Психология

Эта статья входит в число хороших статей
Материал из «Знание.Вики»
Наука
Психология
греч. Ψυχολογία
Rorschach1.jpgStructural-Iceberg all.svg
Maslowsneeds ru.svgPsychology barnstar.png
Первый вариант теста чернильных пятен Роршаха; Схема теории психики Фрейда; Пирамида потребностей по Маслоу; Один из вариантов символа психологии
Тема Гуманитарные науки
Предмет изучения Психика
Период зарождения XIX век
Основные направления Глубинная психология, Бихевиоризм, Гештальтпсихология, Гуманистическая психология, Когнитивная психология, Культурно-историческая психология
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Психоло́гия (от др.-греч. ψυχή «душа»; λόγος «учение») — многоотраслевая область научного знания о строении и закономерностях возникновения, развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, в том числе и сознания как специфически человеческой формы психики, и поведения. Современная психология представляет собой весьма разветвлённую систему научных дисциплин, находящихся на различных ступенях формирования, предмет изучения в которых может различаться[1][2].

Психика и психические процессы, качественно отличные от физиологических процессов, но не отделимые от них, являются функциональным регулятором взаимодействия живых существ с окружающим миром[3]. Донаучный этап развития представлений о психике и сознании, связанных с идеей «души», происходил в философии, искусстве, литературе и в таких научных дисциплинах, как медицина, физиология, этнография и педагогика.

Психология как самостоятельная научная дисциплина появилась в 1879 году и на сегодняшний день представляет собой многоотраслевую область научного знания[1][2]. Термин «психология» заимствован и перешёл в русский язык из ново-латинского языка в XVIII веке и образован путём сложения слов греческого происхождения psyche — «душа» и logia — «слово, наука»[4].

Донаучный период психологии

Греческая буква «пси» — знак психологии

Самым ранним понятием, охватывающим все изучаемые психологией явления, было понятие «души». В различных учениях о душе обобщались накопленные человечеством знания о психических процессах животных и человека[1]. В древнегреческом пантеоне богов существовала олицетворяющая человеческую душу богиня — Психея (Психе), которую изображали в виде бабочки, летящей птицы или молодой девушки с крыльями бабочки. Перипетии Психеи были описаны древнеримским писателем Апулеем и вошли в форме рассказа в «Метаморфозы»[5]. В ряде своих диалогов Платон рассматривает душу или психику как иерархическое единство разума, воли и чувств, где разум представляет собой кучера, управляющего парой коней: «добрым конём» — волей и «дурным конём» — чувствами. Воля, имеющая божественное происхождение помогает разуму в том, чтобы справляться с неуправляемыми и необузданными эмоциями и страстями — атрибутами тела[6].

Первое определение психологии как науки о душе, возникшее в рамках античной философии, было зафиксировано Аристотелем в его трактате «О душе»[7]. Аристотель рассматривал душу как способ организации живого тела, обладающего питательной, чувствующей и ноэтической (интеллектуальная) способностями. Питательная способность присуща только растениям, питательная и чувствующая — животным, питательная, чувствующая и ноэтическая — человеку. Душа и тело, по Аристотелю, как форма и материя неотделимы друг от друга, бессмертна и отделима только мыслящая, ноэтическая часть души[8].

Аристотелевская психология, проинтерпретированная христианскими богословами господствовала на протяжении всего средневековья. В 1590 году Рудольф Гоклениус написал трактат «Психология», являвшийся кульминацией тысячелетних споров по вопросу о происхождении человеческой души между приверженцами двух основных доктрин — креационизма и традуционизма. В данном трактате автор пытался дать ответ на схоластический вопрос о том, сотворяется ли разумная часть души, именуемая умом, Богом «из ничего» для каждого человека по отдельности или разумная часть души распространяется от Адама «естественным» путем через семя отцовское[9].

Бюст Аристотеля. Копия с греческого оригинала, около 330 года до н. э.

