Память
Па́мять, мнеми́ческий процесс (англ. memory) — психический процесс, направленный на организацию и сохранение информации с целью создания новых программ для реализации их в жизнедеятельности[1]; процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания[2][3][4]. Память наряду с ощущениями, восприятием, вниманием, мышлением, речью и воображением является познавательным процессом. Процессы памяти осуществляются посредством запоминания, сохранения (удержания), воспроизведения и забывания информации[1][4].
Память в различных формах встречается на всех уровнях жизни и включает не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механизмы передачи наследственной информации. В самом широком смысле память, включая общебиологическое, биохимическое, нейрофизиологическое и психологическое значения, представляет собой запечатление, хранение и воспроизведение прошлого опыта[5]. Вместе с этим память в информатике рассматривается как комплекс устройств вычислительной машины, предназначенных для хранения информации различного назначения: входных данных, программ и результатов вычислений, а также отдельных команд[6].
Физиологической основой индивидуальной памяти является образование, сохранение и актуализация временных связей в головном мозге. Временные связи и их системы образуются при смежном во времени действии раздражителей на органы чувств и при наличии у индивида ориентировки, внимания, интереса к этим раздражителям[7].
Существуют различные виды памяти: моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая, которые иногда описывают как этапы развития мнемических процессов[2]. Помимо этого также выделяют сенсорную и автобиографическую, долговременную и кратковременную и прочие виды памяти. Существенный вклад в изучение памяти внесли Герман Эббингауз, Пьер Жане, Павел Петрович Блонский, Анри Бергсон, Пётр Иванович Зинченко, Александр Романович Лурия, Анатолий Александрович Смирнов, Фредерик Бартлетт, Евгения Давыдовна Хомская, Константин Владимирович Анохин и другие[2][7][8].
Память в истории человечества: научные исследования, модели и концепции
Проблема памяти была поставлена на самых ранних этапах развития человеческого сознания. В греческой мифологии была богиня памяти — Мнемосина. Её антагонистом выступала Лета — персонификация забвения, полагавшаяся дочерью богини раздора Эриды. Именем Леты названа река в царстве мёртвых, испив воду которой, души умерших забывают свою былую земную жизнь[9]. Географ Павсаний указывал, что в Беотии вблизи пещеры Трофония существовали два источника: Лета — забвения и Мнемосина — памяти. Пришедшие к оракулу предварительно пьют воду из этих двух источников: из первого для того, чтобы забыть о заботах и волнениях, из второго для того, чтобы запомнить услышанное и увиденное в пещере от оракула[9][10].
Послушайте, что смертным сделал я:
Число им изобрёл,
И буквы научил соединять, —
Им память дал, мать муз, — всего причину.Эсхил, Прикованный Прометей
На протяжении всей истории человечества люди использовали и совершенствовали средства для запоминания, которые, в первую очередь, связаны с арифметическим счётом и письменностью, которые, по мнению Эсхила, были даны людям Прометеем вместе с памятью. Представления о памяти как индивидуальной и изначальной способности человека появляются уже в античности[11][12].
Древнегреческий философ Платон рассматривал память как неотъемлемое свойство души. Душа обладает полными знаниями, которые получила в потустороннем мире, но при инкарнации души в тело, она всё забывает. Познание для Платона представляет собой анамнесис (припоминание) уже имеющихся в душе человека знаний. Объектом припоминания являются сверхчувственные идеи (универсалии), которые являются идеальными образцами для познания всех чувственных предметов[13]. Первую развёрнутую концепцию памяти дал Аристотель в трактате «О памяти и воспоминании»: память свойственна и человеку, и животному. Воспоминание же, с точки зрения Аристотеля, только человеку, воспоминание есть «как бы своеобразное отыскивание» образов и «бывает только у тех, кто способен размышлять». Аристотелем были сформулированы правила для успешного воспоминания: запоминание по смежности, по сходству и контрасту[3].
На протяжении всего средневековья в христианской Европе доминировала концепция памяти Августина. Согласно его представлениям, изложенным в труде «О Троице», как Бог-отец является первой ипостасью Троицы, так память есть первый элемент психического триединства человека, наряду с пониманием (интеллектом) и любовью (или волей). Таким образом, память у Августина является высшей умственной способностью и ключом к пониманию взаимосвязи между Богом и человеком. В традиции, идущей от Аристотеля через Аверроэса (Ибн Рушда), память изначально физиологична и начинается с чувственных впечатлений[11]. В Новое время проблема памяти получила своё развитие в философии английского эмпиризма в связи с критикой учения о врождённых идеях Рене Декарта[3]. Например, у Джона Локка память трактовалась как «кладовая» идей, которые человек извлекает, причём припоминание (изъятие идей из этой кладовой) осуществляется ассоциативно[6].
Память в биологии
Для того, чтобы существовать как биологический, противоэнтропийный субстрат, живая система должна постоянно себя воспроизводить, а значит, помнить своё строение и функции во всех деталях. В естественных науках, в частности, в биологии изучалась и изучается не столько индивидуальная память, сколько видовая (генетическая) память. Видимо, поэтому в биологии и физиологии первоначально предполагалось, что память является не психической функцией, а представляет собой общеорганическую функцию, проявляющуюся в форме наследственности. Данные идеи были сформулированы при осмыслении экспериментального изменения привычного двенадцатичасового ритма «сонных движений», свойственных некоторым растениям. Такие растения, как клевер, фасоль, мимоза или некоторые виды акаций, закрываются на ночь и открываются утром. Но при искусственном изменении соответствующей периодичности затемнения и освещения, можно выработать иной ритм, например, 18- или 6-часовые ритмы у акаций. Такого рода факты и дали повод немецкому физиолог Эвальду Герингу, говорить о «памяти как общей функции органической материи»[14][15][16].
Начало изучению видовой памяти положил Грегор Мендель. Идеи Менделя, дополняющие дарвиновскую теорию эволюции, состоят в том, что индивидуальные признаки при скрещивании особей не сливаются, а сохраняются и передаются по наследству, комбинируясь различным образом в следующих поколениях живых существ. Материальным субстратом наследственной информации является генотип, а ДНК, РНК и белки являются непосредственными «хранилищами» биологической информации[17]. Помимо видовой памяти выделяют индивидуальную память, которую условно можно разделить на иммунологическую и нейрологическую. Нейрологическая память представляет собой одно из основных свойств центральной нервной системы, которая выражается в способности на короткое или длительное время сохранять информацию (следы) о событиях внешнего мира и реакциях организма. Иммунологическая память выражается в способности иммунной системы организма, точнее — ряда иммунных клеток: T-лимфоцитов и B-лимфоцитов, после «встречи» с чужеродными телами, запоминать и узнавать их вновь. Данная особенность иммунной системы лежит в основе вакцинации[16].
