Нейропсихология

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Наука
Нейропсихология (от др.-греч. nευρο — нерв и др.-греч. ψυχήдуша»; λόγος учение) 
англ. Neuropsychology
NIA human brain drawing rus.jpg
Предмет изучения Психические процессы и их связь с отдельными системами головного мозга
Основные направления психология, неврология

Нейропсихология (от др.-греч. nευρο — нерв и др.-греч. ψυχήдуша»; λόγος учение) — самостоятельная научная дисциплина, находящаяся на стыке двух наук — теоретической психологии и клинической неврологии. Она охватывает как общие проблемы организации высших психических функций, так и практические аспекты в области топической неврологической диагностики, клинической психологии, дефектологии и пр. Нейропсихологические методы являются важнейшими инструментами распознавания тонких нарушений гнозиса, праксиса, речи и других высших психических функций и позволяют с большой степенью точности определить связь этих расстройств с конкретными зонами коры головного мозга[1].

История

Доли полушарий большого мозга

Успехи психологии, нейрофизиологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) начала XX века подготовили почву для формирования новой дисциплины — Нейропсихологии. Эта отрасль психологической науки начала складываться в 20-40-е годы XX века в разных странах и особенно интенсивно — в России. Нейропсихология — отрасль психологической науки, возникшая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга, созданная в нашей стране работами Александра Лурия, который разрабатывал различные проблемы нейропсихологии, для построения теории системной динамической локализации высших психических функций человека[2].

В течение столетий идеалистическая психология исходила из представления о параллельности мозговых (физиологических) и сознательных (психических) процессов или из представления о взаимодействии между этими двумя областями, считавшимися самостоятельными названная психофизической проблемой. Лишь во второй половине XIX века в связи с успехами изучения мозга и развитием клинической неврологии был поставлен вопрос о роли отдельных частей коры больших полушарий головного мозга в психической деятельности. Указывая на то, что при поражении определённых зон коры левого (ведущего) полушария у человека нарушаются отдельные психические процессы (зрение, слух, речь, письмо, чтение, счёт), неврологи предположили, что эти зоны коры больших полушарий — центры соответствующих психических процессов и что «психические функции» локализованы в определённых ограниченных участках мозга. Так создавалось учение о локализации психических функций в коре. Однако это учение, носившее «психоморфологический» характер, было упрощённым[3].

Задачи нейропсихологии

Нейроны коры больших полушарий головного мозга

Нейропсихология имеет важное значение для понимания механизмов психических процессов. Одновременно, анализируя нарушения психической деятельности, возникающие при локальных поражениях мозга, Нейропсихология помогает уточнить диагностику локальных поражений мозга (опухолей, кровоизлияний, травм), а также служит основой для психологической квалификации возникающего при этом дефекта и для восстановительного обучения, что используется в невропатологии и нейрохирургии[3]

Задача Нейропсихологии состоит в изучении психической деятельности человека. Анализ изменений психических процессов при локальных поражениях мозга позволяет выявить системную организацию этих процессов. Нейропсихология связана с медицинской практикой. Специалисты по Нейропсихологии используют психологические методы для топической диагностики локальных поражений мозга и для разработки путей восстановления нарушенных функций[4]. В задачи нейропсихологии входят три пункта:
1. Изучение изменения психических процессов при локальных поражениях мозга, что позволяет увидеть, с каким мозговым субстратом связан тот или иной вид психической деятельности;
2. Нейропсихологический анализ дает возможность выявить те общие структуры, которые имеются в совершенно разных психических процессах;
3. Ранняя диагностика очаговых поражений мозга[2].

Современная Нейропсихологии исходит из положения, что сложные формы психической деятельности, сформировавшиеся в процессе общественного развития и представляющие высшие формы сознательного отражения действительности, не локализованы в узко ограниченных участках («центрах») коры, а представляют сложные функциональные системы, в существовании которых принимает участие комплекс совместно работающих зон мозга. Каждый участок мозга вносит специфический вклад в построение этой функциональной системы. Так, стволовые отделы мозга и Ретикулярная формация обеспечивают энергетический тонус коры и участвуют в сохранении бодрствования. Височная, теменная и затылочная области коры больших полушарий — аппарат, обеспечивающий получение, переработку и хранение модально-специфической (слуховой, тактильной, зрительной) информации, которая поступает в первичные отделы каждой зоны коры, перерабатывается в более сложных «вторичных» отделах этих зон и объединяется, синтезируется в «третичных» зонах (или «зонах перекрытия»), особенно развитых у человека. Лобная, премоторная и двигательная области коры — аппарат, обеспечивающий формирование сложных намерений, планов и программ деятельности, реализующий их в системе соответствующих движений и дающий возможность осуществлять постоянный контроль над их протеканием. В выполнении сложных форм психической деятельности участвует весь мозг[3].

