Восприятие

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Картина «Знаток» Фердинанда Ройбета иллюстрирует процесс восприятия.

Восприя́тие, перце́пция, перцепти́вный проце́сс (англ. perception) — психический познавательный процесс отражения предметов в целом, в совокупности их свойств при взаимодействии субъекта с объектом. Восприятие является сложным процессом, предполагающим выделение из множества признаков объекта доминирующих, основных, с одновременным отвлечением от несущественных признаков и сопоставлением воспринятого с прежними знаниями о предмете. Процесс восприятия представляет собой неосознаваемое выдвижение гипотез, при совпадении которых с поступающей информацией, происходит узнавание предмета. В обратном случае, выдвижение гипотез продолжается до тех пор, пока не произойдёт узнавание предмета[1][2][3][4][5][6][7].

Восприятие наряду с ощущениями, памятью, вниманием, мышлением, речью и воображением является познавательным процессом. В рамках философии восприятие представляет собой чувственное познание, предметов и объективных ситуаций, субъективно представляющееся непосредственным. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторный процесс, представляющий собой анализ и синтез комплексных раздражителей и отношений между ними. Различают восприятие адекватное реальности и иллюзии, к расстройствам восприятия относят галлюцинации[8][9][10][11][12].

Восприятие: непосредственно-простой и одновременно сложный процесс

Восприятие стало предметом изучения в философии как вид знания в эпоху Нового времени. Хотя возникновение первых гипотез о природе восприятия относится к античности, но, в целом, ранние теории восприятия соответствовали положениям новоевропейской ассоциативной психологии[1]. В рационализме восприятие либо не относилось к знанию, либо рассматривалось как «смутное знание», которое должно быть оформлено при помощи умственных идей. В эмпиризме именно в восприятии следовало искать обоснование системы знаний в целом. Но для этого необходимо было отделить в восприятии непосредственные и несомненные элементы от элементов, которые могут привести к заблуждению либо порождать иллюзии. Именно так в философии эмпиризма были выделены «атомы», «кирпичики» чувственного познания — ощущения[8].

Ощущения, как «атомы» опыта полагались несомненно истинными, из которых по законам ассоциации формируются образы восприятия. Образы восприятия могут быть ошибочными из-за ассоциативной связи, соединяющей ощущения. С этой точки зрения восприятие в отличие от ощущений предполагает некоторую деятельность ума, но минимальную, так как ассоциации, объединяющие ощущения, навязываются прошлым опытом человека[8]. Подобная зависимость восприятия от прошлого опыта, содержания психики и индивидуальных особенностей человека получила название апперцепции[13].

Эмпирическое представление о восприятии как суммы ощущений, понимаемых в качестве пассивных объектов, вошло в ассоциативную психологию, а в XIX веке в психофизику и экспериментальную психологию, в которых акцент в изучении был сделан на структуре восприятия[1][8]. Научное изучение восприятия началось в физиологической психологии с попыток Иоганнеса Мюллера в 1838 году разделить сенсорный опыт на такие модальности, как зрение осязание и обоняние. Герман фон Гельмгольц попытался подразделить сами эти сенсорные модальности разделить на элементарные ощущения[14].

Решающий шаг в преодолении ассоцианизма в трактовке восприятия был сделан благодаря развитию Иваном Михайловичем Сеченовым рефлекторной концепции психики[1]. Впоследствии восприятие, но уже в динамике изучали Уильям Джеймс и представители когнитивной психологии. В начале XX века идея о возможности понимания восприятия как суммы ощущений была поставлена под сомнение многочисленными исследованиями гештальтпсихологов[8].

Сомелье посредством развитого обонятельного восприятия определяют характеристики вина.

Русским психологом Николаем Николаевичем Ланге был выдвинут закон перцепции, согласно которому восприятие, как активный, динамический процесс, имеет стадиальный характер и идёт от общего и диффузного представления о предмете ко всё более определённому и детализированному образу. Интенсивно в общественной мысли начала XX века обсуждалась идея зависимости восприятия от уровня культурно-исторического развития человека, как общественного существа, что было связано с влиянием марксистских идей на становление советской психологии[1].