В рамках этологии Конрадом Лоренцем был предложен термин «импринтинг» (запечатление), который обозначает специфическую форму научения у животных, при которой в ранний период жизни в памяти животного фиксируются отличительные признаки объектов, вызывающих некоторые наследственные поведенческие акты. Сразу после рождения — в первые часы и дни жизни — животные фиксируют в памяти подвижные предметы, кои находятся в непосредственной близости от них, и переносят на них свои инстинктивные реакции, связанные прежде всего с ориентировкой на родителей. В импринтинге, как процессе родового узнавания, память и восприятие функционируют в нерасчленённом единстве. Процесс импринтинга совершается чрезвычайно быстро и результат его, как правило, необратим. В условиях эксперимента импринтинг может быть вызван любым объектом, живым или неживым, — лишь бы этот объект двигался[18][19][20].
Русский и советский физиолог Иван Петрович Павлов разработал учение о высшей нервной деятельности, распространив действие принципа рефлекса на высшие отделы центральной нервной системы. В зависимости от доминирования в высшей нервной деятельности первой или второй сигнальной системы («художники» или «мыслители») у человека выделяются три типа памяти: наглядно-образный, словесно-абстрактный (словесно-логический) и смешанный. В зависимости от преобладания той или иной сигнальной системы или их уравновешенности человек лучше запоминает образы (зрительные, слуховые, двигательные и другие), обладает дискурсивной (словесной) памятью или способен запоминать и образы, и слова[21][22].
Начало экспериментального исследования памяти
Первое экспериментальное исследование индивидуальной памяти как психического процесса было выполнено в русле ассоцианизма немецким психологом Германом Эббингаузом[3]. Эксперимент был построен на заучивании бессмысленных трёхбуквенных слогов (бов, гис, лоч, гуц и другие), включённых в ряды разной длины. Германом Эббингаузом определялось время, затрачиваемое на заучивание каждого слога. В результате осмысления эксперимента Герман Эббингауз вывел «кривую забывания», согласно которой в течение первого часа забывается 60 % информации, а через шесть дней испытуемый способен воспроизвести только 20 % от выученных слогов. Германом Эббингаузом также была выявлена зависимость усвоения информации от способа запоминания, то есть при распределённом во времени заучивании требуется меньшее количество повторений материала. При этом осмысленный материал запоминается в девять раз лучше, чем бессмысленные трёхбуквенные слоги. Процесс заучивания также позволил Герману Эббингаузу выявить эффект края, согласно которому первые и последние элементы предъявляемого для заучивания ряда слогов удерживаются в памяти лучше, чем промежуточные[1].
Герман Эббингауз и прочие приверженцы ассоцианизма объясняли развитие памяти действием принципа ассоциаций, согласно которому представления человека пассивно образуются посредством установления между ними ассоциаций. Важным условием образования ассоциаций является одновременность их возникновения, или смежность во времени. Исследуя память в чистом виде, представители ассоцианизма, по сути, изучали механическую память. Тем не менее, именно ассоциативное направление в психологии заложило традицию экспериментального изучения памяти, что позволило выявить закономерности данного психического процесса[1].
Ассоцианистские представления о памяти, как пассивном процессе установления ассоциаций, критиковались гештальтпсихологами. Утверждая первенство целого над частью, гештальтисты акцентировали внимание на значимости для запоминания материала активного намерения испытуемого и структуры материала[7]. В бихевиоризме память рассматривалась как процесс простого приобретения навыков и механического запечатления информации в результате многократного повторения сочетания связей между стимулом и реакцией. Основным условием запоминания полагалась смежность во времени и частота повторений стимулов[1].
Против примитивного понимания памяти выступил французский философ Анри Бергсон с утверждением о существовании особой образной памяти, памяти духа. В идеалистической по сути концепции им были поставлены проблемы узнавания, связи внимания, бессознательного и памяти[3]. Однако эти указания, которые сделал Анри Бергсон не привели к изменениям методологических оснований, лежавших в основе научного исследования. Психологи либо говорили о той роли, которую играют в запоминании ассоциации, либо указывали на то, что законы запоминания мыслей существенно отличаются от элементарных законов запоминания[23]. В необихевиоризме под влиянием критики обратили незначительное внимание на промежуточные переменные (мотивы, цели, потребности, установки), связывающие стимулы и реакции и оказывающие влияние на мнемические процессы. Но это не изменило основной методологической установки на проведение исследований и собственно памяти[1].
Французский психиатр и психолог Пьер Жане, являющийся автором труда «Эволюция памяти и понятия времени», отводил памяти центральное место в психике человека. Память, с его точки зрения, направлена на овладение временем, то есть прошлое сохраняется благодаря памяти. Пьер Жане выделял два вида памяти: элементарную чувствительную память, которая является воспоминанием определённого ощущения и сложную, интеллектуальную память, функция которой заключается в воспоминании сложных идей, причём эта память может существовать у человека только благодаря речи[24].
Фредерик Бартлетт известен тем, что при исследовании памяти и изучении влияния прошлого опыта на усвоение нового материала он отказался от использования бессмысленных слов, которые применял Герман Эббингауз, заменив их осмысленными словами-раздражителями. Проанализировав экспериментальные данные, Фредерик Бартлетт убедительно продемонстрировал, что люди постоянно преобразуют факты. Обретаемый людьми новый опыт, сохраняющийся в их памяти, изменяет схему восприятия, что обеспечивает динамическую модель памяти и психики в целом, в которой интерпретируется переживаемое настоящее[25].
Исследования памяти в советской психологии
В советской психологии изучении памяти тесно связано с именем Павла Петровича Блонского, который считается автором генетической классификации видов памяти. Павел Блонский утверждал, что двигательная (моторная) память в индивидуальном развитии (онтогенезе) человека сменяется аффективной (эмоциональной) памятью, затем — образной памятью, а впоследствии — словесной[26][27][28].
- Двигательная (моторная) память — память на движения и речевые навыки; данный вид памяти является основой для формирования практических и трудовых навыков.
- Эмоциональная память — память на пережитые человеком эмоции и чувства.
- Образная память — это память чувственных образов предметов и явлений, их свойств и наглядно данных связей и отношений между ними. Элементарной формой образной памяти являются последовательные образы, помимо которой выделяются эйдетические образы и образы представлений[1]:
- Эйдетизм — особый картинный характер памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринятого ранее предмета, по своей наглядности и детальности почти не уступающий образу восприятия[29]; способность к запечатлению и сохранению во всех деталях образов предметов после прекращения их восприятия. Эйдетические образы отличаются от обычных образом тем, что человек как бы продолжает воспринимать предмет в его отсутствие, причём длительный период времени[30]. Первые систематические наблюдения эйдетизма были обнаружены в начале XX века отоларингологом Виктором Урбаничем у пациентов с потерей слуха. Эйдетизм также обнаруживался у некоторых выдающихся мнемонистов, художников и музыкантов, причём в этих случаях эйдетизм зачастую сочетался с синестезией (интермодальностью ощущений)[31].
- Слуховая память — одна из разновидностей образной памяти, связанная с запечатлением, сохранением и воспроизведением акустических образов[32].