Аристотелевская психология благодаря прогрессу естественных наук сменилась новой психологией, в центре которой стояло убеждение о том, что естественная причинность закономерно определяет душевную жизнь[10]. В ново-европейской философии и науке в связи с обращением к опытному изучению психических процессов психологию стали рассматривать как науку о сознании, центральной же проблемой психологии являлась — свобода воли[11]. Французский философ и математик Рене Декарт полагал вполне возможным рациональное изучение сознания, являвшегося для каждого человека самым несомненным из всего существующего в мире и непосредственно доступным для познания посредством интроспекции или самонаблюдения[1][7]. Новшество подхода Рене Декарта заключалось в том, что сознание, отождествляемое с «Я», как некое начало принадлежит не космосу или другому миру, а конкретному человеку[12].

Идея о самонаблюдении как единственно возможном методе изучения сознания была развита Джоном Локком в его учении о рефлексии, под которой он понимал «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы её проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности»[7][13]. Джон Локк известен также введением термина «ассоциация», который рассматривался в качестве главного механизма работы сознания[1]. Представители ассоцианизма (Дэвид Гартли, Джеймс Милль) под влиянием успехов естествознания, в частности — физики, стремились выявить универсальный закон психики, столь же строгий и проверяемый как закон всемирного тяготения Исаака Ньютона. Сформулированный Дэвидом Гартли закон ассоциации гласит, что ассоциация выступает в качестве объяснительного принципа для всех психических процессов, которые являются связью элементарных ощущений и представлений, где появление одного психического содержания с неизбежностью влечёт за собой появление другого[14].

Психология как наука

Выделение психологии в отдельную научную дисциплину было подготовлено развитием экспериментальных исследований физиологии нервной системы и органов чувств и попытками измерения некоторых параметров психических процессов. Понимание сознания как «совокупности сознаваемых состояний» легло в основу программы построения психологии как самостоятельной науки, предложенной в конце 1860-х — начале 1870-х годах Вильгельмом Вундтом, который в 1879 году создал при Лейпцигском университете первую в мире лабораторию экспериментальной психологии[1].

В этот же период о необходимости создания психологии высказывались Франц Брентано и Иван Михайлович Сеченов. Католический священник, отказавшийся от сана, и философ Франц Брентано, сохраняя интроспективное понимание сознания как мира «внутренних» явлений, предлагал рассматривать сознание как систему духовных актов, направленных во внешний мир. Русский физиолог в своей работе «Кому и как разрабатывать психологию» выдвинул идею изучения психики как внешне детерминированной рефлекторной деятельности, подлежащей изучению объективно-генетическими методами[1].

Борьба за предмет психологии

Явления сознания как предмет психологии

Рассматривая психологию как науку о непосредственном опыте (фактах, явлениях сознания), постигаемого путём тщательной и строго контролируемой аналитической интроспекции, Вильгельм Вундт стремился обнаружить «элементы» сознания — элементарные чувства и ощущения, из которых, как из кирпичиков, складываются сложные психические феномены[1]. Интроспекция в данном случае представляет собой получение эмпирических данных посредством наблюдения субъекта за его собственными психическими процессами и состояниями в момент их протекания или вслед за ним. В методе аналитической интроспекции Вильгельма Вундта и его ученика Эдварда Титченера испытуемые проходили специальную подготовку для приобретения способности к изощренному интроспективному анализу[15].

Основной задачей индивидуальной или «физиологической» психологии немецкий психолог Вильгельм Вундт считал выделение в процессе интроспекции «элементов» сознания и обнаружение закономерных связей между этими «элементами». «Физиологической» психологии, базирующейся на ассоцианистских принципах объяснения причинно-следственных отношений между различными «элементами» сознания, Вильгельм Вундт противопоставлял «психологию народов», в основе которой лежит идея вчувствования и смыслового понимания необъяснимой «душевной жизни» общности людей[1][7].

Психоанализ и предмет психологии

Противоположным образом предмет психологии решался в психоанализе, в котором произошло разведение понятий «психика» и «сознание». Помимо этого термин «психика» расширялся в объёме за счёт включения в него особого функционального компонента, противостоящего сознанию и дополняющего его — бессознательного[16]. Поведение человека рассматривалось как нечто определяемое и направляемое неосознаваемыми сексуальными влечениями, которые сознание человека либо вытесняет обратно в бессознательное, либо преображает и маскирует их, страшась моральных санкций. Как отмечала советский психолог Лидия Ильинична Божович, психоанализ, несмотря на тенденциозность исходных посылок, есть «наиболее значительная попытка подойти к пониманию и объяснению психологии конкретного человека»[17].

Поведение — предмет психологии с точки зрения бихевиоризма

В противовес интроспективной психологии, изучающей психику (явления сознания) индивида в лабораторных условиях, и психоанализу, изучавшему бессознательное пациентов в рамках приватных психотерапевтических встреч, выдвинулось направление в психологии, ограничивающееся исследованием реального поведения. Манифестом этого направления является статья Джона Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста», в которой пропагандируется идея естественнонаучного изучения психики. Основным требованием бихевиоризма к будущей научной психологии является необходимость опоры на объективные методы: эксперимент и наблюдение. Но требование изучения того, что может быть зафиксировано в процессе наблюдения, привело к тому, что бихевиоризм отбросил всё ненаблюдаемое, в том числе и психику, и сознание. В качестве предмета изучения в бихевиоризме рассматривалось поведение как совокупность телесных реакций человека на изменения среды, причём связь между воздействиями внешней среды — стимулами (S) и реакциями (R) организма устанавливалась по закону ассоциации[18].

Предмет психологии как автономное «феноменальное поле»

В оппозиции к интроспективной психологии и бихевиоризму, рассматривавших соответственно психику как ассоциацию «элементов» сознания и поведение как сумму телодвижений, стояли представители гештальтпсихологии. В данном направлении психика рассматривалась как феноменальное поле, которое, с одной стороны, несводимо к физиологическим процессам, с другой стороны, изоморфно физиологическим процессам, то есть имеет с ними общность динамической структуры[12]. Представители гештальтпсихологии заменили «аналитическую установку» интроспекции на «феноменологическую», предполагающую свободное и непредвзятое описание переживаемых объектов и событий[15]. Базовым понятие гештальтпсихологии является понятие «гештальт» — структура или сложная целостность, определяющая восприятие и мышление, несводимая к сумме своих частей («элементов») и определяющая их свойства. Гештальтпсихологи противостояли естественнонаучной тенденции сведения психики к отдельным ощущениям, чувствованиям, физиологическим процессам или поведенческим актам[19].

Личность как предмет психологии

В 1930-х годах благодаря американскому психологу Гордону Олпорту в предметное поле психологии была включена личность, ранее рассматривавшаяся как философское и этическое понятие, которую начали изучать как особую целостность, несводимую к психике и сознанию. В своей работе «Личность: психологическая интерпретация» («Personality: A psychological interpretation»), опубликованной в 1937 году, Гордон Олпорт описал и классифицировал более пятидесяти различных дефиниций понятий личности и дал собственное определение[1][20]:

Личность — это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление.

Необходимо отметить, что в психологию понятие «личность» (персона) была введено немецким психологом Вильямом Штерном, который рассматривал мир как иерархическую систему личностей различных ступеней (растение, человек, животное, планета, кристалл). Личность рассматривалась немецким психологом в качестве целостного психофизического нейтрального единства, которое, будучи включённым в мировую иерархию личностей, приобретает свойственную её иерархическому месту целеустремлённую направленность[21].

Кризис в психологии

Подобное положение в психологии, где различные направления вели между собой дарвиновскую борьбу и каждое направление стремилось выдать предмет своего исследования (явления сознания, бессознательное, поведение, феноменальное поле, персона или личность) за предмет психологии вообще, квалифицировали как кризис психологии Карл Бюлер и Лев Семёнович Выготский. Немецкий психолог Карл Бюлер в своей работе «Кризис в психологии», опубликованной в 1927 году, выдвигал идею эклектического объединения интроспективной концепции сознания, бихевиоризма и культурологических исследований психики[22]. Лев Выготский в своей рукописи «Исторический смысл психологического кризиса», написанной в 1927 году и опубликованной только в начале 1980-х годов отмечал[23]:

Предмет психологии — самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ её познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут.

Советский психолог полагал, что предметом психологии должна быть некоторая часть целого, содержащая в себе это целое, то есть предметом психологии должна быть единица анализа психики, дающая возможность изучения этого целого и его свойств[23].

Психика как предмет советской психологии

В русле советской и российской психологии психику определяют как свойство высокоорганизованной материи, то есть рассматривают психику как присущую живому существу особую форму жизнедеятельности. Психика рассматривается как функциональный регулятор, обеспечивающий ликвидацию разрыва между организмом и условиями его существования, или «механизм», позволяющий «телу», оторванному от необходимых условий существования, прийти в единство с этими условиями[24]. Сознание определяется как социальная по своему происхождению и опосредствованная особыми психологическим орудиями реальность[1]. Сознание рассматривается как присущая только и только человеку высшая форма отражения действительности, являющаяся процессом усвоения общественных отношений и воспроизведением «человеком идеального образа своей целеполагающей деятельности и идеального представительства в ней позиции других людей»[25].

Предмет психологии XXI века

Вильгельм Вундт (сидит в центре) с коллегами, около 1880 года.

Предметом современной психологии, отождествляемой с когнитивной психологией, является разум (душа, сознание) (англ. mind), причём датой рождения психологической науки считается год выхода в свет книги Вильгельма Вундта «Основы физиологической психологии» — 1874 год. Когнитивная психология изучает теоретические конструкты умственных процессов, но данную психологию интересует не столько структура сознательного опыта, сколько идентификация и объяснение процессов, входящих в состав внимания, памяти, восприятия, мышления и прочих познавательных процессов[26]. Основным вопросом современной когнитивной психологии является вопрос об отношении души и тела (англ. mind-body problem), где основной проблемой является факт того, что «душа — нематериальная и нефизическая сущность», что создаёт «невозможность подтвердить её существование и изучать, опираясь на данные органов чувств»[27].

В современной психологии сочетается плюрализм идей, теорий и методов с едиными критериями оценки научных исследований и стремлением к выработке единого понятийно-категориального аппарата[28]. Всё более популярными становятся нейрокогнитивные исследования, направленные на установление взаимосвязи психических процессов с мозговыми механизмами, также имеют место призывы о необходимости возвращения категории «душа» в российскую и мировую психологию[1][29][30].

Отрасли психологии

Основаниями для классификации отраслей психологической науки могут служить[2][31]:

Методы психологии

Методы как способы познания действительности, конституирующие психологическое исследование, подразделяются на четыре группы[32]:

  1. организационные,
  2. эмпирические,
  3. обработки данных,
  4. интерпретационные.

Организационные методы

К группе организационных методов, определяющих вектор исследования, относятся сравнительный, лонгитюдинальный и комплексный методы, где первый метод предполагает сравнение проявления некоторого феномена в различных группах либо на различных этапах развития. Лонгитюдинальный метод исследования предполагает непрерывное изучение психического процесса или состояния у одних и тех же лиц в течение нескольких лет или более. Комплексный метод предполагает собой междисциплинарное исследование, где осуществлено разделение функций или аспектов изучения феномена между различными научными дисциплинами[32].

Эмпирические методы

Вторую, самую обширную группу методов, составляют эмпирические способы получения данных, к которым относят наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы, психодиагностические методы, приёмы анализа процессов и продуктов деятельности или праксиометрические методы, моделирование и биографические методы[32].

Наблюдение

Наблюдение — это целенаправленный и систематизированный способ сбора фактов о наблюдаемой внешней действительности (наблюдение за сообществом диких шимпанзе или за поведением детей во время игры), которые в достаточной степени обоснованы определёнными чувственными данными и соотносящимся с ними познавательным опытом наблюдателя. При наблюдении всегда производится непосредственная регистрация интересующих фактов либо при помощи технических средств, либо путем ведения записей или формального кодирования[15]. Необходимо отметить, что в психологии эти данные факты собираются и используются главным образом с тремя основными целями: исследование, диагностическое обследование и организация воздействия[33].

Эксперимент

Эксперимент — метод сбора эмпирических данных, предназначенный для проверки гипотез о причинно-следственных связях между независимыми и зависимыми переменными. Под независимой переменной понимается характеристика реальности, которая целенаправленно изменяется экспериментатором и изменение которой, по его предположению, является причиной изменения зависимой переменной. Зависимая переменная — это характеристика реальности, которая, по предположению экспериментатора, будет изменяться вследствие изменения независимой переменной[33].

Эксперимент в психологии подразделяется на лабораторный, «естественный» и психолого-педагогический, где первая разновидность эксперимента предполагает изучение психики человека в рамках специально оборудованных кабинетов или камер. «Естественный» или полевой эксперимент — это такое исследование поведения или человека в обыденных или близких к обычным условиях жизнедеятельности испытуемого, который не знает об участии в эксперименте. Психолого-педагогический или формирующий эксперимент представляет собой создание в процессе обучения определённой ситуации и специфических воздействий, которые способствуют развитию необходимых психических процессов или свойств личности[32].

Тестирование

Тестирование — в широком смысле любое испытание, любая методика выявления индивидуальных психологических особенностей человека, которая содержит элементы стандартизации при проведении и претендующая на то, что её результат будет независимым от личности и квалификации психолога-диагноста. В узком смысле применение стандартизированной методики психологического измерения и диагностики выраженности психических и поведенческих свойств или состояний личности, предусматривающая стандартизацию не только проведения методики, но и обработки результатов. Причём результат формализованной обработки должен быть представлен на числовой шкале, указывающей на степень выраженности измеряемого психического свойства[33].

Беседа как особый метод психологии

Особым методом психологии является беседа как особый вид осознанной и целенаправленной деятельности, который проводится по определённому плану, в специальных условиях, поэтапно и с применением протоколирования, беседа применяется с двумя основными целями: для сбора данных и оказания воздействия на человека[33]. Как способ сбора данных метод беседы в его опосредствованной форме (опрос, анкетирование, интервью) широко используется при проведении различных исследований, диагностических обследований, а также в психологическом консультировании и психотерапии. Как способ воздействия беседа применяется, прежде всего, в практической психологии, особенно в психологическом консультировании и психотерапии, причём в рамках патопсихологии беседа рассматривается в качестве варианта естественного эксперимента[32][34].

Вспомогательные методы в психологии

Метод самонаблюдения как способ изучения представлений человека о самом себе используется в связке с другими объективными методами, может дополняться или заменяться анализом данных опосредствованного самонаблюдения: дневников, автобиографических материалов либо переписки. Также применяется биографический метод, представляющий собой сбор и анализ данных о жизненном пути человека, и метод анализа продуктов деятельности как способ познания психологических особенностей субъекта и его деятельности посредством анализа результатов труда и творчества[6]. Моделирование является способом воспроизводства, например, в технических устройствах параметров изучаемых психических явлений и процессов, позволяющих выявлять их скрытые связи, функцию либо прогнозировать их развитие[32].

Методы обработки данных и интерпретационные методы

К методам обработки данных относятся математико-статистический анализ и качественный анализ, включающий в себя как категоризацию (типологизацию или дифференциацию по группам), так и описание типичных или аномальных случаев. В современных психологических исследованиях широко применяются дисперсионный анализ, корреляционный анализ и факторный анализ. К интерпретационной группе методов относятся генетические и структурные методы интерпретации данных, объясняющие происхождение и развитие (этапы, стадии) изучаемого феномена или его строение в характеристиках систем и типов связей между ними[32].

Место психологии в системе наук

Распространённым является представление о гуманитарной направленности психологии, которая совместно с другими человековедческими дисциплинами, противоположна естественным наукам[35]. Согласно другим представлениям психология в этой же линейной классификации наук занимает срединное место и является точкой соединения гуманитарных и естественных наук[36].

Особое место занимает психология в нелинейной классификации наук Бонифатия Михайловича Кедрова, представляющей собой треугольник, вершину которого составляют естественные науки, нижний правый угол — философские науки и нижний левый угол — общественные науки. Математика занимает промежуточное положение между науками о природе и философскими науками (логикой и гносеологией); технические науки расположены между естественными и общественными науками. Особое место в нелинейной классификации наук занимает психология, которой отводится всё пространство внутри «треугольника» наук, что предполагает нормативность наличия противоположных тенденций в самой психологии[37].

Литература

  • Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — Санкт-Петербург: Питер, 2001. — 272 с. — ISBN 5-272-00289-X.
  • Веракса Н. Е. Методологические основы психологии. — Москва: Академия, 2008. — 240 с. — ISBN 978-5-7695-4756-0.
  • Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 томах. — Москва: Мир, 1999. — ISBN 5-03-001902-2.
  • Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. — Москва: АСТ, 2008. — 351 с. — ISBN 978-5-17-049383-8.
  • Давыдов В. В. Лекции по общей психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — Москва: Академия, 2008. — 170 с. — ISBN 5-7695-1603-8.
  • Джеймс У. Психология. — Москва: Академический проект, 2011. — 316 с. — ISBN 978-5-98426-093-0.
  • Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. — Москва: Когито-центр, 1997. — 431 с. — ISBN 5-89353-007-1.
  • Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. — Москва: Смысл, 2007. — 511 с. — ISBN 978-5-89357-230-8.
  • \Мацумото Д. Психология и культура: современные исследования. — Москва: Нева, 2002. — 414 с. — ISBN 5-93878-064-0.
  • Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — Москва: Питер, 2012. — 705 с. — ISBN 978-5-459-01141-8.
  • Фам Мин Хак. Поведение и деятельность. — Москва: Смысл, 2003. — 175 с. — ISBN 5-89357-149-5.
  • Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. — Москва: Академический проект, 2009. — 597 с. — ISBN 978-5-8291-1110-6.

