По, Эдгар Аллан

Материал из «Знание.Вики»
Эдгар Аллан По
англ. Edgar Allan Poe
Edgar Allan Poe, circa 1849, restored, squared off.jpg
Дата рождения 19 января 1809(1809-01-19)
Место рождения Бостон, США
Дата смерти 7 октября 1849(1849-10-07) (40 лет)
Гражданство Соединённые Штаты Америки США
Род деятельности писатель, прозаик, поэт, литературный критик
Направление детектив, фантастика, сатира, мистификация, литература ужасов
Жанр романтизм, символизм, готическая литература
Язык произведений Английский язык
Дебют «„Тамерлан“ и другие стихотворения» (1827)
Автограф Автограф
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Э́дгар А́ллан По (англ. Edgar Allan Poe; 19 января 1809 года, Бостон, США — 7 октября 1849 года, Балтимор, США) — американский писатель, поэт, литературный критик, основатель жанра классического детектива и психологической прозы. Отдельные произведения писателя способствовали появлению и развитию научной фантастики.

Биография

Родился 19 января 1809 года в городе Бостон, США. Его родителями были актёры бродячей труппы Элизабет По и Дэвид По. Из-за родовой травмы у его была асимметрия лица, будущий писатель всю жизнь не мог двигать левой стороной лица, поскольку просто не чувствовал её[1].

В семье у него был старший брат и младшая сестра. Отец ушёл из семьи вскоре после рождение Эдгара. Когда мальчику исполнилось 2 года, от чахотки умерла его мать в возрасте 24 лет[2].

Эдгар был усыновлен бездетной семьей Джона Аллана, который торговал хлопком и табаком. Алланы полюбили своего приёмного сына, как родного.

В возрасте шести лет Эдгар вместе с приёмными родителями переехал в Великобританию, здесь он пошёл в школу и получил начальное образование. Однако торговые дела у Алланов в Англии пошли неудачно, и они были вынуждены вернуться обратно в США в 1820 году.

Став подростком, Эдгар увлёкся чтением книг и прочёл в оригинале античных поэтов. Особое впечатление на юношу произвела древнегреческая поэзия и начал сам сочинять стихи.

Но глава семьи не одобрял увлечение Эдгара, и между ними все чаще стали возникать ссоры. В 1825 году его приёмный отец получил огромное наследство и уговорил Эдгара поступить в Виргинский университет в Шарлоттенсвилле. Поступив в этот университет юноша стал вести разгульный образ жизни: начал употреблять алкогольные напитки, увлёкся картёжной игрой и влез в большие долги. Уже через год, несмотря на хорошую учёбу, ему пришлось уйти из университета. Аллан был возмущён поступком Эдгара, не стал оплачивать долги и выгнал его из дома.

Оставшись без крыши над головой и денег, Эдгар По в 1827 году был вынужден пойти служить рядовым солдатом в армию США, подписав контракт на 5 лет. При подписании контракта он прибавил себе 4 года и подписался вымышленным именем Эдгар А. Перри. Военную службу он проходил на острове Салливан в Чарльстонской бухте, который в дальнейшем был описан им в его рассказе «Золотой жук».

Армейская служба не была обременительной, и у него находилось время заниматься сочинительством. Но через два года военная служба стала надоедать ему, и узнав о тяжёлой болезни приёмной матери, досрочно расторг контракт и уволился из армии. Приёмные родители помогли ему деньгами и он смог вернуться в Бостон[3].

В 1830 году Эдгар По поступил в Военную академию США в Вест-Пойнте, но и тут забросил учёбу, это спровоцировало окончательный разрыв с Джоном Алланом. Эдгар По вновь оказался на грани нищеты.

Несмотря на это, он продолжал писать новеллы, регулярно публиковал статьи в литературном журнале «Южный литературный вестник» в Ричмонде, получил славу оригинального и остроумного критика. Эти статьи позднее составили знаменитый двухтомник «Гротески и арабески» (1840).

Портрет Вирджинии По, написанный уже после её смерти

В 1836 году женился на своей кузине Виргинии Элизе Клемм[3]. Через год переехал в Нью-Йорк в надежде найти высокооплачиваемую работу, но в США в то время разразился экономический кризис, и По такую работу не нашёл.

С 1838 по 1843 года жил с женой и её матерью в Филадельфии, где писал статьи для журналов «Burton’s Gentleman’s Magazine» и «Graham’s Magazine», пытался издавать собственный журнал «Стилус». За этот период написал около тридцати рассказов и множество литературно-критических статей, в том числе наиболее яркие его произведения — «Убийство на улице Морг» (1841), «Тайна Мари Роже» (1842), «Потерянное письмо» (1844)[4].

В 1845 году По опубликовал стихотворение «Ворон», которое сделало его известным не только в США, но и за пределами страны.

В 1847 году, после смерти жены, Эдгар По впал в глубокую депрессию и последние годы жизни писателя омрачались частыми приступами алкоголизма и психическими срывами[4].