- Музыкальная память — узнавание и воспроизведение музыкального материала, необходимым условием музыкальной памяти является музыкальный слух[33].
- Тактильная память — сохранение информации, полученной путём осязания; относится к «профессиональным» видам памяти, поскольку особенно интенсивно развивается в связи со специфическими условиями деятельности человека. Высокого уровня развития тактильная память достигает в условиях, когда она должна компенсировать недостающие типы памяти, например, у слепых, слепоглухих[34].
- Словесно-логическая память — специфически-человеческий вид памяти на мысли, суждения и умозаключения, при этом запоминаться человеком может как смысл некоторого суждения, так и буквальное словесное выражение тезы.
Изучая в 1920-е годы процесс запоминания и припоминания, Павел Блонский обнаружил значимое влияние эмоций на мнемические процессы, причём им был выявлен факт того, что сильные эмоциональные впечатления, особенно неприятные помнятся дольше, чем приятные[26].
Итак, процесс трудного припоминания может быть аффективным, но еще более эмоционально может переживаться результат этого процесса — либо с радостью, как триумф, либо с досадой, как неудача. Сделаем следующий опыт: спустя 2-3 месяца после опытов над припоминанием попросим испытуемого припомнить его удачи и неудачи; оказывается, что неудачи он помнит гораздо лучше. Эта неудача аффективно может переживаться в некоторых случаях так сильно или длительно, что появляется навязчивое стремление припомнить во что бы то ни стало, даже когда в этом нет нужды. Так, например, одна моя испытуемая рассказывала, что ночью она мучилась бессонницей, стараясь тщетно припомнить, кто написал «Аиду».Павел Петрович Блонский, Психологический анализ припоминания
Зависимость запоминания от протекания деятельности была обнаружена ученицей немецкого психолога Курта Левина — Блюмой Вульфовной Зейгарник. В исследованиях, которые проводила Блюма Вульфовна, испытуемым предъявлялись различные задачи (складывать из спичек фигурки, раскладывать бусы в разные ящики, решать арифметические задачи и прочее). Часть заданий намеренно прерывалась, после чего испытуемым предлагали выполнять другие задачи. Ей был установлен факт влияния на процессы памяти перерывов в деятельности: испытуемые почти в два раза чаще помнили о незавершённых задачах, в отличие от задач, которые были успешно выполнены. Данное явление получило название эффект Зейгарник. Эти эксперименты породили в дальнейшем исследования влияния на процессы памяти уровня притязаний и самооценки человека. Блюма Вульфовна после прихода к власти в Германии нацистов перебралась в СССР, где продолжила психологические исследования и стала основательницей советской патопсихологии[23][35].
Память как высшая психическая функция
Коренные изменения в теоретических представлениях о памяти и в её экспериментальном изучении возникли на основе идеи социальной природы памяти человека и возможности управления мнемическими процессами[7]. Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у ребёнка принадлежит Льву Семёновичу Выготскому, который в конце 1920-х годов впервые сделал предметом специального исследования вопрос о развитии высших психических функций. Вместе с Алексеем Николаевичем Леонтьевым и Леонидом Владимировичем Занковым показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению и культурно-опосредствованной по своему строению[23].
Проведённое в 1930 году Алексеем Николаевичем Леонтьевым экспериментальное исследование высших форм памяти показало, что ведущими моментами в формировании произвольной памяти оказываются включение в процесс запоминания искусственных «стимулов-средств» (знаков), совершенствование средств запоминания и их последующая интериоризация[3]. Впоследствии исследования, проведённые Петром Ивановичем Зинченко и Анатолием Александровичем Смирновым, раскрыли новые и существенные законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, осветили зависимость запоминания от поставленной задачи и позволили описать основные приёмы запоминания сложного материала[23].
На основании множества исследований советских психологов память начали подразделять (по характеру целей деятельности)[23]:
- непроизвольная память — процессы запоминания, которые осуществляются непреднамеренно, стихийно, случайно, без волевых усилий человека; запоминание в данном случае определяется потребностями, эмоциями, интересами, установками и ценностями человека.
- произвольная память — процесс запоминания, который осуществляется в форме сознательной деятельности, имеющей установку на запоминание и включающей совокупность специальных мнемических действий (составление плана запоминаемого материала, повторение, использование мнемотехнических средств). В зависимости от соотношения приёмов заучивания произвольную память возможно разделить:
- механическая (неосмысленная) память — это запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается, зазубривание, осуществляющееся многократным повторением;
- логическая (смысловая) память — это запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации, что осуществляется при помощи структурирования материала, разделения на смысловые блоки и «связывание» информации с существующей системой знаний.
Модель памяти в когнитивной психологии
В когнитивной психологии память изучалась как совокупность процессов приёма, трансформации и хранения информации, причём исследователи исходили из тезиса об аналогии памяти человека и компьютера. Хотя впоследствии были выявлены различия между памятью человека и памятью вычислительных устройств. Различие состоит в том, что процессы памяти у человека основаны на смысловых ассоциациях и целенаправленном выделении критериев поиска, тогда как в технических системах информация определяется с помощью своего адреса, то есть номера ячейки памяти, в которую оно помещается. Тем не менее ведутся работы по моделированию технических систем памяти ассоциативного типа[6].
В качестве основного метода исследования памяти когнитивисты использовали моделирование, объясняя функционирование мнемических процессов через структурные и уровневые модели. В теориях двойственности памяти лежит модель линейной переработки информации, структурными компонентами которой являются блоки сенсорной, кратковременной (оперативной) и долговременной памяти[1][8]:
- Сенсорная память — вид памяти, обеспечивающий удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств. Сенсорная память подразделяется в зависимости от вида стимулов (ощущений) на эхоическую, иконическую и прочие виды памяти[36][37]. Хотя существует гипотеза о том, что необходимо различать сенсорную и иконическую память. В данном случае, сенсорная память рассматривается как функция периферической системы, в которой информация хранится около 250—300 мс; иконическая память в этом случае понимается как собирательное название для разных модально-специфических видов кратковременной непосредственной памяти. Содержание сенсорной памяти через 30-50 мс попадает в иконическую память в виде его копии[38].
- Эхоическая память (термин введён психологом Ульрихом Найссером)[39] — слуховая память; сенсорная копия акустической информации; память, связанная с пониманием устной речи[1][40].
- Иконическая память (термин введён психологом Ульрихом Найссером)[39] — зрительная память; сенсорная копия зрительной информации. Время хранения информации в иконической памяти колеблется в пределах от 0,3 до 1 секунд, хотя вопрос о продолжительности остаётся спорным, так как у эйдетиков период сохранения информации может достигать 10 минут. Поэтому существует гипотеза о том, что при некоторых условиях, независимо от сознания и деятельности человека, часть информации, содержащейся в этом блоке памяти, получает непосредственный доступ в долговременную память, где и сохраняется в течение неопределённо долгого времени, возможно, всю жизнь[41][42].