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Леонтьев Д. А., Соколова Е. Е. Психология. БРЭ. Дата обращения: 11 мая 2023.
  2. 2,0 2,1 2,2 Ярошевский М. Г. Психология // Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. — ISBN 5-9292-0137-4.
  3. Анцупов А. Я. Психология // Словарь конфликтолога. — М.: Питер, 2006. — 527 с. — ISBN 5-469-01216-6.
  4. Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Психология // Краткий этимологический словарь русского языка / Под ред. С. Г. Бархударова. — М.: Просвещение, 1975. — С. 373. — 543 с.
  5. Лосев А. Ф. Психея // Мифологический словарь / Гл ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 444—445. — 672 с.
  6. 6,0 6,1 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М.: Питер, 2012. — 705 с. — ISBN 978-5-459-01141-8.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. — М.: АСТ, 2008. — 351 с. — ISBN 978-5-17-049383-8.
  8. Душа. БРЭ. Дата обращения: 11 мая 2023.
  9. Рагозин Л. И. ΨΥΧΟΛΟΓΙΑ и психология: Гоклениус, Рамус и Вультей // Вопросы философии. — 2018. — № 2. — С. 102—111.
  10. Психология // Новая философская энциклопедия / Под ред. В. С. Стёпина. — М.: Мысль, 2001.
  11. Мироненко И. А. Российская психология в пространстве мировой науки. — СПб.: Нестор-История, 2015. — С. 58. — 304 с. — ISBN 978-5-4469-0721-2.
  12. 12,0 12,1 Веракса Н. Е. Методологические основы психологии. — М.: Академия, 2008. — 240 с. — ISBN 978-5-7695-4756-0.
  13. Белоусов М. А. Рефлексия. БРЭ. Дата обращения: 11 мая 2023.
  14. Соколова Е. Е. Ассоциативная психология. БРЭ. Дата обращения: 11 мая 2023.
  15. 15,0 15,1 15,2 Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред. Т. Г. Щедриной. — М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. — 512 с.
  16. Константинов А. В. Бессознательное (рус.) ?. БРЭ. Дата обращения: 11 мая 2023.
  17. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008. — 398 с. — ISBN 978-5-91180-846-4.
  18. Соколова Е. Е., Девятко И. Ф., Леонтьев А. А. Бихевиоризм. БРЭ. Дата обращения: 11 мая 2023.
  19. Величковский Б. М. Гештальтпсихология. БРЭ. Дата обращения: 11 мая 2023.
  20. Карпенко Л. А. Олпорт Гордон // История психологии в лицах: персоналии / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. — М.: Per Se, 2005. — С. 330—335. — 783 с. — ISBN 5-9292-0136-6..
  21. Ждан А. Н. Штерн. БРЭ. Дата обращения: 17 мая 2023.
  22. Ильина С. В., Ярошевский М. Г. Бюлер Карл // История психологии в лицах: персоналии / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. — М.: Per Se, 2005. — С. 87. — 783 с. — ISBN 5-9292-0136-6.
  23. 23,0 23,1 Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса // Полное собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 1 / Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1982. — С. 292—436. — 488 с.
  24. Давыдов В. В. Лекции по общей психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Академия, 2008. — 170 с. — ISBN 5-7695-1603-8.
  25. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Издательство АПН СССР, 1986. — С. 37. — 240 с.
  26. Боно А. Психологическая наука (psychological science) // Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — СПб.: Питер, 2006. — 1095 с. — ISBN 5-272-00018-8.
  27. Ройдер М. Вопрос об отношении души и тела (mind-body problem) // Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — СПб.: Питер, 2006. — 1095 с. — ISBN 5-272-00018-8.
  28. Мироненко И. А. Российская психология в пространстве мировой науки. — СПб.: Нестор-История, 2015. — 304 с. — ISBN 978-5-4469-0721-2.
  29. Братусь Б. С. Проблема возвращения категории «души» в научную психологию // Национальный психологический журнал : Журнал. — 2014. — № 3(15). — С. 3—12.
  30. Шадриков В. Д. Возвращение души: Теоретические основания и методология психологической науки. — М.: Институт психологии РАН, 2021. — 210 с. — ISBN 978-5-9270-0436-2.
  31. Психология // Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985. — С. 274—278. — 431 с.
  32. 32,0 32,1 32,2 32,3 32,4 32,5 32,6 Анаьев Б. Г. Некоторые вопросы методологии психологического исследования // О проблемах современного человекознания. — СПб.: Питер, 2001. — С. 190—227. — 272 с. — ISBN 5-272-00289-Х.
  33. 33,0 33,1 33,2 33,3 Основные методы сбора данных в психологии / Под ред. С. А. Капустина. — М.: Аспект Пресс, 2012. — 158 с. — ISBN 978-5-7567-0653-6.
  34. Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред Т. Г. Щедриной. — М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. — 510 с. — ISBN 978-5-???.
  35. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с. — ISBN 5-272-00062-5.
  36. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с. — ISBN 5-272-00260-1.
  37. Пиаже Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии / Под ред. Л. Ф. Обуховой, Г. В. Бурменской. — М.: Гардарики, 2001. — С. 181. — 622 с. — ISBN 5-8297-0093-2.