Орёл видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. Собака обладает значительно более тонким обонянием, чем человек, но она не различает и сотой доли тех запахов, которые для человека являются определёнными признаками различных вещей. А чувство осязания, которым обезьяна едва-едва обладает в самой грубой, зачаточной форме, выработалось только вместе с развитием самой человеческой руки, благодаря труду.Фридрих Энгельс, Диалектика природы

Впоследствии философами и психологами было признано, что выделение чувственных данных и их идентификация логически возможны только на базе уже существующего восприятия. В общем, критика тезиса о возможности построения восприятия из ощущений шла по следующим направлениям. Во-первых, произошёл отказ от понимания восприятия как механического соединения атомарных ощущений. Эта тенденция выразилась в том, чтобы понимать восприятие как целостный и структурный процесс. Во-вторых, исследователями подчёркивалась активность процесса восприятия, который мыслился как конструктивный процесс, организующий сенсорные данные в определённые структуры[8].

Представление о восприятии, как активном процессе извлечения информации из окружающего мира, нашло выражении в экологическом подходе к восприятию американского психолога Джеймса Гибсона, немецко-американского психолога Ульрика Найссера и ряда советских и российских психологов[8]. С их точки зрения, восприятию (всё более тонкому и дифференцированному), связанному с активностью целостного субъекта, можно учиться всю жизнь[1][8]. Изучение рефлекторного строения восприятия привело к созданию теоретических моделей, в которых значимая роль отводится двигательным, процессам, подстраивающим работу перцептивной системы к характеристикам объекта. Примерами такого «уподобления» органов чувств могут служить движения руки, ощупывающей предмет, движения глаз, прослеживающих видимый контур предмета, напряжение мышц гортани, воспроизводящих слышимый звук[1].

Иллюстрацией тезиса о значимости активных действий (уподоблений органов чувств) в формировании восприятия может служить экспериментальное исследование Хельда и Хейна на котятах[15]:

До тех пор пока котята не начинали активно двигаться (то есть приблизительно до 8-12-недельного возраста), их держали в темноте. Затем котят объединяли в пары, и каждая пара ежедневно проводила три часа в освещаемом аппарате, называемом каруселью. Условия, в которые помещался один котенок из подопытной пары, требовали от него активных движений (котёнок № 1), второй же был пассивным (котёнок № 2). На котёнка № 1 надевали упряжь, с помощью которой он, двигаясь по кругу, приводил в движение карусель, помещенную в цилиндр с полосатой внутренней поверхностью. Котёнок № 2 перемещался в своей корзинке пассивно: движения корзинки зависели исключительно от движений котёнка № 1. Условия проведения эксперимента обеспечивали обоим членам пары одинаковую визуальную и моторную стимуляцию, но котёнок № 1 совершал активные, произвольные движения, а котёнок № 2 перемещался пассивно. Но котёнок № 2 не полностью обездвижен: он мог поворачивать голову и перебирать лапами по дну корзинки. Однако в отличие от движений котенка № 2 эти движения были бессистемными и функционально не связанными с изменениями входящей зрительной информации. В результате эксперимент показал, что котята № 2 впоследствии демонстрировали неспособность восприятия глубины и не были готовы к столкновению с приближающимся объектом. Однако эти перцептивно-моторные проблемы пассивных котят удалось быстро устранить: после 48-часового пребывания в освещённом помещении, где пассивные котята могли свободно двигаться. Основной вывод эксперимента заключается в следующем: развитие восприятие требует реальных активных действий. Результаты проводившегося параллельно исследования зрительно-направляемой моторной активности обезьян подтвердили выводы, сделанные на основании опытов с котятами.Карусельный эксперимент Хельда — Хейна, Шиффман Х. Р. «Ощущения и восприятие»

Восприятие: его основные свойства и отличия от других познавательных процессов

«Скупой рыцарь» на картине Константина Маковского является иллюстрацией человека с суженным восприятием.

Появление восприятие в филогенезе, то есть переход от ощущения к восприятию был обусловлен переходом живых существ от жизни в гомогенной, вещно-неоформленной среде к жизни в вещно-оформленной среде. Важную роль во всех видах восприятия играют двигательные ощущения, примерами которых могут служить движения руки, глаз и напряжение мышц гортани[16]. Восприятие человека развивается в процессе его практики, социально-исторически обусловленного взаимодействия с внешним миром. Процесс восприятия в его развитой форме осуществляется с помощью определённой системы манипуляций, то есть особых действий, направленных на выделение в объекте его информативного (с точки зрения задач деятельности) содержания, по которому человек сличает данный объект с уже имеющимися у него перцептивными моделями[17].

