Клиническая психология
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Клини́ческая (медици́нская) психоло́гия — междисциплинарная отрасль знания, научная и практическая область деятельности. Как специальность, сформировалась на «стыке» медицины и психологии. Современная клиническая психология представляет собой разветвлённую систему научных отраслей. Клиническая психология изучением психического здоровья, проведением научных исследований в рамках психофизиологии, а также разработкой и оценкой методов психологического консультирования, психологической коррекции нарушений, психологической реабилитации[1][2][3].
Предмет клинической психологии
Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины включает следующие аспекты[3]:
- Личностные и поведенческие особенности людей, имеющих заболевания;
- Воздействие психологических факторов на возникновение, развитие и лечение болезней;
- Особенности взаимоотношений больных людей и социальной среды, в которой они находятся;
- Психические проявления различных расстройств;
- Роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств;
- Влияние различных расстройств на психику;
- Нарушения развития психики;
- Разработка принципов и методов исследования в клинике;
- Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.
Также клиническая психология исследует общепсихологические проблемы, проблему определения нормы и патологии, соотношение социального и биологического в человеке и роль сознательного и бессознательного, а также проблемы развития и распада психики. Для клинической психологии общая психология выступает базисом, из которого она черпает теории, методы, категориальный аппарат[4].
История клинической психологии
Первым трудом по клинической (медицинской) психологии можно, считать книгу «Медицинская психология» Рудольф Герман Лотце (Lotze), вышедшую в 1852 году в Германии. Зарождение клинической психологии как отдельной дисциплины произошло в 1896 году, когда Лайтнер Уитмер открыл первую психологическую клинику в США (1986 год), основал журнал «Psychological Clinic» («Психологическая клиника», 1907 год) и вышла свет статья «Clinical Psychology» («Клиническая психология»). Уитмер начал применять психологические методы для диагностики и лечения психических заболеваний[1].
На границе XIX и XX веков на стыке психиатрии, философии и психологии появилось психоанализ — новое учение, которое перевернуло устоявшиеся представления о психической жизни человека, законах отклоняющегося и нормального функционирования психики. Его основатель, выдающийся австрийский психиатр Зигмунд Фрейд, отводил главную роль в появлении психических заболеваний ранним детским переживаниям человека[5].
В 1920-1930-е годы интенсивно формировались методы психодиагностики (MMPI, проективный тест Роршаха, TAT) и коррекционного обучения, что стимулировало массовые психолого-педагогические исследования в данной сфере. Проводятся исследования морфологии мозга (В. М. Бехтерев).
Третий этап относится к 1940-1970-ым годам. Характеризуется разработкой проблематики клинической психологии в границах других психологических дисциплин. Разрабатываются классификации (DSM, МКБ). Проводятся конкретные исследования, накапливается фактический материал, обогащается методический инструментарий (А. Р. Лурия, Е.Д Хомская, В. В. Лебединский, Б. В. Зейгарник, Л. С. Выготский)[1].
Четвёртый этап начинается с 80-х годов XX века и продолжается по настоящее время. Его ключевую особенность составляет оформление клинической психологии в отдельную психологическую дисциплину (Б. Д. Карвасарский)[1]. В ряде университетов мира возникают исследовательские и учебные программы[1].
- Ученые внесшие вклад в развитие клинической психологии
Разделы клинической психологии
- Патопсихология — раздел клинической психологии, возникший на стыке психологии и психиатрии. Изучает структуру нарушений психической деятельности, закономерности её распада в их сопоставлении с нормой. Патопсихологию следует отличать от психопатологии — раздела психиатрии, изучающего симптомы и синдромы психических болезней клиническим методом и оперирующего, главным образом, клиническими понятиями.
- Нейропсихология — изучает мозговую организацию психических функций. Одна из решаемых ею задач: установление локализации очаговых поражений мозга.
- Психология аномального развития — раздел занимающийся изучением нарушений развития психики (психического дизонтогенеза). Методологическая основа психологии аномального развития — теория высших психических функциях, разработанная Л. С. Выготским.
- Психосоматика — сравнительно новый раздел клинической психологии, изучает природу, методы лечения и предупреждения психосоматических расстройств, то есть таких соматических заболеваний, в возникновении и развитии которых значимую роль играют психологические факторы.
- Психологические основы психотерапии и реабилитации — раздел клинической психологии, разрабатывающий психологическую теорию психотерапии и реабилитации. Реабилитация рассматривается как системная деятельность, направленная на восстановление личного и социального статуса больного[3].
Методы
Методы в клинической психологии включают[3]:
- Анализ случаев (позволяет оценить новую терапевтическую технику). Медицинская история включает: анамнез, описание динамики состояния, катамнез.
- Беседа — разновидность полуструктурированного интервью, направленного на выяснение состояния личности.
- Эксперимент — позволяет за короткое время смоделировать психическую деятельность.
- Наблюдение за поведением — способ оценки мыслей, чувств и поступков пациента в определённом социальном окружении.
- Изучение продуктов творчества — рисунки и рассказы, художественное творчество и эстетическое восприятие.
- Консультирование, индивидуальные и семейные сеансы терапий, а также разные способы поддержки людей с психологическими трудностями, связанными с их физическим состоянием.
- Психотерапия — личностно ориентирована на психическое и физическое здоровье, целью является восстановление, сохранение благополучия[6] .
Клинические психологи заняты психологической помощью людям, в этом нуждающимся, вне зависимости от учреждений, в которых эта помощь оказывается.
Норма и патология — центральная проблема
Понятия «норма» и «патология» отражают различный уровень состояния здоровья и болезни человека, применительно к психике — «психического здоровья» или «душевной болезни»[7]. Толкование этих понятий имеет методологические основания — соответственно психопатологии, как раздела психиатрии и патопсихологии, как отрасли психологической науки[3].
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. — Санкт-Петербург: Питер, 2014. — ISBN 978-5-496-00762-7.
- ↑ Шмыков В.И. Клиническая психология – проблемы или перспективы? // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология : Электронный научный рецензируемый журнал. — 2020. — № 3. — С. 102—108. — ISSN = 2712-827Х issn = 2712-827Х.
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Клиническая психология . Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет». Дата обращения: 2 марта 2025.
- ↑ Залевский Г.В. Введение в клиническую психологию : учеб. пособие для бакалавриата и специалитета. — Москва: Юрайт, 2020. — 192 с. — ISBN 978-5-534-10619-0.
- ↑ Норман Сандберг, Аллен Уайнбергер, Джулиан Таплин ; [пер.: А. Козлов и др.] Клиническая психология. Теория, практика, исследования. — Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2007. — 383 с. — ISBN 978-5-93878-442-0.
- ↑ Носачев, Г. Н. Психотерапевтический метод - новая парадигма медицины и практической психологии: обзор литературы // Оренбургский медицинский вестник : журнал. — 2023. — Т. Т.11, № № 2(42). — С. 8—12. — ISSN 2309-0782.
- ↑ Худик, В. А. О соотношении понятий «норма» и «патология» // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина : журнал. — 2008. — Т. 3, № 6(20). — С. 114—129. — ISSN 1818-6653.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |