Средневековье

Материал из «Знание.Вики»
Средневековье

Эпоха Средневековья — период истории Европы и Ближнего Востока, следующий после Античности и предшествующий Новому времени. Современная Европа заставляет задумываться о корнях, уходящих в прошлое, высвечивает скрытые прежде стороны средневековой жизни.

«Задача нелёгкая. Сразу решить её вряд ли возможно», — пишут французские исследователи Жак Ле Гоффи и Режэн Перну в своей книге «Чтобы закончить со средними веками»[1].

Этапы средневековья

Средневековье — загадочная и противоречивая эпоха. Средние века следуют после Античности и предшествуют Новому времени. Средневековье начиналось и заканчивалось потрясениями, связанными с падением города Рима. Рим был воплощением порядка, цивилизованной и культурной жизни народов. Имперский Рим, великий город, несколько столетий обеспечивал мир и процветание десятков стран и народностей. Он казался несокрушимым. Крах Рима — уход античной культуры. Условным началом периода стало падение Западной Римской империи. Основными хронологическими рамками эпохи Средневековья, по мнению историков, считаются 500—1500 и 500 —1800 годы[2].

V век — императорский Рим пал. Варварские племена — франки, англосаксы, норманны (викинги) — совершали набеги на европейские страны. Имперские земли заполоняют варвары, не знавшие латыни. Жители отдельных областей говорят на разных языках. Народы перестали понимать друг друга. Мир превратился в хаос. Тёмными веками называли раннее Средневековье.

Раннее средневековье

Характеризуется образованием варварских государств, делением общества на сословия. К числу наиболее выдающихся событий и исторических процессов Раннего Средневековья относят Великое переселение народов, образование Арабского халифата, образование империи Карла Великого, походы викингов и многое другое. Господствующая религия — христианство.

Человек раннего средневековья смотрел на мир через призму магического зеркала. Он знал, что через «проломы», «трещины», «дыры» в мир проникают силы зла. Рухнул центр вселенной — Рим — и превратился в огромную «дыру», которую спешно принялись «заделывать». Средневековье создало «святой город». В храмах поклоняются мощам святых, рассказывают легенды о раннехристианских мучениках. В городе находился христианский первосвященник, Папа. Рим — магическая печать, наложенная средневековьем на пёструю, разноязычную, разноликую Европу. Это отношение хорошо прослеживается в предании о том, как Папа Лев I в 452 году выехал навстречу вождю гуннов Аттиле, вооружённый одним лишь крестом и увещеваниями заставил отказаться от захвата и разорения города. Травма, нанесённая средневековому сознанию крушением Рима, оказалась настолько тяжёлой, что полностью изменила представления людей о культуре. Средневековье отказалось от «распространения» культуры, свойственной античности[3].

Средневековые жители

Зрелое (развитое) средневековье

Называют временем расцвета традиций средневекового общества. Этот период положил начало междоусобным войнам по всей Европе, начались Крестовые походы, возникают духовно-рыцарские ордена. Расцветает могущество католической церкви.

Средневековое искусство не «изображало» окружающую действительность, а «запечатлевало» её, «останавливало мир». Средневековой художник останавливал текучее, изменчивое, неуловимое и придавал грандиозную форму готического стиля.

Средневековый человек видел, что колеблющийся мир требует его заботы, организованности и упорядоченности. Он чувствовал себя одновременно и Адамом, дающим имена зверям и птицам, и Иисусом Христом, спасающим землю и людей от вечной погибели. Средневековье было религиозным, потому что чувствовало свою ответственность за судьбу мира. Святой Франциск Ассизский проповедовал, что человек не должен поддаваться ни злобе, ни ненависти и страху. Человек призван в мир, чтобы заботиться обо всём живом, подобно садовнику, охраняющему слабый росток от вредителей бури и засухи[1].

Позднее средневековье

Характеризуется эпохой кризисов и больших перемен в жизни общества. Столетняя война, эпидемия чумы середины XIV века, гуситские войны, изобретение книгопечатанья, появление и использование огнестрельного оружия. Люди позднего средневековья страшатся перемен, происходящих в их жизни. Они напряжённо ожидают небесной кары за дерзость человека, избравшего магию, как средство нападения.

Мир средневековья, пронизанный магией и религией, рухнул в XVI — XVII веке. Вместе с ним обрушился Рим. Город сохранил свои великолепные здания и веками накопленные богатства. Прежние хозяева «вечного города» не были варварами. В нём, как и прежде, жили Папы и собирались коллегии кардиналов. Только святость, в её прежнем, средневековом понимании, из Рима ушла. Центр христианского мира на заре Нового времени, представлялся европейцам средоточием жадности и безнравственности, служением Дьяволу. Прежний Рим стал мешать Европе, открывающей для себя новые возможности и новые горизонты. «Запечатывание», сохранение мира сменилось его исследованием. Герои, зорко стерегущие рубежи, сменились героями эти рубежи взламывающими. Роланд и король Артур оказываются в тени Леонардо-да Винчи и Колумба. Магия в позднем средневековье обращается к природной стихии, «натуре». У европейцев складывается впечатление о безграничности человеческих возможностей, о неизмеримости сил, скрытых в каждом явлении природы. Алхимик пытается овладеть ими, обнаружив философский камень; астролог — определив закономерности движения светил, художник — поняв строение человеческого тела, а гуманисты — усвоив забытую мудрость Аристотеля. Все эти люди «охотятся за силой»; они входят в царство сил, которое средневековье только созерцало.

Не случайно в творчестве художников XVI века Дюрера и Эль Греко появляется сюжет из «Апокалипсиса» — «Снятие седьмой печати». Согласно Библии, семью печатями закрыта книга, находящаяся в руке Божией. Сломать их может только Христос, принёсший себя в жертву за человечество. После снятия печатей наступает конец света. Начинается Страшный суд, обрёкший грешников на вечное мучение и даровавший праведникам вечное блаженство.

Ощущение уязвимости вырастает до размеров массового психоза. Родинка необычной формы и размера могла отправить обладателя на костёр. Фанатизм протестантов и католиков, невиданное ожесточение религиозных войн, ведовские процессы имеют общую основу — страх перед действительностью, страх перед возмездием в XVI — XVII веках.

В эпоху позднего Средневековья карнавал стал символом свободы и вседозволенности. Люди могли позволить себе то, что обычно было запрещено. Даже истово верующие католики иногда предавались самобичеванию, а фанатичные кальвинисты ограничивали себя в еде, одежде и других жизненных удовольствиях. Это было попыткой заменить наказание, которое мог бы наложить Бог, самонаказанием[3].

Два порядка — «сила» и «дело»

Средневековье могло противопоставить «страху Божьему», страху перед действительностью, лишь идею порядка. Внести представление о порядке в общественную и политическую жизнь того времени было трудно. Общество было добрым и постоянно распадалось на мелкие единицы, и собрать их воедино не удавалось. Карлу Великому это удалось на короткое время.

Первый вариант — равенство сил

Эпоха Средневековья никогда не знала сосредоточения всей власти в верхних слоях общества. Властным человеком считался тот, кто мог себя защитить.

В Англии XIII века земледелец, получавший определённый годовой доход, должен был стать рыцарем и служить в рыцарском войске. Те, кто не мог защитить себя самостоятельно, находились под опекой и покровительством более могущественных людей. Такая система власти не позволяла устанавливать порядок «сверху». Долгое время короли выполняли скорее роль символа власти, не управляя государством в полной мере.

Порядок возникал не по чьей-то воле, а формировался постепенно, естественным образом. В Средние века люди считали, что два человека, стоящие рядом, либо равны по силе, либо один из них сильнее другого. Если они были равны, то объединяли свои силы, так как их интересы совпадали. Так создавались общины, корпорации и союзы равных.

В эпоху Средневековья существовало огромное разнообразие объединений: цеха, торговые компании, городские и сельские коммуны, сообщества владельцев укреплённых башен в городах, разветвлённые родственные союзы и компании, которые совместно развлекались и пировали. Многие из этих общин признавали власть вышестоящих структур[1].

Второй вариант — неравенство сил

Если «сильному» человеку противостоял «слабый», то средневековье ставило второго в личную зависимость от первого. Так строились отношения феодалов с большинством крестьян. Сложнее обстояло дело с равными силами. И тогда средневековье ввело вассальную присягу. Суть её сводилась к следующему: синьор и вассал признавали равенство, а после этого вступали в отношения похожие на отношения сына и отца. «Сильный» не терял своей силы становясь вассалом. Синьор покровительствовал, делая его равным себе. Именно за это вассал нёс службу синьору.

Эпоха Географических открытий

Община, личная зависимость и вассалитет — краеугольные камни на которых держался общественный порядок средних веков. Главная заслуга средневековья заключается в том, что оно смогло постепенно соединить воедино разные формы отношений между людьми. Общество выстраивалось из простых «кубиков», но было при этом сложным и высокоорганизованным. В основе лежало соотношение силы, а значит — насилие. Средние века столкнулись со стихией насилия на заре своей истории, постепенно смогли «переработать» и придать ей форму порядка.

«Порядок силы» — не единственный способ организации общества известный средневековью.

Существовал и «Порядок дела».

Считалось, что каждый человек от рождения предназначен для одного из занятий: молитвы, военного дела, физического труда. Поэтому, средневековье складывалось из трёх частей — духовенства, рыцарства и «работающих» (крестьяне и ремесленники).. Это были «сословия» или «порядки». Представители различных сословий пользовались неодинаковыми правами и привилегиями. Границы между сословиями были нечёткими. Рыцарь мог принять монашеский обет. Члены многих монастырских общин могли заниматься физическим трудом.

Жизнь большинства людей средневековья охватывалась двумя порядками — «силы» и «дела». Раз и навсегда установленные между людьми отношения, почти не менялись, а лишь шлифовались и совершенствовались из века в век.

Кто-то считает эпоху Средневековье временем благородных рыцарей и принцесс, Кто-то — тёмными веками чумы, свирепой инквизиции и мракобесия, которые чуть не привели к закату западной цивилизации[4].

Заключение

Средневековье заканчивается тогда, когда эпоха Просвещения находит противоядие страху в человеческом разуме, своеволия, которого боялись в Средние века. С началом Возрождения и Географических открытий Эпоха Средневековья закончилась.

Картины, дошедшие до наших дней в виде изображений на стенах церквей, а также в виде иллюстраций на страницах старинных книг, рассказывают об эпохе Средневековья. Немецкий художник Альбрехт Альтдорфер на исходе средневековья, в 1510 году, написал странную картину: «Лесной пейзаж с битвой Святого Георгия». Специалисты-искусствоведы до сих пор спорят о её содержании и смысле. Всё пространство картины занимает мрачный, колдовской лес, заслоняющий небо. Кажется, что в таком устрашающем месте не может присутствовать человек. Приглядевшись внимательнее, обнаруживаем в самой глубине, в чаще, крошечную фигурку конного воина, поражающего копьём не столько страшное, сколько несуразное чудовище — жабу. Создаётся впечатление, что картина является прощанием со средневековьем, с эпохой, когда маленький и слабый человек выступил против огромного и неподвластного ему мира мистических сил. Он научился жить в этом мире, оставаясь человеком. Он выстоял. Он победил. Только найти победителя на старой немецкой картине так же трудно, как и понять эпоху средневековье. О роли Средних веков в развитии человечества до сих пор ведутся ожесточённые споры[2].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Исламова С.Т. Энциклопедия для детей. Том 1. Всемирная история. — М.,: Аванта +, 1997. — С. 200. — 704 с. — ISBN ISBN 5-86277-001-1.
  2. 2,0 2,1 10 фактов о средневековье. АСТ. Дата обращения: 8 июля 2024.
  3. 3,0 3,1 Байм М. Доспехи и оружие. — М.,: Слово, 1999. — С. 14. — 64 с. — ISBN ISBN 5-85050-576-8.
  4. Донской Г.Г. История средних веков: эпоха средневековья.. Фоксфорд. Дата обращения: 8 июля 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!