Образование пяти внешних чувств — это работа всей предшествующей всемирной истории. Чувство, находящееся в плену у грубой практической потребности, обладает лишь ограниченным смыслом. Для изголодавшегося человека не существует человеческой формы пищи, а существует только её абстрактное бытие как пищи: она могла бы с таким же успехом иметь самую грубую форму, и невозможно сказать, чем отличается это поглощение пищи от поглощения её животным. Удручённый заботами, нуждающийся человек нечувствителен даже по отношению к самому прекрасному зрелищу; торговец минералами видит только меркантильную стоимость, а не красоту и не своеобразную природу минерала; у него нет минералогического чувства.Карл Маркс, Экономическо-философские рукописи 1844 года

Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, категориальность, константность[18] и избирательность[16]. Предметность восприятия проявляется в реальности отражаемых объектов, отражающихся в качестве целостных предметов существующих вне его и фиксирующихся в определённой системе значений. При всём при этом образ восприятия имеет относительное постоянство при изменяющихся условиях восприятия (константность), и обладает множественностью качественных характеристик, акцент на которых выделяет те или иные стороны объекта восприятия[19].

Восприятие, как процесс целостного отражения предметов и предметных ситуаций, предполагает обнаружение объекта в воспринимаемом поле, выделение в этом объекте ряда признаков и их синтезирование. Поэтому исторически восприятие отличалось от ощущений, которое характеризует не целостный предмет, а лишь отдельные его качества, свойства. Помимо этого восприятие отличается и от мышления, как опосредствованного психического процесса, как процесса размышления, результаты (абстракции, теоретические объекты, идеи) которого могут и не восприниматься человеком. Восприятие также отличается от представлений, которые, являясь субъективно данными образами, не сопровождаются чувством прямого контакта с реальным миром[20].

Восприятие, будучи необходимой составляющей познания, всегда в большей или меньшей степени связано с памятью и вниманием. Осуществляемая при опознании благодаря взаимодействию восприятия и памяти категоризация предметов, событий и ситуаций близка, а иногда идентична понятийной категоризации. У человека, владеющего речью, последняя опосредствует восприятие, обеспечивая его осмысленность, осознанность и преднамеренность. Восприятие направляется мотивацией и имеет определённую аффективно-эмоциональную окраску. На восприятие оказывает влияние не только мотивация человека, но и его психоэмоциональное состояние (усталость, употребление кофе, алкоголя)[21].

Адекватность восприятия и его специфика у людей с сенсорными нарушениями

Восприятие людей с нарушениями сенсорных систем

Думают иные

Думают иные — те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звёзды и луну:
— Как она без зренья красоту опишет,
Как поймет без слуха звуки и весну?!
Я услышу запах и росы прохладу,
Лёгкий шелест листьев пальцами ловлю.
Утопая в сумрак я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать люблю:
Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос, ласковый, живой,
Но слова без звука — чувства трепетанье
Я ловлю и слышу быстрою рукой.
И за ум, за сердце я любить готова.
Так, как любят запах нежного цветка,
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как любит трепет сжатая рука.
Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу:
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнется ль ясно яркому лучу?
Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше — чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем,
Я соткала жизни красочный узор.
Если Вас чаруют красота и звуки,
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руки.
Чтоб была я с Вами, а не за стеной.

Ольга Скороходова

Особое место в психологии восприятия занимает проблема адекватности — неадекватности отражения реальности. Адекватность восприятия и образа восприятия действительности связывалась с изучением восприятия людей с нарушениями сенсорных систем. Нарушение структуры или функции сенсорных систем (анализаторов — по Ивану Петровичу Павлову) осложняет психическое развитие человека. Например, нарушение слухового восприятия, если нарушение слуха возникло до овладения речью, ведёт к появлению вторичного дефекта — немоты. При этом недостаточность слухового восприятия проявляется в основном в несформированности фонематического восприятия. Вместе с этим нарушенные или недоразвитые сенсорные системы могут быть компенсированы, причём возможна внутрисистемная компенсация, когда, например, при потере слуха развивается остаточное слуховое восприятие, либо межсистемная компенсация, осуществляющаяся путём перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур за счёт выполнения ранее несвойственных им функций. Так, компенсация функций зрительного анализатора у слепорождённого ребёнка происходит за счёт развития осязания, то есть деятельности двигательного и тактильного анализаторов[22].