- Оперативная память (кратковременная, рабочая, буферная память) — вид памяти, обеспечивающий оперативное удержание (запоминание, сохранение) и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти (воспроизведение). Необходимым условием перевода материала из сенсорной памяти в кратковременную память считается обращение на него внимания[43][44][45][46]. Центральную роль при кратковременном удержании данных играют процессы внутреннего называния и активного повторения материала, протекающие обычно в форме скрытого проговаривания[44]. Время хранения информации в кратковременной памяти — 10-30 секунд. Объём кратковременной памяти чувствителен к структурированию хранящейся в ней информации и составляет 7±2 единицы[1].
- Долговременная память — вид памяти, обеспечивающий продолжительное время (часы, годы, иногда десятилетия) удержание знаний, а также сохранение умений и навыков; данный вид памяти характеризуется огромным объёмом сохраняемой информации. Судя по экспериментальным данным, в долговременной памяти одновременно действует несколько форм организации знаний. Ведущей, вероятно, является организация семантической информации в иерархические структуры по принципу выделения более абстрактных (родовых) и более специфических (видовых) понятий. Другой формой организации, характерной для житейско-бытовых понятий, является группировка отдельных понятий вокруг одного или нескольких представителей категории — прототипов. Семантическая информация в долговременной памяти содержит и понятийные, и эмоционально-оценочные моменты, отражающие личностное отношение к конкретным сведениям[47][48][49].
- Процедурная память — в классификации Энделя Тульвинга один из трёх видов долговременной памяти, в которой хранятся связи между стимулами и ответными реакциями (рефлексы, навыки)[50].
- Семантическая память — в классификации Энделя Тульвинга один из трёх видов долговременной памяти, представляющая собой систему для приёма, хранения и восстановления систематизированного и обобщенного знания субъекта о мире, а также о словах и других языковых символах, их значениях, о том, к чему они относятся, о взаимоотношениях между ними, о правилах, формулах и алгоритмах манипулирования этими символами, понятиями и отношениями[50].
- Эпизодическая (или автобиографическая) память — в классификации Энделя Тульвинга один из трёх видов долговременной памяти, которая хранит информацию о событиях, разворачивающихся во времени, и о связях между этими событиями[50]. Автобиографическая память обеспечивает субъективное отражение пройденного человеком жизненного пути. Содержание этого вида памяти составляют автобиографически значимые события, состояния и представления человека о себе в различные периоды жизни, которыми определяется самоидентичность личности и её уникальность[51].
Эндель Тульвинг объединял семантическую и эпизодическую память в память декларативную, которая в отличие от процедурной памяти может быть достаточно полно описана[6]. Когнитивная модель уровневой организации памяти содержит в себе идею поэтапной переработки информации от поверхностного уровня до глубинного уровня, включающего сенсорный, фонематический и семантический уровни. Первичный анализ информации осуществляется на сенсорном уровне, на следующем уровне стимул сличается с хранящейся в памяти информацией. На семантическом уровне происходит узнавание и воспроизведение информации в форме языковых значений. Сохранность информации обеспечивается уровнем, на котором произошла её обработка, то есть фиксация информации на более глубоком уровне позволяет сохранять информацию больший промежуток времени и наоборот[1].
Субстрат памяти, нейрофизиология и нейропсихология
Исследование материального субстрата памяти связано с нейропсихологическим изучением закономерностей, лежащих в основе сохранения следов прошлого опыта, процессов их формирования и «считывания»[52]. Распространённой гипотезой о нейрофизиологических изменениях, лежащих в основе запоминания, стало представление канадского нейрофизиолога Дональда Хебба о двух процессах памяти — кратковременном и долговременном. Механизмом кратковременной памяти при этом считается циркуляция электрической импульсной активности в замкнутых цепях нейронов, а долговременное хранение основано на «консолидации следа» — устойчивых изменениях анатомии и проводимости синапсов[6].
В процессе формирования следов прошлого опыта происходят морфологические изменения в клетках центральной нервной системы: увеличение диаметра афферентных окончаний, их разбухание, увеличение числа и длины терминалей аксона, изменение формы мозговых клеток, некоторые изменения внутриклеточной структуры нейронов, скручивание апикальных дендритов (отростков нейрона) и увеличение толщины волокон в клетках I и II слоя коры головного мозга. Однако какие конкретно районы и клеточные структуры коры головного мозга более всего связаны с хранением временных (условных) связей, остаётся неясным[6][52].
В нейропсихологии традиционно выделяют модально-неспецифическую и модально-специфическую виды памяти, первая из которых охватывает фиксацию самых разных стимулов и событий. Её качество зависит от состояния связей между разными участками мозга и прежде всего между корой головного мозга и подкорковыми мозговыми образованиями. Модально-специфические виды памяти выделяются соответственно ведущему анализатору: двигательная память, слуховая память, зрительная память и прочие[8].
Источником информации при исследованиях мозгового субстрата памяти часто служит клинический материал, а именно случаи амнезии и связанные с ней мозговые нарушения[6]. Так, поражение глубоких отделов мозга области гиппокампа, ядер зрительного бугра, мамиллярных тел и миндалевидного тела приводит, как правило, к массивным нарушениям памяти, не ограниченным какой-либо одной модальностью. Но и это не даёт оснований для утверждения, что именно эти и только эти мозговые образования являются субстратом памяти, хотя данные клинических наблюдений и экспериментов на животных свидетельствуют об определённой специализации этих мозговых структур[6][23].
Например, гиппокамп отвечает за пространственное обучение и фиксацию содержаний семантической и автобиографической видов памяти, а миндалевидное тело участвует в процессах запоминания эмоциональной информации. У человека процессы извлечения информации также связаны с активацией передних отделов мозга, причём в случае эпизодической памяти такая активация регистрируется преимущественно в правых префронтальных отделах коры. Роль префронтальной коры (передняя часть лобных долей) значительна и при формировании рабочей (оперативной, буферной) памяти. Особенно стоит выделить, что мозговые механизмы семантической и процедурной памяти не имеют выраженной локализации[6].
Память в теории и практике оккультизма
В оккультизме, рассматривающем человека как единство четырёх тел, память является атрибутом тела нулевого уровня. Тело нулевого уровня подобно стержню, на которое нанизываются прочие тела. Тело нулевого уровня — это первичная и неделимая субстанция, которая отражает всеобщую взаимосвязь вещей и единство законов природы. Память, как атрибут тела нулевого уровня человека, обеспечивает его целостность и включает в себя три составные части: генетическую память, рефлекторную память и сознательную память. Если первая составляющая памяти (генетическая память) связывает поколения и обеспечивает нормальное протекание жизненных процессов, то вторая составляющая памяти есть прижизненно приобретённое психическое образование, в которое включаются привычные действия. Сознательная память в оккультных науках сопряжена с кругом задач, направленных на самосовершенствование человека и познание сущности мироздания[53].
