души грешников. В Среднем мире находится круглый континент Джамбудвипа с горой Меру посредине. Джамбудвипу окружает океан Лаванода, в котором имеются четыре цепи островов, называемые Антарадвипа, а также острова, принадлежащие лунам, солнцам и божеству Лаваноды — Суштхите. Далее идут континент Дхатакикханда, океан Калода, континент Пушкарадвипа и далее следуют многочисленные океаны и континенты, в основном копирующие друг друга. Крайний континент и океан называются Сваямбхурамана. Около вершины Меру расположен Верхний мир, где живут боги, святые и души людей, близких к совершенству. На самой вершине Меру находится зенит вселенной, где живут освободившиеся души[8][9][11].

Скульптура, изображающая 24 тиртханкары. Нагота тиртханкаров символизирует освобождение от земных привязанностей.

Пантеон джайнов в основном совпадает с индуистским пантеоном, но некоторые боги стоят ниже тиртханкаров и почитаются, в больше мере, как души, ранее находившиеся в человеческих телах и добившиеся освобождения от липкой паутины кармы. Вошел в джайнский пантеон и архаический культ богинь-матерей, выступающих в качестве богинь-посланниц (шасана-деви), которые связывают каждого тиртханкара с миром смертных. Богов и богинь в джайнских храмах изображают по канонам, сложившимся в индуизме, а всех тиртханкаров изображают почти одинаково, различить которых можно только по цвету или по знакам на пьедесталах статуй. 24 тиртханкары: Ришабха (Адинатха), Аджита, Самбхава, Абхинандана, Сумати, Падмапрабха, Супаршва, Чандрапрабху, Пушпаданта (Сувидхи), Шитала, Шреямса, Васупуджья, Вимала, Ананта, Дхарма, Шанти, Кунтху, Ара, Мали, Мунисуврата, Нами, Неми (Ариштанеми), Паршва, Махавира (Вардхамана)[11].

Вечная и неизменная вселенная джайнов развивается циклично и проходит через периоды восхождения и периоды нисхождения, последовательно сменяющих друг друга. Помимо почитания тиртханкаров и индуистских богов джайны признают в качестве божеств светила: солнца, луны, планеты, звёзды и зодиакальные созвездия. Солнца и луны являются правителями-индрами, в свиту пары «солнце — луна» входит 38 планет, 28 созвездий и 67 912 650 звёзд, вращающихся вокруг горы Меру. Помимо этого божества есть у каждой горы, озера, реки, дерева и океана, о которых ничего не сообщается, кроме имени[11].

В джайнизме на уровне базовых положений утверждается, что Вселенная как субстанция обладает неизменными существенными признаками (гуна) и изменяющимися модусами. Это приводит к утверждению диалектичности существующей реальности и относительной возможности её познания. При этом, признавая в целом адек­ватность познания предмету, джайнизм утверж­дает возможность множества точек зрения, с позиций которых может рассматри­ваться действительность. Реальность в джайнизме характеризуется многогранностью, которую не способен охватить отдельный ум. Ввиду многогранности и неоднозначности действительности стоит отказаться от абсолютизирования оценок и суждений и использовать гипотетический метод, основанный на предположении и называющийся сьядвада. Иллюстрирует этот метод ответ, который даётся на тот или иной вопрос: «возможно, так, возможно, не так». Полная истинность возможна при освобождении от бремени адживы и обретения всеведения (кевала-джняна). Соответст­венно двум видам бытия дживы (совершенном и несовершенном) в джайнизме выделяется пять видов познания[1][11]:

  • несовершенное, опосредованное познание, включающее чувственно-логическое (мати) познание и познание священных книг (шрути);
  • непосредственное или совершенное познание, доступное только осво­бождённому от бремени материи, включает всеведение (кевала-джняна), ясновидение (авадхи) и телепатию (манах-парьяя).

Культ и символика джайнов

Основу культовой практики джайнов составляет почитание тиртханкаров, паломничество и связанные с ними посты и праздники, которые часто совпадают с общеиндийскими. Монашеская часть общины включает пять разрядов монахов: архаты (разрушившие карму и достигшие мокши монахи), ачарьи (руководители общинами), упадхьяйи (наставники), садху (аскеты) и пратиччаки (ученики). Монахи и монахини обязаны утром отправляться на сбор милостыни, так как они должны питаться только подаянием. Монахи обычно носят с собой чашу для подаяний и дорожную метлу, которой они подметают перед собой дорогу. С наступлением темноты джайны не должны выходить из помещения, где находятся, что не нанести вреда живому существу. При всём при этом монахам разрешено находиться в селении не более одного дня, а в городе — не более трёх дней. В сезон дождей джайны должны жить в одном месте, так как сезон дождей — период размножения всего живого. Образ жизни монахов является идеалом для верующих джайнов, при этом некоторые миряне живут, как монахи[4][10][11].

