Память
Па́мять — (англ. memory) — психическая функция, обеспечивающая способность запоминания, хранения и извлечения информации. Существенный вклад в изучение памяти внесли Александр Романович Лурия, Евгения Давыдовна Хомская, Наталья Константиновна Корсакова, Юрий Владимирович Микадзе, Эсфирь Георгиевна Симерницкая, Константин Владимирович Анохин и другие[1].
Характеристика
Согласно представлениям К. В. Анохина (российского нейробиолога, доктора медицинских наук, профессора), посвятившего массу времени изучению памяти с нейробиологической и нейропсихологической позиций, выявил, что развитие мозга человека никогда не останавливается, а каждый новый опыт — одновременно новый морфогенез (изменение, происходящие в структурах мозга). Новый опыт изменяет работу нейронов и синаптических контактов между ними, следовательно они становятся более дифференцированными и совершенными. Данное утверждение Константин Владимирович считает справедливыми и для мозговых процессов, которые происходят в эмбриогенезе. Особое место К. В. Анохин отводит явлению вспоминания и говорит о том, что оно никогда не бывает точно воспроизводящим то событие или явление, которое запомнено[1].
Английский учёный Фредерик Чарлз Барлетт в середине ХХ века установил, что точным вспоминание может быть только при заучивании материала наизусть (например билеты для сдачи экзамена и т. д.). В остальных случаях информация, которую нужно запомнить, особым образом структурируется. По мнению Барлетт, что в воспоминании всегда присутствует доля фантазии. Рассказы разных людей об одном событии отличаются, данный факт наиболее ярко выступает в разных источниках мемуарной литературы[1].
Память в целом и память конкретного человека имеет особенности, свидетельствующие о её продуктивности.
- Объём — это важнейшая интегральная характеристика памяти в целом и её отдельных процессов, отражающая количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации.
- Быстрота — способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации достигать определённой скорости её обработки и использования.
- Точность — характеристика памяти, которая показывает способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать её основное содержание.
- Длительность — важнейшая характеристика памяти человека в целом и её процессов, свидетельствующая о его способности удерживать определённое время в своём сознании нужную информацию. Различают кратковременную, долговременную и оперативную память:
— кратковременная память — запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень недолгого восприятия.
— долговременная память — процесс длительного сохранения часто повторяющейся и многократно запоминающейся информации.
— оперативная память — сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи.
- Готовность — это одна из важнейших характеристик памяти, которая свидетельствует о предрасположенности человека и его сознания всегда активно использовать всю запечатлённую информацию[2].
Классификация
В классификации памяти существует несколько подходов. Отдельные виды памяти выделяются в соответствии с тремя первостепенными критериями:
1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. Данная классификация была предложена Павлом Петровичем Блонским, выделенные им четыре вида не существуют независимо друг от друга, и находятся в тесном взаимодействии. Павлу Петровичу удалось определить различия между отдельными видами памяти.
- Двигательная (моторная) память — запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Данный вид памяти является основной для формирования практических и трудовых навыков (навык ходьбы, письма и т. д.). Развитие двигательной памяти возможно не только в младенческом возрасте (первых лет жизни), но и в гораздо поздние сроки.
- Эмоциональная память — память на чувства, данный вид памяти заключается в способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции сообщают о том, как удовлетворяются потребности и интересы человека, как осуществляются его отношения с окружающим миром.
- Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, звуки, запахи, вкусы и другое. Суть данного вида памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений.
- Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Особенностью является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них называется не просто логической, а словесно-логической и проявляется в двух случаях: а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей. Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом[2][3].
2) по характеру целей деятельности;
- непроизвольная — запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная установка что-то запомнить или вспомнить.
- произвольная — перед человеком ставится определённая задача - запомнить материал, сам процесс требует волевого усилия.
3) по продолжительности закрепления и сохранения материала: кратковременная (оперативная) — запечатление информации на несколько минут; долговременная — хранение информации длительное время, иногда в течение всей жизни; мгновенная — кратковременное запечатление следов, длящееся несколько секунд[1].
4) в зависимости от приёмов заучивания различают:
- механическая (неосмысленная) память — это запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается (зазубривание). Данная память мало зависит от состояния интеллекта;
- логическая (смысловая) память — это запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации[2].
Виды памяти
Различают а) биологическую — на основе врождённой памяти работают, например, внутренние органы, а на основе приобретённой вырабатывается такое важное свойство, как иммунитети б) психологическую память — один из важнейших познавательных процессов, который позволяет человеку сохранять и использовать информацию из прошлого[1].
Выделяют модально-неспецифическую и модально-специфическую виды памяти:
- модально-неспецифическая память охватывает самые разные стимулы и события. Её качество зависит от состояния связей между разными участками мозга и прежде всего между корой и подкоркой.
- модально-специфические виды памяти выделяются соответственно ведущему анализатору: тактильная, слуховая, зрительная и т. д. Ведущей, у большинства людей, является зрительная память, далее по значимости является слуховая память. В отличие от модально-неспецифических видов памяти, они в значительной степени локальны. Место их представительства в мозге совпадает с местом расположения корковых концов анализаторов, ближе к периферии зоны той или иной модальности[1].
Основные процессы и механизмы памяти
Процессы памяти:
- запоминание — запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта новыми знаниями и формами поведения. Запоминание делиться на: а) преднамеренное, когда человек ставит перед собой определённую цель — запомнить некую информацию — и использует специальные приёмы запоминания, б) непреднамеренное — запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приёмов и проявления волевых усилий.
- сохранение — удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени;
- воспроизведение — активизация закреплённого ранее содержания психики;
- узнавание — сопровождающее процессы памяти явления психики, позволяющее им более эффективно функционировать[4][5].
Виды запоминания | Основные различия | Условия эффектичности |
---|---|---|
Произвольное | активность | специально поставлена цель |
Непроизвольное | включённость в деятельность | |
Произвольное | осмысленность | группировка по частям и составление плана |
повторение | ||
Непроизвольное | концентрация и распределение | |
самоконтроль |
Продуктивность памяти
Продуктивность памяти характеризуется объёмом и быстротой запоминания информации, длительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения. В памяти людей присутствуют индивидуальные различия - это обнаруживается: в различной скорости запоминания информации, в прочности сохранения, в легкости воспроизведения. Индивидуальные различия могут быть обусловлены врождёнными особенностями высшей нервной деятельности и воспитанием. Индивидуальные особенности обуславливают различные типы памяти. Индивидуальные различия в памяти могут быть двух видов: память разных людей отличается преобладанием той или иной модальности — зрительной, слуховой, двигательной; память различных людей может отличаться и по уровню своей организации[7].
Продуктивность памяти | ||||
---|---|---|---|---|
объём | быстрота | точность | длительность | готовность |
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. Теория и практика. — М.: АСТ, 2023. — С. 141. — 544 с. — ISBN 978-5-17-122008-2.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Крысько В. Г. Общая психология в схемах и комментариях. — СПб.: Питер, 2008. — С. 126. — 254 с. — (Учебное пособие). — 3500 экз. — ISBN 978-5-469-00181-2.
- ↑ Кумахова Дж Б., Озрокова К. Ю. Виды памяти и их психологическая характеристика // Экономика и социум : Статья. — 2018. — № 11 (54). — С. 558—563.
- ↑ Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2003. — С. 273. — 713 с. — ISBN 5-314-00016-4.
- ↑ Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. — М.: Академия, 2002. — С. 405. — 512 с. — ISBN 5-7695-1068-4.
- ↑ Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2004. — С. 261. — 583 с. — ISBN 5-272-00062-5.
- ↑ Гамезо М. В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — С. 160. — 276 с. — ISBN 5-93134-126-9.