Процессы и функции памяти, её классификации
Феноменология памяти проявляется в многоуровневой переработке человеком информации: от её восприятия через отбор, механизмы хранения и воспроизведения до возвращения во внешний мир в форме различных стратегий поведения и деятельности. Память выполняет ряд функций: фиксация информации, удержание её в скрытом состоянии, актуализация информации (извлечение) и забывание информации. Функции памяти реализуются через соответствующие процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание[1][15][54][55].
- Запоминание — процесс фиксации воспринимаемой информации, причём понимание и осмысление являются важными условиями запоминания. Нарушение этих условий снижает эффективность не только запоминания, но и процессов сохранения и воспроизведения материала, поскольку запоминание является фундаментом воспроизведения информации[1].
- Сохранение — процесс реконструкции воспринимаемой информации и долговременного её удержания в памяти. Процесс сохранения зависит от способов переработки запоминаемого материала, использования приёмов запоминания, а также повторения[1]. О сохранении информации можно судить только на основе наблюдений за воспроизведением, повторным заучиванием или узнаванием информации, где последнее является критерием эффективности сохранения информации. Помимо индивидуального узнавания (признания воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту), выделяют родовое узнавание (импринтинг)[56][57][58]. Вместе с этим узнавание иногда рассматривается как тест памяти[6].
- Воспроизведение — актуализация или извлечение из памяти воспринятой информации. Воспроизведение — это активный процесс сознательной реконструкции материала, а не простое его повторение. Как отмечает российский физиолог Константин Владимирович Анохин, явление вспоминания никогда не бывает точно воспроизводящим то событие или явление, которое было запомнено, так как в образ припоминаемой ситуации включаются новые детали[8].
- Забывание — уменьшение возможности воспроизведения информации, являющееся необходимым процессом, благодаря которому материал из актуальной памяти переводится в потенциальную, освобождая сознание человека от сознавания прошлого опыта. Забывание полезно, потому что оставляет «ключ» к извлечению информации, отправляемой на временное хранение. Но для того чтобы «забыть», надо правильно закрепить информацию в памяти за счёт установления существенных связей внутри запоминаемого материала[1].
Ошибки и неточности, обнаруживающиеся в повседневном функционировании памяти и осложняющие её использование, например, в свидетельских показаниях, могут быть связаны как с чрезмерной готовностью сообщить какую-либо информацию (уровень мотивации), так и с элементарным забыванием. Фундаментальной особенностью памяти является включение в образ припоминаемой ситуации новых деталей и аспектов, обусловливаемого общим знанием о ситуациях такого рода и формулировкой наводящих вопросов[6].
Критерий классификации памяти | по сенсорной модальности | по времени закрепления и сохранения материала | по типу запоминаемого материала и характеру психической активности | по индивидуальным различиям в продуктивности запоминания и сохранения | по критерию использования вспомогательных средств в процессе запоминания | по характеру целей деятельности | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Виды памяти | зрительная (иконическая) память | сверхкратковременная, мгновенная (сенсорная) память | иконическая память | двигательная (моторная) память | наглядно-образная память | непосредственная память | непроизвольная память |
эхоическая память | |||||||
слуховая (эхоическая) память | кратковременная (буферная, оперативная, первичная) память | образная память | опосредствованная память | произвольная память | |||
тактильная (кинестетическая) память | долговременная (вторичная) память | процедурная память | промежуточная память | ||||
вкусовая память | семантическая память | словесно-логическая память | словесно-логическая память | ||||
обонятельная память | эпизодическая (автобиографическая) память |
Продуктивность памяти: её критерии и культурно-историческое развитие
Критерии памяти и возможности её развития
В памяти людей эмпирически обнаруживаются индивидуальные различия — это проявляется в различной скорости запоминания информации, в прочности сохранения, в лёгкости воспроизведения материала. Индивидуальные различия могут быть обусловлены не только особенностями высшей нервной деятельности, но и воспитанием в определённый конкретно-исторический период. Индивидуальные различия в памяти находят выражение как в преобладании той или иной модальности (зрительной, слуховой, двигательной), так и в уровне организации памяти[59]. Память в целом имеет особенности, являющиеся в то же время критериями её продуктивности, и характеризуется объёмом и быстротой запоминания информации, длительностью сохранения и точностью воспроизведения[27].
- Объём — интегральная характеристика памяти в целом и её отдельных процессов, отражающая количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации.
- Быстрота — способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации достигать определённой скорости её обработки и использования.
- Длительность — важнейшая характеристика памяти человека в целом и её процессов, свидетельствующая о его способности удерживать определённое время в своём сознании нужную информацию.
- Точность — характеристика памяти, которая показывает способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать её основное содержание.
Средний объём кратковременной памяти равен 7±2 единицы, но несмотря на это смысловое группирование (распределение информации по смысловому содержанию) материала позволяет преодолеть этот «предел». Улучшение памяти также может быть достигнуто при помощи использования системы специальных методик и приёмов запоминания материала, получивших название мнемотехника. Наиболее известным приёмом мнемотехники является метод локуса, локальной привязки, который основан на создании ряда опор, объективно существующих и хорошо знакомых человеку. К этим опорам «привязывается» информация для запоминания. Например, необходимая для запоминания информация может быть мысленно размещена в тех или иных частях дома, где проживает человек[1][23]. Другой не менее известной мнемотехнической техникой является метод словесных посредников, основанный на создании вербальной схемы образов, способствующей заучиванию. Например, запоминание цветов спектра или падежей существительных в русском языке осуществляется при помощи мнемонических фраз[60].
Как однажды Жак-звонарь головою сшиб фонарь.
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку.
Иван рубил дрова, Василиса таскала поленья.
Собственно появление способов овладения памятью в истории человечества связано с действием, обеспечивающим запоминание и, следовательно, сохранение памяти о некотором событии: таковыми являются зарубка или завязанный на память узелок. Стоит отметить, что подобная «зарубка» может осуществляться не только на чём-то внешнем для человека, но и собственно на теле человека. Например, в племени дани существует традиция, согласно которой мать, потерявшая ребёнка, отрубает себе в память о своём ребёнке одну фалангу пальца, которую сжигают вместе с покойным[61].
В честь побед, которые прославляются в веках, устанавливалось множество триумфальных арок, являющихся мемориалами тех или иных событий. Слева направо и сверху вниз изображены: Триумфальная арка Тита, установленная в честь взятия римлянами Иерусалима во время Иудейской войны; Триумфальные ворота, установленные в ознаменование победы русского народа в Отечественной войне 1812 года; Триумфальная арка, установленная в честь побед Наполеона; Триумфальная арка Константина, установленная в честь победы Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста. |
Использование внешних средств для запоминания обнаруживается у первобытных племён. Так, у аборигенов Австралии существовали «жезлы вестников», которые представляют собой снабжённые нарезками круглые палки длиною в локоть или прямоугольные деревянные дощечки, которыми снабжаются отправляющиеся в путь передатчики сообщений между живущими далеко друг от друга племенами. Но эти нарезки не являются, как долго думали некоторые этнографы, условными знаками, понятными без дальнейших объяснений получателю или третьим лицам. Эти «жезлы» — пособия для памяти, предназначенные для вестников. При помощи жезлов вестники запоминали сообщение и только они могли его «расшифровать», чем-то подобным жезлам вестников является узелковое письма инков[62].