Джайны всегда выступали против сложных ведийских ритуалов, их ритуал почитания богов довольно прост и сводится к обходу статуи по часовой стрелке в количестве трёх раз и чтения краткой молитвы. В иных случаях жрец от имени молящегося брызгает воду и шафран на статую, водит перед ней тлеющими ароматными палочками, читает молитвы и кладет к статуе цветы, рис или сладости. Не все джайны поклоняются статуям и образам тиртханкаров и проводят религиозные церемонии в храмах. Основная масса джайнов выполняют определённые ритуалы, среди которых есть утреннее чтение мантр, сопровождаемое процедурой ритуального омовения и медитацией, и вечерняя медитация с произнесением мантр. Миряне-джайны ведут жизнь, получая дозволенные чувственные удовольствия в лоне семьи и способствуя своим трудом установлению в обществе и государстве благополучия[4][10][11].

Ежедневные обязанности (авашьяка) джайна включают шесть ритуалов: «спокойствие», изучение священных текстов (самата), прославление аскетов (става), восхваление тиртханкаров (вандана), раскаяние, покаяние в совершённых поступках (пратикрамана), отречение от намерений совершать вредные действия (пратъякхъяна) и отвержение от тела (утсарга), внешне выражающиеся в пении гимнов 24 тиртханкарам, чтении мантр и признании перед главой или наставником общины своих ошибок и прегрешений. Особо стоит отметить, что в качестве храмовых служителей джайны приглашают брахманов-индусов (обычно вишнуитского толка), поскольку служба связана с зажиганием огня, то есть с насилием, что категорически запрещено джайнам[4].

Один из восьми благих символов джайнизма

В иконографии джайнов используется восемь благих символов (аштамангала):

  • свастика — самый характерный и наиболее значимый для джайнизма символ, четыре сегмента которого обозначают четыре высоких удела души: Бог, человек, животное и обитатель ада. Отличительной чертой джайнской свастики является изображение этого символа с тремя небольшими кружками вверху (знак «трёх жемчужин» джайнизма — правильных воззрения, знания и поведения), над которыми присутствует изогнутая в виде полумесяца линия — символ освобождения;
  • шриватса — это цветок лотоса, который изображается на груди тиртханкара;
  • нандъяварта — сложный цветочный девятичленный орнамент, символ благополучия и процветания; в его основе лежит свастика;
  • вардхаманака — сосуд процветания;
  • бхадрасана — трон;
  • калаша — святой кувшин;
  • минаюгала — пара рыб;
  • дарпана — зеркало.

Джайнская литература

Канон джайнов-шветамбаров состоит из агама — сочинений, излагающих основы учения, создание которых частично приписывается Махавире. Помимо канонической литературы, считающейся наиболее древней, существуют произведения учеников Махавиры — анга. Ядром джайнской литературы является канон шветамбаров, составленный в конце IV века до нашей эры и приобретший окон­чательную форму около X—XI веков. Более ортодоксальные дигамбары признают истинным и подлинным только древнейшие части этого канона. Авторитетным изложением учения для дигамбаров являются трактаты, разделяемые на «четыре веды»: «Пратхаману-йогу», «Каранану-йогу», посвящённую космологии, «Дравйану-йогу», излагающую философию, и «Чаранану-йогу», содержащую в себе основы этики и ритуала[11].

Лист из Йогашастры, на котором изображена жёлтая Джина-шантинатха в святилище.

Каноническая литература джайнов написана на пракрите. Среди неканонической литературы наибольшее значение имеют сочинения Умасвати — первого систематизатора джайнской литературы, в частности, его «Таттвартха-адхигама-сутра» («Руководство по осмыслению всего сущего»), знаменитое изложение учения джайнизма «Йогашастра» Хемачандры, трактаты Сиддхасены Дивакара и других[1][2][10]. Для апокрифической и светской литературы джайнов, писавшейся как на пракрите, так и на санскрите, характерен интерес к персоне человека, связанный с обстоятельной разработкой образа Махавиры и его предшественников (тиртханкаров) в проповеднической и житийной литературе[2].

В многочисленных джайнских житиях (чаритах) сюжет из жизни Махавиры или какого-либо тиртханкара или прочего иерарха джайнизма строится с использованием материала фольклорной и литературной традиций. Чарита как жанр — не только житие, но и роман, охватывающий широкую сферу действительной жизни и нередко критически или даже остросатирически оценивающий отдельные её стороны. В джайнской литературе возник жанр пуран («Адипурана»; «Махапурана»), соперничающих с индуистскими пуранами. В джайнских пуранах авторы стремились не только воссоздать картину мира, но также высказать к ней свое отношение, иногда крайне радикальное. Например, в «Махапуране» резко-критически изображена действительность, причём впервые в индийской литературе была создана социальная утопия об обществе всеобщего равенства[2].

Многообразна собственно повествовательная литература джайнов, впитавшая в себя фольклорные новеллы, сказки, притчи, сюжеты народного и литературного происхождения. Джайны сделали немало для развития повествовательных жанров в индийской литературе: им принадлежат наиболее распространённые версии «Панчатантры». Специфичными для джайнской литературы являются жанры дхармапарикша (испытание веры) и пурушапарикша (испытание человека), типологически близкие повести, но отличающиеся от неё конкретной задачей — доказать превосходство джайнской веры или её последователя. В ряде случаев произведения этих жанров в силу художественных достоинств утрачивали джайнскую специфику и, приобретая антиклерикальную окраску, становились фактом общеиндийского значения («Дхуртакхьяна»)[2].

Литература

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Лучина В. П. Джайнизм // Философский энциклопедический словарь / Главные редакторы Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и другие. — Москва: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Серебряков И. Д. Джайнская литература // Краткая литературная энциклопедия. Том 9. А - Я / Редколлегия: Х. Ш. Абдусаматов и другие. — Москва: Советская энциклопедия, 1978. — С. 270. — 969 с.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 3,3 Джайнизм // Атеистический словарь / Под общ. ред. М. П. Новикова. — Москва: Политиздат, 1986. — 512 с.
  4. Перейти обратно: 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 Железнова Н. А. Джайнизм // Индийская философия: энциклопедия / М. Т. Степанянц. — Москва: Восточная литература; Академический Проект; Гаудеамус, 2009. — С. 331—335. — 950 с. — ISBN 978-5-02-036357-1.
  5. Перейти обратно: 5,0 5,1 5,2 Чаттерджи С., Датта Д. Философия джайнизма // Введение в индийскую философию. — Москва: Издательство иностранной литературы, 1955. — С. 72—105. — 376 с.
  6. Щохин В. К. Джайнизм // Новая философская энциклопедия / Под редакцией В. С. Стёпина. — Москва: Мысль, 2001.
  7. Перейти обратно: 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Джайнизм // Основы религиоведения / Под редакцией И. Н. Яблокова. — Москва: Юрайт, 2014. — С. 271—274. — 479 с. — ISBN 978-5-9916-2985-0.
  8. Перейти обратно: 8,0 8,1 8,2 8,3 Степанов А. М. Джайнизм // Толковый словарь по оккультизму, эзотерике и парапсихологии. — Москва: Классикс Стиль : Поматур, 2004. — С. 216. — 476 с.
  9. Перейти обратно: 9,0 9,1 9,2 9,3 Волкова О. Ф. Джайнская мифология // Мифы народов мира: энциклопедия : электронное издание / Главный редактор С. А. Токарев. — Москва: Советская Энциклопедия, 2008. — С. 304—308.
  10. Перейти обратно: 10,00 10,01 10,02 10,03 10,04 10,05 10,06 10,07 10,08 10,09 10,10 10,11 Михайлов М. И. Джайнизм // Всемирная энциклопедия: философия / Главный научный редактор и составитель А. А. Грицанов. — Москва: АСТ, 2001. — С. 296—300. — 1312 с. — ISBN 5-17-007278-3.
  11. Перейти обратно: 11,00 11,01 11,02 11,03 11,04 11,05 11,06 11,07 11,08 11,09 11,10 11,11 11,12 11,13 Канаева Н. А. Философия джайнизма // Индийская философия древности и средневековья. — Москва: ИФРАН, 2008. — С. 86—114. — 255 с. — ISBN 978-5-9540-0097-9.

Ссылки