Ещё большие трудности для развития психики возникают при слепоглухоте. Для воспитания слепоглухих детей требуются особые, специальные условия обучения (тифлосурдопедагогика). При слепоглухоте формирование восприятия и образов предметов и окружающей действительности осуществляется посредством тактильно-двигательного восприятия. Собственно же предметное восприятие формируется в ходе совместно-разделённой деятельности обучающегося и обучающего, где первоначально всё действие совершает обучающий, а впоследствии полюс активности перемещается на сторону обучающегося. Воспитание слепоглухих показало, что нарушение зрительного и слухового восприятия требуют целенаправленного формирования широкого спектра человеческих действий в коллективе: начиная от бытовых навыков самообслуживания и заканчивая адекватным эмоциональным реагированием с соответствующим культурно-историческим нормам мимическим сопровождением этих эмоций[23][24]. Обучение слепоглухих детей, которое в СССР осуществлялось в Загорском интернате тифлосурдопедагогом Александром Ивановичем Мещеряковым, продолжается и в постсоветской России в «Семейном центре имени А. И. Мещерякова»[25].

В целом, воспитание людей с сенсорными нарушениями показало, что образ восприятия формируется в активном действовании человека и распредмечивании значений предметов культуры. Образ мира слепоглухого не другой, чем образ мира зрячеслышащего, а создан из другого строительного материала, из материала других модальностей, из другой чувственной ткани[26]. С данной особенностью восприятия можно ознакомиться в книге слепоглухого дефектолога Ольги Ивановны Скороходовой «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир»[27].

Иллюзия Вундта
Иллюзия Понцо

Восприятие: искажения, иллюзии и галлюцинации

Искажённое восприятие предметов окружающего мира называют иллюзиями, которые различают по модальности: зрительные, осязательные, температурные и прочие. Наиболее изученными являются иллюзорные эффекты зрительного восприятия двухмерных контурных изображений — оптико-геометрические иллюзии. Примерами таких иллюзий могут являться иллюзия Мюллера-Лайера, иллюзия Понцо, иллюзия Геринга или иллюзия Вундта[2]. В общем, иллюзии восприятия возникают тогда, когда оборван, прерван процесс перцептивного обследования, что осуществлялось при исследовании восприятия в лабораторных условиях. В реальном жизненном опыте возникающие иллюзии быстро обнаруживают себя и снимаются в ходе последующей деятельности перцептивного обследования[1][8].

Галлюцинации представляют собой ложное восприятие отсутствующего предмета или его признаков, субъективно признаваемое за реальное восприятие. Галлюцинаторные образы возникают не только при различных психических расстройствах, но и при употреблении галлюциногенов (ЛСД, гашиш, атропин, амфетамины и прочее)[6]. Помимо этого у человека ввиду тех или иных причин могут проявляться нарушения в восприятии времени и пространства[28][29] и даже неспособность в узнавании человека, помимо которой существует множество прочих форм нарушения восприятия — агнозии или афазии[7].

Картина Эжена де Блааса «Любопытство» иллюстрирует процесс подглядывания, как преднамеренного восприятия.

Формой сексуальной девиации, в которой особую роль играет восприятие, является вуайеризм, при котором половое возбуждение или оргазм достигается путём наблюдения за сексуальной активностью других людей или путём созерцания чужих гениталий[30]. Систематически реализуемый способ манипуляции, заставляющий «жертву» сомневаться в адекватности своего восприятия называется газлайтинг. При этом газлайтинг может быть нацеленным не только на дискредитацию восприятия реальности другого человека, но и на замену тех или иных представлений другими[31][32][33].

В выступлении популярной музыкальной группы по телевидению слуховое и зрительное восприятие поклонников реализуется в функциональном единстве (на фотографии изображена группа Битлз, выступающая для голландского телевидения).

Многообразие видов восприятия

По ведущему анализатору в акте восприятия выделяют зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное и вкусовое восприятие. Также существует подразделение восприятия на восприятие движения, времени и пространства[2][34]; преднамеренное и непреднамеренное[4]. Помимо этого особо выделяется восприятие социальных объектов (социальная перцепция), внутри которого в качестве особых форм восприятия выделяют межличностное[35] и межгрупповое восприятие[36]. Вместе с этим в психолингвистике выделяется восприятие речи, за которым стоит система процессов информационной переработки текста, опосредующих его понимание[37].

Особняком стоит субсенсорное восприятие (предвнимание), как особая форма восприятия, под которой понимается форма непосредственного психического отражения действительности, обусловливаемая такими раздражителями, о влиянии которых на его деятельность субъект не может дать себе отчёта; одно из проявлений бессознательного. Субсенсорной областью была названа зона раздражителей (неслышимых звуков, невидимых световых сигналов и тому подобное), вызывающих непроизвольную объективно регистрируемую реакцию и способных осознаваться при придании им сигнального значения. Изучение процессов предвнимания и субсенсорных раздражителей позволяет выявить резервные возможности органов чувств человека[38].

Вместе с субсенсорным (сублиминальным) восприятием иногда рассматривается не получившее в рамках науки доказательных обоснований экстрасенсорное восприятие, значение которого покрывает собой телепатию, проскопию (предвидение), психокинез, парадиагностику, псифотографию, лозоискательство и ясновидение[39]. Отсутствие методической корректности при постановке многих парапсихологических экспериментов вызывало и вызывает у учёных недоверие и раздражение, которые усиливаются из-за слишком частых случаев прямой мистификации и обмана. При всём при этом внутри экстрасенсорных восприятий предлагается различать, с одной стороны, мнимые, рекламируемые мистиками «сверхъестественные» феномены, с другой стороны, явления, реально существующие, но ещё не получившие удовлетворительного научного (психологического и физического) объяснения, где первые требуют разоблачения и демистификации, а вторые — научного исследования[40].

В рамках науки восприятие превращается в систематизированный метод познания — наблюдение, а в искусстве — в созерцание[10]. Помимо этого существует множество предметно-специфичных видов восприятия: восприятие художественной литературы[41], восприятие музыки[42][43], восприятие картин[44], кинематографа[45], рекламы[46] и прочего.

Литература

  • Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. — Москва: Просвещение, 1968. — 335 с.
  • Аристотель. О чувственном восприятии // Протрептик. О чувственном восприятии. О памяти. — Санкт-Петербург: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2004. — С. 99—137. — 182 с. — ISBN 5-288-03485-0.
  • Барабанщиков В. А. Восприятие выражений лица. — Москва: Институт психологии РАН, 2009. — 445 с. — ISBN 978-5-9270-0158-3.
  • Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — Москва: Издательство МГУ, 1982. — 199 с.
  • Величковский Б. М. Психология восприятия. — Москва: Издательство МГУ, 1973. — 245 с.
  • Восприятие и деятельность / Под редакцией А. Н. Леонтьева. — Москва: Издательство МГУ, 1976. — 320 с.
  • Ганзен В. А. Восприятие целостных объектов. — Ленинград: Издательство ЛГУ, 1974. — 153 с.
  • Гибсон Д. Д. Экологический подход к зрительному восприятию / Общая редакция и вступительная статья А. Д. Логвиненко. — Москва: Прогресс, 1988. — 461 с. — ISBN 5-01-001049-6.
  • Грегори Р. Л. Разумный глаз. — Москва: Едиториал УРСС, 2003. — 240 с. — ISBN 5-354-00342-3.
  • Жинкин Н. И. Психология киновосприятия // Кинематограф сегодня. Выпуск 2 / Под редакцией А. Л. Романова, Г. Капралова, С. Герасимова; составитель Л. А. Звонникова. — Москва: Искусство, 1971. — С. 214—254. — 277 с.
  • Зрительные ощущения и восприятия / Отв. ред. проф. С. В. Кравков, проф. Б. М. Теплов. — Москва ; Ленинград: Соцэкгиз, 1935. — VIII, 272 с.
  • Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки : Подходы, проблемы, перспективы. — Москва: Смысл, 2001. — 252 с. — ISBN 5-89357-105-3.
  • Левина Е. Р. Психология восприятия художественной литературы. — Москва: МГИК, 1989. — 55 с.
  • Лернер Г. И. Психология восприятия объемных форм : (По изображениям). — Москва: Издательство Московского университета, 1980. — 135 с.
  • Логвиненко А. Д. Зрительное восприятие пространства. — Москва: Издательство Московского университета, 1981. — 224 с.
  • Носуленко В. Н. Психология слухового восприятия / Ответственный редактор Б. Ф. Ломов. — Москва: Наука, 1988. — 214 с. — ISBN 5-02-013300-0.
  • Рок И. Введение в зрительное восприятие : в 2-х книгах. — Москва: Педагогика, 1980.
  • Скороходова О. И. Слишком темно и невыносимо тихо : воспоминания слепоглухонемой : как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. — Москва: Родина, 2019. — 430 с. — ISBN 978-5-907149-13-7.
  • Соколова Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. — Москва: Издательство МГУ, 1976. — 128 с.
  • Суворов А. В. Встреча Вселенных, или Слепоглухие пришельцы в мире зрячеслышащих. — Москва: Эксмо, 2018. — 511 с. — ISBN 978-5-04-089636-3.
  • Урванцев Л. П. Психология восприятия цвета. — Ярославль: ЯГУ, 1981. — 65 с.
  • Феденко Н. Ф. Ощущение и восприятие: Использование данных психологии об ощущении и восприятии в воинской деятельности : Лекция. — Москва: [б. и.], 1960. — 35 с.
  • Шиффман Х. Р. Ощущение и восприятие. — Москва: Питер, 2003. — 924 с. — ISBN 5-318-00373-7.
  • Элькин Д. Г. Восприятие времени. — Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1962. — 311 с.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Величковский Б. М. Восприятие // Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. — ISBN 5-9292-0137-4.
  2. 2,0 2,1 2,2 Диянова З. В., Щёголева Т. М. Ощущения и восприятие // Общая психология. Познавательные процессы. — М.: Юрайт, 2023. — С. 16—37. — 149 с. — ISBN 978-5-534-08989-9.
  3. Восприятие // Психология. Словарь / Составитель Л. А. Карпенко; под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — Москва: Политиздат, 1990. — С. 66—67. — 494 с. — ISBN 5-250-00364-8.
  4. 4,0 4,1 Зинченко В. П. Восприятие // Большой психологический словарь. — М.-СПб.: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  5. Платонов К. К. Восприятие // Краткий словарь системы психологических понятий. — М.: Высшая школа, 1984. — С. 24. — 174 с.
  6. 6,0 6,1 Гусев А. Н. Общая психология: в 7-ми томах. Том 2. Ощущение и восприятие / Под редакцией Б. С. Братуся. — Москва: Академия, 2007. — 416 с. — ISBN 978-5-7695-3361-7.
  7. 7,0 7,1 Лурия А. Р. Восприятие // Лекции по общей психологии. — Санкт-Петербург: Питер, 2006. — С. 124—168. — 320 с. — ISBN 5-94723-559-5.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 8,7 8,8 Лекторский В. А. Восприятие // Новая философская энциклопедия / Под ред. В. С. Стёпина. — М.: Мысль, 2001.
  9. Самущик Т. В. Восприятие // Всемирная энциклопедия: философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М.: АСТ, М.. — С. 189. — 1312 с. — ISBN 5-17-007278-3.
  10. 10,0 10,1 Восприятие // Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и др.. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
  11. Блейхер В. М., Крук И. В. Восприятие // Толковый словарь психиатрических терминов. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 638 с. — ISBN 5-87224-067-8.
  12. Perception // The Oxford companion to philosophy / Ed. T. Honderich. — Oxford: Oxford University Press, 2005. — 1056 с. — ISBN 0-19-866132-0.
  13. Петровский А. В. Апперцепция // Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. — Москва: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. — ISBN 5-9292-0137-4.
  14. Хохберг Дж. Восприятие (перцепция) (perception) // Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — СПб.: Питер, 2006. — 1095 с. — ISBN 5-272-00018-8.
  15. Шиффман Х. Р. Ощущение и восприятие. — Москва: Питер, 2003. — 924 с. — ISBN 5-318-00373-7.
  16. 16,0 16,1 Зинченко В. П. Восприятие // Большой психологический словарь. — М.-СПб.: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  17. Восприятие // Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и др.. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
  18. Самущик Т. В. Восприятие // Всемирная энциклопедия: философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М.: АСТ, М.. — С. 189. — 1312 с. — ISBN 5-17-007278-3.
  19. Диянова З. В., Щёголева Т. М. Ощущения и восприятие // Общая психология. Познавательные процессы. — М.: Юрайт, 2023. — С. 16—37. — 149 с. — ISBN 978-5-534-08989-9.
  20. Лекторский В. А. Восприятие // Новая философская энциклопедия / Под ред. В. С. Стёпина. — М.: Мысль, 2001.
  21. Величковский Б. М. Восприятие // Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. — ISBN 5-9292-0137-4.
  22. Саенко Ю. В. Специальная психология : Курс лекций. — Таганрог: Издательство Таганрогского государственного педагогического университета, 2003. — 123 с. — ISBN 5-87976-270-X.
  23. Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети. — М.: Педагогика, 1974.
  24. Апраушев А. В. Рукотворение души. — М.: Знание, 1986. — 96 с.
  25. Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Московской области «Семейный центр имени А. И. Мещерякова». Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Московской области «Семейный центр имени А. И. Мещерякова». Дата обращения: 15 декабря 2024.
  26. Леонтьев А. Н. Психология образа // Вестник Московского университета. — 1979. — № 2. — С. 3—14.
  27. Скороходова О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. — Москва: Педагогика, 1990. — 410 с. — ISBN 5-7155-0414-7.
  28. Зинченко В. П. Восприятия времени нарушения // Большой психологический словарь. — М.-СПб.: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  29. Зинченко В. П. Восприятия пространства нарушения // Большой психологический словарь. — М.-СПб.: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  30. Зинченко В. П. Половые извращения // Большой психологический словарь. — М.-СПб.: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  31. Santoro V. Gaslighting: How to Drive Your Enemies Crazy. — Port Townsend: Loompanics Unlimited, 1994. — 113 с. — ISBN 978-1-5595-0113-8.
  32. Dorpat T. L. Gaslighting, the Double Whammy, Interrogation and Other Methods of Covert Control in Psychotherapy and Analysis. — Northvale, New Jersey: J. Aronson, 1996. — С. 31—33. — 278 с. — ISBN 978-1-568-21828-1.
  33. Саркис С. Газлайтинг: как распознать эмоциональное насилие и вырваться на свободу из токсичных отношений и манипуляций. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. — 299 с. — ISBN 978-5-222-31771-6.
  34. Панов В. И. Восприятие движения // Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. — Москва: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. — ISBN 5-9292-0137-4.
  35. Карпенко Л. А. Восприятие межличностное // Социальная психология. Словарь / Под ред. М. Ю. Кондратьева. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — С. 111—112. — 176 с. — ISBN 5-9292-0141-2.
  36. Стефаненко Т. Г., Агеев В. С. Восприятие межгрупповое // Социальная психология. Словарь / Под ред. М. Ю. Кондратьева. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — С. 110—111. — 176 с. — ISBN 5-9292-0141-2.
  37. Леонтьев А. А. Восприятие речи // Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. — Москва: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. — ISBN 5-9292-0137-4.
  38. Асмолов А. Г. Субсенсорное восприятие // Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. — Москва: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. — ISBN 5-9292-0137-4.
  39. Экстрасенсорное восприятие // Психологическая энциклопедия / Под редакцией Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — Санкт-Петербург: Питер, 2006. — 1095 с. — ISBN 5-272-00018-8.
  40. Зинченко В. П. Парапсихология // Большой психологический словарь. — Москва; Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак; ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  41. Левина Е. Р. Психология восприятия художественной литературы. — Москва: МГИК, 1989. — 55 с.
  42. Восприятие музыки : Сборник статей / Редактор-составитель В. Н. Максимов. — Москва: Музыка, 1980. — 256 с.
  43. Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки : Подходы, проблемы, перспективы. — Москва: Смысл, 2001. — 252 с. — ISBN 5-89357-105-3.
  44. Волков Н. Н. Восприятие картины. — Москва: Просвещение, 1969. — 56 с.
  45. Жинкин Н. И. Психология киновосприятия // Кинематограф сегодня. Выпуск 2 / Под редакцией А. Л. Романова, Г. Капралова, С. Герасимова; составитель Л. А. Звонникова. — Москва: Искусство, 1971. — С. 214—254. — 277 с.
  46. Одинцова О. В., Морозов Р. В. Восприятие рекламы: информационно-психологический аспект. — Москва: Издатель Морозов Р. В., 2016. — 168 с. — ISBN 978-5-9908614-0-4.