Методы нейропсихологии

Рассматривая методические основания нейропсихологии, все многообразие методов, используемых ею как самостоятельной научной дисциплиной, их можно разделить на две группы. К первой следует отнести те методы, с помощью которых были получены основные теоретические знания, а ко второй — методы, которые используются нейропсихологами в практической деятельности. Что касается первой группы, то здесь выделяют:
1. Сравнительно-анатомический метод исследования — позволяет выяснять зависимость способов жизни, поведения животных от особенностей строения их нервной системы. С помощью данного метода были выяснены принципы работы мозга, а также строение коры больших полушарий, но изучить функции тех или иных структур было сложно
2. Метод раздражения — предполагает анализ особенностей ВПФ в результате воздействия на мозг. Поскольку это воздействие можно оказывать по разному, выделяют:
а) прямое раздражение — предполагает непосредственное воздействие на отдельные участки коры с помощью электрического тока или механически. Однако непосредственное воздействие на мозг имеет ряд ограничений, особенно в отношении человека. Поэтому возникла потребность в более естественном методе изучения функций головного мозга непрямом раздражении или непрямой стимуляции коры
б) непрямое раздражение — предполагает выявление изменения электрической активности тех или иных участков мозга в результате воздействия тех или иных естественных факторов
в) раздражение отдельных нейронов — метод вызванных потенциалов, когда в ответ на определенное внешнее воздействие регистрируют изменения ритмов в спектре электроэнцефалограммы
3. Метод разрушения — заключается в разрушении определенного участка мозга и последующем наблюдении за поведением. Нарушения могут быть как необратимыми (ранение в мозг, нейрохирургические операции), так и обратимыми: когда разрушенный участок «выключается» тем или иным способом (охлаждение, стимуляция, медицинские препараты), а затем снова «включается» в работу.

Так же в практической деятельности нейропсихологов используется предложенный Александром Лурия метод синдромного анализа. Предложенный метод основан на системном подходе к анализу нарушений функции и качественном анализе дефекта и представляет собой набор специальных проб, адресующихся к различным познавательным процессам, произвольным движениям и действиям[2].

Инструменты нейропсихологии

Галерея

Примечания

  1. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. — М.: АСТ-Астрель Транзиткнига, 2005. — 384,(16) с.
  2. 2,0 2,1 2,2 Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. — 8-е изд., стер. — Москва : Академия, 2013. — 380 с. — ISBN 978-5-7695-9819-7
  3. 3,0 3,1 3,2 Нейропсихология / Большая советская энциклопедия // Глав. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — Москва : Сов. энциклопедия, Т. 18: Никко-Отолиты. — 1974. — 631 с.
  4. Нейропсихология / Большая медицинская энциклопедия // гл. ред. акад. Б. В. Петровский ; [Акад. мед. наук СССР]. — 3-е изд. — Москва : Сов. энциклопедия, Т. 17: Ниландера проба - Остеопатии. — 1981. — 511 с.

Литература

  • Нейропсихология / Большая Российская энциклопедия // научно-редакционный совет: председатель - Ю. С. Осипов и др. — Москва : Большая Российская энциклопедия, Т. 23: Николай Кузанский - Океан. Т. 23. — 2013. — 766 с. — ISBN 5-85270-320-6
  • Нейропсихология / Большая советская энциклопедия // Глав. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — Москва : Сов. энциклопедия, Т. 18: Никко-Отолиты. — 1974. — 631 с.
  • Нейропсихология / Большая медицинская энциклопедия // гл. ред. акад. Б. В. Петровский ; [Акад. мед. наук СССР]. — 3-е изд. — Москва : Сов. энциклопедия, Т. 17: Ниландера проба - Остеопатии. — 1981. — 511 с.
  • Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. — 8-е изд., стер. — Москва : Академия, 2013. — 380 с. — ISBN 978-5-7695-9819-7