Демон

Демон
др.-греч. δαίμων [da͜ɪ́.mɔːn])
Демон сидящий.jpg
Демон сидящий (М. А. Врубель)
Описание в греческой мифологии обобщённое представление о некоей неопределённой и неоформленной божественной силе, злой или благодетельной, часто определяющей жизненную судьбу человека
в римской мифологии - гений
в христианстве отождествление с бесами
Мифология греческая мифология, христианство
Имя на других языках ст.‑слав. де́монъ, англ. demon, daemon, daimon;
в Библии переводилось как devil, нем. teufel
Связанные персонажи даймоний, архонты, ангел, дьявол, чёрт, шедим, диббук
В иных культурах дьявол, джинн, дивы, гений, дух, нечистая сила

Де́мон (ст.‑слав. де́монъ[1] от др.-греч. δαίμων [da͜ɪ́.mɔːn] «дух», «божество») — в греческой мифологии обобщённое представление о некоей неопределённой и неоформленной божественной силе, злой или благодетельной, часто определяющей жизненную судьбу человека. Мгновенно возникающая и также уходящая страшная роковая сила. Её нельзя называть и невозможно вступить в контакт. Демон появляется внезапно, молниеносно производит действие и бесследно исчезает[2][3].

Описание

Демон является божественной силой, которая может быть как злой, так и благодетельной, но реже. По терминологии Германа Узенера демон является богом данного мгновения. Таковая терминология даётся по его деяниям, он мгновенно появляется, творит деяние и также мгновенно исчезает[2].

Иногда олимпийских богов называют демонами, но только в случаях, когда бог индивидуально себя не проявил или скрывает своё имя. Демон может воздействовать на человека и чаще всего приносит беду, прельщает, насылает зловещие сны и беды. Кроме того, может воздействовать на мысли человека[2].

Встречаются и благодетельные демоны, к ним применяется эпитет «счастливодемонический» (др.-греч. õλβιοδαίμων). Демонов приравнивают к судьбе человека. Все события в жизни человека под влиянием демона. Считают, что существуют демоны рождения, демоны добра, демоны зла. Существует поверье, что характер человека — его личный демон. За каждым человеком закрепляется свой демон[2].

Демонов считают низшими божествами. Они занимают позицию посредников между людьми и богами[2][3].

У Гесиода поколение «золотого века» после того, как исчезло, превратилось в «благостных» демонов. Они охраняли человека и взирали на правые и неправые дела[2].

В римской мифологии термин «демон» переводится как гений. В раннехристианских представлениях о демонах присутствует связь демонов с образом бесовской или злой демонической силы[2].

В мифологиях разных народов демонами условно обозначали сверхъестественных персонажей, которые занимают низшее место в иерархии и не являются богами. Также демонов причисляют к злым духам. По классификации Германа Узенера, которая поддержана Эрнстом Кассирером, демон описан, как мифологический образ, созданный для любого предмета, попадающего в поле действия мифологической мысли, а также гений, как обозначение мифологического символа личности и судьбы человека[2].

Самые ужасные демоны

Символизм

В древнегреческой культуре демоны олицетворяли разные аспекты человеческой жизни. Сократ считал, что достойных людей приравнивали к божествам, а называли их демонами. Платон рассматривал демонических существ как отражение внутреннего конфликта между добром и злом, страстью и разумом[3].

Древнеиндийские асуры олицетворяли божественность и силу, но со временем их стали воспринимать злыми силами, которые олицетворяли зависть, хаос и злодейство. В каждой культуре демоническая символика является отражением внутренних конфликтов и человеческих поступков[3].

В Средневековье формировались новые концепции демонов. В христианстве они олицетворяли зло, которое противостояло Богу и добродетели. Инквизиция оправдывала свои действия одержимостью демонами. Славяне демонов отождествляли с бесами, которые объединили всех языческих богов после Крещения[3].

Средневековый иудаизм представлял нечистых духов порождением зла. Они могли искушать людей. В исламе джиннов представляли добрыми и злыми. Гностицизм рассматривал демонов частью человеческой души, которая отражает положительные и отрицательные черты[3].

В XIX веке демоны являлись символами социальных и моральных проблем, которые были связаны с индустриализацией и научными открытиями. Кроме этого, демоны отражали физическое и психологическое страдание людей[3].

В XX веке демоны представляли социальные тревоги. Тему демонов начали изучать психологи, которые связывали их с трауром и отношением к смерти[3].

Демоны в культуре и науке

Образ демона появился в литературе, начиная с XV века. Ярким примером литературы того времени является «Божественная комедия» и магическая литература[3].

В XIX веке появились произведения Льюиса Стивенсона «Странная история Доктора Джекила и мистера Хайда» и Фёдора Михайловича Достоевского «Бесы». А образы демонов в произведениях Эдгара Аллана По отражали психологическое и физическое страдание людей[3].

В XX веке образы демонов появляются в массовой культуре и кинематографе. Например, «Куджо», «Экзорцист». Современный демонический образ начал формироваться в произведениях Говарда Филлипса Лавкрафта и Стивена Кинга и психологических трудах Вильгельма Вундта и Зигмунда Фрейда[3].

В XXI веке образ демона становится более многогранным и сложным. Появляются такие телесериалы, как «Сверхъестественное» и «Американские боги». В сериалах демоны предстают перед зрителем как персонажи с мотивами и человеческими чувствами[3].

Литература

Примечания

  1. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка / пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева, под ред. и с предисл. Б. А. Ларина. — 2-е изд., стер. — М.: Прогресс, 1986. — Т. I. А—Д. — С. 498. — 576 с.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах / Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1991. — Т. 1. А—К. — С. 366—367. — 671 с. — ISBN 5-85270-016-9. — ISBN 5-86018-014-4.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 Агафонов В. В., Кириллов Г. М. Демоны и злые духи сквозь историю человечества. Как люди олицетворяют свои поступки и моральный выбор через образы // Вестник науки. — 2024. — № 12 (81). — С. 1241—1248.
  4. Волкова А. Демонология: За какие грехи отвечают 7 самых ужасных чертей ада из магических гримуаров. News Media Holding (24 октября 2025). Дата обращения: 13 ноября 2025.