В октябре 1849 года Эдгар По был найден в бессознательном состоянии, его привезли в Балтиморскую больницу, где он умер 7 октября 1849 года от затяжного алкоголизма[2].

Творчество

В 1827 году, ещё до армейской службы, Эдгар По опубликовал свой дебютный поэтический сборник под названием «Тамерлан». Сборник был напечатан мизерным тиражом всего в 50 экземпляров[2].

После военной службы Эдгар По напечатал второй поэтический сборник под названием «Аль Аарааф, Тамерлан и другие стихотворения». Затем вышла в свет третья книга со стихами с простым названием «Стихотворения».

Испытывая большую нужду в деньгах, Эдгар По написал несколько рассказов для конкурса прозы. За один из них — «Рукопись, найденная в бутылке», он получил 50 долларов, этот гонорар стал самым большим в карьере начинающего писателя .

В последствии Эдгар По стал известен американским читателям в качестве автора психологических, мистических и детективных новелл, среди которых особой популярностью пользовались «Гротески и арабески», «Золотой жук», «Овальный портрет», «Похищенное письмо», «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля», «Сфинкс».

Рассказ «Золотой жук» писатель сочинил во время моды на криптографию. В этом рассказе По создал простейший код, разгаданный его героем, а после публикации рассказа в журнале Alexander’s Weekly Messenger предложил читателям присылать ему свои собственные шифры[5].

В детективных рассказах «Убийство на улице Морг», «Тайну Мари Роже» появляется Огюст Дюпен, умный детектив-любитель, раскрывающий самые трудные загадки и преступления.

Рассказ «Убийство на улице Морг» является первым произведением в мировой литературе в жанре детектива, таким образом Огюст Дюпен стал первым литературным сыщиком, за которым последовали другие знаменитые литературные детективы: Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро т.д.

В творчестве Эдгара По есть произведения и для детей: «Чёрный кот», «Лягушонок», «Чёрт на колокольне».

В его поэтическом творчестве критики лучшим признали стихотворение «Ворон», которое было впервые опубликовано 29 января 1845 года в нью-йоркской ежедневной газете «Evening Mirror»[6]. Произведение повествует о таинственном визите говорящего ворона к молодому человеку, который горюет от потери своей возлюбленной Ленор. В ответ на вопросы, полные отчаяния и надежды, ворон повторяет слово «nevermore» («больше никогда»), чем усугубляет страдания героя.

Космогоническая поэма «Эврика» стала последним произведением, вышедшая при жизни писателя в 1848 году. В середине ХIХ века в мире науки общепринятой была концепция, согласно которой Вселенная представлялась стационарной во времени и бесконечной в пространстве, и о теории Большого Взрыва еще не было и речи. Именно Эдгар По стал первым человеком, написавшем о Вселенной как скоплении звёзд, которые родились из единой и уникальной «первочастицы», в какой-то момент разделившейся на неисчислимое, но конечное множество элементов. Благодаря интуиции и логике писателя, стало возможным открытие так называемых «чёрных дыр»[7].

Эдгар Аллан По обладал высокой трудоспособностью: почти все своё время писатель уделял литературной деятельности, а его библиография включает не один десяток произведений[2].

Влияние

Новаторский творческий стиль Эдгара По не нашла себе последователей в США. Но в Европе его влияние испытывали на себе Жюль Верн, Артур Конан Дойл, Агата Кристи, Роберт Льюис Стивенсон, Герберт Уэллс[8], Шарль Бодлер, Стефан Малларме, Морис Метерлинк, Оскар Уайльд, Данте Габриэль Россетти, Роберт Льюис Стивенсон. Эдгар По был примером и для русских писателей-символистов — Дмитрия Мережковского, Константина Бальмонта и Валерий Брюсова[9].

Личная жизнь

Жена — Вирджиния Элизе Клемм, двоюродная сестра Эдгара По. В браке прожили недолго — Вирджиния умерла от туберкулёза в 1847 году.

После её смерти Эдгар По впал в глубокую депрессию и пытался заглушить боль чрезмерным употреблением спиртного.

Библиография

  • «Духи смерти» (1827);
  • «Мечты» (1827);
  • «Романс» (1829);
  • «Метценгерштейн» (1832);
  • «Рукопись, найденная в бутылке» (1833);
  • «Падение дома Ашеров» (1839);
  • «Молчание» (1840);
  • «Убийство на улице Морг» (1941)
  • «Тайна Мари Роже» (1842),
  • «Колодец и маятник» (1842);
  • «Линор» (1843);
  • «Маска красной смерти» (1843);
  • «Потерянное письмо» (1844)
  • «Преждевременное погребение» (1844);
  • «Ворон» (1845);
  • «Энигма» (1849);
  • «Аннабель Ли» (1849);
  • «Прыг-Скок» («Лягушонок») (1849).

Экранизации

Примечания

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!