Культура как память человечества
В культурологическом и историческом аспекте культура человека в целом представляет собой социальную (внегенетическую) память и источник средств, позволяющих человеку овладеть своей мнемическими процессами. Вместе с этим культура и её объекты могут являться напоминанием людям о прошедших событиях и устанавливаться в те исторические моменты, которые люди желают помнить, не забывая нечто трагическое или величественное[11][12].
К неизменности и извечности социального поведения людей и общественных порядков и установлений, образно именуемых «национальная память», «память поколений», часто апеллируют представители фашистских и нацистских общественных движений, также расисты и приверженцы их современных модификаций. Примером неофашистской организации, использующей в своём названии слово «память», является национально-патриотический фронт «Память»[63][64][65]. Национальная память рассматривается в данном случае в качестве всё определяющего первоначала этноса, благодаря которому формируется этническое самосознание большой социальной группы (народ, нация). Эта «память» передаётся по наследству («по крови»), причём социальные качества индивида рассматриваются как фенотипические проявления «крови», в которой коренится сила или слабость человека, искренность или лживость во взаимоотношениях с другими людьми, стремление быть самоотверженным героем, честным тружеником или хитрым и пронырливым торговцем, обманывающим доверчивых представителей другой нации[63][66][67]. Продвижением и обоснованием идеи о существовании расовой или национальной памяти, являющейся частью коллективного бессознательного, которое образуется из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества, занимался швейцарский психиатр и психолог Карл Густав Юнг[68].
Память: расстройства и необычные мнемические явления
Одно из первых расстройств памяти, возникающее при алкогольном психозе, было описано в 1890 году русским психиатром Сергеем Сергеевичем Корсаковым и названо его именем — синдром Корсакова. Больной, страдающий этим заболеванием, не может запоминать текущие события при частичном сохранении памяти на прошлое[69].
Множество расстройств памяти и её экстраординарных проявлений нашло выражение в искусстве XX и XXI века. Амнезии (заболевания, связанные с потерей памяти) были «попутчицами» героев фильмов «Дежа вю», «Кто я», «Помни», «50 первых поцелуев» и многих других. Амнезия возникает вследствие поражений ретикулярной формации среднего мозга, гипоталамуса или миндалевидного тела. Поражение этих структур приводит к снижению активирующих свойств мозга, отчего специфические нейроны коры головного мозга, а также афферентные (воспринимающие) и эфферентные (двигательные) переключательные нейроны оказываются не способными в полной мере осуществлять передачу информации[52].
Помимо амнезии существуют гипомнезии и гипермнезии — патологические изменения памяти, проявляющиеся в ослаблении памяти в первом случае и аномальном усилении запоминания и воспроизведения информации во втором. Если гипермнезия может проявляться в маниакальную фазу при биполярном расстройстве или при употреблении психоактивных веществ, психостимуляторов, то гипомнезия может возникать в результате возрастных изменений либо мозговых заболеваний, например, склероза, болезни Альцгеймера[70].
Другая разновидность расстройств памяти — парамнезии (искажения или обманы памяти) становятся в кинематографе условиями развёртывания сюжета фильма, чаще всего — триллера, где герой начинает сомневаться в правильности воспоминаний и адекватности понимания прошедших событий. Примерами таких фильмов являются «Остров проклятых», «Транс», «Неизвестный»[70][71]. Классическим фильмом, в котором ставится под сомнение память героя и адекватность восприятия реальности, является фильм «Газовый свет» с Ингрид Бергман в главной роли. Практикуемый в данном фильме героем способ манипуляции, заставляющий героиню Ингрид Бергман сомневаться в собственном психическом здоровье, восприятии и памяти, стал нарицательным — «газлайтинг»[72].
В медицинской психологии была установлена связь парамнезий со стрессом, психастенией и другими изменениями функционирования центральной нервной системы. Парамнезии, под которыми чаще всего понимают расстройства памяти, при которых происходящее в данный момент кажется знакомым, уже пережитым когда-то, подразделяют на обманы памяти по типу «уже виденного», на смешения следов памяти и на появление ложных воспоминаний, имеющих повторяющийся характер[70][73]:
- псевдопамять — уверенное узнавание объекта как ранее виденного, хотя объект в действительности воспринимается впервые, причём аналогичный феномен в психопатологии называется дежавю (фр. déjà vu — уже виденное)[74];
- криптомнезия — действительное воспоминание о слышанном, виденном, читанном, которое человек принимает, а иногда и выдает другим за собственную оригинальную идею, изобретение, открытие; в психопатологии — потеря способности к различению между воспоминаниями о реально пережитых событиях и воспоминаниями о событиях, которые представлены в содержании сновидений, либо о тех, о которых человек слышал, видел, читал[75][76];
- конфабуляция — ложные, невероятные воспоминания, о вымышленных или мнимо-реальных событиях, в психопатологии — парамнезия[77];
- контаминация — ошибочное воспроизведение слов, сводящееся к неправильному их объединению, сплавление нескольких частей слов в одно слово, в психопатологии — парафазии или шизофренические неологизмы[78].
Расстройства памяти проявляются и в процессах восприятия как неузнавание знакомых объектов (агнозия). В зависимости от характера неузнаваемых объектов такие нарушения узнавания носят название лицевой агнозии (прозопагнозия), буквенной агнозии или предметной агнозии[15][70].
Люди с феноменальной памятью
- Соломон Вениаминович Шерешевский — мнемонист, известный по книге Александра Романовича Лурия «Маленькая книжка о большой памяти».
- Ким Пик — американский савант с феноменальной памятью, ставший прототипом героя фильма «Человек дождя».
Литература
- Аристотель. О памяти // Протрептик. О чувственном восприятии. О памяти. — Санкт-Петербург: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2004. — С. 137—152. — 182 с. — ISBN 5-288-03485-0.
- Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Общая редакция Ю. М. Забродина, Б. Ф. Ломова. — Москва: Прогресс, 1980. — 528 с.
- Бергсон А. Материя и память : Исследование об отношении тела к духу / Перевод с французского А. Баулер. — Санкт-Петербург: Д. Е. Жуковский, 1911. — 268 с.
- Блонский П. П. Психологические исследования: Том 3 : Память и мышление. — Москва ; Ленинград: Соцэкгиз, 1935. — 215 с.
- Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х томах. Том 2 / Под редакцией А. В. Петровского. — Москва: Педагогика, 1979. — С. 341—366. — 399 с.
- Громова Е. А. Эмоциональная память и её механизмы. — Москва: Наука, 1980. — 181 с.
- Занков Л. В. Память школьника : (Её психология и педагогика). — Москва: Учпедгиз, 1944. — 128 с.
- Запп Б. Память — это мышца : как натренировать мозг, чтобы быстро запоминать и долго помнить. — Москва: Эксмо, Бомбора™, 2021. — 222 с. — ISBN 978-5-04-113989-6.
- Леонтьев А. Н. Развитие памяти : Экспериментальное исследование высших психологических функций / С предисловием Л. С. Выготского. — Москва ; Ленинград: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1931. — 277 с.
- Лурия А. Р. Нейропсихология памяти (Нарушения памяти при глубинных поражениях мозга). — Москва: Педагогика, 1976. — 192 с.
- Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти : (Ум мнемониста). — Москва: Издательство Московского университета, 1968. — 85 с.
- Нуркова В. В. Общая психология. Том 3: Память. т. 3 / Под редакцией Б. С. Братуся. — Москва: Академия, 2006. — 317 с. — ISBN 5-7695-2420-0.
- Нуркова В. В. Свершённое продолжается: психология автобиографической памяти личности. — Москва: Издательство УРАО, 2000. — 315 с. — ISBN 5-204-00207-3.
- Память и её воспитание / Под научной редакцией профессора А. А. Смирнова. — Москва: Знание, 1971. — 47 с.
- Рибо Т. А. Аффективная память / Перевод с французского Е. Максимовой. — Санкт-Петербург: Ред. журн. «Образование», 1899. — 50 с.
- Рибо Т. А. Болезни памяти / Перевод с французского, под редакцией А. Черемшанского. — Санкт-Петербург: Ред. журн. «Медицинская библиотека», 1881. — 118 с.
- Роговин M. С. Философские проблемы теории памяти. — Москва: Высшая школа, 1966. — 168 с.
- Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. — Москва: Просвещение, 1966. — 423 с.
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 Диянова З. В., Щёголева Т. М. Мнемические процессы // Общая психология. Краткий курс. — Иркутск: Издательство ИГУ, 2023. — С. 146—164. — 272 с. — ISBN 978‐5‐9624‐2210‐7.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Величковский Б. М. Память // Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. — ISBN 5-9292-0137-4.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Роговин М. С. Память // Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и др.. — Москва: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
- ↑ 4,0 4,1 Блейхер В. М., Крук И. В. Память // Толковый словарь психиатрических терминов. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 638 с. — ISBN 5-87224-067-8.
- ↑ Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Под общ. ред. А. В. Либина. — М.: Смысл, 1998. — 679 с. — ISBN 5-89357-041-3.
- ↑ 6,00 6,01 6,02 6,03 6,04 6,05 6,06 6,07 6,08 6,09 6,10 Величковский Б. М. Память . БРЭ (24 мая 2022). Дата обращения: 19 декабря 2024.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 Зинченко Т. П. Память // Большой психологический словарь. — М.-СПб.: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. Теория и практика. — М.: АСТ, 2023. — С. 141. — 544 с. — ISBN 978-5-17-122008-2.
- ↑ 9,0 9,1 Тахо-Годи А. А. Лета // Мифологический словарь / Главный редактор Е. М. Мелетинский. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — С. 310. — 672 с.
- ↑ Тахо-Годи А. А. Мнемосина // Мифологический словарь / Гл ред. Е. М. Мелетинский. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — С. 364. — 672 с.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 Гири П. Память // Словарь средневековой культуры / Под общей редакцией А. Я. Гуревича. — Москва: РОССПЭН, 2003. — С. 342—348. — 631 с. — ISBN 5-8243-0410-6.
- ↑ 12,0 12,1 Леонтьев А. Н. Развитие памяти : Экспериментальное исследование высших психологических функций / С предисловием Л. С. Выготского. — Москва ; Ленинград: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1931. — 277 с.
- ↑ Анамнесис // Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и другие. — Москва: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
- ↑ Большакова В. В., Карпенко Л. А. Геринг Эвальд // История психологии в лицах: персоналии / Редактор-составитель Л. А. Карпенко. — Москва: Per Se, 2005. — С. 132—134. — 783 с. — ISBN 5-9292-0136-6.
- ↑ 15,0 15,1 15,2 Рубинштейн С. Л. Память // Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2003. — С. 321—366. — 713 с. — ISBN 5-314-00016-4.
- ↑ 16,0 16,1 Механизмы памяти / И. П. Ашмарин и другие; предисловие Г. А. Вартаняна. — Ленинград: Наука (Ленинградское отделение), 1987. — 431 с.
- ↑ Югай Г. А. Общая теория жизни. — Москва: Мысль, 1985. — 256 с.
- ↑ Карпенко Л. А. Импринтинг // Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера. — Москва: ПЕР СЭ, 2005. — С. 164. — 176 с. — ISBN 5-9292-0145-5.
- ↑ Мещеряков Б. Г. Запечатление (у животных) // Большой психологический словарь. — М.-СПб.: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
- ↑ Запечатление (импринтинг) // Словарь практического психолога / Составитель С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — 799 с. — ISBN 985-433-167-9.
- ↑ Павлов И. П. О художественном и мыслительном типе людей // Рефлекс свободы. — Санкт-Петербург: Питер, 2001. — 424 с. — ISBN 5-318-00280-3.
- ↑ Зинченко Т. П. Памяти типы // Большой психологический словарь. — М.-СПб.: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
- ↑ 23,0 23,1 23,2 23,3 23,4 23,5 23,6 Лурия А. Р. Память // Лекции по общей психологии. — Санкт-Петербург: Питер, 2006. — С. 195—238. — 320 с. — ISBN 5-94723-559-5.
- ↑ Федунина Н. Ю. Проблема памяти в трудах П. Жане . psychology-online.net. Дата обращения: 17 декабря 2024.
- ↑ Карпенко Л. А. Бартлетт Фредерик Чарльз // История психологии в лицах: персоналии / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. — Москва: Per Se, 2005. — С. 37—38. — 783 с. — ISBN 5-9292-0136-6.
- ↑ 26,0 26,1 Блонский П. П. Психологический анализ припоминания // Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х томах. Том 2 / Под редакцией А. В. Петровского. — Москва: Педагогика, 1979. — С. 341—366. — 399 с.
- ↑ 27,0 27,1 Крысько В. Г. Общая психология в схемах и комментариях. — СПб.: Питер, 2007. — С. 124. — 254 с. — ISBN 978-5-469-00181-2.
- ↑ Кумахова Дж Б., Озрокова К. Ю. Виды памяти и их психологическая характеристика // Экономика и социум : Статья. — 2018. — № 11 (54). — С. 558—563.
- ↑ Эйдетизм // Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и другие. — Москва: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
- ↑ Зинченко Т. П. Эйдетизм // Большой психологический словарь. — М.-СПб.: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
- ↑ Величковский Б. М. Эйдетизм // Общая психология. Словарь / Под редакцией А. В. Петровского. — Москва: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. — ISBN 5-9292-0137-4.
- ↑ Зинченко Т. П. Память слуховая // Большой психологический словарь. — М.-СПб.: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
- ↑ Зинченко Т. П. Музыкальная память // Большой психологический словарь. — М.-СПб.: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
- ↑ Зинченко Т. П. Память тактильная // Большой психологический словарь. — М.-СПб.: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
- ↑ Карпенко Л. А. Эффект незавершённого действия (эффект Зейгарник) // Общая психология. Словарь / Под редакцией А. В. Петровского. — Москва: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. — ISBN 5-9292-0137-4.
- ↑ Величковский Б. М. Память сенсорная // Общая психология. Словарь / Под редакцией А. В. Петровского. — Москва: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. — ISBN 5-9292-0137-4.
- ↑ Память сенсорная // Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — 799 с. — ISBN 985-433-167-9.
- ↑ Зинченко Т. П. Память сенсорная // Большой психологический словарь. — М.-СПб.: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
- ↑ 39,0 39,1 Ильина С. В., Карпенко Л. А. Найссер Ульрих // История психологии в лицах: персоналии / Редактор-составитель Л. А. Карпенко. — Москва: Per Se, 2005. — С. 321. — 783 с. — ISBN 5-9292-0136-6.
- ↑ Память эхоическая // Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — 799 с. — ISBN 985-433-167-9.
- ↑ Зинченко Т. П. Память иконическая // Большой психологический словарь. — М.-СПб.: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
- ↑ Память иконическая // Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — 799 с. — ISBN 985-433-167-9.
- ↑ Экстериоризация // Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — 799 с. — ISBN 985-433-167-9.
- ↑ 44,0 44,1 Величковский Б. М. Память кратковременная // Общая психология. Словарь / Под редакцией А. В. Петровского. — Москва: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. — ISBN 5-9292-0137-4.
- ↑ Память кратковременная // Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — 799 с. — ISBN 985-433-167-9.
- ↑ Зинченко Т. П. Кратковременная память // Большой психологический словарь. — М.-СПб.: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
- ↑ Величковский Б. М. Память долговременная // Общая психология. Словарь / Под редакцией А. В. Петровского. — Москва: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. — ISBN 5-9292-0137-4.
- ↑ Память долговременная // Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — 799 с. — ISBN 985-433-167-9.
- ↑ Зинченко Т. П. Долговременная память // Большой психологический словарь. — М.-СПб.: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
- ↑ 50,0 50,1 50,2 Назаров А. И. Память процедурная // Большой психологический словарь. — М.-СПб.: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
- ↑ Нуркова В. В. Общая психология. Словарь / Под редакцией А. В. Петровского. — Москва: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. — ISBN 5-9292-0137-4.
- ↑ 52,0 52,1 52,2 Памяти морфологический субстрат // Большой психологический словарь. — М.-СПб.: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
- ↑ Поляков А. Н. Антропология // Теория и практика оккультизма. — Киев ; Москва: Ника-Стар ; Старклайт, 2004. — С. 27—57. — 284 с. — ISBN 966-521-268-0.
- ↑ Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. — М.: Академия, 2002. — С. 405. — 512 с. — ISBN 5-7695-1068-4.
- ↑ Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — С. 261. — 592 с. — ISBN 5-272-00062-5.
- ↑ Узнавание // Словарь практического психолога / Составитель С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — 799 с. — ISBN 985-433-167-9.
- ↑ Узнавание // Большой психологический словарь. — Москва ; Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
- ↑ Карпенко Л. А. Общая психология. Словарь / Под редакцией А. В. Петровского. — Москва: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. — ISBN 5-9292-0137-4.
- ↑ Гамезо М. В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — С. 160. — 276 с. — ISBN 5-93134-126-9.
- ↑ Диянова З. В., Щёголева Т. М. Память // Познавательные процессы : Очерки по общей психологии. — Иркутск: Иркутский государственный университет, 2006. — С. 44—74. — 174 с. — ISBN 5-9624-0099-2.
- ↑ Бабаева Д., Кргулов Л. Фаланги скорби: как переживают потерю близких на Новой Гвинее . Вокруг света. Дата обращения: 18 декабря 2024.
- ↑ Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Мысль, 1965. — 572 с.
- ↑ 63,0 63,1 Бурдерон Р. Фашизм : идеология и практика. — Москва: Прогресс, 1983. — 165 с.
- ↑ Окунев Д. Их обвиняли в фашизме, про них пел Летов, с ними дружил Тальков. Как общество «Память» стало сенсацией в СССР? . Лента.ру. Дата обращения: 1 марта 2025.
- ↑ Коргунюк Ю. Г., Степанов А. А. Национально-патриотический фронт «Память» . БРЭ (22 мая 2022). Дата обращения: 1 марта 2025.
- ↑ Кунц К. Совесть нацистов. — Москва: Ладомир, 2007. — 400 с. — ISBN 978-5-86218-377-1.
- ↑ Тагиефф П.-А. Цвет и кровь. Французские теории расизма. — Москва: Ладомир, 2009. — 238 с. — ISBN 978-5-86218-473-0.
- ↑ Рощин С. К. Западная психология как инструмент идеологии и политики. — Москва: Наука, 1980. — 303 с.
- ↑ Блейхер В. М., Крук И. В. Корсакова синдром // Толковый словарь психиатрических терминов. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 638 с. — ISBN 5-87224-067-8.
- ↑ 70,0 70,1 70,2 70,3 Корсакова Н. К. Памяти расстройства // Большой психологический словарь. — М.-СПб.: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
- ↑ Блуждая во тьме: 10 триллеров с высоким рейтингом о потерянных воспоминаниях и поиске истины . ixbt.games (11 декабря 2024). Дата обращения: 17 декабря 2024.
- ↑ Страховская О. Газлайтинг // Сложные чувства. Разговорник новой реальности: от абьюза до токсичности / Под ред. П. Аронсон. — М.: Individuum, 2021. — 284 с. — ISBN 978-5-60-468771-0.
- ↑ Величковский Б. М. Парамнезия // Общая психология. Словарь / Под редакцией А. В. Петровского. — Москва: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. — ISBN 5-9292-0137-4.
- ↑ Назаров А. И. Псевдопамять // Большой психологический словарь. — М.-СПб.: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
- ↑ Мещеряков Б. Г. Криптомнезия // Большой психологический словарь. — М.-СПб.: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
- ↑ Блейхер В. М., Крук И. В. Криптомнезия // Толковый словарь психиатрических терминов. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 638 с. — ISBN 5-87224-067-8.
- ↑ Блейхер В. М., Крук И. В. Конфабуляции // Толковый словарь психиатрических терминов. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 638 с. — ISBN 5-87224-067-8.
- ↑ Блейхер В. М., Крук И. В. Контаминация // Толковый словарь психиатрических терминов. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 638 с. — ISBN 5-87224-067-8.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Статья является кандидатом в избранные статьи с 3 января 2025.
|- |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |